Слайд 1«УТЕШЕНИЕ ФИЛОСОФИЕЙ» ПОСЛЕДНЕГО РИМЛЯНИНА БОЭЦИЯ
Выполнила студентка 1 курса,группы ДММ-101 Куцаева
Маргарита Петровна.
Слайд 2Аниций Манлий Торкват Северин Боэций – «последний римлянин» – родился
на самом деле через четыре года после величайшего события в
мировой истории – падения Западной Римской империи. Произошло это удивительно прозаично, в 476 году.
Слайд 3К двадцати годам будущий философ изучил все доступные ему науки,
а к тридцати стал универсальным ученым, достигшим вершин и в
гуманитарных и в математических науках. Кроме того, Боэций был теологом, поэтом, переводчиком, оратором, государственным деятелем. Вот перечень наук, где был приложен его высокий интеллект: математика, логика, музыка, грамматика, риторика, механика, философия, теология, астрономия.
Боэций получил самое совершенное образование, которое только можно представить в конце V века.
Слайд 4
В 510 году Боэций стал консулом и вошел в большую
политику. Боэций боролся с беззаконием за права и честь сената
и отдельных граждан с прямотой и достоинством истинного римлянина. Это его и погубило. Не прошло и двух лет, как первый министр Аниций Боэций был заподозрен в изменнических сношениях с византийским Двором, обвинен в причастности к заговору, посажен в заключение в городе Павли, а еще через год казнен.
Слайд 5В тюрьме Боэций сумел написать свою знаменитую книгy – «Утешение
философией» – глубокое размышление, состоящее из пяти частей (книг), перемежающихся
прозой и стихами. По форме это как бы мысленный диалог автора с прекрасной дамой, олицетворяющей возвышенную науку философию.
Слайд 6
В «Утешении…» затронуто множество философских проблем, актуальных и для V-VI
веков, и для последующих эпох. Три – главнейшие из них
– темы Судьбы, Фатума, Фортуны. Как понимать «везение» в жизни, как понимать несчастье? Почему добрые и честные не вознаграждаются судьбой, а мерзавцы благоденствуют, и Бог не наказывает их за злодейство?
Откуда берутся хорошие и плохие люди. Особенно, почему много злых, недобрых людей?
Наконец, свобода воли человека и божественное предопределение. Как они совмещаются? Вопросы – актуальные для всех времен.
Слайд 7Явление в темницу к узнику Философии в виде прекрасной дамы
в первой книге — развернутая аллегория. Отчаявшийся узник рассказывает Философии
о своей жизни и постигшем его роковом несчастье.
Слайд 8
Ответы госпожи Философии и самого Автора понять не всегда просто.
Изложение подчас изобилует многочисленными метафорами, аналогиями, философскими и нравственными отступлениями.
Но в целом перед читателем открывается синтез мудрости античной и мудрости первых веков христианства – эпохи отцов церкви.
Слайд 9
Вторая книга — речь Философии о Фортуне, о превратностях человеческого
счастья и судьбы; манера изложения, терминология и аргументация здесь в
наибольшей степени напоминают Цицерона и Сенеку.
Слайд 10
Третья книга излагает платоновскую доктрину о благе: выше счастья, состоящего
в славе, здоровье, богатстве и удовольствиях, — блаженство, достигаемое посредством
добродетели и разума, а вершина, цель и источник блаженства, а также бытия всего мира — единое и простое высшее Благо, которое есть Бог.
Слайд 11
Под заметным влиянием платонизма написана и четвертая книга — о
том, каким образом возможно зло в мире, сотворенном и управляемом
высшим Благом.
Пятая книга посвящена проблеме судьбы, свободы воли и Провидения.
Слайд 12
Несмотря на общий пессимистический тон всего «Слова перед казнью», финал
«Утешения» все-таки звучит как возвышенный призыв творить добро, вопреки всем
невзгодам, не думать о воздаянии. Оно будет, не может не быть под оком всевидящего Судьи.
Слайд 13Список литературы.
[1] В.И. Уколова. «Последний римлянин» Боэций // Вопросы истории.-1981.-№2.-
С.183
[2]
В.И. Уколова. Античное наследие и культура раннего средневековья.-
М.:Наука.-1989.-С.29
[3] В.И. Уколова.
«Последний римлянин» Боэций // Вопросы истории.-1981.-№2.-
С.185 [4] Майоров Г.Г. Судьба и дело Боэция // Боэций. «Утешение Философией» и другие трактаты.-М.:Наука.-1990.-С.316