Слайд 1Преподаватель
подполковник
Бахуревич Виктор Степанович
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Слайд 2ТЕМА 3: ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТЕРА ТЯГАЧА.
ЗАНЯТИЕ 1: ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТЕРА
ТЯГАЧА МТЛБ.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1-й вопрос: Общее описание транспортеров тягачей.
2-й
вопрос: Назначение, боевые и технические характеристики транспортера тягача МТЛБ.
3-й вопрос: Компоновка и общее устройство МТЛБ. Броневой корпус. Размещение экипажа и десанта транспортера тягача МТЛБ.
ВРЕМЯ: 2 часа.
МЕСТО: Класс технической подготовки.
МЕТОД: Групповое занятие
ЛИТЕРАТУРА:
Техническое описание и инструкция по эксплуатации МТЛБ (ТО и ИЭ)
Руководство по эксплуатации автомобильной техники. – М.: Воениздат, 1981г.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
План-конспект;
Плакаты.
Слайд 3
1-й учебный вопрос.
Общее описание транспортеров тягачей.
Слайд 4
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МТ-ЛБ
История самого многоцелевого тягача МТ-ЛБ («изделие 6»)
началась в 1959 г., когда на ХТЗ стали проводить вторую
модернизацию АТ-Л, устанавливая на него более мощный двигатель.
В 1960 г. ГС КБ тягачей ХТЗ под руководством А.Белоусова (главный конструктор КБ в 1960 - 1986 гг.) начало проектирование «изделия 6». Были заложены очень высокие на то время технические характеристики: 240-сильный дизельный двигатель, быстроходность - до 60 км/ч, грузоподъёмность - 2,5 т, масса буксируемого прицепа - 6,5 т. Наиболее значительными конструктивными нововведениями стали герметичный корпус, который обеспечивал бы машине плавучесть, синхронизированная двухпоточная КПП, торсионная подвеска с гидроамортизаторами; предусматривалась и высокоэффективная система охлаждения и вентиляции. Базовую конструкцию тягача разрабатывали в двух исполнениях - с бронированным и небронированным корпусами. Позднее первая машина получила индекс МТ-ЛБ («Б» - бронированный), вторая - МТ-Л.
В 1964 г. транспортёр-тягач МТ-ЛБ приняли на вооружение Советской Армии. Первая промышленная партия МТ-ЛБ покинула цеха только в 1967 г. Усилия конструкторов и работников завода были достойно оценены правительством. За создание семейства многоцелевых гусеничных транспортёров-тягачей МТ-ЛБ и освоение их серийного производства группе специалистов ХТЗ в 1968 и 1972 гг. были присуждены Государственные премии СССР. Среди лауреатов - конструкторы ГСКБ А. Белоусов, И. Губарев, Г. Карцев, Н. Олейников.
Слайд 5Снегоболотоходная модификация МТ-ЛБВ высокой проходимости, предназначенная специально для эксплуатации в
северных районах страны. Удельное давление тягача на грунт, в основном
за счёт увеличения ширины гусениц, удалось снизить до 0,28 кг/см2 (0,45 кг/см2 - у МТ-ЛБ)
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР за №609-201 ХТЗ в 1967 г. был определен головным разработчиком 122-мм самоходной артиллерийской установки (главный конструктор - А.Белоусов). В результате получили удлинённое шасси МТ-ЛБуш («изделие 26») для 122-мм САУ, получившей наименование 2С1 «Гвоздика».
Конец 1960-х гг. стал временем бурного развития комплексов вооружения, радиолокационных систем, электронных систем управления войсками. Для сухопутных войск на 1970 - 1975 гг. для создания командно-штабных машин различного уровня на ХТЗ началась разработка «изделия 10» - унифицированного семикаткового шасси МТ-ЛБ повышенной грузоподъёмности, впоследствии названного МТ-ЛБу.
В 1970-х гг. в серийное производство приняли целый ряд специализированных шасси для носителей вооружения, созданных на базе самого МТ-ЛБ и отличавшихся в основном деталями конструкции корпуса и изменениями в составе оборудования. Так, для монтажа зенитного ракетного комплекса «Стрела-10», поступившего на вооружение в 1976 г., предназначалось «изделие 35».С тягача сняли пулемётную башню, вырезали в кормовой части крыши круглое окно для монтажа пусковой установки зенитных ракет.
УНИФИЦИРОВАННЫЕ ШАССИ
МТ-ЛБ
Слайд 6Другой вариант специализированного шасси - «изделие 49» - служило базой
для боевой машины 9П149 самоходного противотанкового ракетного комплекса «Штурм С»,
принятого на вооружение в 1979 г. Здесь также отказались от пулемётной башенки, а в крыше выполнили Т-образный вырез для поднимающейся пусковой установки противотанковой ракеты.
На базе ходовой части и силовых агрегатов МТ-ЛБ разработали машину химической разведки РХМ «Кашалот» и её командирский вариант - РХМ-К. Транспортёр при этом полностью перепроектировали, а сам его корпус разместили в специальной герметичной капсуле для повышения степени защиты экипажа.
В 1982 г. на заводе прошли испытания и была запущена в серийное производство новая модификация снегоболотоходного транспортёра - МТ-ЛБВМ. С учётом опыта войны в Афганистане усилили его вооружение: 7,62-мм пулемёт во вращающейся башенке заменили на крупнокалиберный 12,7-мм HCBT на турели, что позволило вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.
В 1985 г. провели новую модернизацию шасси МТ-Лбу.
Слайд 7
БОЕВЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ НА БАЗЕ МТ-ЛБ И МТ-ЛБУ
Большое
семейство машин различного назначения на базе МТ-ЛБ по типу корпуса
можно условно подразделить на следующие группы:
транспортёры-тягачи, снегоболотоходы, пусковые установки (МТ-ЛБ, МТ-ЛБВМ, «Штурм-С», «Стрела-10» и т.д.);
самоходные артиллерийские установки, машины разминирования (САУ 2С1 «Гвоздика», УР-77);
машины радиационной и химической разведки (РХМ);
командирские машины, машины связи, комплексы управления огнём самоходных артиллерийских установок и т.п. на базе МТ-ЛБу (машины комплекса 1В12, АРК-1 «Рысь», «Зоопарк-1» и т.д).
Слайд 8МТ-ЛБ (изделие 6) - лёгкий многоцелевой гусеничный плавающий транспортёр-тягач (бронированный)
принят на вооружение в 1964 году. Предназначался для буксировки прицепов
массой до 6,5 т, перевозки людей и грузов, а также монтажа различного оборудования. Вооружение - 7,62 мм пулемёт ПКТ в башенной установке ТКБ-01-1.
МТ-ЛБВ - снегоболотоходный вариант МТ-ЛБ. Установлены уширенные с 350 до 570 мм гусеницы, за счёт чего снизилось (до 0,28 кг/см2) удельное давление на грунт и повысилась проходимость. Возможна буксировка прицепа массой 4 т. Машина используется в районах с особо трудными условиями езды (снег, песок, болота).
Таким МТ-ЛБ поступил на вооружение 40 лет назад.
Слайд 9МТ-ЛБВ6МА (изделие 15) - изменено вооружение. Вместо 7,62 мм пулемёта
ПКТ в башенной установке ТКБ-01-1 монтировался крупнокалиберный 12,7 мм пулемёт
НСВТ. Имелась возможность ведения огня по воздушным целям.
МТ-ЛБМ с 14,5-мм пулеметом КПВТ
уже широко используется в войсках,
в том числе и в "горячих точках
Слайд 10МТ-ЛБу (изделие 10) - базовое шасси для размещения различных комплексов
военной техники и создания командно-штабных машин. Удлинена ходовая часть путём
установки дополнительного опорного катка (седьмого), спроектирован новый корпус, увеличена мощность двигателя. На поздних модификациях устанавливался автономный энергоагрегат.
Слайд 11РХМ «Кашалот» - машина радиационно-химической разведки.
Машина оснащена приборами для
обнаружения отравляющих химических, бактериологических и радиоактивных веществ.
Слайд 129П149 САМОХОДНОГО ПРОТИВОТАНКОВОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА «ШТУРМ С»
Слайд 14
АРК-1 «Рысь» (артиллерийский радиолокационный комплекс, шасси - изделие 10) -
машина радиолокационной разведки огневых позиций артиллерии противника.
Слайд 16УР-77 - машина для проделывания проходов в минных заграждениях на
базе МТ-ЛБуш.
Слайд 17МТ-ЛБ 6МБ - модернизация МТ-ЛБ ОАО «Муромтепловоз» с целью усиления
его вооружения. Установлена башня с БТР-80А - 30-мм автоматическая пушка
2А72 и 7,62 мм пулемёт ПКТ.
Слайд 182-й вопрос.
Назначение, боевые и технические характеристики транспортера тягача МТЛБ.
Слайд 19Легкий многоцелевой гусеничный транспортер-тягач МТ-ЛБ предназначен для буксировки прицепов общей
массой до 6,5 т, перевозки людей и грузов, монтажа различного
оборудования и обеспечения других транспортных потребностей.
Слайд 20
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТЕРА-ТЯГАЧА МТ-ЛБ
Слайд 243-й учебный вопрос.
Компоновка и общее устройство МТЛБ.
Броневой корпус.
Размещение экипажа и десанта транспортера тягача МТЛБ.
Слайд 25
Компоновкой называется взаимное расположение основных частей машины и мест размещения
экипажа (экипажа и десанта).
Силовая передача (Трансмиссия) в МТ-ЛБ расположена
спереди, а двигатель размещен в средней части корпуса машины с некоторым смещением к левому борту относительно продольной оси. Между трансмиссионным отделением и двигателем находится отделение управления. За счет смещения двигателя в сторону левого борта имеется проход из отделения управления в десантное (грузовое).
В отделении управления
с левой стороны размещается механик-водитель, а справа от него - командир машины. Наблюдение за дорогой механиком-водителем ведется через три призменных смотровых прибора ТНПО-170А, центральный из которых может быть заменен прибором ночного видения ТВН-2Б. Свое место механик-водитель обычно занимает через люк, расположенный над его местом в крыше машины.
Справа в носовой части над местом командира установлена бронированная коническая башенка ТКБ-01-1 кругового вращения. В ней смонтирован 7,62-мм пулемет ПКТ. Наведение оружия на цель командир осуществляет вручную.
Слайд 26Десантное (грузовое) отделение, расположенное в кормовой части машины, первоначально предназначалось
для размещения в нем артиллерийского расчета буксируемого орудия и боекомплекта
к нему. В дальнейшем, когда МТ-ЛБ стал использоваться в качестве бронетранспортера для мотострелков, десантное отделение было дооборудовано для посадки 11 полностью экипированных пехотинцев. Десант располагается вдоль бортов машины на сиденьях, установленных поверх топливных баков. Для посадки, спешивания и погрузки имущества используются двустворчатая дверь в кормовом бронелисте и два люка в крыше десантного отделения. Десантники могут вести огонь из индивидуального оружия, для чего в бортах корпуса машины сделаны четыре закрываемые броневыми крышками амбразуры. Машина оборудована отопителем и фильтровентиляционной установкой (ФВУ).
Слайд 27ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ТРАНСПОРТЕРА-ТЯГАЧА:
Основными частями машины являются:
корпус,
башня,
вооружение,
силовая установка,
cиловая передача (трансмиссия), ходовая часть,
электрооборудование, средства связи и специальное
оборудование.
Слайд 28КОРПУС
Корпус МТ-ЛБ сварен из катаных броневых листов и обеспечивает защиту
экипажа и десанта от пуль ручного огнестрельного оружия, осколков артиллерийских
снарядов и мин малого калибра. Корпус выполнен герметичным, что позволяет машине преодолевать водные преграды вплавь при номинальной грузоподъемности до 2 т. Движение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц. Перед преодолением водной преграды в передней части корпуса машины поднимается волноотражающий щиток, а сзади с обеих сторон опускаются и фиксируются гидродинамические щитки. На крыше машины устанавливается небольшая воздухопитающая труба. На случай попадания внутрь корпуса воды для ее откачки имеется водооткачивающая помпа.
Слайд 29СИЛОВАЯ УСТАНОВКА
Силовая установка состоит:
двигателя ЯМЗ-238В и его системы:
охлаждения;
подогрева;
смазки;
питания топливом;
питания воздухом и выпуска отработавших газов.
Слайд 30СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА (трансмиссия)
Силовая передача (Трансмиссия) состоит из:
главного фрикциона;
промежуточного
редуктора;
центральной карданной передачи;
главной передачи;
бортовых передач.
Слайд 31ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Ходовая часть состоит из:
двух ведущих колес;
двух направляющих
колес с натяжными устройствами;
двух гусениц;
12 опорных катков;
четырех
гидроамортизаторов.
Слайд 32
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ.
Электрооборудование транспортера-тягача состоит из:
источников электрической энергии,
потребителей электрической энергии»
контрольно-измерительных
приборов,
вспомогательной аппаратуры и проводов.
Слайд 33СРЕДСТВА СВЯЗИ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
На транспортере-тягаче устанавливаются:
отопительно-вентиляционная установка,
фильтровентиляционная установка,
переговорное устройство
Р-124
предусмотрены места для установки радиостанции Р-123,
приборов ТВН-2б и
ДП-ЗБ.