Слайд 1Тема 3. Общая характеристика рыночной экономики. Теория спроса и предложения
Слайд 23.1 Рыночные отношения:
сущность, структура, функции
Рынок - совокупность отношений между
продавцами и покупателями по поводу
купли-продажи отдельных видов товаров.
Рыночные отношения – экономические отношения, складывающиеся между производителями, продавцами, покупателями, потребителями товаров и услуг, органами государственного и муниципального управления по поводу обмена, распределения и перераспределения товаров и услуг.
Слайд 3Условия становления рыночных отношений:
1. Организационно-экономические:
а) многообразие форм собственности;
б) создание
рыночной инфраструктуры;
в) развитие конкуренции производителей;
г) создание механизма свободного ценообразования.
Слайд 4Инфраструктура - совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти
отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального
функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей.
Инфраструктура рынка – оптовые торговые предприятия, биржи, брокерские фирмы, финансовые институты, налоговая система и другие организации, обеспечивающие, сопровождающие рыночные процессы.
Слайд 5Условия становления рыночных отношений:
2. Правовые:
а) правовое регулирование рынка;
б) законодательное закрепление
экономических свобод хозяйственных субъектов;
в) обеспечение нормативно-законодательного регулирования рыночных связей.
Слайд 6Условия становления рыночных отношений:
3. Социальные:
А) обеспечение социальных гарантий гражданам;
Б) предоставление
всем равных возможностей в зарабатывании средств;
В) поддержка нетрудоспособных и социально
уязвимых;
Г) социальная поддержка безработных.
Слайд 7РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ КАК РЕГУЛЯТОР ЭКОНОМИКИ
Слайд 8Функции рынка:
1. Функция саморегулирования товарного производства;
2. Стимулирующая функция;
3. Функция
учета затрат на производство продукции;
4. Функция демократизации хозяйственной жизни.
Слайд 9Экономическая структура рынка определяется:
1. формами собственности;
2. структурой товаропроизводителей;
3.
особенностями сферы товарного обращения;
4. уровнем приватизации и разгосударствления структурных
подразделений хозяйства;
5. видами торговли, используемыми в стране.
Слайд 12Спрос – зависимость между количеством товара и ценами на рынке
данного товара.
Величина спроса – количество товаров, которое потребитель готов приобрести
при данном уровне цен.
3.2 Сущность спроса, его виды и факторы
Спрос
Индивидуальный спрос – это потребность отдельного покупателя в том или другом товаре, выраженная в деньгах.
Рыночный спрос – это суммарный спрос индивидуальных покупателей.
Слайд 13Структура потребительского спроса
Нерациональный спрос — это незапланированный спрос, возникший под
влиянием сиюминутного желания
Спекулятивный спрос – спрос, возникающий в обществе с
высокими инфляционными ожиданиями
Социальный спрос - спрос, обусловленный внешними воздействиями на полезность товара
Нефункциональный спрос - часть спроса, которая обусловлена факторами, непосредственно не связанными с качествами экономического блага
Функциональный спрос - часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами экономического блага
Слайд 14Эффекты в структуре социального спроса
1. Эффект присоединения к большинству -
это эффект увеличения спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя
общепринятым нормам, покупает тот же товар, который покупают другие.
2. Эффект сноба - это эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой.
3. Эффект Веблена - это эффект увеличения спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую цену.
Слайд 15Функция спроса - зависимость объема спроса от определяющих его факторов.
Qd
= f(P)
Закон спроса: с ростом цены при прочих равных условиях
количество товара, которое способен купить потребитель сокращается.
Слайд 16Причины закона спроса:
доход потребителя всегда органичен, поэтому по более низкой
цене он может купить больше товаров.
в экономике действует закон
убывающей предельной полезности.
поведение потребителя объясняется эффектом дохода: снижение цен на товары равнозначно увеличению дохода.
поведение потребителя определяется эффектом замещения: потребитель заинтересован в том, чтобы заменить потребление дорогих товаров более дешевыми.
Слайд 17
Кривая спроса – линия, которая отражает обратную зависимость между ценой
и количеством покупаемого товара.
