Слайд 1
Опасные состояния
водителей, повышающие риск ДТП
Дмитрий Харченко
Ст.инспектор по особым поручениям
УГИБДД УВД по Мурманской области
Слайд 2Состояния водителей, повышающие риск ДТП
Опьянение (алкоголь, наркотики)
Усталость, утомление, монотония
Заболевания
Нереалистичный оптимизм
Травматический невроз
Дистресс
Особенности психомоторного восприятия
Интерференция навыков
Стереотипность
мышления
Предрасположенность к риску
Склонность к превышению скорости
Снижение психофизиологических показателей
Слайд 31. Опьянение (алкоголь, наркотики)
Причины: Употребление опьяняющих веществ
Следствия:
Ухудшение физиологических функций
(снижение остроты зрения, замедление движений, снижение их точности);
Ухудшение психологических
функций (притупление ощущений, ослабление внимания).
Пути снижения рисков и участники:
Информирование
Контроль
Наказание (УВЗ)
Слайд 42. Усталость, утомление, монотония
Причины:
Монотонная работа
Тяжелый или длительный труд
Длительное однообразие восприятия
Следствия: Ухудшение физиологических и психологических функций (притупление
ощущений, ослабление внимания).
Пути снижения рисков и участники:
Соблюдение режима труда и отдыха
Ограничение эксплуатации ТС
Слайд 53. Заболевания
Причины: Сердечно-сосудистые заболевания, диабет, а также заболевания, сопровождаемые
принятием лекарств обезболивающего и успокоительного характера
Следствия: Ухудшение физиологических функций
Пути
снижения рисков :
Информирование о побочном воздействии лекарств
Ограничение эксплуатации ТС
Слайд 64. Нереалистичный оптимизм
Причины: Искаженное восприятие реальности, недооценка риска как
результат не информированности и неопытности.
Следствия: Создание опасных ситуаций
Пути
снижения рисков :
Информирование
Обучение (образование)
Информационные кампании для групп риска
Слайд 75. Травматический невроз
Причины: Опыт серьезного ДТП или сумма мелких
неудач и неприятностей при управлении автомобилем
Следствия: Нарушение эмоционального равновесия,
что увеличивает вероятность ошибок при управлении автомобилем
Пути снижения рисков:
Выявление групп риска
Психологическое сопровождение (Индивидуально-воспитательная работа)
Слайд 8 6. Дистресс
Причины: Затяжные стрессовые ситуации в различных сферах жизни
Следствия:
Усталость, вялость, бессонница, головные боли, предчувствие угрозы, беспредметная тоска, ощущение
недоброжелательности окружающих, депрессия, состояние страха, потеря уверенности в себе. При таком состоянии вероятность ошибки на дороге чрезвычайно велика
Пути снижения рисков:
Психологическое сопровождение (ИВР)
Слайд 97. Особенности психомоторного восприятия
Причины: Особенности восприятия дорожной ситуации при высоких
скоростях, в сумерках, в темное время, при плохой погоде, при
ослеплении фарами, на подъемах, спусках, кривых
Следствия: Погрешность оценок дистанций и скоростей встречных и попутных автомобилей
Пути снижения рисков:
Проведение занятий
Информирование
Инструктажи
Слайд 108 Интерференция навыков
Причины: Трудности изменения приобретенных навыков.
Следствия: В стрессовых
ситуациях более прочные навыки предыдущего опыта вытесняют новые непрочные навыки,
в результате чего совершаются ошибки
Пути снижения рисков:
Проведение занятий
Информирование
Инструктажи
Слайд 119. Стереотипность мышления
Причина: Подсознательный автоматизм действий на привычных маршрутах
Следствие: Не
замечаемые водителями изменения на привычных маршрутах: замена и перестановка дорожных
знаков, нововведения по организации движения
Пути снижения рисков и участники:
Проведение занятий, информирование об изменениях дорожных условий.
Инструктажи
Слайд 1210. Предрасположенность к риску
Причины: Два типа рисков:
«Осознаваемый», когда человек сознательно
подвергает себя риску (выгода)
«Неосознаваемый», когда в основе рискованных действий
лежит элемент игры и самоутверждения
Следствия: Повышенный риск для всех участников дорожного движения
Пути снижения рисков:
Информирование (НКО)
Выявление групп риска (ГИБДД, НКО)
Проведение дифференцированных информационных кампаний (НКО)
Повышение защищенности пешеходов (ДО)
Слайд 1311. Склонность к превышению скорости
Причины: Два типа превышения скорости:
Осознанное
нарушение ПДД
Ошибка выбора
Следствия: Повышенный риск для всех участников
дорожного движения
Пути снижения рисков:
Ужесточение наказаний (ГИБДД)
Информирование (СМИ)
Обучение (образование)
Обустройство по сдерживанию скоростей на опасных участках для повышения защищенности пешеходов (ДО)
Слайд 1412. Снижение психофизиологических показателей
Причины: Смена погоды, полнолуние, повышение солнечной активности.
Следствия: Снижение психофизиологических показателей человека
Пути снижения рисков:
Ограничение эксплуатации
Слайд 15Выводы:
Самую серьезную угрозу для всех участников дорожного движения представляют такие
опасные состояния как опьянение и усталость.
Необходимы: детальность расследования ДТП, изучения
причин, повлекших ДТП, обобщение опыта эксплуатации ТС.
Безусловное соблюдение ПДД
Необходимо дифференцированное воздействие на факторы риска, что обеспечивает в сумме лучший результат, чем мероприятия общего характера.