Слайд 1
Феномен дошкольного периода
детства
Слайд 2План лекции:
Понятие «детство»
Социокультурное развитие ребенка в период дошкольного детства.
Особенности
«образа-Я» ребенка дошкольного возраста.
Основные новообразования.
Концепции амплификации детского развития и
развития ребенка как субъекта детских видов деятельности.
Целостность развития ребенка в период дошкольного детства.
Слайд 3Что мы знаем о детстве?
Как справедливо отмечает Я.Корчак:
«Мы детей
не знаем... Мы не умеем объяснить даже те противоречия в
детском организме, которые бросаются в глаза: с одной стороны, жизнеспособность клеток, с другой — уязвимость. С одной стороны, возбудимость, выносливость, сила; с другой — хрупкость, неуравновешенность, утомляемость. И ни врач, ни воспитатель не знают, является ли ребенок существом «неутомимым» или хронически усталым» (СНОСКА: Корчак Я. Как любить ребенка. — Калининград, 2002. — С. 203).
Слайд 4Когда обосновалось понятие «детство?»
Формулируем донаучное определение! Как можно определить данное
понятие?
Как можно уточнить это понятие по отношению к детству дошкольному?
Что такое «дошкольное детство»?
Слайд 5Детство – это…
уникальный самоценный период жизни человека;
период жизни человека от
рождения до подросткового возраста. Этот период включает: младенчество (от рождения
до 1 года) раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3 года - 6-7 лет) и младший школьный возраст (6—11 лет);
период интенсивного биологического, социального и психологического развития…
Слайд 6ЭТО ВАЖНО!
Детство как самостоятельное понятие обосновалось только к началу XVIII
в.! Предшествующий ему XVII в понимал детство как период незрелости,
своеобразное отклонение от нормы, под которой мыслилась взрослость. Ребенок, начавший ходить в школу и приступивший к обучению, закономерно считался взрослым.
Слайд 8Больше информации о детстве и отношении к данному периоду:
Дошкольная педагогика
с основами методик воспитания и обучения/Под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
– СПб, 2013
Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. – М., 2005
Слайд 9Концепция Д. Б. Эльконина
рассматривает природу детства в контексте конкретно-исторических
условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменений детства;
детство
как социально-психологическое явление в жизнедеятельности человека, как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей;
детство как период овладения ребенком человеческой культурой: овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними.
Слайд 10Развитие = присвоение богатств культуры
КУЛЬТУРА
Ребенок
Взрослый
Слайд 11Концепция Д. И. Фельдштейна:
Детство как особое явление социального мира, которое
ученый определяет функционально, содержательно и сущностно.
Функционально: детство — объективно необходимое
состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества.
Содержательно: детство — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослым сообществом и другими детьми.
Сущностно: детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.
Слайд 12Концепция В.Т.Кудрявцева (В. В. Абраменкова, М. С. Каган, Р. М.
Чумичева и др.):
ребенок решает сразу две задачи: культуроосвоение и
культуросозидание
результат: субкультура детства
Слайд 13Концепция детства как периода становления образа «Я» Н. Н. Авдеева,
М. В. Корепанова, Е. О. Смирнова и др.)
детство как период
сотворения ребенком своего «Я», смысл которого заключен в становлении личной, самостоятельной и самобытной системы связей, отношений прежде всего ребенка со своим внутренним миром
Слайд 14Концепции амплификации детского развития (А.В.Запорожец)
Амплификация – расширение, углубление тех сторон
развития, которые специфичны именно для дошкольного детства;
Критика форсированного развития и
обучения
Слайд 15Ответьте на вопросы:
Какая концепция близка вам?
Почему?
Проиллюстрируйте понравившуюся концепцию схемой. Презентуйте
ее.
Слайд 16
Целостность развития ребенка в период дошкольного детства
Слайд 17В психологии существует несколько теорий, объясняющих феномен целостности человека:
теория Б.
Г. Ананьева о человеке как индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности;
теория С. Л. Рубинштейна о человеке как субъекте жизни, развиваемая его последователями К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинским.
Слайд 18
Что такое индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность? Как соотносятся эти
понятия?
Слайд 19
Можно ли утверждать, что ребенок – субъект деятельности?
Слайд 20Ребенок как S деятельности:
1 –й год жизни – субъект эмоционального
общения;
2 –й год жизни – субъект предметной деятельности;
3
–й год жизни – субъект самостоятельной деятельности;
3 – 5 лет – субъект соц. отношений и игровой деятельности, понимания и освоения смыслов человеческих действий;
6 – 7 лет – субъект переживания внутренней жизни, познания
Слайд 21СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Ваши вопросы…
Слайд 22Домашнее задание:
Оформить самостоятельное определение понятия «детство»
Подготовить к презентации схему одной
из концепций детства
Выбрать одну из образовательных программ («Детство», «Успех», «От
рождения до школы») и составить портрет ребенка 3 – 4 лет, 4 – 5 лет, 5 – 6 лет и 6 – 7 лет.
Слайд 23Автор презентации:
Рындина А.Г. канд. пед наук, каф. дошк. пед. Института
детства РГПУ им. А.И.Герцена
для дисциплины Образовательные программы для детей
дошкольного возраста