Слайд 1Пантеизм и новая космология
Полищук И.И.
ДЭМ-301
Слайд 2Пантеизм
Религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир.
Слайд 3Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: παν (пан) — «всё, всякий» и
θεός (теос) — «бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог»
лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.
Слайд 4Формы пантеизма
Материалистический монистический пантеизм
или натуралистический пантеизм признаёт материю первичным началом. Бог идентичен Природе или
Вселенной. В истории эта форма пантеизма представлена в стоицизме, в философии
Джона Толанда, Эрнста Геккеля, Дэвида Лоуренса. В настоящее время концепция поддерживается организацией «Мировое пантеистическое движение».
Идеалистический монистический пантеизм
признаёт первичным началом идеальное. Это направление представлено в философии индуизма, отдельными школами буддизма, также в Нью-эйдж, например, у Дипак Чопры.
Дуалистический пантеизм принимает
как материальное, так и идеальное начала. Имеет множество разновидностей, иногда может включать верования в реинкарнацию, космическое сознание и паранормальные связи с природой. В настоящее время данная форма пантеизма широко представлена в язычестве. К одной из разновидностей дуалистического пантеизма также относится спинозизм.
Слайд 5Современное развитие
В конце XX века пантеизм начал заново возрождаться. Пантеисты
настаивают на необходимости экологического сознания в обществе и СМИ. Часто говорится о том,
что пантеизм лежит в основе теологии язычества. В 1975 году было основано «Универсальное пантеистическое общество», однако его численность остаётся небольшой. В 1999 году было создано «Мировое пантеистическое движение», которое имеет множество сторонников в различных странах мира и увеличивается благодаря спискам рассылок и социальным сетям.
В преддверии глобального экологического кризиса меняется отношение к природе, популярность и значимость пантеизма растет с начала XXI века. Ричард Докинз в «Бог как иллюзия» описывает натуралистический пантеизм как приукрашенный атеизм.
Ватикан продолжает выступления против пантеизма в папской энциклике от 2009 года и в послании 1 января 2010 года, в котором раскритиковал пантеизм за отрицание превосходства людей над природой и «видение источника спасения человека в природе».
Слайд 6Космология
Раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Основу этой дисциплины составляют математика,
физика и астрономия.
Слайд 7Древняя космология
Космология берет свое начало в представлениях древних, в частности
в древнегреческой мифологии, где очень подробно и достаточно систематизирование рассказывается
о сотворении мира и его устройстве. Впрочем, мифология любого народа, достаточно развитого для того, чтобы создавать космологические мифы, может похвастаться не менее интересными идеями. И это не случайно. Огромный
мир вокруг нас всегда волновал человека. Он с давних времен старался понять, как устроен этот мир, что такое в этом мире Солнце, звезды, планеты, как они возникли. Это - из разряда тех вопросов, которые принято называть «вечными», человек никогда не перестанет искать ответа на них. После того как появилась философия, пришедшая вместе с наукой на смену мифологии, ответ на эти вопросы стали искать в основном в рамках философских концепций, причем почти каждый философ считал своим долгом затронуть их.
Слайд 8Возникновение современной космологии
Связано с развитием в XX веке общей теории относительности (ОТО) Эйнштейна и физики
элементарных частиц. Первое исследование на эту тему, опирающееся на ОТО,
Эйнштейн опубликовал в 1917 году под названием «Космологические соображения к общей теории относительности». В ней он ввёл 3 предположения: Вселенная однородна, изотропна и стационарна. Чтобы обеспечить последнее требование, Эйнштейн ввёл в уравнения гравитационного поля дополнительный «космологический член». Полученное им решение означало, что Вселенная имеет конечный объём (замкнута) и положительную кривизну.
В 1922 году А. А. Фридман предложил нестационарное решение уравнения Эйнштейна, в котором изотропная Вселенная расширялась из начальной сингулярности. Подтверждением теории нестационарной вселенной стало открытие в 1929 году Э. Хабблом космологического красного смещения галактик. Таким образом, возникла общепринятая сейчас теория Большого взрыва.
Слайд 9Пантеизм Джордано Бруно
Вот какими словами Джордано Бруно пытался объяснить
своим религиозным противникам теорию пантеизма: «Я учу
бесконечности Вселенной, как результату действия бесконечной божественной силы. Ибо, полагаю, что весьма недостойно для Всевышнего Божества было бы ограничиться сотворением, какого – либо конечного мира. Я полагаю, что существует бесконечное множество миров, подобных миру на нашей Земле, которую я представляю, как и Пифагор, небесным телом, похожим на Луну. Я уверен, что многие планеты и другие звёзды населены. И всё это бесконечное множество в бесконечном пространстве и образует Вселенную. Самой Вселенной же управляет всеобщее Провидение, благодаря, которому всё живое с постоянством растёт, движется и преуспевает в своём постоянном совершенствовании. Само же провидение я понимаю в двойном смысле: во – первых, наподобие того, как проявляется душа в человеческом теле, то есть одновременно в целом и в каждой его отдельной части. Эту форму я называю Природой или тенью отражения самого Всевышнего Божества. Также Всевышнему Сознанию присуща и другая форма, проявляющаяся во Вселенной и над Вселенной. И вовсе не как часть, именуемая душой, а каким – либо другим, неизведанным для нас образом».
Слайд 10 В целом пантеизм Бруно был материалистическим в ряде некоторых
своих основных положений и говорил о реабилитации и легитимизации материи24.
Согласно его философии, все элементарные фрагменты сущего одновременно относятся как к материальному, так и к психическому. Свойства, присущие микрокосмосу, он распространял на всю существующую природу в целом.
Слайд 11Космология Джордано
Бессмертие научных измышлений Джордано Бруно - это
гораздо больше, чем бессмертие статуи или портрета. Научные достижения Бруно
продолжают жить в полном смысле этого слова, хотя время от времени может меняться смысл и значимость данных идей. В число таких идей входит и понимание космологии Джордано Бруно. Космология Бруно уравнивала Землю со всеми другими планетами Солнечной системы, а последнюю — со всеми бесчисленными звездными системами. Натурфилософской основой такого уравнивания стало убеждение Бруно в том, что земля, вода, воздух и огонь образуют не только наш земной мир, но и все остальные планеты Солнечной системы, как и все звезды с их спутниками. Мировая душа в качестве особой интеллигенции проникает и в каждое небесное светило, каждую планету, образуя ее внутренний деятельный принцип, без которого была бы совершенно непонятна причина их движения. При всей фантастичности этих воззрений нельзя забывать, что в эпоху, когда еще только начинала складываться небесная механика, с одной стороны, а философы стремились найти источник самодвижения планет и тем более звезд, не прибегая к помощи божественного всемогущества, — с другой, обращение к их неким внутренним духовным движущим началам было необходимой формой динамического объяснения космических явлений.
Слайд 12Сравнение космологии Джордано Бруно и Аристотеля
Аристотель увековечил геоцентризм, признав,
правда, шарообразность Земли, конечность и замкнутость космоса в пространстве (но
не во времени), отрицание материального единства мира. В этом он был ниже атомистов, отстаивающих мысли о бесконечности универсума в пространстве, о бесчисленности заключенных в этом бесконечном пространстве миров, о материальном единстве универсума. Аристотель уступал и негеоцентристу Филолаю, у которого Земля вместе с другими планетами двигалась, правда не вокруг Солнца, а вокруг центрального огня. Аристотель учил не только о местах тел как границах объемлющих их других тел, но и об естественных местах тел, благодаря чему он пытался объяснить движение тяжелого всегда вниз, а легкого - всегда вверх. Земля находится в центре мира, потому что естественное место тяжелого именно там, тяжелое, падая к центру, совершает движение по природе, а будучи поднято, тяжелое претерпевает насильственное движение. Из всего вышесказанного делаю вывод, что понимание космологии Джордано Бруно и философа Аристотеля было абсолютно различным.
Слайд 13Николай Коперник
польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в
естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о
центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.
Слайд 14Переворот, совершенный Николаем Коперником (1473-1543) в астрономии, имел огромное значение
для развития философии и науки. Он подрывал старые представления о
мире, ставил под вопрос не только традиционные понятия астрономии, но и принципы перипатетической физики и космологии, поскольку отменял важнейшие для нее понятия абсолютного "верха" и "низа", а тем самым требовал пересмотра методологических оснований натурфилософии в целом.
Слайд 15Коперник не делает бесконечность специальной темой исследования, скорее она играет
в его построениях вспомогательную роль в качестве натурфилософского допущения, однако
значение созданной Коперником новой астрономической теории столь велико для дальнейшего развития философии и науки, что представляют большой интерес и те общеметодологические установки, на которых она базируется.
В "Малом комментарии относительно установленных гипотез о небесных движениях" Коперник указывает семь постулатов (он называет их также и аксиомами), которые он выдвинул с целью "найти какое-нибудь более рациональное сочетание кругов, которым можно было бы объяснить все видимые неравномерности"
Слайд 16Первое требование. Не существует одного центра для всех небесных орбит
или сфер.
Второе требование. Центр Земли не является центром мира, но
только центром тяготения и центром лунной орбиты.
Третье требование. Все сферы движутся вокруг Солнца, расположенного как бы в середине всего, так что около Солнца находится центр мира.
Четвертое требование. Отношение, которое расстояние между Солнцем и Землей имеет к высоте небесной тверди, меньше отношения радиуса Земли к ее расстоянию от Солнца, так что по сравнению с высотой тверди оно будет даже неощутимым.
Слайд 17Пятое требование. Все движения, замечающиеся у небесной тверди, принадлежат не
ей самой, но Земле. Именно Земля с ближайшими к ней
стихиями вся вращается в суточном движении вокруг неизменных своих полюсов, причем твердь и самое высшее небо остаются все время неподвижными.
Шестое требование. Все замечаемые нами у Солнца движения не свойственны ему, но принадлежат Земле и нашей сфере, вместе с которой мы вращаемся вокруг Солнца, как и всякая другая планета; таким образом, Земля имеет несколько движений.
Седьмое требование. Кажущиеся прямые и попятные движения планет принадлежат не им, но Земле. Таким образом, одно это ее движение достаточно для объяснения большого числа видимых в небе неравномерностей".