Разделы презентаций


Презентация на тему 1 ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ РАЗДЕЛЫ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Презентация на тему Презентация на тему 1 ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ РАЗДЕЛЫ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 71 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ РАЗДЕЛЫ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫЛекция доцента к.м.н. Немченко И.А.Базы кафедры общественного
Текст слайда:

ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ РАЗДЕЛЫ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Лекция доцента к.м.н. Немченко И.А.
Базы кафедры общественного здоровья и здравоохранения
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника № 14 (ГБУЗ СО «Городская поликлиника № 14, Самара»).
Адрес и контактные данные: 443011, Самарская область, г. Самара. ул. Ново-Садовая, 311, тел.: +7 (846) 373-33-02.

Занятия проводит главный врач, доцент, к. м. н. Немченко Игорь Александрович.


Слайд 2
Учебные вопросы:  1. Экономическая наука и ее разделы. 1.1. Понятие и сущность экономической деятельности.1.2. Предмет, функции,
Текст слайда:

Учебные вопросы:

1. Экономическая наука и ее разделы.
1.1. Понятие и сущность экономической деятельности.
1.2. Предмет, функции, разделы экономической теории.
1.3. История развития экономической мысли, основные направления ее развития на современном этапе.
2. Экономические законы и категории.
3. Экономические блага: понятие и классификация.
4. Экономические системы.
4.1. Экономические отношения, как основные элементы экономической системы.
4.2. Общая характеристика экономической системы.
4.3. Собственность как основа экономической системы.
4.4. Этапы развития экономической системы.
5. Типы экономических систем.
5.1. Традиционная экономика
5.2. Распределительная (административно-командная система).
5.3.Рыночная система хозяйствования.
5.4. Смешанная экономическая система.
6. Экономические институты.
7. Экономические функции: производство, распределение, обмен, потребление.


Слайд 3
Существует разветвленная система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной (экономической) жизни общества. Они строятся на основе науки,
Текст слайда:

Существует разветвленная система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной (экономической) жизни общества. Они строятся на основе науки, которую сейчас в России называют чаще всего экономической теорией (нередко экономической наукой или просто экономикой), а в большинстве стран мира — преимущественно на греко-латинский манер — экономикс.


Слайд 4
Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений, поэтому ее определения различны.
Текст слайда:

Экономическая теория создана и развивается экономистами различных школ и направлений, поэтому ее определения различны.


Слайд 5
Самым общим может быть такое:экономическая теория — это наука об основах хозяйственной жизни общества.
Текст слайда:

Самым общим может быть такое:
экономическая теория — это наука об основах хозяйственной жизни общества.


Слайд 6
Характерные черты хозяйственной деятельности человекаВо-первых, люди и общество не могут существовать вне связи с первичной природой, которую
Текст слайда:

Характерные черты хозяйственной деятельности человека

Во-первых, люди и общество не могут существовать вне связи с первичной природой, которую они используют в процессе своей жизнедеятельности. Как правило, ее необходимо преобразовать, изменить, привести в состояние, пригодное к употреблению, в соответствии со своими потребностями.
Во-вторых, человеческое общество, являясь частью природы, в то же время функционирует относительно самостоятельно, по своим – общественным – законам. В конечном счете, хозяйственная деятельность отдельных людей, их групп и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке (среде).


Слайд 7
Экономика как наука (экономическая теория) призвана дать системное (научное) изложение экономической (хозяйственной) деятельности людей посредством экономических категорий,
Текст слайда:


Экономика как наука (экономическая теория) призвана дать системное (научное) изложение экономической (хозяйственной) деятельности людей посредством экономических категорий, законов, закономерностей, представленное в форме определенных концепций (теорий).


Слайд 8
Существует несколько определений предмета экономической теории:Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.Общественная
Текст слайда:

Существует несколько определений предмета экономической теории:

Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
Общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ.
Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
Наука о богатстве.
Наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс).
А.Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия.
П. Самуэльсон: «Экономика – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей».
Дж. Робинсон: «Это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения».


