Разделы презентаций


1 Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Содержание

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»Кафедра философии и социально-гуманитарных наукЛекция № 5 Античная философия:натурфилософия древних

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Кафедра философии
и социально-гуманитарных наук

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Слайд 2Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет им. проф.

В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Кафедра философии

и социально-гуманитарных наук
Лекция № 5
Античная философия:
натурфилософия древних греков Читает доцент, кандидат философских наук КОМОВА Надежда Викторовна
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого  Министерства здравоохранения

Слайд 3План лекции

Античная культура - «греческое чудо», начало европейской культуры и

философии
Натурфилософия Древней Греции. Фалес. Анаксимандр, Анаксимен
Гераклит. Начало диалектики
Пифагор
Атомизм Левкиппа и

Демокрита
План лекцииАнтичная культура - «греческое чудо», начало европейской культуры и философииНатурфилософия Древней Греции. Фалес. Анаксимандр, АнаксименГераклит. Начало

Слайд 4Античная философия
стремилась быть как можно более свободной от мифа, веры

и фантазии, полагаясь на разум (логос) и рациональный метод познания
ориентация

на разум-логос подкреплялась активной разработкой законов и форм правильного мышления, рациональной аргументации, т. е. логики
Античная философиястремилась быть как можно более свободной от мифа, веры и фантазии, полагаясь на разум (логос) и

Слайд 5АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Историзм - более быстро и менее болезненно переходила от

одного этапа своего развития к другому, оставаясь все время открытой

критике, поиску нового и оригинального
не канонизировала, как на Востоке, свои открытия и прозрения. Ее отношение к прошлому было уважительным, но не апологетичным
Ностальгический «золотой век» не принижал настоящее и не закрывал дорогу в будущее
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯИсторизм - более быстро и менее болезненно переходила от одного этапа своего развития к другому, оставаясь

Слайд 6Свободная мысль в античности
Древняя Греция подарила миру демократию — образ

жизни, способ и форма бытия.
В сфере философии она выступает

как свободно-творческая мысль, т. е как самодовлеющий, бескорыстный поиск истины.
«Люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы».
«Мы занимаемся философией не ради прибыли, вне ее находящейся, напротив, очевидно, что, как человека можно назвать свободным лишь тогда, когда он цель самого себя, точно так же лишь та из наук может быть названа свободной, которая имеет цель в самой себе».
Все другие науки имеют дело с необходимостью человеческого бытия, философия — с его свободой.
Свобода человека замыкается на самом человеке, на развитии человека как человека.
Знание ради знания — это знание ради человека и его самоцельной свободы.
Такое знание дает только философия, лучшая из наук.
Свободная мысль в античностиДревняя Греция подарила миру демократию — образ жизни, способ и форма бытия. В сфере

Слайд 7Античная философия
Основные черты античной философии:

Космоцентризм
Стихийная диалектика мышления
Онтологизм
Теоретико-познавательный

и жизненный оптимизм
Основные категории античной мысли:


Космос
Природа
Логос
Эйдос
Душа

Античная философия   Основные черты античной философии:КосмоцентризмСтихийная диалектика мышленияОнтологизмТеоретико-познавательный и жизненный оптимизм   Основные категории

Слайд 8Этапы развития античной философии
1) становление древнегреческой философии (VII– сер. V

вв. до н. э.) – в центре внимания стояли проблемы

космоса, природы;
2) классическая греческая философия – учения Сократа, Платона и Аристотеля (V–IV вв. до н. э.) – главное внимание уделяется проблемам человека, его сущности и познавательным возможностям;
3) греко-римский, или эллинистический этап – (конец IV в. до н. э. – IV в. н. э.), связанный с упадком греческой демократии и перемещением центра политической и духовной жизни из греческих полисов (городов-государств) в столицу формировавшейся Римской империи.

Под эпохой эллинизма имеется в виду греческий мир после Александра Македонского до завоевания его римлянами. Он охватывал Средиземноморье, Ближний Восток и Северную Африку. Культура греков (эллинов) была воспринята культурами этих регионов, образовав культуру эллинизма.
Этапы развития античной философии1) становление древнегреческой философии (VII– сер. V вв. до н. э.) – в центре

Слайд 9
Атомистический материализм
Представители:
Левкипп (500-440 гг. до н.э.)
Демокрит (40-370 гг. до н.э.)

Атомистический материализмПредставители:Левкипп (500-440 гг. до н.э.)Демокрит (40-370 гг. до н.э.)

Слайд 10Фалес (624-547 гг. до н.э.)
произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею

субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в едино-сущее и

усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все.
впервые попытался найти физическую основу бытия без посредства мифов.
стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее — само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное.
Он полагал, что душа разлита во всем сущем.
Фалес (624-547 гг. до н.э.)произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие

Слайд 11АНАКСИМАНДР (610 – 547 гг. до н.э.)
За первооснову сущего он

принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются,

целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей; в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность.
АНАКСИМАНДР (610 – 547 гг. до н.э.)За первооснову сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию:

Слайд 12АНАКСИМЕН (588 – 525 гг. до н.э)
Полагал, что первоначалом всего

является воздух, мысля его как бесконечное. все вещи возникли из

воздуха, и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения
АНАКСИМЕН (588 – 525 гг. до н.э)Полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное.

Слайд 13ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (540 –

480 гг. до н.э.)— диалектик античности
Все существующее переходит из одного

в другое: «Все течет», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».
Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель — бытие и не­бытие — связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга.
Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом.
Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.
Разум правит всем через все. При этом объективная ценность человеческого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ        (540 – 480 гг. до н.э.)— диалектик античностиВсе

Слайд 14ДЕМОКРИТ (460 – 370 гг. до н.э.)

Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества

мельчайших неделимых частичек — атомов, движущихся в пустоте. Атомы неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости.
Атомы и пустота — единственная реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа.
Душа состояла из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным — с единой субстанцией.
ДЕМОКРИТ (460 – 370 гг. до н.э.)    Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее

Слайд 15Пифагор (584 – 500 гг. до н.э.)

Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения, присущие различным

гармоническим сочетаниям сущего. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они одними из первых тонко осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Пифагорейцы достигли немалых успехов в по­исках гармонии, обусловленной мерой и числом, математической пропорциональностью. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени.

Пифагор – все есть число

Пифагор (584 – 500 гг. до н.э.)    Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и

Слайд 16КСЕНОФАН (ок. 565—473 до н.э.)
Стоял и во главе монотеистов,

и во главе скептиков. Именно из его уст вырвался крик

отчаяния: НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ЗНАТЬ ДОСТОВЕРНО!
Он посеял семена скептицизма, которые прорастают на ниве всей последующей истории философии.
Впервые осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине».
Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость: «над всем царит мнение», «людям не истина, а лишь мнение доступно».
КСЕНОФАН  (ок. 565—473 до н.э.)Стоял и во главе монотеистов, и во главе скептиков. Именно из его

Слайд 17ПАРМЕНИД (540 – 470 гг. до н.э.) глава элейской школы
Провозглашает главенствующую

роль разума в познании и подсобную роль чувств.
разграничивает вслед

за Ксенофаном истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности.
Центральной идеей Парменида является соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли.
Бытие не возникло: оно непреходяще.
нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия.
считал, что высшая степень телесной организации дает и высшую степень мышления.
Телесность и духовность совпадают в Боге.
ПАРМЕНИД (540 – 470 гг. до н.э.) глава элейской школыПровозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную

Слайд 18ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (490 – 430 гг. до н. э.)
любимый ученик

и последователь Парменида.
Развивал логику как диалектику.
Апории Зенона связаны

с диалектикой дробного и непрерывного в движении (а также самом пространстве-времени).
Апории обнажают загадку того, как из неподвижности, видимого отсутствия измерений рождается движение.

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (490 – 430 гг. до н. э.)любимый ученик и последователь Парменида. Развивал логику как диалектику.

Слайд 19Литература
1. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин. – М.,

2007.
2. Ермаков, В.С. Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный /

В.С. Ермаков. – СПб.: Изд-во «Союз», 2003.
3. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.
4. Радугин, А. А. Философия: Курс лекций / А. А. Радугин. - М.: Центр, 2004.
5. Философия: Учебное пособие /Под ред. Кохановс-кого В.П. - Ростов-на-Дону, 2001.
6. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Гу-бина, Т.Ю. Сидориной.- М., 2005.
7. Философия права: Учебник / Под общ. ред. В.П.Сальникова, Г.Н.Хона. – М., 2002.
Литература1. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин. – М., 2007.2. Ермаков, В.С. Справочник по истории философии:

Слайд 20СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика