Слайд 1Иммануил Кант
Выполнили: студенты группы ДГС-101
Вишневская К., Саськов А.
Слайд 2Кант, Иммануил
Иммануи́л Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на
грани эпох Просвещения и Романтизма. (1724-1804)
Слайд 3Главное философское произведение Канта
Главным философским произведением Канта является «Критика чистого
разума».
Исходной проблемой для Канта
является вопрос «Как возможно чистое знание?».
Слайд 4Критика чистого разума
«Критика чистого разума» — основополагающий философский труд Иммануила Канта, изданный
в 1781 году в Риге.
Второе издание 1787 года было существенно переработано и дополнено автором. В
течение 1790-х годов вышло ещё несколько изданий, но их отличия от второго были уже незначительны.
Эта работа была первой из «Критик», за ней последовали «Критика практического разума и «Критика способности суждения». К «Критике чистого разума» идейно примыкают «Пролегомены» (1783).
Слайд 5Критика чистого разума
(Содержание)
Основную тему книги составляет понятие трансцендентального, которое раскрывается в трёх частях
работы:
Трансцендентальная эстетика (о пространстве и времени как формах априорного созерцания)
Трансцендентальная логика (о рассудочных категориях)
Трансцендентальная диалектика (об антиномиях разума)
Понятие трансцендентального выступает в оппозиции понятия эмпирическое и обозначает то, благодаря чему возможен опыт, таким образом основным содержанием «Критики чистого разума» является гносеология.
Кант начинает свои рассуждения со специфической классификации суждений. Он выделяет суждения синтетические-аналитические и априорные-апостериорные.
Синтетическими называются суждения, несущие новое знание, не содержащееся в понятии, которое является их субъектом.
Аналитическими называются суждения которые всего лишь раскрывают свойства, присущие понятию субъекта, содержащиеся в нём самом, и не несут нового знания.
Слайд 6Трансцендентальное исследование
Связь опыта Кант относит к необходимой априорной деятельности рассудка.
Выявление этой деятельности рассудка в отношении опыта Кант называет трансцендентальным
исследованием.
«Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори».
Слайд 7Теория познания
Наше сознание не просто пассивно постигает мир как он
есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется
с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.
Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием.
Слайд 9Кант выделяет следующие категории рассудка:
Категории количества
Единство
Множество
Цельность
Категории качества
Реальность
Отрицание
Ограничение
Категории отношения
Субстанция и принадлежность
Причина
и следствие
Взаимодействие
Категории модальности
Возможность и невозможность
Существование и несуществование
Необходимость и случайность
Слайд 10Теория познания
Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые
показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением
реальности, а является результатом активной творческой деятельности рассудка.
Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?»
Слайд 11Этика
Об абсолютной морали и доброй воле
Каждый человек должен знать законы
морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон
лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, опирается на добрую волю.
Добрая воля — чистая (безусловная) воля. И для того, чтобы породить эту волю, нужен разум.
Слайд 12Этика. Категорический императив
Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим
воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.
Гипотетические
императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки хороши для достижения определенных целей.
Категорический императив предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной цели.
Слайд 13Категорический императив
"поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в
то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом";
"поступай
так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству";
"принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы": следует "совершать все, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы".
Слайд 14Императивы - общезначимые правила
Слайд 15Этика
Категорический императив
В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:
человек
как явление;
человек как вещь в себе.
Поведение первого детерминировано исключительно внешними
факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».
Слайд 16Этика
Долг
Человек, стремящийся к добродетели, обладает волей, побуждающей его к совершению
добрых дел. Это чистая, добрая воля. Она разумна, так как
имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как должно (следует) поступать, — то есть о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение как чувство, свойственное человеку, целиком зависит от разума. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг. Долг выражает нравственные соображения, пусть даже порой и противоречащие эмпирическим интересам индивида.
Слайд 17Этика
Долг
Мнимая мораль — та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем
авторитете и различного рода чувствах.
Нравственное достоинство "приписывается" лишь тому, кто
не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести".
Слайд 18
Нравственное учение и проблема религии
Свои ранние взгляды по данному вопросу
Кант изложил в работе докритического периода «Единственно возможное основание для
доказательства бытия Бога» (1763 год). Бог — «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит быть добрым и вообще истинно нравственным.
В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни есть высшее благо.
Слайд 19 Эстетика
В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое —
это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное —
это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.
Слайд 20О человеке
Воззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология с
прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит из
трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.
Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.
Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает свое «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.
Слайд 21О человеке
Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные». Во мраке сознания
может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может
знать только на уровне ощущений.
От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.
Анализу Канта подверглись такие способности человека, как талант и гений. "Талант к изобретению и открытию - это высший уровень дарования. Таков гений."
Слайд 22Критика чистого разума
(Содержание)
C другой стороны, априорные суждения - не нуждаются в опытной проверке своей
истинности, а для апостериорных - необходима эмпирическая проверка. Кант замечает, что синтетические суждения чаще всего апостериорные, а аналитические — априорные.
Вместе с тем, Кант замечает, что существует особый вид суждений, и суждения этого вида лежат в основании многих наук в качестве принципов. Это синтетические, и одновременно априорные суждения. Вопрос «Как возможны синтетические априорные суждения?» — фундамент дальнейшего построения работы «Критика чистого разума».
Слайд 23Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то,
что делает из него воспитание. И.Кант