Разделы презентаций


Группы интересов как институциональные инноваторы

Содержание

Группы интересов как институциональные инноваторыТри блока вопросов1. Модель М. Олсона2. Группы специальных интересов и избирательные стимулы3. Группы интересов и экономическое развитиеПример. Группы специальных интересов и институциональные барьерыВольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 7
часть2

Институциональная экономика

Южный федеральный университет
Вольчик В.В.
Группы интересов как институциональные инноваторы
Экономический

факультет

Лекция 7часть2Институциональная экономикаЮжный федеральный университетВольчик В.В.Группы интересов как институциональные инноваторыЭкономический факультет

Слайд 2Группы интересов как институциональные инноваторы

Три блока вопросов
1. Модель М. Олсона
2.

Группы специальных интересов и избирательные стимулы
3. Группы интересов и экономическое

развитие

Пример. Группы специальных интересов и институциональные барьеры


Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Группы интересов как институциональные инноваторыТри блока вопросов1. Модель М. Олсона2. Группы специальных интересов и избирательные стимулы3. Группы

Слайд 3Группы интересов как институциональные инноваторы




1. Модель М. Олсона




Вольчик В.В.
Институциональная экономика
Лекция

7
Группы интересов как институциональные инноваторы

Группы интересов как институциональные инноваторы1. Модель М. ОлсонаВольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные инноваторы

Слайд 4Малые группы и производство коллективного блага
Малые группы во многих случаях

оказываются гораздо более эффективными и жизнеспособными, чем большие группы.
Индивиды создают

какую-либо малую группу (организацию) также для достижения возможности получать коллективное благо.
Если существует такое количество коллективного блага, которое можно получить при достаточно низких издержках, и что некий индивид в соответствующей группе выиграет от приобретения его полностью за свой счет, тогда существует вероятность, что такое благо будет произведено (получено).
В этом случае общая выгода будет настолько велика по сравнению с общими издержками, что доля прибыли одного индивида превысит общие издержки.




Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Малые группы и производство коллективного благаМалые группы во многих случаях оказываются гораздо более эффективными и жизнеспособными, чем

Слайд 5Модель М. Олсона. Оптимум обеспечения благом для малой группы




Вольчик В.В.
Институциональная

экономика
Лекция 7
Группы интересов как институциональные инноваторы

Модель М. Олсона.  Оптимум обеспечения благом для малой группыВольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные инноваторы

Слайд 6Модель М. Олсона




Вольчик В.В.
Институциональная экономика
Лекция 7
Группы интересов как институциональные инноваторы

Модель М. ОлсонаВольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные инноваторы

Слайд 7Модель М. Олсона




Вольчик В.В.
Институциональная экономика
Лекция 7
Группы интересов как институциональные инноваторы

Модель М. ОлсонаВольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные инноваторы

Слайд 8Модель М. Олсона




Вольчик В.В.
Институциональная экономика
Лекция 7
Группы интересов как институциональные инноваторы

Модель М. ОлсонаВольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные инноваторы

Слайд 9Модель М. Олсона. Общий вывод.




Вольчик В.В.
Институциональная экономика
Лекция 7
Группы интересов как

институциональные инноваторы

Модель М. Олсона. Общий вывод.Вольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные инноваторы

Слайд 10Оптимум индивидуума, действующего самостоятельно




Вольчик В.В.
Институциональная экономика
Лекция 7
Группы интересов как

институциональные инноваторы

Оптимум индивидуума, действующего самостоятельно Вольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные инноваторы

Слайд 11Модель М. Олсона

Это означает, что коллективное благо будет обеспечено, если

издержки по добыче коллективного блага настолько малы по сравнению с

выгодой для группы, что общая выгода превышает общие издержки настолько же, насколько она превышает выгоду отдельного индивида.




Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Модель М. ОлсонаЭто означает, что коллективное благо будет обеспечено, если издержки по добыче коллективного блага настолько малы

Слайд 12Модель М. Олсона. Правило




Вольчик В.В.
Институциональная экономика
Лекция 7
Группы интересов как институциональные

инноваторы

Модель М. Олсона. ПравилоВольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные инноваторы

Слайд 13Модель М. Олсона. Выводы




Вольчик В.В.
Институциональная экономика
Лекция 7
Группы интересов как институциональные

инноваторы

Модель М. Олсона. ВыводыВольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные инноваторы

Слайд 14Модель М. Олсона




Вольчик В.В.
Институциональная экономика
Лекция 7
Группы интересов как институциональные инноваторы
Оптимум

производства коллективного блага для группы

Модель М. ОлсонаВольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные инноваторыОптимум производства коллективного блага для группы

Слайд 15Группы интересов как институциональные инноваторы



2. Группы специальных интересов и избирательные

стимулы







Вольчик В.В.
Институциональная экономика
Лекция 7
Группы интересов как институциональные инноваторы

Группы интересов как институциональные инноваторы2. Группы специальных интересов и избирательные стимулыВольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные

Слайд 16Группы специальных интересов

Под группами специальных интересов обычно понимают совокупность агентов,

которые характеризуются совпадением экономических интересов и на которых действуют избирательные

стимулы для производства совместного коллективного блага.
Группы с особыми интересами могут создавать структуры для лоббирования политических и экономических решений и нормативных актов, создавать олигархические и монополистические структуры, а также участвовать в перераспределении.



Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Группы специальных интересовПод группами специальных интересов обычно понимают совокупность агентов, которые характеризуются совпадением экономических интересов и на

Слайд 17Группы специальных интересов




Вольчик В.В.
Институциональная экономика
Лекция 7
Группы интересов как институциональные инноваторы

Группы специальных интересовВольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные инноваторы

Слайд 18Избирательные стимулы

Для того, чтобы группа со специальными интересами включилась в

производство какого-либо коллективного блага, необходимо наличие избирательных стимулов.
Избирательные стимулы

– это стимулы, которые применяются к индивидуумам избирательно в зависимости от того, вносят они вклад в обеспечение коллективным благом или нет[1].

[1] Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция и социальный склероз. Новосибирск, 1998. с.44.



Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Избирательные стимулыДля того, чтобы группа со специальными интересами включилась в производство какого-либо коллективного блага, необходимо наличие избирательных

Слайд 19Избирательные стимулы
Социальные избирательные стимулы могут быть сильными и слабыми, но

доступны они только в определенных ситуациях.
Обычно они малоприменимы для

больших групп, за исключением тех случаев, когда большие группы могут быть союзом малых групп, способных к социальному взаимодействию.
Необходимо отметить, что информация и расчеты издержек и выгод предоставления коллективного блага часто сами являются коллективным благом.



Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Избирательные стимулыСоциальные избирательные стимулы могут быть сильными и слабыми, но доступны они только в определенных ситуациях. Обычно

Слайд 20Группы интересов как институциональные инноваторы



3. Группы интересов и экономическое развитие







Вольчик

В.В.
Институциональная экономика
Лекция 7
Группы интересов как институциональные инноваторы

Группы интересов как институциональные инноваторы3. Группы интересов и экономическое развитиеВольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные инноваторы

Слайд 21Группы специальных интересов и экономическое развитие

Группы специальных интересов замедляют экономический

рост, снижая скорость распределения ресурсов между сферами деятельности или отраслями

в ответ на появление новых технологий или условий.
Один из очевидных способов, которым они добиваются этого, — лоббирование помощи для выхода из затруднительного положения фирм, потерпевших фиаско, что приводит к отсрочкам и затрудняет перемещение ресурсов в те сферы деятельности, где они имели бы большую продуктивность.




Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Группы специальных интересов и экономическое развитие	Группы специальных интересов замедляют экономический рост, снижая скорость распределения ресурсов между сферами

Слайд 22Группы специальных интересов и институциональные инновации
Функции институционального инноватора могут брать

на себя группы с особыми интересами при условии наличия у

них избирательных стимулов. Такими группами в современной экономике, например, выступают элиты.
Как правило, большая организация (группа) в процессе своего развития трансформируется в олигархическую структуру. Это характерно, прежде всего, для политических партий. Однако, на наш взгляд, такие тенденции присущи не только партиям или профсоюзам, такому олигархическому преобразованию подвержены все большие корпорации и государство в целом.


Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Группы специальных интересов и институциональные инновацииФункции институционального инноватора могут брать на себя группы с особыми интересами при

Слайд 23Группы интересов и олигархия

Роберт Михельс в 1910 году сформулировал свой

знаменитый «железный закон олигархии», согласно которому у политических организаций существует

тенденция трансформироваться в олигархические, несмотря на то, что они могут стремиться к внутренней демократии.

Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Роберт Михельс (1876-1936)

Группы интересов и олигархияРоберт Михельс в 1910 году сформулировал свой знаменитый «железный закон олигархии», согласно которому у

Слайд 24Железный закон олигархии

Причинами существования этого закона Михельс считал объективную необходимость

лидерства, стремление лидеров ставить во главу угла свои собственные интересы,

доверие толпы к лидерам и общую пассивность масс.


Михельс Р. К социологии партии в условиях современной демократии. Исследование олигархических тенденций, действующих в жизни групп
(MICHELS R. Zur Soziologie des Parteiwesens in der modernen Demokratie:
Untersuchungen uber die oligarchen Tendenzen des Gruppenlebens. -Leipzig; Klinkhard, 1911)




Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Железный закон олигархииПричинами существования этого закона Михельс считал объективную необходимость лидерства, стремление лидеров ставить во главу угла

Слайд 25Группы интересов и перераспределение

Внедрение институциональной инновации группой специальных интересов, той

или иной политической элитой, олигархами, почти всегда предполагает получение каких-либо

выгод и осуществляется с этой целью.
Часто такие выгоды связаны с процессами перераспределения собственности, а, следовательно, и доходов.



Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Группы интересов и перераспределениеВнедрение институциональной инновации группой специальных интересов, той или иной политической элитой, олигархами, почти всегда

Слайд 26Группы интересов и рентоориентированное поведение
Действия по созданию правил и норм,

влияющих на перераспределение являются стратегической формой влияния на «институциональный рынок»,

что означает получение одной из групп специальных интересов распределительных преимуществ. Такой тип поведения получил название рентоориентированного.
Термин рентоориентированное (Rent-Seeking) поведение был введен в научный оборот А. Крюгер.

Krueger, Anne (1974). «The Political Economy of the Rent-Seeking Society». American Economic Review. Vol. 64. pp. 291-303.




Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Группы интересов и рентоориентированное поведениеДействия по созданию правил и норм, влияющих на перераспределение являются стратегической формой влияния

Слайд 27Группы интересов как институциональные инноваторы




Пример. Группы специальных интересов и институциональные

барьеры



Вольчик В.В.
Институциональная экономика
Лекция 7
Группы интересов как институциональные инноваторы

Группы интересов как институциональные инноваторыПример. Группы специальных интересов и институциональные барьерыВольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные

Слайд 28Институциональные барьеры

Рассмотрим практическое применение теории действия групп специальных интересов к

анализу институциональных барьеров.
Примером выбора стратегии группой специальных интересов является

взаимодействие на квазирынке взяток и административных запретов и преференций двух групп - предпринимателей и чиновников.



Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Институциональные барьерыРассмотрим практическое применение теории действия групп специальных интересов к анализу институциональных барьеров. Примером выбора стратегии группой

Слайд 29Стратегическое поведение чиновников

Для анализа стратегического поведения чиновников, наделенных правом принимать

решения по поводу снижения или, наоборот, повышения административных барьеров, с

одной стороны, а с другой, предпринимателей, чьи предприятия функционируют на рынках с высокими административными барьерами, эффективно использование теории игр.



Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Стратегическое поведение чиновниковДля анализа стратегического поведения чиновников, наделенных правом принимать решения по поводу снижения или, наоборот, повышения

Слайд 30Стратегическое взаимодействие между предпринимателем и чиновником

В начале рассмотрим первую ситуацию

стратегического взаимодействия между предпринимателем и чиновником.
Предположим, что административные барьеры

являются барьерами входа на рынок. Поэтому если предприниматель не вступает в экономические отношения с чиновником (в данном случае он дает или не дает взятку), он не может осуществлять хозяйственную деятельность на данном регулируемом рынке.



Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Стратегическое взаимодействие между предпринимателем и чиновникомВ начале рассмотрим первую ситуацию стратегического взаимодействия между предпринимателем и чиновником. Предположим,

Слайд 31Взаимодействие предпринимателя и чиновника




Вольчик В.В.
Институциональная экономика
Лекция 7
Группы интересов как институциональные

инноваторы

Взаимодействие предпринимателя и чиновникаВольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные инноваторы

Слайд 32Взаимодействие предпринимателя и чиновника
Как видно равновесное по Нэшу решение будет

достигнуто в в ситуации A. Таким образом, ни у чиновника,

ни у предпринимателя не будет стимулов менять стратегию «давать/брать взятку» в одностороннем порядке.
Это означает, что чиновник будет стремиться к обладанию экономической властью, дающей право на взятку, зная, что оптимальный вариант адаптации предпринимателей - это дача взятки. Эта ситуация в общих чертах согласуется с многочисленными примерами из хозяйственной практики. Таким образом, разрешение этого порочного круга: «создание барьеров (государственное регулирование) получение (дача) взяток потери благосостояния государственное регулирование», лежит в плоскости изменения правил игры (институциональной структуры).




Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы




Взаимодействие предпринимателя и чиновника	Как видно равновесное по Нэшу решение будет достигнуто в в ситуации A. Таким образом,

Слайд 33Взаимодействие двух предпринимателей
Рассмотрим второй пример, когда два предпринимателя имеют две

стратегии.
Первая, платить (давать взятку) за доступ на рынок и,

следовательно, получить экономическую прибыль в размере 5 единиц (10 - это величина половины прибыли монополиста, если действия предпринимателей согласованы, то они будут действовать как картель и иметь такую прибыль, из которой вычитаются издержки на взятки).
Вторая - не платить и уйти с рынка, тем самым теряя 5 единиц на постоянных издержках.




Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Взаимодействие двух предпринимателейРассмотрим второй пример, когда два предпринимателя имеют две стратегии. Первая, платить (давать взятку) за доступ

Слайд 34Взаимодействие двух предпринимателей




Вольчик В.В.
Институциональная экономика
Лекция 7
Группы интересов как институциональные инноваторы

Взаимодействие двух предпринимателейВольчик В.В.Институциональная экономикаЛекция 7Группы интересов как институциональные инноваторы

Слайд 35Взаимодействие двух предпринимателей
Как видно, равновесие по Нэшу также будет достигнуто

в ситуации А. Это означает, что предпринимателям будет выгодно вести

кооперативную игру, то есть вступать в сговор и платить взятки, если стратегия другого предпринимателя (игрока) остается неизменной.
Таким образом, как следует из рассмотренной модели, ситуация создания административных барьеров и получения ренты от их существования чиновниками за счет взяток (в самом простом случае) показывает свою устойчивость при соблюдении определенных правил игры, что в экономике соответствует институциональной структуре того или иного рынка или отрасли.




Вольчик В.В.

Институциональная экономика

Лекция 7

Группы интересов как институциональные инноваторы

Взаимодействие двух предпринимателей	Как видно, равновесие по Нэшу также будет достигнуто в ситуации А. Это означает, что предпринимателям

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика