Слайд 1Инновационный менеджмент
Автор: к.э.н., доцент Козлов В.А.
Весна 2013
Слайд 2Инновационный менеджмент
Инновационный менеджмент (ИМ) – направлен на формирование и обеспечение
достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов.
Объектом ИМ является инновационные процессы во всем их многообразии во всех сферах народного хозяйства.
Слайд 3Инновационный менеджмент
Цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования инновационного
предприятия (ИП) на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой
конкурентоспособности инновационной продукции.
Слайд 4Инновационный менеджмент
Задачи ИМ:
выработка стратегической инновационной концепции;
определение тематических направлений деятельности и
формирование инновационных проектов и программ;
построение организационной структуры и структуры управления
инновациями;
планирование производственных процессов и реализации инновационной продукции;
подбор и расстановка кадров, эффективное использование потенциала ИП;
календарное распределение работ и контроль за их исполнением;
создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуального труда.
Слайд 5Системный подход
При системном подходе объект исследования представляется как система.
Системный
анализ – это методология ОТС, заключающаяся в исследовании любых объектов посредством
представления их в качестве систем, проведения их структуризации и последующего анализа при формулировке целей исследования и целей функционирования исследуемой системы.
Сущность системного подхода - деятельность любой части системы оказывает некоторое влияние на деятельность всех других ее частей.
Слайд 6Система
Система — это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и
взаимодействующих между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.
Представление системы:
Система
S представляет собой упорядоченную пару
S = (A, R) ,
где A - множество элементов; R - множество отношений между A.
Слайд 8Принципы и закономерности исследования систем
1. Закономерности взаимодействия части и целого:
1.1.
Эмерджентность.
1.2. Интегративность.
2. Закономерности иерархической упорядоченности систем:
2.1. Коммуникативность.
2.2. Иерархичность.
3. Закономерности осуществимости
систем:
3.1. Эквифинальность.
3.2. Закон «необходимого разнообразия».
4. Закономерности развития систем:
4.1. Историчность.
4.2. Закономерность самоорганизации.
5. Закономерности возникновения и формулирования целей:
5.1. Зависимость представления о цели и формулировки цели от стадии познания объекта (процесса) и от времени.
5.2. Зависимость цели от внешних и внутренних факторов.
5.3. Проявление в структуре целей закономерности целостности.
5.4. Закономерности формирования иерархических структур целей.
Слайд 9Теорема Эшби:
Если Vd дано постоянное значение, то Vd -
Vn может быть уменьшено лишь за счет соответствующего роста Vn
. … только разнообразие в N может уменьшить разнообразие, создаваемое в D; только разнообразие может уничтожить разнообразие.
Разнообразие управляющей системы (системы управления) Vsu должно быть больше (или, по крайней мере, равно) разнообразию управляемого объекта Vou
Закон «необходимого разнообразия»
Слайд 10Функции управления
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Слайд 11Важность инноваций
«…Для достижения качественного рывка в экономике, для повышения национальной
конкурентоспособности необходимо масштабное внедрение инноваций. Государство будет стимулировать технологическое перевооружение
и помогать бизнесу получить доступ к современным технологиям»
Президент РФ В.В. Путин
«…Россия может жить и развиваться только на основе научных исследований и разработок. Иначе сырьевая Россия погибнет.»
Ж.И. Алферов, нобелевский лауреат
Слайд 12Кривая технологических возможностей
B
D
Q2
Q1
A
C
Слайд 13Экономический рост
Инновационные изменения создают в экономической системе внутреннюю энергию эффективного
роста. Эти изменения также нарушают сбалансированность и равновесие, но создают
основы экономического роста, перехода системы в новое качество. Как правило, инновации обеспечивают переход экономики к новой пропорциональности, к новому равновесному состоянию.
Инновационный по характеру экономический рост можно называть развитием.
Слайд 14Проблемы России
«Производство товаров в России на душу населения в десятки
раз ниже, чем в любой развитой стране. Мы серьезно не
инвестируем в основной капитал уже более двадцати лет. Зато мы лидеры по доле торговли в ВВП. Если так пойдет дальше, то скоро мы окажемся в доиндустриальной фазе»
Журнал «Эксперт», № 47, 2012
статья «Мы ничего не производим»
Слайд 15Понятие «инновации»
Инновации - это реальные возможности удовлетворения общественных потребностей, выраженные
в вещной форме и представляющие конкретные способы, пути и средства
достижения основной цели производства.
Инновация - конечный продукт инновационной деятельности, получивший практическую реализацию в производстве или на рынке в виде инновационного продукта.
Слайд 16Значение понятия инновации
Значения понятия инноваций:
Новое изделие, продукт, услуга.
Новый процесс осуществления
процесса (производства, предоставления услуг и т.д.)
Слайд 17Инновационный процесс
Инновационный процесс - процесс прохождения новшеством цикла «исследование –
производство – потребление».
Инновационная деятельность – это различные виды работ
по созданию новшеств, в состав которых входят исследования поисково-прикладного характера, проектно-конструкторские и технологические разработки, опытно-экспериментальные и производственно-эксплуатационные работы.
Инновационный потенциал – это готовность и восприимчивость общества, народного хозяйства, отрасли, региона , научно-производственного комплекса, предприятия к нововведениям (инновациям) с учетом научно-технических, производственных, трудовых, материально-ресурсных и иных возможностей.
Слайд 18Инновационный процесс
Инновационный процесс характеризуется:
Многочисленностью и неопределенностью путей достижения цели и
высоким риском;
Невозможностью детального планирования и ориентация на прогнозные оценки;
Необходимостью преодоления
сопротивления как в сфере сложившихся экономических отношений, так и интересов участников инновационного процесса.
Слайд 19Жизненный цикл товара
Жизненный цикл товара включает в себя следующие стадии:
Введение
→ Рост → Зрелость → Спад
t
Продажи, Затраты, Прибыль
Затраты
разработки
и
производства
Доходы
от продаж
Прибыль
Слайд 20Жизненный цикл товара
Введение: Товар требует высоких расходов для проведения исследований
и разработок; отдача практически отсутствует. Разработчиками осуществляется творческий поиск и
предварительная «настройка» на требования рынка и возможности производства. Решающий фактор – время.
Рост: Конструкция товара приобретает окончательный вид в соответствии с требованиями рынка и возможностями фирмы. Центр тяжести расходов смещается с подготовки производства товара на освоение его устойчивого выпуска. Уточняются требуемые производственные, распределительные и закупочные мощности.
Зрелость: На рынке появляются конкуренты с аналогичным товаром. Главная задача – снижение себестоимости товара и, возможно, цены; улучшение качества товара и уровня обслуживания при сохранении цены. Отмечается устойчивый рост доходов от продаж с постепенным замедлением темпов.
Спад: Продажи товара подают, уменьшаются доходы от продаж. Главная задача – определить товары, жизненный цикл которых на исходе. Важно чтобы предприятие уже обладало на этот момент товаром на замену. Важнейший инструмент – анализ товаров по ценности.
Слайд 21Понятие «инновации»
Инновационная деятельность
Процесс
Инновации (нововведения)
Результат
Повышение конкурентоспособности
Эффективное развитие экономики
Эффект
Слайд 22Классификация инноваций
по видам работ – научные, технические (конструкторские и технологические),
опытно-экспериментальные и производственные инновации;
по конкретным результатам процесса нововведений (инноваций) –
патенты, изобретения, новые или модифицированные изделия, прогрессивные технологические процессы, услуги, стандарты, новые методы управления и организации производства;
по степени новизны – принципиально новые, новые, модификационные (модифицирующие) и псевдоинновации (псевдонововведения);
по предметному (вещественному) содержанию – продуктовые, технологические, социально-экономические, экологические, информационные, организационные и управленческие инновации;
по виду эффекта – научно-технические, экономические, социальные, экологические, информационные и политические инновации;
по охвату основных сфер деятельности – производственно-технологические, организационно-управленческие, социально-политические и финансово-экономические инновации.
Слайд 23Инновационный цикл
Исследование
Производство
Потребление
Слайд 241. Теоретические фундаментальные исследования
2. Поисковые исследования
3. Прикладные исследования
4. Опытно-конструкторские разработки (ОКР)
5. Планирование новых производств
6. Конструкторская подготовка
производства
7. Технологическая подготовка производства
8. Организационно-плановая подготовка пр-ва
9. Освоение производства
10. Подготовка реализации (сбыта) продукции
11. Подготовка потребления продукции (сервис)
ПРОИЗВОДСТВО
РЕАЛИЗАЦИЯ (СБЫТ)
ПОТРЕБЛЕНИЕ
ИННОВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ
ЖИЗНЕНЫЙ ЦИКЛ
Инновационный цикл
Слайд 25НИР – целенаправленная деятельность, имеющая своей задачей создание новой информации
об объектах, явлениях или процессах, происходящих в природе, обществе или
технике.
В зависимости от целей, содержания и характера результатов различают исследования:
Фундаментальные исследования
Поисковые исследования
Прикладные исследования
Научно-исследовательские работы (НИР)
Слайд 261. Фундаментальные исследования
Характеризуются максимальной степенью неопределенности в составе и содержании
работ, сроках и самом факте получения ожидаемых результатов. Направлены на
расширение знаний и пониманий в природе технике и обществе, без проникновения в области их конкретного применения.
2. Поисковые исследования
Выполняются на базе фундаментальных исследований и направлены на создание научного задела в целях его дальнейшего использования в прикладных разработках. Главная задача: изучение возможности применения известных и вновь открытых явлений и закономерностей для создания новой техники, технологии или материалов.
3. Прикладные исследования
Направлены на решение конкретных научно-технических и организационно-экономических проблем, связанных с выполнением последующих проектных разработок. Включают в себя: поиск путей решения улучшения существующих конструкций, технологий и материалов в целях повышения конкурентоспособности продуктов; определение способов использования новейших достижений науки и техники для создания новой продукции.
Научно-исследовательские работы (НИР)
Слайд 27ОКР – это комплекс работ, осуществляемых с целью создания новых
видов техники с заданными технико-экономическими параметрами в виде опытного образца,
опытной установки и рабочей документации для их промышленного изготовления и использования.
Комплекс работ по конструированию нового продукта включает в себя три относительно самостоятельные стадии ОКР:
Подготовительная стадия
Разработка проектной документации
Разработка рабочей документации
Опытно-конструкторские разработки (ОКР)
Слайд 28Стадии ОКР
Стадии ОКР
Техническое задание
2. Техническое предложение
3. Эскизный проект
4. Технический проект
5.
Разработка рабочей документации
Слайд 29Конструкторская подготовка производства
КПП – совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих конструкторскую готовность
предприятия к выпуску нового продукта в установленные сроки с заданными
параметрами качества, объема производства и уровнем затрат.
Цель КПП:
целесообразное и эффективное приспособление разработанной при ОКР конструкции продукта к условиям его будущего производства при обязательном сохранении заложенных в конструкцию параметров качества.
Слайд 30Технологическая подготовка производства
ТПП – совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность
предприятия к выпуску нового продукта в установленные сроки с заданными
параметрами качества, объема производства и уровнем затрат.
Задачи ТПП:
Обеспечение технологичности конструкции; выбор и разработка технологических процессов; проектирование и изготовление средств технологического оснащения; управление процессами ТПП.
Слайд 31Классификация ИП
Инновационные предприятия могут быть классифицированы по следующим признакам:
• по
содержанию работ (деятельности) – НИИ для фундаментальных и прикладных исследований;
предприятия, специализированные на экспериментально-исследовательских работах, конструкторских, технологических; институты научно-технической информации; институты социально-экономических исследований;
• по масштабам работ – международные, межотраслевые, отраслевые, региональные.
• по степени охвата процесса «наука – производство» – научные, научно-технические, научно-производственные;
• по степени специализации, профилю – НИИ, проектно-конструкторские и технологические организации;
• по степени юридической и оперативно-хозяйственной самостоятельности – организации, обладающие и не обладающие правом юридического лица;
• по характеру конечного продукта – расширяющие научные знания (открытия, тенденции, зависимости, схемы, принципы работы), создающие новые виды продукции (машины, приборы, обувь, материалы и т. д.), разрабатывающие технологические процессы, разрабатывающие формы и методы организации производства и управления
Слайд 32Малые инновационные предприятия
Малые инновационные предприятия (МИП) характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью,
призваны решать вопросы по структурной перестройке производства и повышения эффективности
показателей социально-экономического развития.
Слайд 33Преимущества МИП
К преимуществам малых инновационных предприятий,
способствующим повышению эффективности внедрения нововведений с учетом особенностей современного производства,
относятся:
• более быстрая адаптация к требованиям рынка;
• гибкость управления и оперативность в выполнении принимаемых решений;
• большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
• гибкость внутренних коммуникаций;
• осуществление разработок в основном на первых этапах инновационного процесса, на выполнение которых требуются относительно незначительные затраты (около 2 % общей суммы);
• более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить прогрессивные изменения в продукцию и технологию процесса производства в ответ на требования рынков (местных и региональных);
• относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.