3 ·20
20 · 3 = 60
3 · 20 = 60
рассмотри записи↓
100 : 5
10 д. : 5 = 2 д.
100 : 5 = 20
0
20
·
2
=
4
0
30
·
3
=
9
0
10
·
6
=
6
0
30
·
2
=
6
0
100
:
2
=
5
0
80
:
2
=
4
Умножение и деление круглого числа на однозначное число.
20 · 4 Выполним умножение не обращая внимания на нули: 2 · 4 = 8
Припишем один нуль к результату 80.
60 : 2 Выполним деление не обращая внимания на нули: 6 : 2 = 3
Припишем один нуль к результату 30.
20·4 60 : 2
ОГО
30 · 2
:
8
2
0
0
4
0
0
60 : 20
80 : 40
делимое
делитель
20 · 2 = 40
20 · 3 = 60
число 2 не подходит
60
число 3 подходит
← значит 60 : 20 = 3
80 : 40 = 2
2
Убираем нули
и работаем с однозначными числами (вспоминаем таблицу деления).
ПРОВЕРКА:
0
20
·
4
=
8
ОгО
Деление выполнено верно.
умножаем не обращая внимания на нуль 2 · 1 = 2,
к результату приписываем этот нуль 2
Устные приёмы умножения и деления.
Это значит найти такое число, которое при умножении на 10 даст в результате 40.
Это число 4.
Делим, убирая нули 4 : 1 = 4
40 : 10
Это значит найти такое число,
которое при умножении на 5
даст в результате 50.
Это число 10. 5 · 10 = 50
Делим не обращая внимания на нуль
5 : 5 = 1
К результату приписываем нуль 50 : 5 = 1
Коротко И ясно вспоминаем
ОгО
2 · 10
2 · 10 = 20
40 : 10
50 : 5
0
0
0
2
·
10
=
2
40
:
10
=
4
50
:
5
=
1
0
= 4
Добавим ещё
5 красных и 4 синих кружка.
Как можно узнать сколько всего кружков разными способами?
1
2
Способ 1.
чтобы узнать сколько всего кружков надо 9 умножить на 2
9 · 2 = 18
В каждом ряду 9 кружков
← (5 + 4), а рядов 2
Потом узнаем сколько всего синих кружков
Сначала узнаем сколько всего красных кружков
Способ 2.
5 · 2 = 10
4 · 2 = 8
Теперь можем узнать сколько всего кружков 10 + 8 = 18
(5+4) · 2 = 9 · 2 = 18
(5+4) · 2 = 5 · 2 + 4 · 2 = 10 + 8 = 18
ОГО
Коротко
И
ясно
Можно вычислить сумму
и умножить её на число.
Можно умножить
каждое слагаемое на число
и полученные произведения сложить.
25
3
20
5
это
·3
·3
60
15
75
Делай так.
ОГО
промежуточные действия
2 5 3
=
20 5
75
Запись
в тетради
ₓ
60 15
можно умножить на число
каждое слагаемое
в отдельности
и полученные результаты
сложить.
=
=
=
=
=
39
10 И 6
64
20 И 8
84
20 И 6
78
20 И 9
58
Объясняем чётко вслух.
П
О
Ж
А
Л
У
Й
С
Т
А
.
4о
8
60
12
30
24
50
35
60
12
30
9
40
24
60
24
60
18
40
18
1 способ: надо найти сумму и разделить её на число.
ОгО
Перемешаем яблоки, не обращаем внимание на цвет .
РАСКЛАДЫВАЕМ
2 способ.
Раскладываем их на две тарелки так, чтобы на обеих тарелках было поровну красных и зелёных яблок . Сначала красные раскладываем по двум тарелкам, а затем зелёные.
(6 + 4) : 2 = 6 : 2 + 4 : 2 = 3 + 2 = 5
2 способ: надо разделить каждое слагаемое на число,
а затем результаты сложить.
ОгО
Раскладываем сначала красные яблоки, а потом зелёные .
36
3
30
6
это
:3
:3
10
2
12
Делай так.
:
3 6 3
=
30 6
12
Запись
в тетради
:
10 2
можно разделить на число
каждое слагаемое
в отдельности
и полученные результаты
сложить.