Слайд 9
Определение экономической теории, данное А.И. Добрыниным:  Общая экономическая теория –  это общественная наука, которая изучает
Текст слайда:

Определение экономической теории, данное А.И. Добрыниным:

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.


Слайд 10
Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов
Текст слайда:

Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях.

Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.



Слайд 11
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных
Текст слайда:


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.


Слайд 12
НЕКОТОРЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИСФЕРА ИССЛЕДОВАНИЯОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯСУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Текст слайда:

НЕКОТОРЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

СФЕРА ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ


Слайд 13
СФЕРА ИССЛЕДОВАНИЯ- экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность.
Текст слайда:

СФЕРА ИССЛЕДОВАНИЯ

- экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность.


Слайд 14
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ– экономические явления и процессы. Явления в экономике, рассматриваемые в движении, динамике, есть экономические процессы.
Текст слайда:

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

– экономические явления и процессы.
Явления в экономике, рассматриваемые в движении, динамике, есть экономические процессы.


Слайд 15
СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ– человек, группа людей, государство;
Текст слайда:

СУБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

– человек, группа людей, государство;


Слайд 16
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ– жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства и их поведение в экономической среде.
Текст слайда:

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

– жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства и их поведение в экономической среде.


Слайд 17
РАЗДЕЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИОбщие основы экономической теорииМикроэкономика часть экономической науки, исследующая поведение отдельных экономических субъектов в процессе осуществления
Текст слайда:

РАЗДЕЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Общие основы экономической теории

Микроэкономика
часть экономической науки, исследующая поведение отдельных экономических субъектов в процессе осуществления экономического выбора.

Макроэкономика
исследует национальную экономику в целом, формирует цели экономической политики, определяет инструменты, необходимые для её реализации.

Мезоэкономика
изучает отдельные отрасли, функциональные системы.

Мировая экономика
изучает поведение мировой экономики в целом.


Слайд 18
При исследовании экономических явлений и процессов различают  ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯНОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯПОЗИТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗНОРМАТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Текст слайда:

При исследовании экономических явлений и процессов различают

ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ПОЗИТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

НОРМАТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


Слайд 19
это совокупность выработанных на основе эмпирической проверки обобщений и выводов. Эти обобщения и выводы можно использовать для
Текст слайда:

это совокупность выработанных на основе эмпирической проверки обобщений и выводов. Эти обобщения и выводы можно использовать для предвидения последствий.

исследует взаимосвязи экономических процессов,
как они есть.
Например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него. В этом утверждении нет никаких оценочных, т.е. нормативных суждений. Это просто констатация факта. При этом не говорится, справедливо это или нет, плохо или хорошо. В этом смысле позитивный анализ в экономике ничем не отличается от метода исследования в физике или химии (например: «газы расширяются при нагревании»).

ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ПОЗИТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


Слайд 20
– это система знаний, не нуждающаяся в фактических данных об экономическом развитии общества. основан на исследовании того,
Текст слайда:

– это система знаний, не нуждающаяся в фактических данных об экономическом развитии общества.

основан на исследовании того, как должно быть.

Поэтому здесь выносятся ОЦЕНКИ – справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.
Например, утверждения «неравенство в доходах в системе рыночного хозяйства несправедливо», или «общество столкнулось с недопустимо высоким уровнем безработицы» – это типичные образцы нормативного анализа.

НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

НОРМАТИВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


Слайд 21
ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИПОЗНАВАТЕЛЬНАЯМЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯПРАКТИЧЕСКАЯПРОГНОСТИЧЕСКАЯ
Текст слайда:

ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ


Слайд 22
позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные
Текст слайда:

позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ


Слайд 23
позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика,
Текст слайда:

позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Она состоит в разработке методов, средств, научного инструментария, необходимых для исследований всем экономическим наукам. Экономическая теория с ее понятиями и законами служит для истолкования и объяснения фактов.


Слайд 24
это непосредственное обеспечение экономической политики, управление производством на различных иерархических уровнях экономической системы.
Текст слайда:

это непосредственное обеспечение экономической политики, управление производством на различных иерархических уровнях экономической системы.
Например, это рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т.д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ


Слайд 25
состоит в разработке направлений перспективного развития на основе анализа экономических
Текст слайда:

состоит в разработке направлений перспективного развития на основе анализа экономических явлений и процессов.
.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Это тот случай, когда теория помогает прогнозировать будущее развитие событий. Теоретическое знание превращается в реальную силу, когда дает возможность предвидеть будущее.
Предвидение опирается на представление о том, что в экономической жизни существует определенный внутренний порядок, который раскрывается в экономических законах и теориях.


Слайд 26
История становления экономической мысли, основные направления ее развития на современном этапе
Текст слайда:

История становления экономической мысли, основные направления ее развития на современном этапе


Слайд 27
Ксенофонт (430-335 г.г. до н.э.)  представитель богатой афинской аристократии.   В своем трактате «Домострой» восхвалял
Текст слайда:

Ксенофонт (430-335 г.г. до н.э.)

представитель богатой афинской аристократии.
В своем трактате «Домострой» восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.


Слайд 28
Платон (428-348 г.г. до н.э.)    Для экономических взглядов Платона была характерна натурально-хозяйственная концепция.
Текст слайда:

Платон (428-348 г.г. до н.э.)

Для экономических взглядов Платона была характерна натурально-хозяйственная концепция.
В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров.


Слайд 29
Аристотель (384-322 г.г. до н.э.)  внес большой вклад в развитие экономической науки своим анализом форм стоимости,
Текст слайда:

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.)

внес большой вклад в развитие экономической науки своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.


Слайд 30
Экономическая мысль  эпохи феодализма  охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей,
Текст слайда:

Экономическая мысль эпохи феодализма

охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.


Слайд 31
В период зарождения КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОЯ, формирования национального рынка возникла политическая экономия, как самостоятельная наука Она
Текст слайда:

В период зарождения КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОЯ, формирования национального рынка возникла политическая экономия, как самостоятельная наука Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.


Слайд 32
МЕРКАНТИЛИЗМ Поскольку капиталистические отношения начали складываться прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли
Текст слайда:

МЕРКАНТИЛИЗМ

Поскольку капиталистические отношения начали складываться прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV-XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец) - заключалось в познании закономерностей торговли.
Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли.
Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.


Слайд 33
Уильям Петти (1623-1687 г.г.) Родоначальник классической буржуазной политической экономии. Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста
Текст слайда:

Уильям Петти (1623-1687 г.г.)

Родоначальник классической буржуазной политической экономии. Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии.
Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат о налогах и сборах", "Слово мудрым", "Политическая арифметика", "Разное о деньгах".
Как и многие другие исследователи экономических процессов,У.Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. "Богатство каждой страны, - утверждал У. Петти, - заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле,... а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли".
Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти "труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать" можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.


Слайд 34
Ф.Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781)Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. Они перенесли вопрос
Текст слайда:

Ф.Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781)

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов "природа" и "власть").


Слайд 35
Адам Смит (1723-1790)Выдающийся английский экономист, вошел в историю как
Текст слайда:

Адам Смит (1723-1790)

Выдающийся английский экономист, вошел в историю как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок.
Основная идея в учении А.Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения.
Главное произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов".
После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег.
Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.


Слайд 36
Д. Рикардо (1772-1823)Самый крупный экономист эпохи промышленного переворота в Англии. Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли
Текст слайда:

Д. Рикардо (1772-1823)

Самый крупный экономист эпохи промышленного переворота в Англии.
Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии.
Центральное место в учении Д.Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.
П.Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д.Рикардо как ключевую фигуру 19 века: «Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах».


Слайд 37
Классическая школаОсновным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение
Текст слайда:

Классическая школа

Основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ.
Выдающиеся представители классической школы выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.


Слайд 38
Пролетарская экономияВ противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К.Маркс
Текст слайда:

Пролетарская экономия

В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К.Маркс и Ф.Энгельс.
Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации.
Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем.


Слайд 39
Неоклассическое направлениевозникло как реакция на экономическое учение К.Маркса.Оно господствовало до 30-х годов ХХ столетия и воспевало эпоху
Текст слайда:

Неоклассическое направление

возникло как реакция на экономическое учение К.Маркса.
Оно господствовало до 30-х годов ХХ столетия и воспевало эпоху свободного предпринимательства.
Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека.
Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении усилий с теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. По Маршаллу, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей снижается.
Согласно выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны покупателя) и издержками производства (со стороны продавца).


Слайд 40
Теория эффективного спроса   Джон Кейнс (1883-1946) На волне кризиса 30-х годов ХХ века возникла теория
Текст слайда:

Теория эффективного спроса Джон Кейнс (1883-1946)

На волне кризиса 30-х годов ХХ века возникла теория эффективного спроса, которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств.
Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946) Его идея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения экономического равновесия необходимо вмешательство извне.


Слайд 41
Монетаризм  (Милтон Фридман) МОНЕТАРИЗМ - это теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы.
Текст слайда:

Монетаризм (Милтон Фридман)

МОНЕТАРИЗМ - это теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Для 70-х годов стала характерной не безработица, как это имело место во времена великой депрессии, а инфляция при одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценка ценностей. Был выдвинут лозунг "назад к Смиту", что означало отказ от методов активного государственного регулирования.
Положительный вклад монетаризма в экономическую теорию заключается в детальном исследовании механизма воздействия денежного мира на товарный мир. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, к достижению сбалансированности государственного бюджета. Признанным авторитетом этого направления является американский экономист Милтон Фридман (31.07.1912 - 16.11.2006).


Слайд 42
Неолиберализм  (Фридрих фон Хайек)Неолиберализм - одно направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью. Его
Текст слайда:

Неолиберализм (Фридрих фон Хайек)

Неолиберализм - одно направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью.
Его представители отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка.
Одним из основоположников и главным теоретиком неолиберализма считается Фридрих фон Хайек ("Пагубная самонадеянность" и "Дорога к рабству", 1992). В своих работах он отстаивает принцип максимальной свободы человека.


Слайд 43
Институционально-социологическое направление (Гэлбрей Д. и др.)рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием
Текст слайда:

Институционально-социологическое направление (Гэлбрей Д. и др.)

рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических.
В этом направлении исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса. Последний ведет к преодолению социальных противоречий и бесконфликтной эволюции общества от индустриального к пост и супер-индустриальному (теория конверген-ции).


Слайд 44
М.И. Туган-Барановский, крупнейший русский экономист, профессор политической экономии. В современной экономической мысли известен прежде всего в качестве
Текст слайда:

М.И. Туган-Барановский, крупнейший русский экономист, профессор политической экономии. В современной экономической мысли известен прежде всего в качестве исследователя проблем экономического цикла. Он одним из первых обратил внимание на особую роль и динамику капиталовложений, определяющих основы циклического развития капиталистической экономики. Это открытие российского ученого стало важной составной частью последующего исследования циклических колебаний, оно же используется и для построения соответствующих моделей цикла уже в наше время.
М.И. Туган-Барановский выступил одним из первых критиков многих сторон марксистской экономической теории, служивших обоснованием неизбежного краха капитализма и так импонировавших революционному марксизму. «Примеривая» марксизм к российской реальности, М.И. Туган-Барановский пришел к выводу о неизбежности развития капитализма в нашей стране, причем развития, которое, в конце концов, принесет России и цивилизованные формы существования, и современную промышленность, и рост уровня жизни.


Слайд 45
В.К. Дмитриев создал модели ценообразования, в которых учитывались полные общественные издержки. Новаторский подход заключался во введении в модель
Текст слайда:

В.К. Дмитриев создал модели ценообразования, в которых учитывались полные общественные издержки. Новаторский подход заключался во введении в модель коэффициентов затрат капитала по всей технологической цепочке. Дмитриевская идея построения системы линейных уравнений затрат на конечный продукт нашла впоследствии развернутое воплощение в модели «затраты - выпуск», построенной эмигрировавшим в США экономистом В.В. Леонтьевым.


Слайд 46
Евгений Евгеньевич СлуцкийВыдающийся российский и советский математик, статистик и экономист. 1880-1948Классическими считаются работы  Е.Е.Слуцкого по математической интерпретации зависимости спроса
Текст слайда:


Евгений Евгеньевич Слуцкий
Выдающийся российский и советский математик, статистик и экономист. 
1880-1948

Классическими считаются работы  Е.Е.Слуцкого по математической интерпретации зависимости спроса на определенное благо от его цены и цен других благ (эффект замещения) и дохода покупателя (эффект дохода).
Для описания явлений микроэкономики предложил Уравнение Слуцкого.
Его смысл состоит в том, что изменение спроса на некоторый товар при повышении или снижении его цены складывается из влияния непосредственного изменения спроса и косвенного влияния в результате переключения спроса на другие товары.


Слайд 47
Виктор Валентинович Новожилов (1892—1970)Виктор Валентинович участвовал в двадцатых годах в проведении экономической реформы в советской России. Исследовал проблемы теории и
Текст слайда:


Виктор Валентинович Новожилов 
(1892—1970)

Виктор Валентинович участвовал в двадцатых годах в проведении экономической реформы в советской России. Исследовал проблемы теории и методологии расчетов экономической эффективности в народном хозяйстве. Применял на практике свои знания для решения задачи нахождения общего максимума эффекта от капиталовложений социалистического хозяйства.
Основной проблемой экономических исследований В. В. Новожилов считал проблему измерения затрат и их результатов. Учёный внёс значимый вклад в разработку концепции экономической реформы.
В.В. Новожилов разработал теорию оценки хозяйственной деятельности, обосновал подход к ценообразованию, исследовал эффективность инвестиций в новую технику, обогатил теорию экономической кибернетики.
В.В.Новожилов в анализ цен равновесия ввел фактор дефицитности товаров, а также сбалансированности товарной и денежной массы.



Слайд 48
Леонид Витальевич Канторович(1912-1986)Мировое признание получили работы Л.В. Канторовича - создателя линейного программирования. Л.В. Канторович показал, что любые задачи распределения
Текст слайда:


Леонид Витальевич Канторович
(1912-1986)

Мировое признание получили работы Л.В. Канторовича - создателя линейного программирования.
Л.В. Канторович показал, что любые задачи распределения могут рассматриваться как задачи максимизации при многочисленных ограничениях.


Слайд 49
Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938)Особое место в мировой науке занимают труды Н.Д. Кондратьева. На основании обработки богатейшего статистического материала им создана
Текст слайда:


Николай Дмитриевич Кондратьев 
(1892-1938)

Особое место в мировой науке занимают труды Н.Д. Кондратьева. 
На основании обработки богатейшего статистического материала им создана концепция больших циклов экономической конъюнктуры.
Цикл состоит из двух длинных волн - повышения и понижения. В основе циклического развития экономики лежит смена технических способов производства. Каждый такой способ производства характеризуется равновесием основных капитальных благ (производственной инфраструктуры и квалифицированной рабочей силы) и других факторов хозяйственной и социальной жизни.
Спад - результат нарушения равновесия. Ведущим элементом основных капитальных благ являются производственные сооружения; срок их жизни определяет длительность цикла. Обновление этих благ на основе научно-технического прогресса - условие подъема. Вокруг концепции больших циклов до наших дней не утихают споры.


Слайд 50
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ  И КАТЕГОРИИ  Закон – устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление и выражение внутренней, существенной,
Текст слайда:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ

Закон – устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление и выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.


Слайд 51
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ:ВСЕОБЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫЗАКОНЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В НЕСКОЛЬКИХ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЯХСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ, действующие только в пределах одного
Текст слайда:

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ:

ВСЕОБЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

ЗАКОНЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В НЕСКОЛЬКИХ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЯХ

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ,
действующие только в пределах одного способа производства

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ,
действующие лишь на одой из стадий (восходящей или нисходящей) общественного способа производства


Слайд 52
Основные экономические законы:Закон спроса и предложенияЗакон общего макроэкономического равновесияЗакон частного макроэкономического равновесияЗакон производительной силы трудаЗакон конкуренцииЗакон стоимостиЗакон
Текст слайда:

Основные экономические законы:

Закон спроса и предложения

Закон общего макроэкономического равновесия

Закон частного макроэкономического равновесия

Закон производительной силы труда

Закон конкуренции

Закон стоимости

Закон денежного обращения

Закон экономического роста

Закон возрастающих временных издержек

Закон убывающей отдачи

Закон эффективности производства

Закон пропорциональности

Закон накопления


Слайд 53
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ -  это теоретическое выражение, мысленные формы реально существующих производственных отношений, экономических явлений и процессов.
Текст слайда:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ -

это теоретическое выражение, мысленные формы реально существующих производственных отношений, экономических явлений и процессов.
Они отражают в экономической теории не только определенную сторону системы производственных отношений, но и ее связь с соответствующей стороной системы производительных сил.


Слайд 54
3. Экономические блага:  понятие и классификация.
Текст слайда:

3. Экономические блага: понятие и классификация.


Слайд 55
БЛАГО – это средство удовлетворения потребностей человека.Экономические и неэкономические благаПотребительские и производственныеМатериальные и нематериальныеЧастные и общественныеВзаимозаменяемые и
Текст слайда:

БЛАГО – это средство удовлетворения потребностей человека.

Экономические и неэкономические блага

Потребительские и производственные

Материальные и нематериальные

Частные и общественные

Взаимозаменяемые и взаимодополняемые

Нормальные и низшие


Слайд 56
Виды экономических отношений: между отдельными государствами (международные экономические отношения); между государством и предприятиямимежду предприятиямивнутри предприятиямежду государством и
Текст слайда:

Виды экономических отношений:

между отдельными государствами
(международные экономические отношения);

между государством и предприятиями

между предприятиями

внутри предприятия

между государством и домашними хозяйствами

между предприятиями и домашними хозяйствами и др.


Слайд 57
В системе экономических отношений выделяют социально-экономические и организационно-экономические отношения. В основе этого деления лежит присвоение средств и
Текст слайда:

В системе экономических отношений выделяют социально-экономические и организационно-экономические отношения. В основе этого деления лежит присвоение средств и результатов производства и организация экономики и производства.

Социально-экономические отношения выражают отношения между людьми посредством их отношения к вещам и благам. Социально-экономические отношения раскрываются через отношения собственности.

Организационно-экономические отношения возникают между экономическими субъектами в процессе организации производства. В каждой конкретной экономической системе существуют свои специфические организационно-экономические отношения. Вместе с тем в этих отношениях имеется нечто общее: разделение и специализация труда; кооперирование труда; концентрация и комбинирование производства.


Слайд 58
Социально-экономические и организационно-экономические отношения являются основными элементами ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМАСоциально-экономические отношенияОрганизационно-экономические отношения
Текст слайда:

Социально-экономические и организационно-экономические отношения являются основными элементами ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА










Социально-экономические отношения

Организационно-экономические отношения


Слайд 59
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА есть совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности
Текст слайда:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА есть совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма. Это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ.
В основе экономической системы лежат два основных признака:
- форма собственности на средства производства;
- способ координации и управления экономической деятельностью.


Слайд 60
СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫПод собственностью следует понимать отношения между всеми хозяйствующими субъектами по поводу отчуждения и
Текст слайда:

СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Под собственностью следует понимать отношения между всеми хозяйствующими субъектами по поводу отчуждения и присвоения материальных условий производства (средства производства) и его конечных результатов (предметов потребления).
Собственность можно трактовать и как отношение человека к вещи.


Слайд 61
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫДоиндустриальное обществоИндустриальное обществоПостиндустриальное общество
Текст слайда:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Доиндустриальное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество


Слайд 62
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Текст слайда:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ


Слайд 63
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ:Традиционная экономикаРаспределительная  (командно-административная) экономикаРыночная экономикаСмешанная экономика
Текст слайда:

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ:

Традиционная экономика

Распределительная
(командно-административная) экономика

Рыночная экономика

Смешанная экономика


Слайд 64
Изменения экономической системы России 1900-1914 гг. - преимущественно рыночная экономика.1914-1921 гг. – командно-административная экономика военного времени.1921-1929 гг.
Текст слайда:

Изменения экономической системы России

1900-1914 гг. - преимущественно рыночная экономика.
1914-1921 гг. – командно-административная экономика военного времени.
1921-1929 гг. - смешанная экономика НЭПа.
1929-1988 гг. – командно- административная экономика мирного времени.
с 1988 года - переходная экономика.



Слайд 65
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫИнституты - это правила, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность.
Текст слайда:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Институты - это правила, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность.

Совокупность институтов образует ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ.

Выделяют экономические институты права, собственности, организационно-управленческие, финансово-кредитные.

Институты бывают формальными и неформальными.


Слайд 66
В любой экономической системе первичную роль играет производство совместно с распределением, обменом и потреблением. Производство – это
Текст слайда:

В любой экономической системе первичную роль играет производство совместно с распределением, обменом и потреблением.
Производство – это исходный пункт создания материальных и нематериальных благ. Созданные в процессе производства блага завершают свое движение в потреблении. Производство и потребление связывают между собой распределение и обмен.
Распределение – это не только распределение произведенных благ и услуг, но и распределение производственных ресурсов. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности. В рыночном хозяйстве распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма.
Обмен способствует перемещению в пространстве благ. С помощью обмена полнее удовлетворяются потребности, а следовательно, увеличивается богатство общества.
Потребление – заключительная фаза процесса общественного производства. Оно представляет собой использование общественного продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей людей. Различают производственное и непроизводственное потребление. Непроизводственное потребление делится на общественное, коллективное и личное.
Производство, обмен, распределение и потребление, взятые в единстве и движении, есть экономический кругооборот.


Слайд 67
Экономические функции: производство, распределение, обмен, потребление.
Текст слайда:

Экономические функции: производство, распределение, обмен, потребление.


Слайд 68
ПРОИЗВОДСТВО – исходный пункт, с которого начинается все движение. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека,
Текст слайда:

ПРОИЗВОДСТВО – исходный пункт, с которого начинается все движение. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Под ПРОИЗВОДСТВОМ понимают процессы преобразования вещества природы, придания ему новой структуры, формы, свойств, характеристик и т. д., создающие условия для лучшего удовлетворения потребностей общества.

В нем взаимодействуют три компонента:
- РАБОЧАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА,
- ПРЕДМЕТЫ ТРУДА,
- СРЕДСТВА ТРУДА.


Слайд 69
Деятельность по разделу продукта между собственниками и участниками производства, его адресации по направлениям дальнейшего движения или использования
Текст слайда:

Деятельность по разделу продукта между собственниками и участниками производства, его адресации по направлениям дальнейшего движения или использования классифицируется как «распределение».

Обмен - фаза в экономике общественного воспроизводства, связывающая производство с распределением и потреблением.
Обмен - акт, в котором участвуют как минимум две стороны и каждая из сторон желает получить от другой стороны некоторый продукт.

Потребление - заключительная фаза процесса воспроизводства, состоящая в использовании продукта труда в процессе удовлетворения потребностей человека, производства и непроизводственной сферы общества.


Слайд 70
После потребления снова необходимо производство, собственно, так и происходит.
Текст слайда:

После потребления снова необходимо производство, собственно, так и происходит.

Цепочка: производство-распределение-обмен-потребление никогда не прерывается, более того, все четыре фазы осуществляются одновременно.

Так осуществляется процесс ВОСПРОИЗВОДСТВА.


Слайд 71
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Текст слайда:

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика