Слайд 1Типы рыночных структур
1. Конкуренция как элемент рыночного механизма.
2. Понятие рыночной
структуры. Типы рыночных структур:
2.1 Совершенная конкуренция.
2.2. Несовершенная конкуренция:
а) монополия;
б) олигополия;
в)
монополистическая конкуренция.
3. Антимонопольное регулирование.
Слайд 2Конкуренция (от лат. «конкурро» — сталкиваться) — соперничество, экономическая борьба
между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, купли
и продажи товаров, за приобретение факторов производства с целью получения максимальной прибыли.
Слайд 3
Функции конкуренции
обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя;
эффективное распределение ограниченных ресурсов
в соответствии с потребностями общества и нормой прибыли;
стимулирование эффективности производства
за счет улучшения качества продукции, снижения издержек производства, поиска новых знаний, обладающих высокой экономической ценностью;
распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства;
установление наименьшей из возможных равновесной рыночной цены.
Слайд 4Формы конкуренции:
конкуренция производителей-продавцов, борьба за «доллар покупателя», в которой побеждают
те производители, которые готовы продать товар подешевле, но в бόльших
объемах. Конкуренция между производителями является фактором понижения «цены предложения»;
конкуренция между покупателями, которые стремятся приобрести товар по меньшей цене. В соперничестве между ними побеждает тот, кто готов предложить более высокую цену. Выступает фактором повышения цены;
конкуренция между продавцами и покупателями, которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цен на товары. В результате этого соперничества достигается взаимное согласие о цене на однородные товары.
Слайд 5Методы конкурентной борьбы
ценовая конкуренция – борьба между производителями за сверхприбыль
посредством уменьшения издержек производства и снижения за счет этого цен
без изменения ассортимента и качества товаров;
ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара по разным ценам разным группам потребителей, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства (учет времени продажи товара, объема разовой покупки);
скрытые формы ценовой конкуренции – системы скидок и уступок, проведение распродаж;
неценовая конкуренция – повышение качества продукции путем совершенствования технических характеристик товаров; улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя; производство товаров-заменителей; улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис; использование массовой рекламы и т.п.
Слайд 6Существует ещё одно значение понятия «конкуренция». Если её рассматривать как
способ организации рынка, то выделяют:
совершенная конкуренция;
несовершенная конкуренция.
В основе этой
классификации лежит степень влияния отдельного продавца (или покупателя) на рыночную структуру.
Слайд 7Рыночная структура – это условия, в которых обычно протекает конкуренция.
Другими словами, - это основные характерные черты рынка, к числу
которых относятся:
количество и размеры фирм;
степень сходства и различий товаров разных фирм;
лёгкость входа и выхода с конкретного рынка;
доступность рыночной информации;
способность влиять на равновесную цену4
Исходя из этого экономисты различают следующие виды конкуренции:
Слайд 9Основные характеристики рынка СК:
очень большое число независимо действующих продавцов и
покупателей;
однородная, стандартная, унифицированная продукция;
отсутствие контроля над ценой. Незначительная доля объема
предложения со стороны отдельного продавца не позволяет ему влиять на рыночную цену. Рыночная цена выступает как внешний, объективный и независимый фактор;
одинаковая информация и полная информированность о положении дел на рынке для всех участников рынка (продавцов и покупателей);
свободное вступление и выход из отрасли;
невозможность сговора, совместных действий как продавцов, так и покупателей.
Слайд 10!!! Наиболее близки к рынкам совершенной конкуренции рынки:
сельскохозяйственной продукции;
ценных бумаг;
валюты.
Слайд 11Чистая монополия связана с доминирующим положением одного производителя, возможностью контроля
им рынка конкретного товара, что позволяет устанавливать монопольные цены и
получать монопольную прибыль.
Характерные черты чистой монополии:
единственный продавец (слова «фирма» и «отрасль» – синонимы);
уникальная продукция (хороших или близких заменителей не существует);
значительный контроль над ценой;
заблокированное вступление в отрасль в связи с наличием экономических, технических, юридических барьеров (низкие издержки производства, связанные с положительным эффектом масштаба; исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам, наличие государственных патентов и лицензий).
Слайд 12Монополист не имеет конкурентов, так как существуют барьеры: естественные и
искусственные. В зависимости от этого выделяют 2 вида чистой монополии.
Слайд 13Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только
один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией.
Слайд 14Олигополия — это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных
фирм и некоторое количество мелких.
Считается, что если четыре крупнейшие
фирмы контролируют 40% и выше совокупного рынка, отрасль является олигополистической.
Слайд 15Основные признаки олигополии:
немногочисленность фирм, господствующих на рынке товаров и услуг;
однородный
или дифференцированный тип продукции;
наличие существенных барьеров для вступления в отрасль
и слияния;
контроль над ценой ограничен взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре.
Слайд 16Черты механизма ценообразования в условиях олигополии:
жесткость цен (они изменяются
реже, чем в других рыночных структурах);
согласованность действий всех фирм в
области ценообразования.
Методы ценовой политики:
ценовая конкуренция;
тайный сговор о цене;
ценовая накидка и др.
Слайд 17Ценовая конкуренция характеризуется стремлением олигополии открыто навязать всем участникам отраслевого
рынка свои представления о справедливой цене. Делая ставку на обострение
ценовой конкуренции, олигополия, как правило, снижает цену.
Слайд 18Тайный сговор. С целью снижения коммерческого риска, создания условий для
получения сверхприбыли и иллюзии свободной конкуренции, олигополии отдельной отрасли идут
на достижение соглашения о совместном контроле над ценой товара. Сговоры по цене обычно преследуются со стороны государства.
Слайд 19Ценовая накидка. В ходе исследования определяются средние издержки производства приемлемые
для всей отрасли. Рассчитывается допустимая норма прибыли (доводится до сведения
общественности) и определяется верхний лимит рыночной цены, соблюдать который рекомендуется всем участникам рынка.
Слайд 20Основные черты монополистической конкуренции:
относительно большое число небольших производителей;
похожий,
но не одинаковый товар (зубная паста, порошок, чай, кофе и
т.д.);
сговор, совместные действия производителей не допускаются;
проводя свою экономическую политику, фирме приходится учитывать реакцию со стороны конкурента;
особое внимание уделяется инструментам неценовой конкуренции;
лёгкое вступление на данный рынок.
Слайд 21Монополистическая конкуренция - это тип рынка, при котором относительно большое
число небольших производителей производит и поставляет на рынок похожую, но
не одинаковую продукцию.
Слайд 23Антимонопольное регулирование выступает как совокупность экономических, законодательных и административных действий,
направленных на развитие свободной конкуренции и недопущение тенденций, предполагающих «эксплуатацию»
рыночного спроса и необоснованное получение дополнительного дохода.
Слайд 24Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
поощрение создания товаров-заменителей;
поддержка
новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий,
кредитов, государственных заказов);
привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).
Слайд 25Административные меры, направленные на демонополизацию рынков:
запрещение тайных сговоров, направленных на
поддержание монопольных цен;
запрет на слияния, которые ведут к установлению контроля
над предложением;
принудительная демонополизация (реструктуризация);
установление предельных цен, или предельного уровня роста цен, либо предельного уровня рентабельности.