36
2
20
16
это
:2
:2
10
8
18
Делай так.
:
ОгО
3 6 2
=
20 16
18
Запись
в тетради
:
10 8
50
2
40
10
это
:2
:2
20
5
25
Делай так.
:
ОгО
5 0 2
=
40 10
25
Запись
в тетради
:
20 5
12 : 2 = 6
делимое
делитель
частное
частное
Значение
частного
4 · 3 = 12
МНОЖИТЕЛЬ
МНОЖИТЕЛЬ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Значение
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Умножение можно проверить делением:
18 · 4 = 72 Проверка: 72 : 4 = 18
произведение разделили на один из множителей
получили другой множитель
значит, умножение выполнено верно.
Коротко
И
ясно
Быстро и правильно делить и умножать
ПОМОГАЕТ
отличное
знание ответов таблицы умножения,
таблицы деления
и особых случаев.
ОгО
На помощь приходит ОТЛИЧНОЕ знание таблицы умножения:
17 на какое число надо умножить 7, чтобы значение произведения заканчивалось на 8 ?
Перебираем ответы таблицы на 7: 14 21 28
Нас интересует 28 7 · 4 = 28
17 · 4 = 68 ☺ ↤ значит ↦ 68 : 17 = 4
Коротко
И
ясно
Особо выделим случаи вида 90 : 15
15 На какое число надо умножить 5, чтобы значение произведения оканчивалось 0 ↓
ОТВЕТЫ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ на 5 ОКАНЧИВАЮТСЯ 0 И 5.
При подборе мы должны проверить несколько вариантов.
Ответы 10 20 30 40 получаются при умножении 5
на 2 4 6 8
15 · 2 - 10 · 2 ↦ 20 и умножим 5 единиц на 2 ↦ 10 ↯ мало 90 не получится.
15 ·4 - 40 и 20 ↯ тоже мало.
15 · 6 - 60 и 30 ↦ 90 ☺ подходит → значит 90 : 15 = 6
При делении двузначного на двузначное в ответе однозначное число.
ОгО
4
87 : 29
:29
Таблица
на 9
87
Ответ
заканчивается
цифрой 7
18 27
27= 9 · 3
29 · 3 = 87
3
72 : 12
:12
Таблица
на 2
72
Ответ
заканчивается
на 2
4 6 8 10 12
12= 2 · 6
12 · 6 = 72
6
:15
Таблица
на 5
90
Ответ
заканчивается
на 0
Особо!
10 15 20 25 30
30= 5 · 6
15 · 6 = 90
34 : 17
:17
Таблица
на 7
34
Ответ
заканчивается
на 4
14
14= 7 · 2
17 · 2 = 34
2
96 : 24
:24
Таблица
на 4
96
Ответ
заканчивается
на 6
8 12 16
16= 4 · 4
24 · 4 = 96
4
99 : 33
:33
Таблица
на 3
99
Ответ
заканчивается
на 9
6 9
9 = 3 · 3
33 · 3 = 99
3
Сразу можем сказать:
Используем МЕТОД ПОДБОРА.
Отлично знаем ответы таблицы умножения ? !
В ОТВЕТАХ БУДУТ
ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА.
6
4 · 4 =16
24 · 4 = 96
6
4
8
12
16
4
96 : 4
80:4=20
16:4=4
6
4
80 и
16
24
55 : 11
1 ·5 =5
11 · 5 = 55
5
1
5
5
70 : 14
4 ·5 =20
14 · 5 = 70
0
4
8
12
16
20
5
не путайте!
81 : 3
60:3=20
21:3=7
1
3
60
И
21
27
48 : 24
4 ·2 =8
24 · 2 = 48
8
4
8
2
48 : 4
40:4=10
8:4=2
8
4
40
И
8
12
Делим на однозначные числа
и двузначные числа.
: на двузначное ↓
: на однозначное ↓
Ответ: 5 детей получили открытки, и 1 открытка осталась.
11 : 2 = 5 (ост.1)
делимое
делитель
частное
ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО
Деление с остатком.
НЕПОЛНОЕ
ЗНАЧЕНИЕ ЧАСТНОГО
остаток
ОгО
Проверка: 3 · 3 = 9, 9 + 1 = 10
разделили остаток
ОгО
1. 10 на 3 без остатка не делится.