Слайд 18Факторы спроса
1. Цена товара
Ценовые
Неценовые
1. потребительские предпочтения;
2. количество покупателей;
3. доходы потребителей;
4.
ожидания потребителей;
5. цены на взаимозависимые товары
Слайд 19Изменение спроса и его величины за счет ценовых и неценовых
факторов
Слайд 20Предложение – результат производства, который отражает желание производителей продать свой
товар.
Величина предложения – это количество товаров, которое может быть продано
на данном рынке и в данное время по определенной цене.
Qs = f(P)
3.3 Сущность предложения, его виды и факторы
Слайд 21Закон предложения: при прочих равных условиях, чем выше цена товара,
тем больше желание продавца его продать.
Основания для закона предложения:
1. кривая
предложения отражает разный уровень издержек производства на разных предприятиях.
2. повышение цены на товар, делает для предприятия выгодным увеличение объема производства даже при росте издержек производства.
Слайд 22Неценовые факторы предложения
- цены на ресурсы
- технология производства;
- число
продавцов на рынке;
- ожидание товаропроизводителей;
- деятельность государства (налоги
и дотации);
- цены на другие товары;
- наличие товарных запасов.
Слайд 23Кривая предложения – линия, отражающая положительную зависимость между ценой и
количеством предлагаемого товара.
Слайд 24Изменение предложения и его величины за счет ценовых и неценовых
факторов
Слайд 25
Цена спроса - цена, которую готовы заплатить покупатели при данном
наличии товара на рынке.
Цена предложения - цена, за которую продавцы
готовы продать свой товар при определенном его количестве на рынке.
3.4 Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночный механизм ценообразования
Слайд 26Несовпадение цен и объемов
спроса и предложения
Слайд 27Несовпадение цен и объемов
спроса и предложения
Слайд 29Равновесная рыночная цена – это цена уравновешивающая спрос и предложение
в результате действия конкурентных сил.
Параметрами рыночного равновесия признаются такие
параметры, при которых:
Ре= РS = РD ; Qе = QS = QD
Слайд 32«Паутинообразная» модель рыночного равновесия
Возможны 3 ситуации
динамики несовпадания
рыночной цены
с равновесной:
а) отклонение от равновесия
сокращается;
б) отклонение от
равновесия
нарастает;
в) рынок колеблется вокруг
точки равновесия, не достигая его.
Слайд 33«Паутинообразная» модель рыночного равновесия
Слайд 34«Паутинообразная» модель рыночного равновесия
Слайд 35«Паутинообразная» модель рыночного равновесия
Слайд 36На состояние рыночного равновесия оказывает влияние изменение рыночных условий:
1. Рост
спроса;
2. Падение спроса;
3. Рост предложения;
4. Падение
предложения.
Слайд 41Выигрыш
производителя и потребителя
TR = Pe*Qe – общая выручка производителя;
OpminEQe
– совокупные издержки;
PminPeE - выигрыш производителя.
PmaxEPe - выигрыш потребителя.
Слайд 42Воздействие государства на рыночное ценообразование
1. Фиксированное ценообразование в виде установления
верхней или нижней границы цены или коридора цен;
2. Регулирование рынка
путем воздействия на спрос или предложение прямыми или косвенными мерами.
субсидии, дотации, налоги
ограничительные лимиты, штрафные санкции
Слайд 433.5 Эластичность спроса и предложения.
Практическое значение теории эластичности
Слайд 44Эластичность – мера реакции одной переменой на изменение другой.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ
СПРОСА
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Ценовая
Неценовая
Доходная
Перекрестная
Ценовая
Неценовая
Слайд 45Прямая эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса) - демонстрирует
степень воздействия изменения цены на изменение величины спроса.
Коэффициент ценовой
эластичности спроса рассчитывается по формуле:
Еd = ∆Q(%) / ∆P(%)
где ΔQ – изменение спроса; ΔP – изменение цены.
Слайд 46Виды коэффициента эластичности
1. Коэффициент точечной эластичности – характеризует процентные
изменения в цене и спросе по отношению к начальным значениям.
Еd
= [ΔQ / ΔP] • [P0 / Q0] или
Еd = [ΔQ / ΔP] • [P1/ Q1], где
Р0 и Р1 – цена продукции в базисной и отчетной точках;
Q0 и Q1 – количество спрашиваемой продукции в базисной и отчетной точках.
Слайд 47Виды коэффициента эластичности
2. Коэффициент дуговой эластичности – характеризует процентные изменения
в цене и спросе по отношению к средним значениям.
Еd =
[ΔQ / ΔP] • [ [(Р0 + Р1) / 2] / [(Q0 + Q1) / 2] ] = [ΔQ / ΔP] • [P / Q], где
Р0 и Р1 – цена продукции в базисной и отчетной точках;
Q0 и Q1 – количество спрашиваемой продукции в базисной и отчетной точках.
Слайд 48Виды эластичности спроса
1. Спрос называется эластичным по цене, когда меньшее
процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса.
Коэффициент
эластичности больше единицы.
Слайд 49Виды эластичности спроса
2. Спрос считается неэластичным по цене, если большее
процентное изменение цены приводит к меньшему процентному изменению спроса.
Коэффициент
эластичности меньше единицы.
Слайд 50Виды эластичности спроса
3. Абсолютно неэластичный спрос – спрос, при котором
никакое изменение цены не вызывает изменения спроса (спрос не зависит
от цены).
Такой спрос наблюдается на жизненно необходимые товары (лекарства).
Коэффициент
эластичности
равен нулю.
Слайд 51Виды эластичности спроса
4. Абсолютно эластичный спрос – спрос, при котором
даже незначительное изменение цены вызывает значительное изменение спроса. Возможен либо
на рынке совершенной конкуренции либо в условиях инфляции.
Коэффициент эластичности стремится к бесконечности
Слайд 52Виды эластичности спроса
5. Спрос с единичной эластичностью – когда процентное
изменении цены сопровождается равнозначным процентным изменением спроса.
Коэффициент эластичности равен
единице.
Слайд 53Зависимость выручки
от цены и эластичности
Слайд 54Факторы ценовой эластичности спроса
Наличие товаров – субститутов;
Доля расходов на данный товар в общих расходах потребителя;
Нужность товара
для потребителя;
Связанность данного товара с другими товарами;
Фактор времени.
Слайд 55Перекрестная эластичность спроса по цене – относительное изменение спроса на
один товар в зависимости от изменения цены другого товара.
Edi(Pj)
= (DQdi/ Qdi) / (DPdj/ Pdj)
Если Edi(Pj) > 0, то товары взаимозаменяемы (субституты);
если Edi(Pj) < 0, то товары дополняют друг друга в потреблении (комплементарные блага);
если |Edi(Pj)| >1, то степень зависимости существенна;
если коэффициент равен нулю, то товары независимы.
Слайд 56Эластичность спроса по доходу показывает зависимость (чувствительность) объема спроса от
величины потребительского дохода:
Еd(I) = (DQd/ Qd) / (DI/ I),
где
I – доход потребителя.
Если Еd(I) < 0, товар считается низкокачественным;
если Еd(I) > 0, товар считается нормальным,
Еd(I) = 1 – для предметов роскоши.
Слайд 57Взаимосвязь между коэффициентами эластичности спроса:
e + Edi(Pj) + Еd
(I) = 0, т.е. сумма коэффициентов прямой, перекрестной и доходной
эластичностей спроса равна нулю.
Слайд 58Эластичность предложения – степень изменения величины предложения в ответ на
изменение цен в процентном выражении.
Коэффициент эластичности предложения:
ES = (ΔQ /
Q) / (ΔP / P) = (ΔQ / ΔP) • (P / Q)
Ценовая эластичность предложения [Esp] показывает процентное изменение в объеме предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены.
Слайд 59Факторы эластичности предложения
Фактор времени;
условия производства товара и гибкость
его реакции на изменение рыночной конъюнктуры;
возможности и затраты на
длительное хранение данного товара.
Слайд 60Эластичное и неэластичное предложение
Слайд 61Абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение