Слайд 1
Энергосбережение и экологические проблемы.
О перспективах реализации Киотского Протокола в Свердловской
области
Ануфриев Валерий Павлович,д.э.н., генеральный директор
ОАО «Уральский центр энергосбережения и
экологии»,
профессор кафедры «Энергосбережение» УГТУ-УПИ
г. Екатеринбург, 2008
Телефон: (343) 374-15-74
Факс: (343) 374-15-76, 374-16-42, 374-48-52
Web-сайт: www.ucee.ru
E-mail: mail@ucee.ru
Слайд 2
УЦЭЭ – энергоаудиторская компания
Уральский центр энергосбережения и экологии выполнил более
70 энергетических аудитов, разработал 7 энергосберегающих программ.
Наиболее значимые работы:
энергоаудит
ООО «Юганскнефтегаз»;
расширенный аудит ОАО “Пневмостроймашина”;
энергетический аудит ФГУП «Уральский оптико-механический
завод»
разработка Целевой комплексной программы Свердловской области по энергосбережению
энергетический аудит МО Кондинский и Октябрьский районы Ханты-Мансийского АО;
разработка Целевой программы “Реконструкции и модернизация объектов теплоснабжения Ханты-Мансийского автономного округа на 2002-2005 гг.”.
Слайд 3
Опыт УЦЭЭ по инвентаризации ПГ
Работаем по реализации Киотского протокола с
2000 г.
Участвовали в 2 международных проектах
Провели инвентаризацию парниковых газов
(ПГ) в 3-х регионах:
Инвентаризация ПГ в Свердловской области за период 1990-2000 гг. (2001-2002)
Инвентаризация ПГ на территории Тюменской области за период 1990-2002 гг. (2003-2004)
Инвентаризации ПГ по отраслям промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за период 1990-2003 гг. (2004)
Слайд 4Парниковый эффект
Диоксид углерода (СО2)
Метан (СН4)
Закись азота (N2O)
Гидрофторуглероды (ГФУ)
Перфторуглероды (ПФУ)
Гексофторид серы
(SF6)
Парниковые газы, регулируемые Киотским протоколом:
Слайд 5Меры по снижению выбросов ПГ
Энергоэффективность
Возобновляемые источники энергии
Сокращение выбросов на транспорте
Рациональные
методы ведения лесного хозяйства
Устойчивые формы сельского хозяйства
Сокращение выбросов метана
Слайд 6Фазы Киотского протокола
Докиотский (ранний) период (до 2008 г.);
Первый бюджетный период (2008-2012 гг.), на который установлены количественные ограничения
на выбросы ПГ;
Второй бюджетный период, может быть установлен с 2013 г.
Слайд 7Обязательства по сокращению выбросов парниковых газов в % к 1990
г.
Япония…………….6
Нидерланды………6
Евросоюз………….8
Германия………….8
Великобритания.... 8
Россия……………...0
Источник: МГЭИК, Изменение климата, 2001.
Смягчение последствий. стр. 538
Слайд 8Колебания цены 1 тонны CO2 (на 29 сентября 2005 года)
(источник: Point Carbon)
29 September 2005
EUA 2005 (€/t CO2)
€22.90 ▲0.17
Объем
сделок на Европейском рынке составляет 22 млн. т CO2 в месяц.
Слайд 9Удельные затраты на сокращение 1 тонны выбросов ПГ
Япония………………………...100 – 300
$
Западная Европа……………...65 – 200 $
США, Канада…………………..20 – 150 $
Россия……………………………..1
– 20 $
Слайд 10Комплексный подход к проблеме энергоэффективности
Энергетический аудит и формирование топливно-энергетического
баланса;
Программа энергосбережения и инвентаризация выбросов парниковых газов (ПГ);
Идентификация наиболее эффективных
проектов энергосбережения и сокращения выбросов ПГ;
Разработка и продвижение инвестиционных проектов;
Привлечение инвестиций.
УЦЭЭ имеет команду высококвалифицированных специалистов (инженеров, экологов) различного профиля, включая 5 кандидатов наук
(физико-математических, технических, экономических, технических и сельскохозяйственных наук), инженеров, экологов.
Слайд 11Гибкие механизмы Киотского протокола
Собственно торговля квотами ( 2008-2012 гг.), будет
работать в первом бюджетном периоде.
Механизм Чистого Развития (Россия в данном
случае будет выступать в качестве покупателя, а не продавца квот), работает в докиотском периоде.
Механизм Совместного Осуществления проектов (наиболее выгодный сегодня механизм), работает в докиотском периоде.
Слайд 12Выбросы SO2 и экономический рост в США
Слайд 13Основные результаты программы SO2 в США
100% - ное выполнение, снижение
выбросов больше запланированного
Значительная экономия затрат
Неограниченная гибкость в выборе способов снижения
выбросов
Экономический рост
Слайд 14Прогноз эмиссии парниковых газов в Свердловской области по результатам инвентаризации
2001 г.
Слайд 15Основание для реализации
Киотского протокола в РФ
Федеральный закон “О ратификации
рамочной Конвенции ООН об изменении климата”от 4 ноября 1994 года
N 34-ФЗ.
Комплексный план действий по реализации в РФ Киотского протокола к РКИК ООН, утвержденный Председателем Правительства РФ Фрадковым М.Е. 26 февраля 2005 г.
Слайд 16Антропогенная эмиссия ПГ в РФ
по категориям источников
на 1999
г. (млн. т СО2-экв.)
Слайд 17Региональная структура эмиссии СО2 в РФ в 1997г.
Слайд 18Потенциал снижения выбросов ПГ в УрФО
Слайд 19Инвентаризация ПГ в Свердловской области
Слайд 20Выводы по результатам инвентаризация ПГ
в Свердловской области
В 1990-2000 гг.
эмиссии ПГ превышали сток ПГ в 2,5 – 4 раза;
Эмиссии
ПГ за 1990-2000 гг. сократились на 40,9 млн. тонн (30%), стоки возросли на 2,3 млн. тонн (7%);
Основная доля выбросов ПГ в 2000г. приходилась на сжигание топлива - 82%, эмиссия ПГ от промышленных процессов – 13%;
Основные источники выбросов ПГ от сжигания топлива:
а) предприятия электроэнергетики - 45%;
б) промышленности (в основном, металлургии) - 45%.
Слайд 21Проекты сокращения выбросов ПГ
в Свердловской области
Реконструкция Артемовской ТЭЦ с
замещением выводимых мощностей Егоршинской ГРЭС;
Перевод муниципального автотранспорта Свердловской области на
сжиженный газ;
Перевод котельных г. Ирбита на природный газ;
Замена установки производства водорода методом электролиза воды на метод парового реформинга (ООО «ВИЗ-Сталь»);
Программа энергосбережения г.Екатеринбурга на 2004-2007 гг.
Слайд 22Замена установки производства водорода методом электролиза воды на метод парового
риформинга (ВИЗ-Сталь)
Слайд 23Реконструкция Артемовской ТЭЦ
Областная экологическая конференция
Слайд 24Углеродная эффективность Программы энергосбережения г.Екатеринбурга на 2004-2007 гг.
Слайд 25Опыт и степень подготовленности
Свердловской области
Инвентаризация выбросов парниковых газов за
период 1990-2000 гг. (2001 г.)
Конференция «Привлечение инвестиций в экономику российских
регионов в соответствии с механизмами Киотского протокола» (2002 г.)
Международный проект «Идентификация специфических потребностей и приоритетов с целью организации мониторинга и отчетности по выбросам парниковых газов в России» (2002 г.)
Климатический проект Sinergy под эгидой Европейского Союза (2002 г.)
Инвестиционная составляющая в тарифах на электроэнергию ОАО «Свердловэнерго» (2003 г.)
Приказ МПР № 959 по реализации пилотного проекта (2003 г.)
Подготовка проекта по реконструкции Артемовской ТЭЦ на тендер по закупке единиц сокращенных выбросов ERUPT-5 (2004 г.)
Слайд 26Структура эмиссии парниковых газов в ХМАО за 2003 г.
Слайд 27Выводы по результатам инвентаризация ПГ
в Ханты-Мансийском АО
Значительное превышение эмиссий
СО2 над стоком
(14 - 51 млн. т);
Основные источники эмиссий ПГ:
Сжигание топлива на энергетические нужды – 70%;
Сжигание НПГ – 21%;
Потери НПГ - 7%.
Отраслевая структура эмиссии:
Электроэнергетика - 53%;
Топливная промышленность – 34%;
ЖКХ -7%.
Валовые эмиссии СО2 в 2003 г. превышают валовые эмиссии в 1990 г. на 2 млн. тонн.
Слайд 29Основные направления снижения выбросов ПГ
Программы «Энергосбережение Ханты-Мансийского АО до
2005 г.»
1. Добыча и транспорт газа:
Сокращение выбросов СО2 – 1561,6
тыс. т/год;
Средняя удельная стоимость снижения выбросов - 6,77 евро/т СО2.
2. Электроэнергетика:
Сокращение выбросов СО2 - 464,2 тыс. т/год;
Средняя удельная стоимость снижения выбросов - 13,28 евро/т СО2.
3. Жилищное и гражданское строительство:
Сокращение выбросов СО2 - 281,2 тыс. т/год;
Средняя удельная стоимость снижения выбросов - 6,25 евро/т СО2.
4. Транспорт нефти:
Сокращение выбросов СО2 - 3,02 тыс. т/год;
Средняя удельная стоимость снижения выбросов - 12,42 евро/т СО2.
Слайд 30Решение проблемы энергоэффективности
предприятий в свете Киотского протокола
Энергетический аудит и
формирование топливно-энергетического баланса;
Программа энергосбережения и инвентаризация выбросов парниковых газов (ПГ);
Идентификация
наиболее эффективных проектов энергосбережения и сокращения выбросов ПГ;
Разработка и продвижение инвестиционных проектов;
Привлечение инвестиций.
Слайд 31ТЭБ – ОСНОВА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПГ
ТЭБ позволяет провести инвентаризацию выбросов ПГ;
ТЭБ
– индикатор эффективности политики энергосбережения.
Анализ топливно-энергетического баланса позволяет:
выявить
потери ТЭР;
определить направления оптимизации движения ТЭР;
составить энергетический, экономический и экологический прогнозы;
привлечь инвестиции в энергосберегающие проекты.
Слайд 32Важность инвентаризации ПГ
Инвентаризация позволяет определить объемы выбросов ПГ и резервы
их сокращения;
Инвентаризация – основа расчета сокращения выбросов ПГ в проектах;
Инвентаризация
ПГ – основа распределения квот на выбросы для предприятий.
Слайд 33Какова роль предприятий в торговле парниковыми газами?
Предприятия - эмиттеры ПГ
непосредственно выполняют обязательства по снижению выбросов, т.е. формируют квоты на
выбросы ПГ.
Поэтому предприятия будут основными игроками на рынке парниковых газов, получателями выгод от торговли квотами.
Слайд 34Какими могут быть выгоды от торговли квотами?
Торговля квотами до
2008 г. - прямые инвестиции в модернизацию, реконструкцию и перевооружение
производства.
Торговля квотами в 2008-2012 гг. - дополнительный доход от продажи квот.
Сопряженные выгоды:
- экономия топлива
снижение себестоимости продукции
повышение качества продукции
- снижение выбросов загрязняющих веществ (снижение платежей за загрязнение)
- улучшение качества окружающей среды
- снижение заболеваемости населения
Слайд 35Существующая программа энергосбережения холдинга ( предприятия) на 2005-2008 гг.
Увязка с
КП
+
Основа внутрикорпоративной торговли квотами
Слайд 36Регулирование SO2 в США и в Европе не замедлили экономический
рост и сделали его чище
Слайд 371
2
3
A
B
C
D
Бюджет выбросов
2008
2012
Годы
2000
Сценарии реализации КП в РФ
1 –старые технологии, ограничения на
международную торговлю квотами и энергией;
2 – сценарий «бизнес как
обычно»;
3 – новые технологии без ограничений на торговлю выбросами и реинвестирование доходов.
Слайд 38Благодарю за внимание.
Приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству.
Телефон: (343) 374-15-74
Факс: (343) 374-15-76,
374-16-42, 374-48-52
Web-сайт: www.ucee.ru
E-mail: mail@ucee.ru