4. Нам надо разделить 10, а мы разделили только 9,
находим остаток
10 – 9 = 1
2. Находим число, которое ближе всего расположено к 10,
3. Делим 9 на 3 и получаем неполное значение частного
9 : 3 = 3
Вспоминаем
таблицу
умножения
и деления
но меньше его, и делится на 3 без остатка.
Это число 9.
Первый ученик.
26 : 4
24 – число до 26, ближайшее к нему, которое делится на 4 без остатка
24 : 4 = 6, вычитаем из 26
24 ↔ сколько мы разделили
и получаем 2 (это остаток).
Следовательно 26 : 4 = 6(ост.2)
Второй ученик.
26 : 4
20 – число до 26, ближайшее к нему, которое делится на 4 без остатка
20 : 4 = 5, вычитаем из 26
20 ↔ сколько мы разделили
и получаем 6 (это остаток).
Следовательно 26 : 4 = 5(ост.6)
Первый ученик выполнил деление с остатком верно.
Второй деление с остатком
выполнил с ошибкой.
Остаток 6 из данного решения больше делителя.
Запомни! Остаток должен быть всегда меньше делителя.
Когда выполняете деление с остатком, всегда сравнивайте остаток с делителем.
Если остаток меньше делителя
↓
деление выполнено верно.
2 < 4 – деление выполнено верно
остаток делитель
ОгО
2
4
Второй ученик допустил ошибку с начала рассуждений: число 20 не самое ближнее к 26, которое делится на 4, после числа 20 ещё есть число 24 .
Мы можем остаток ещё разделить на 4
6 : 4 = 1(ост.2)
12:2 =6
29
23 24 25 26 27 28
Назови ближайшее число до 29 которое делится на 3 без остатка (таблица).
27:3 =9
35
27 28 29 30 31 32 33 34
Назови ближайшее число к 35 которое делится на 4 без остатка (таблица).
32:4 =8
27
19 20 21 22 23 24 25 26
Назови ближайшее число до 27 которое делится на 5 без остатка (таблица).
25:5 =5
Подготовительные
УПРАЖНЕНИЯ.
ОгО
72:9 =8
26
18 19 20 21 22 23 24 25
Назови ближайшее число до 26 которое делится на 7 без остатка (таблица).
21:7 =3
52
44 45 46 47 48 49 50 51
Назови ближайшее число к 52 которое делится на 8 без остатка (таблица).
48:8 =6
41
33 34 35 36 37 38 39 40
Назови ближайшее число до 41 которое делится на 6 без остатка (таблица).
36:6 =6
Подготовительные
УПРАЖНЕНИЯ.
ОгО
⇠ ВАШ ответ
⇠ ВАШ ответ
⇠ ВАШ ответ
⇠ ВАШ ответ
Проверка 5<6
7 · 6=42 42+5 = 47
Проверка 2<4
4 · 9=36 36+2 = 38
Проверка 5<8
8 · 8=64 64+5 = 69
1. 29 не делится на 7 без остатка.
1
2
3
4
5
6
ОГО
Сравниваем остаток и делитель.
Остаток должен быть всегда меньше делителя.
2. Самое большое число до 29, которое делится на 7, это 28.
3. Разделю 28 на 7, получится 4.
4. Должны были разделить 29,
разделили только 28.
Найду сколько не разделили→ найду остаток 29-28=1. Остаток 1.
5. Читаю ответ: 4 (остаток 1)
6. Проверяю…
А теперь самостоятельно.
ЧЁТКО ПО ПЛАНУ.
Проверка 4<8
8 · 8=64 64+4=68
1. __ не делится на __ без остатка.
2. Самое большое число до __ , которое делится на __ , это число __.
3. Разделю __ на __ , получится __ .
4. __ должны были разделить, разделили __ , найдём сколько не разделили,
найду остаток __________. Остаток __
5. Читаю ответ: __ (остаток __ )
6. Проверяю…
Проверка 1<7
4 · 7=28 28+1=29
Проверка 7<9
4 · 9=36 36+7=43
ОГО
7 (ост.4)
проверка 7 · 5=35 35+4=39
4 < 5
8 (ост.6)
6 < 8
9 (ост.3)
3 < 6
6 (ост.1)
1 < 4
проверка 8 · 8=64 64+6=70
проверка 9 · 6=54 54+3=57
проверка 6 · 4=24 24+1=25
ОгО
остаток
меньше
делителя
4 (ост.3)
проверка 4 · 6=24 24+3=27
3 < 6
8 (ост.5)
5 < 8
7 (ост.4)
4 < 5
4 (ост.1)
1 < 4
проверка 8 · 8=64 64+5=69
проверка 4 · 4= 16 16+1=17
ОгО
проверка 7 · 5=35 35+4=39
5
ОСТАТОК
˂
1 2 3 4
2
1
9
1 2 3 4 5 6 7 8
****************************************************************************************************
****************************************************************************************************
4
1 2 3 4
****************************************************************************************************
7
1 2 3 4 5 6
****************************************************************************************************
3
1 2
****************************************************************************************************
8
1 2 3 4 5 6 7
1
2
3
4
5
ОГО
Выбираем табличный случай деления _______.
Знаем правило: остаток меньше делителя
делитель __, может быть остаток ______, выбрали ____.
Находим делимое ________.
Получили данные ___ – делимое
___ – делитель
___ – значение частного.
5. Составим пример: ______________
ОгО
Действуйте сами ⇪
Действуйте с нами.
10 2
10 2
.
:
слагаемое
слагаемое
уменьшаемое
вычитаемое
множитель
множитель
делимое
делитель
12
=
8
=
20
=
5
=
сумма
значение
суммы
разность
значение
разности
произведение
значение
произведения
частное
значение
частного
1 слагаемое
2 слагаемое
1 множитель
2 множитель
Для их обозначения используются специальные знаки.
ЗНАКИ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ↓
ЕСЛИ СОЕДИНИТЬ
ДВА ЧИСЛА
ОДНИМ ИЗ ЭТИХ ЗНАКОВ
⇩
то получатся числовые выражения.
Чтобы узнать значение выражения, нужно выполнить указанное действие.
Из СЛОВ составляются
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Из ЧИСЕЛ составляются
ЧИСЛОВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ.
мы часто встречаем
знаки препинания ↓
запятые, тире, двоеточия, точки ……
В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
В ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЯХ
есть знаки АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ.
+ ̶ • : И МОГУТ БЫТЬ скобки.
Например:
3 + 5
12 : (9 - 5)
873 - 69
Числа в математике иногда заменяются буквами.
И тогда числовое выражение превращается в буквенное.
100 • 100 - 55
Буквенное выражение – это числовое выражение,
В котором одно или несколько чисел ЗАМЕНЕНЫ буквами
Буквенное выражение так же называют
Выражение с переменной.
Например:
а + 8
18 : (7 - х)
73 - у
ОгО
Надо найти значение СУММЫ.
Мы не можем найти значение суммы.
Ведь а - это не число, а БУКВА.
Но вместо БУКВЫ а можно подставить ЧИСЛО.
ЭТО СУММА .
5 + а
Найдём значение
этой суммы ,
если ↓
а = 4
5 + 4
=
9
а = 5
5 + 5
=
10
а = 8
5 + 8
=
13
а = 15
5 + 15
=
20
Найдём значение
выражения
с - 7
ЭТО РАЗНОСТЬ.
если ↓
с = 9
9 - 7
=
2
с = 10
10 - 7
=
3
с = 17
17 - 7
=
10
с = 33
33 - 7
=
26
Можем ли мы придать букве с значения 6, 5, 4, 1?
НЕ МОЖЕМ.
с – это уменьшаемое, из с мы вычитаем 7
с должно быть равно или больше 7
сейчас
НЕ МОЖЕМ
В 5 классе сможем.
d
(дэ)
а = 4
4 + 4
=
8
Найдём значение
выражения
а - d
ЭТО РАЗНОСТЬ.
если↓
ДВЕ переменные.
с = 4
а = 9
с = 8
9 + 8
=
17
а = 20
с = 13
20 + 13
=
33
а = 42
с = 26
42 + 26
=
68
а = 8
8 - 0
=
8
d = 0
а = 9
d = 3
9 - 3
=
6
а = 75
d = 63
75 - 63
=
12
а = 42
d = 16
42 - 11
=
21
Найдём значение
выражения
с : а
ЭТО ЧАСТНОЕ.
если↓
с = 9
9 : 3
=
3
а = 3
с = 48
а = 2
48 : 2
=
24
с = 81
а = 9
81 : 9
=
9
с = 23
а = 1
23 : 1
=
23
Найдём значение
выражения
с ∙ а
ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
если↓
с = 9
9 ∙ 3
=
27
а = 3
с = 5
а = 3
5 ∙ 3
=
15
с = 7
а = 8
7 ∙ 8
=
56
с = 6
а = 1
6 ∙ 1
=
6
ОгО
а - 9
а = 3 0
3 0 - 9 = 2 1
Записываем ручкой
Линию проводим
карандашом
а = 2 7
2 7 - 9 = 1 8
а = 3 3
3 3 - 9 = 2 4
а = 5 4
5 4 - 9 = 4 5
В каком ПОРЯДКЕ
их выполнять?
сложение и вычитание
считаются
действиями ПЕРВОЙ ступени
+ ̶
• :
умножение и деление
считаются
действиями ВТОРОЙ ступени
Если выражение скобок не содержит, то сначала выполняются действия УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ (действия второй ступени), затем действия
СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ (действия первой ступени) .
64 : 8 + 35 : 5 – 1
Если выражение содержит скобки,
то сначала выполняются действия В СКОБКАХ ,
затем действия УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ (действия второй ступени),
затем действия СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ (действия первой ступени) .
ОгО
В той последовательности, в которой они записаны → слева направо.
В той последовательности, в которой они записаны → слева направо.
4 · 2 + 35 : 5 – 1
Если выражение содержит скобки, то сначала выполняются действия
В СКОБКАХ , затем действия
УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ (действия второй ступени), затем действия
СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ (действия первой ступени)
В той последовательности, в которой они записаны → слева направо.
1
2
3
4
Найдём значение выражения↑
Определим порядок выполнения действий
4 · 2 = 8
35 : 5 = 7
8 + 7 = 15
15 – 1 = 14
=
14
Определим порядок выполнения действий
1
2
3
4
Найдём значение выражения↑
18 + 2 = 20
2 · 20 = 40
40 : 5 = 8
8 – 6 = 2
ОгО
=
2
К результату первого действия
прибавить результат второго
Действия.
Из результата третьего действия
вычесть 1.
4 умножить на 2.
35 разделить на 5.
Выполнить действие в скобках.
2 умножить на результат
первого действия.
Результат второго действия
разделить на 5.
Из результата третьего действия
вычесть 6.
1)
2)
3)
4)
1)
2)
3)
4)
+ ̶
• :
=
24
5
6
Найдём значение выражения↑
6 · 2 = 12
12 : 3 = 4
4 · 9 = 36
5 · 8 = 40
Результат второго действия
умножить на 9.
5 умножить на 8.
6 умножить на 2.
Результат первого действия
разделить на 3.
1)
2)
3)
4)
100 - 36 = 64
Из 100 вычесть результат
третьего действия.
5)
64 - 40 = 24
Из результата пятого действия
вычесть результат
четвёртого действия.
6)
(8·7 – 63:9) : 7 + 6·8
1
2
3
4
Определим порядок выполнения действий.
=
55
5
6
↑
Найдём значение
выражения
8 · 7 = 56
63 : 9 = 7
56 - 7 = 49
49 : 7 = 7
Из результат первого действия
вычесть результат второго действия.
Результат третьего действия
разделить на 7.
8 умножить на 7.
63 разделить на 9.
1)
2)
3)
4)
6 · 8 = 48
6 умножить на 8.
5)
7 + 48 = 55
К результату четвёртого действия
прибавить результат
пятого действия .
6)
Промежуточные результаты
+ ̶
• :
+ ̶
30 : 5 · 2 : 3 = 4
1
2
3
ОгО
75 - 30 + 5 - 9 = 41
1
2
3
Содержит + -
х :
Сначала выполняется
по порядку (слева направо).
А потом выполняется
по порядку (слева направо).
х :
+ -
120 - 35 : 7 · 6 = 90
1
2
3
360 : 4 +10 - 8 · 5 = 60
1
2
3
4
без скобок
со скобками
Одна или
несколько пар скобок.
Сначала находят
значения выражений
в скобках, а затем выполняют
действия по правилам 1 и 2.
9 · (24 - 4) + (43 - 23) = 200
1
2
3
4
4 8 8 3 2 5 4 9 7 8
:
+
-
:
+
·
Определим порядок выполнения действий.
1
2
3
4
5
6
Подпишем порядок действий
карандашом над знаком действия.
Запишем промежуточные результаты карандашом.
6
6
56
38
32
88
=
8 8
4 5 5 (7 6 4 7) 6 3
:
+
-
-
·
1
2
3
4
5
9
20
38
29
18
=
2 0
ОгО
(18 4 8) 2
+
:
·
1
2
3
50
32
25
=
2 5
Поэтому выражения
можно соединить
ЗНАКОМ РАВЕНСТВА (равно) =
=
Два числа или числовые выражения, соединённые знаком равенства = называют
РАВЕНСТВОМ.
Например:
7 = 7
50 – 20 · 2 = 90 - 80
Выражение, которое записано до знака равенства
слева
называется левой частью равенства.
левая часть
левая часть
Выражение, которое записано после знака равенства
справа
называется правой частью равенства.
правая часть
правая часть
ВЕРНОЕ РАВЕНСТВО – это такое равенство, где значение левой и правой частей
равны между собой.
Есть РАВЕНСТВА,
где значение левой
и правой части разные.
78 + 22 = 93 + 7
100
100
ВЕРНОЕ РАВЕНСТВО
В.
сокращение
Значение левой части не равно
значению правой части.
18 + 2 = 20 + 3
20
23
НЕВЕРНОЕ РАВЕНСТВО
Н.
сокращение
Равенства
могут быть
ВЕРНЫМИ
И
НЕВЕРНЫМИ.
64 разделить на разность чисел 43 и 35
Из 72 вычесть сумму чисел 39 и 25
=
равно
↓
=
НЕРАВЕНСТВО – это запись, состоящая из двух выражений, соединённых знаком «больше» или знаком «меньше».
36 > 35
43 – 7 21 + 14
Мы получили НЕРАВЕНСТВО.
называется левой частью неравенства.
Выражение, которое записано после знака «больше» или «меньше»
называется правой частью неравенства.
78 + 22 < 93 + 5
Проверим, верно оно или нет.
>
>
<
Выражение, которое записано до знака «больше» или «меньше»
слева
справа
левая часть
правая часть
Значение левой части БОЛЬШЕ
значения правой части.
88 + 2 > 93 - 10
90
83
ВЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО.
В.
сокращение
Значение левой части БОЛЬШЕ
значения правой части.
7 · 8 < 47 + 6
56
53
НЕВЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО.
Н.
сокращение
НЕ МЕНЬШЕ
Н.
НЕРАВЕНСТВО.
↑ равно
≠
не равно →
↓
а + 5 < 11
Решим неравенство↦
Числовое значение переменной а должно быть таким, чтобы сумма а + 5
получилась
меньше 11.
Можем решить неравенство методом ПОДСТАНОВКИ.
Подставим ЧИСЛА на место переменной.
а = 0
а + 5 < 11
0
в.
в.
а = 1
а + 5 < 11
1
в.
а = 2
а + 5 < 11
2
в.
а = 3
а + 5 < 11
3
в.
а = 4
а + 5 < 11
4
в.
а = 5
а + 5 < 11
5
в.
а = 6
а + 5 < 11
6
н.
Решения неравенства↓
0 1 2 3 4 5
Этот путь решения неравенства
очень долгий.
Решить неравенство можно, превратив его в РАВЕНСТВО
а + 5 < 11
=
а = 11 - 5
а – неизвестное слагаемое
а = 6
<
вернём НЕРАВЕНСТВО
0 1 2 3 4 5
Решения неравенства→
.
:
слагаемое
слагаемое
уменьшаемое
вычитаемое
множитель
множитель
делимое
делитель
Вычислим результаты↓
10
=
6
=
16
=
4
=
сумма
значение суммы
разность
значение разности
произведение
значение произведения
частное
значение частного
1 слагаемое
2 слагаемое
1 множитель
2 множитель
Чтобы найти НЕИЗВЕСТНОЕ слагаемое
НАДО
из СУММЫ вычесть ИЗВЕСТНОЕ СЛАГАЕМОЕ.
Чтобы найти НЕИЗВЕСТНОЕ уменьшаемое
НАДО
к РАЗНОСТИ прибавить ВЫЧИТАЕМОЕ.
Чтобы найти НЕИЗВЕСТНОЕ вычитаемое
НАДО
из УМЕНЬШАЕМОГО вычесть РАЗНОСТЬ.
Чтобы найти НЕИЗВЕСТНЫЙ множитель
НАДО
ПРОИЗВЕДЕНИЕ разделить на ИЗВЕСТНЫЙ МНОЖИТЕЛЬ.
Чтобы найти НЕИЗВЕСТНОЕ делимое
НАДО
ЧАСТНОЕ умножить на ДЕЛИТЕЛЬ.
Чтобы найти НЕИЗВЕСТНЫЙ делитель
НАДО
ДЕЛИМОЕ разделить на ЧАСТНОЕ.
10 - 2
10 - 8
6 + 2
8 - 6
16 : 8
16 : 2
4 · 2
8 : 4
ВИДЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ.
а
получим
запись
Мы получили УРАВНЕНИЕ.
Уравнение – это РАВЕНСТВО, в котором имеется буква
и требуется узнать: при каком значении этой буквы
равенство становится верным.
Обычно для обозначения неизвестного числа используются латинские буквы↓
х
(икс)
у
(игрек)
а
(а)
b
(бэ)
z
(зэт) и др.
РЕШИТЬ уравнение - значит найти неизвестное число.
Решим наше уравнение:
а + 7 = 25
а – неизвестное слагаемое.
Чтобы найти неизвестное слагаемое
НАДО
из суммы вычесть известное слагаемое.
а = 25 - 7
а = 18
Сделаем проверку ____________ .
+ 7 =
Для этого подставим в уравнение вместо буквы
найденное число.
а
18
25
решение уравнения
из значения суммы
25 =
25
должно получиться верное равенство
ОгО
Сделаем проверку ____________
18 + =
Для этого подставим в уравнение вместо буквы
найденное число.
х
20
38
Такое уравнение называется простым.
Решение уравнения можно найти, выполнив одно арифметическое действие.
Примеры решения
простых уравнений.
у - 36 = 14
у – неизвестное уменьшаемое.
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое
НАДО
к разности прибавить вычитаемое.
у = 14 + 36
у = 40
Сделаем проверку ____________
Для этого подставим в уравнение вместо буквы
найденное число.
- 36 =
у
50
14
38 = 38
14 = 14
ОгО
Сделаем проверку ____________
43 - =
Для этого подставим в уравнение вместо буквы
найденное число.
х
31
12
Примеры решения простых уравнений.
b + 22 = 80
b – неизвестное слагаемое.
Чтобы найти неизвестное слагаемое
НАДО
из суммы вычесть известное слагаемое.
b = 80 - 22
b = 58
Сделаем проверку ____________
Для этого подставим в уравнение вместо буквы
найденное число.
+ 22 =
b
58
80
Продолжение.
8 • х = 72
х = 72 : 8
х = 9
8 • =
х
9
72
х – неизвестный множитель
Чтобы найти неизвестный множитель
НАДО
произведение разделить на известный множитель.
Сделаем проверку ____________
Для этого подставим в уравнение вместо буквы
найденное число.
12 = 12
80 = 80
72 = 72
ОгО
Сделаем проверку ____________
32 : =
Для этого подставим в уравнение вместо буквы
найденное число.
х
4
8
Примеры решения
простых уравнений.
у • 10 = 100
у – неизвестный множитель.
Чтобы найти неизвестный множитель
НАДО
произведение разделить на известный множитель.
у = 100 : 10
у = 10
Сделаем проверку ____________
• 10 =
у
10
100
Продолжение.
х : 3 = 7
х – неизвестное делимое.
Чтобы найти неизвестное делимое.
НАДО
частное умножить на делитель.
х = 7 • 3
х = 21
Сделаем проверку ____________
: 3 =
х
21
7
ОгО
8 = 8
100 = 100
7 = 7
= 38 + 34
9 • х = 72
Сделаем проверку ____________
Примеры уравнений, при решении которых,
нужно выполнить
несколько действий.
Решение уравнения можно найти ↓
выполнив одно арифметическое действие
выполнив НЕСКОЛЬКО арифметических действий.
Рассмотрели на предыдущих слайдах
х
Сделаем из данного уравнения ПРОСТОЕ.
Назовём его «БОЛЬШОЙ Х».
Мы получили простое уравнение.
х – неизвестный множитель.
Чтобы найти неизвестный множитель
НАДО
произведение разделить на известный множитель.
х = 72 : 9
х = 8
9 • 8 - 34 = 38
24 : у
64 - 24 : у = 58
БОЛЬШОЙ у – неизвестное вычитаемое.
Чтобы найти неизвестное вычитаемое
НАДО
из уменьшаемого вычесть разность.
= 64 - 58
24 : у = 6
Сделаем проверку ____________
У
Сделаем из данного уравнения ПРОСТОЕ.
Назовём его «БОЛЬШОЙ у».
Мы получили простое уравнение.
у – неизвестный делитель.
Чтобы найти неизвестный делитель
НАДО
делимое разделить на частное.
у = 24 : 6
у = 4
64 – 24 : 4 = 58
= 38
= 58
9 • х
24 : у
72
6
Решая данное уравнение,
мы решили
ДВА простых уравнения
38
ПРОДОЛЖАЕМ…
58
ОгО
= 30 - 24
3 • х = 6
Сделаем проверку ____________
Примеры уравнений, при решении которых нужно выполнить
несколько действий.
Х
Сделаем из данного уравнения ПРОСТОЕ.
Назовём его «БОЛЬШОЙ Х».
Мы получили простое уравнение.
х – неизвестный множитель
Чтобы найти неизвестный множитель
НАДО
произведение разделить на известный множитель.
х = 6 : 3
х = 2
3 • 2 + 24 = 30
ОгО
у + 7
3 · (у + 7) = 30
БОЛЬШОЙ у – неизвестный множитель.
Чтобы найти неизвестный множитель.
НАДО
произведение разделить на известный множитель.
= 30 : 3
У + 7 = 10
Сделаем проверку ____________
У
Сделаем из данного уравнения ПРОСТОЕ
Назовём его «БОЛЬШОЙ у».
Мы получили простое уравнение.
у – неизвестное слагаемое.
у = 10 - 7
у = 3
3 · (3 + 7) = 30
= 30
= 30
3 • х
у + 7
6
10
Чтобы найти неизвестное слагаемое
НАДО
из суммы вычесть известное слагаемое.
30
30
20
ЗНАЧЕНИЕ
ВЫРАЖЕНИЯ
если а = 30
=
>
<
32 < 36
7 + 30 · 2 > 63 - 4
верное
в.
10 > 11
25 – 5 + 15 < 6 + 12
неверное
н.
УРАВНЕНИЯ.
РАВЕНСТВА.
6 = 6
70 – 20 · 2 = 60 : 2
верное
в.
5 = 6
25 – 20 + 43 = 6 + 41
неверное
b + 5 < 15
НЕРАВЕНСТВА с переменной.
ОгО
х + 6 = 24
3 · х + 21 = 30
48 : 12 = 4
Запиши два РАВЕНСТВА и два НЕРАВЕНСТВА,
используя выражения:
48 : 3
17 - 9
8 + 8
30 : 6
56 : 7
48 : 3
8 + 8
16
16
=
17 - 9
56 : 7
8
8
=
48 : 3
30 : 6
16
5
>
56 : 7
8 + 8
8
16
<
4 = 4
Могут быть другие варианты.
Реши примеры:
3 · 18 – 64 : 4
=
1
2
3
54
16
38
66 : 3 + 6 · 12
=
1
2
3
22
72
94
Вычисли значения выражения с : а, если с = 24, а = 3;
с = 84, а = 6
с : а
с = 24, а = 3
24 : 3 = 8
с = 84, а = 6
84 : 6 = 14
Найди верные и неверные неравенства:
9
10
н.
15
9
в.
ОгО
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть