Слайд 1Что такое НКО?
+
Основы социального проектирования
2019 г., Надежда Дерябина
Слайд 2 Директор Регионального информационно-ресурсного Фонда
член сети ресурсных центров СО
НКО ПФО, координатор сети в Ульяновской области, эксперт сети
координатор
по Ульяновской области фестиваля «Добрый Ульяновск» в 2017-2018 г. г.
создатель карты Доброго Ульяновска в 2019 г.
член Ассоциации «Партнерство фондов местных сообществ»
член Ульяновского Клуба лидеров НКО
эксперт социальному проектированию и развитию добровольчества
Слайд 3Основные вопросы семинара о НКО
■ Что это такое?
■ «Живые» примеры
■
Для чего они нужны?
■ При каких условиях возникают?
■ Законодательная база
■
Откуда берут средства на существование?
■ Каков вклад в развитие страны?
■ Зачем люди участвуют в их деятельности?
Слайд 4Что такое НКО
Это некоммерческие организации.
Законодательство Российской
Федерации делит все многообразие организаций на коммерческие и некоммерческие, в
зависимости от цели существования
Слайд 5Цель существования некоммерческих организаций
Данные организации не ставят
своей основной задачей извлечение прибыли.
Деятельность направлена на
предоставление социально-значимых услуг обществу
Слайд 7Для чего нужны НКО?
Создаются для достижения социальных,
благотворительных, культурных, образовательных целей, развития культуры и спорта, защиты прав
или для достижения иных социально значимых благ
Слайд 8Для чего нужны НКО?
Государство
Бизнес
НКО
Некоммерческий сектор – это организационная основа гражданского общества
Слайд 9Когда возникает НКО?
Граждане объединяются по интересам (клубы, ассоциации и др.)
Граждане
объединяются, чтобы сообща решать свои проблемы (группы взаимопомощи, ТОСы и
т.д.)
Граждане и профессионалы объединяются с целью создания социально-ориентированного бизнеса
Слайд 10Законодательная база для существования НКО
Основополагающие в этой сфере Законы "Об
общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях" введены в действие 25
мая 1995 года и 12 января 1996 года соответственно.
Также деятельность НКО регулируется рядом Федеральных законов ("О благотворительных организациях и благотворительной деятельности", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности") и других нормативных актов на уровне субъектов федерации, муниципалитетов и местного законодательства.
Слайд 11Где НКО берут средства для работы
1. Членские взносы
2. Частные благотворительные
пожертвования
3. Средства от некоммерческих организаций
4. Гранты (средства, передаваемые безвозмездно и
безвозвратно для осуществления уставной деятельности)
5. Субсидии органов власти
6. Средства бизнеса
7. краудфандинг
Средства не могут быть разделены между учредителями или членами этой организации
Слайд 12Вклад НКО в развитие страны
Россия:
Число НКО на конец 2018 г.
– 216 тыс.
Из них реально действует – не более 25-30
тыс.
Ульяновская область:
Число НКО – 1850.
Из них реально действует – не более 300
Слайд 13Вклад НКО в развитие страны
Вклад некоммерческого сектора
в экономику оценивается исходя из его значения для ВВП и
сферы занятости
Объем выпуска продукции и услуг некоммерческими организациями в 1,6 раза превышает объем продукции всей легкой промышленности страны (88,8 млрд руб.) и сравним с объемом продукции отрасли «жилищное хозяйство» (172,4 млрд руб.)
Слайд 14Вклад НКО в развитие страны
Вклад некоммерческого сектора
в экономику оценивается исходя из его значения для ВВП и
сферы занятости
Занятость в некоммерческом секторе, учитывая только общественные и религиозные организации (объединения), – 500 тыс. человек, или 0,8% от общей численности занятых. Существующая система статистики не позволяет оценить занятость в других сегментах некоммерческого сектора.
Слайд 15Для чего люди участвуют в деятельности НКО
Хорошее место работы для
творческих и инициативных людей
Видят результаты своего труда и осознают свою
полезность обществу
Имеют возможности для профессионального и личностного развития (обучение и стажировки)
Расширяют круг своих знакомств и контактов
Слайд 16Организационно-правовые формы НКО
потребительские кооперативы (п.3 ст.50 ГК РФ).
Потребительскими кооперативами признаются
добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с
целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемые путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п.1 ст.116 ГК РФ, ст.1 ФЗ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации");
общественные и религиозные организации (объединения) (п.3 ст.50 ГК РФ).
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п.1 ст.117 ГК РФ; п.3 ст.2, п.1 ст.6 ФЗ "О некоммерческих организациях"; ст.5 ФЗ "Об общественных объединениях");
учреждения (п.3 ст.50 ГК РФ).
Учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично (п.1 ст.120 ГК РФ; п.3 ст.2, п.1 ст.9 ФЗ "О некоммерческих организациях");
Слайд 17Организационно-правовые формы НКО
благотворительные и иные фонды (п.3 ст.50 ГК РФ).
Фондами
признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или)
юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (п.1 ст.118 ГК РФ; п.3 ст.2, п.1 ст.7 ФЗ "О некоммерческих организациях");
некоммерческие партнерства.
Некоммерческими партнерствами признаются основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для содействия их членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п.3 ст.2, п.1 ст.8 ФЗ "О некоммерческих организациях");
автономные некоммерческие организации.
Автономными некоммерческими организациями признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (п.3 ст.2, п.1 ст.10 ФЗ "О некоммерческих организациях");
Слайд 18Организационно-правовые формы НКО
объединения юридических лиц: ассоциация и союз.
Объединениями юридических лиц
(ассоциациями и союзами) являются некоммерческие организации, создаваемые путем объединения по
договору между собой коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. К объединениям юридических лиц (ассоциациям и союзам) относятся также добровольные объединения общественных и иных некоммерческих организаций, в том числе учреждений (ст.121 ГК РФ; п.3 ст.2, п.1, 2 ст.11 ФЗ "О некоммерческих организациях");
государственные корпорации.
Государственными корпорациями признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (п.1 ст.7.1 ФЗ "О некоммерческих организациях");
садоводческие, огороднические, дачные объединения.
Садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими объединениями являются некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ст.1 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан");
Слайд 19Организационно-правовые формы НКО
товарищества собственников жилья.
Товариществами собственников жилья являются некоммерческие организации
в форме объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации
комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом (ст.1 ФЗ "О товариществах собственников жилья");
территориальные общественные самоуправления.
Под территориальными общественными самоуправлениями понимаются самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением (ст.27 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Слайд 20Вопросы
Какие у Вас возникли вопросы?
Слайд 21Основы социального проектирования
2019 г., Надежда Дерябина
Слайд 22О чем поговорим?
1. Суть проектной деятельности
2. Технология социального
проектирования
3. Практическое применение
проектирования
Слайд 24Что такое «проектирование»
Проектирование – это процесс разработки, составления проекта
Термин «проект»
происходит от латинского «projectus» - брошенный вперед
Слайд 25Что такое «проектирование»
Проект – это способ выражения идеи
языком целей и задач,
мер и действий по достижению намечаемых целей,
необходимых
ресурсов для практической реализации замыслов,
сроков воплощения идеи
Слайд 27Что такое «проектирование»
Проектирование - конструирование вариантов оптимального, с точки зрения
целей, будущего состояния объекта
Проектирование – принятие решений в условиях неопределенности
Слайд 28Отличие проекта от других видов деятельности
Направленность на достижение конкретных
целей
Координированное выполнение взаимосвязанных действий
Имеет ограниченную протяженность во времени, с определенным
началом и концом
Неповторимость и уникальность
Слайд 29Жизненный цикл проекта
Завершение
Осуществление
Планирование
Формулирование
проекта
Слайд 30Технология социального проектирования
Слайд 31«Алиса в Стране Чудес»
Льюис Кэрролл
« - Скажи, пожалуйста, куда мне
идти?
Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, - ответил Кот.
Да мне почти все равно, - начала Алиса.
Тогда все равно, куда идти, - сказал Кот.
Лишь бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.
Не бойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот, - конечно, если не остановишься
на полпути».
Слайд 33Что такое социальный проект
Это проект, деятельность в рамках
которого нацелена на достижение социального значимого результата
Слайд 3510 шагов по составлению социального проекта
Выявление проблемы
Определение цели
Постановка задач
Выбор методов
Ожидаемые результаты
Критерии эффективности проекта
Необходимые ресурсы
Календарный план реализации
Дальнейшее развитие
Бюджет
Слайд 36Шаг №1: Выявление проблемы
Проблема – это несоответствие желаемого
положения дел действительному. Иногда есть опасность решить не существующую проблему…
Слайд 37Шаг №1: Выявление проблемы
Причины существования проблемы
Следствия существования проблемы
Проблема
Необходимо отделять проблему
от следствий ее существования
Слайд 38Шаг №1: Выявление проблемы
Какая социальная ситуация побудила
к действиям?
Для
кого и почему данная ситуация является проблемой?
В чем основные причины
сложившейся ситуации?
Слайд 39Шаг №2 – определение цели
Необходимо понять чего
именно Вы хотите достичь
Цель пример: способствовать формированию активной
гражданской позиции, наиболее эффективной профессиональной, общественной и личностной самореализации молодежи Ульяновской области через развитие движения волонтеров культуры.
Слайд 40Шаг №2 – определение цели
Цель не может быть оценена количественно
Ее
главное назначение – показать тип проблемы, с которой имеет дело
проект
Цель любого проекта – решение обозначенной проблемы
Цели
Долгосрочные Краткосрочные
Слайд 41SMART
Цели должны быть «смартными»
от англ. SMART
Specific (четкие)
Measurable (измеримые)
Achievable (достижимые)
Result-oriented (ориентированные на результат)
Time-bounded (определенные во времени)
Слайд 43Specific: Конкретный
Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность
ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно
определен результат, который Вы хотите достичь. Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы:
Какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему?
Кто вовлечен в выполнение цели?
Существуют ли ограничения или дополнительные условия, которые необходимы для достижения цели?
Всегда действует правило: одна цель — один результат. Если при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей.
Слайд 44Measurable: Измеримый
Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки
цели необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели.
В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:
Когда будет считаться, что цель достигнута?
Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?
Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?
Слайд 45Achievable or Attainable: Достижимый
Цели по SMART должны быть достижимы, так
как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель
не является достижимой — вероятность ее выполнения будет стремиться к 0. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех имеющихся ресурсов и ограничений.
Ограничениями могут быть: временные ресурсы, инвестиции, трудовые ресурсы, знания и опыт исполнителя, доступ к информации и ресурсам, возможность принимать решения и наличие управленческих рычагов у исполнителя цели.
Слайд 46Relevant: Значимый
Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение
конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач компании. В
постановке значимой цели поможет следующий вопрос: Какие выгоды принесет компании решение поставленной задачи? Если при выполнении цели в целом компания не получит выгоды — такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов компании.
Слайд 47
Time bound: Ограниченный во времени
Цель по SMART должна быть ограничена
по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный
срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки.
Слайд 49Шаг №3: постановка задач
Задачи – конкретные и поддающиеся измерению возможные
изменения ситуации, которую Вы описывали в постановке проблемы.
Задача – шаг!
Слайд 50Примеры задач
Отметить 8 марта…
Встретиться с журналистами…
Провести массовую акцию
в поддержку детей, страдающих пороком сердца…
Инициировать 10 материалов
о деятельности компании по итогам мероприятия…
Собрать 10 000 рублей для детей-сирот…
Проинформировать не менее 60 % партнеров об изменении политики организации …
ТАКОЙ ПОДХОД ПОЗВОЛЯЕТ ВАМ ЗАРАНЕЕ ЗАЛОЖИТЬ ОЦЕНКУ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЯ
Слайд 51Цель + задачи
Презентовать новую программу по борьбе с раком груди
Не менее 80% пришедших журналистов должны отписаться по проблеме с
упоминанием нашей организации как инициатора программы
2-3 из приглашенных чиновников должны назначить нам встречи для детального обсуждения программы
Не менее 10 из приглашенных потенциальных доноров должны назначить нам встречи по возможностям финансирования программы…
Слайд 52Шаг №4: Выбор методов
Метод – способ решения
поставленных задач (как делать?)
Должно стать ясно, что будет
сделано, кто будет осуществлять действия, как, когда и в какой последовательности это будет происходить
Реализация метода заключается в выборе необходимых мероприятий (что именно делать?)
Слайд 53Примеры мероприятий
Проведение конкурса детского рисунка
Проведение ремонта здания
Посадка деревьев
Проведение социологического опроса
Проведение
семинара для молодежи по профилактике наркомании
Слайд 55Шаг №5: Ожидаемые результаты
Результатами любого проекта являются решенные
задачи
Результаты
Количественные Качественные
Прижилось 10 деревьев
- Коммунальные службы
Проведено 5 семинаров стали лучше работать
В концерте приняло - Волонтеры стали
участие 50 человек действовать эффективнее
Слайд 56Примеры количественных результатов
Количество созданных рабочих мест
Количество мероприятий (семинаров, тренингов, и
т.д.)
Количество участников проекта
Количество благополучателей проекта
Вид, качество и объем печатной продукции
Количество
новых методик и технологий, внедренных в рамках проекта
Объем средств, привлеченных в рамках мероприятий проекта
Количество новых коалиций, партнерств, возникших в ходе проекта,
и т.д.
Слайд 58Примеры качественных результатов
Появление новых информационных каналов, коммуникативных площадок
Улучшение законодательства
Апробирование новых
методик
Введение новых видов услуг
Повышение финансовой устойчивости организации
Изменение статуса организации
Повышение
качества услуг
Преодоление препятствий на пути развития организации
Урегулирование отношений
Повышение общественной активности,
и т.д.
Слайд 59Шаг №6: Критерии эффективности проекта
По окончании проекта в
процессе оценки результатов необходимо определить:
Насколько достигнуты цели проекта
Насколько изменилась ситуация
Хорошо ли были подобраны методы решения проблемы
Следует указать, кто и каким образом даст ответ на все эти вопросы
Слайд 61Шаг №7: Определение необходимых ресурсов
Данный шаг позволяет понять,
что именно и в каком объеме потребуется для реализации проекта
Виды
ресурсов:
Временные
Человеческие
Материальные
Административные
Слайд 62Шаг №8: Календарный план реализации проекта
Подробный план:
Эскизный плана:
Слайд 63Шаг №9: Дальнейшее развитие проекта
Необходимо ответить на вопросы:
-
Кто в дальнейшем будет продолжать проект?
Как деятельность по данному проекту
будет продолжена по окончании финансирования?
За счет каких средств предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта?
Учитывая, что успех проекта может зависеть от внешних факторов и организаций, насколько проект устойчив?
Как вы пришли к этим выводам?
Слайд 64Шаг №10: Составление бюджета проекта
Простая таблица бюджета:
Слайд 65Где найти поддержку своего проекта?
https://www.asi.org.ru/topic/grants/
https://vsekonkursy.ru/
https://www.konkursgrant.ru/
http://grantist.com/
https://grants.culture.ru/
https://te-st.ru/ngos/
Слайд 66Вопросы
Какие у Вас возникли вопросы?
Слайд 67Успехов!
Контакты:
тел. 8-927-814-25-63
e-mail: ul-rif@yandex.ru
ВК: https://vk.com/deryabinanada
Facebook: https://www.facebook.com/Deryabinanada