Слайд 12 консультация
Рекомендации для подготовки выпускников к ЕГЭ по литературе
(выполнение
заданий 9 и 16)
Слайд 2Задания с развёрнутым ответом
Задания 9 и 16: сопоставление двух произведений
Задания
9 и 16 нацелены на проверку умения включать анализируемое в
заданиях 8 и 15 произведение (эпизод и стихотворение) в литературный контекст.
Литературный контекст (от лат. contextus – тесная связь, соединение) здесь, конечно, понимается в широком смысле: как межтекстовые связи, позволяющие говорить об общности содержательных, стилистических, образных и т. д. особенностей произведений разных авторов и эпох, сопоставлять предложенный для осмысления текст с другими. Поэтому можно говорить о контексте темы, проблемы, образных контекстах и т. п.
Слайд 3Задания с развёрнутым ответом
Задания 9 и 16: сопоставление двух произведений
Вопрос
9 и 16 требует назвать двух авторов и их произведения
(одно из них может принадлежать автору, указанному в задании 8 и 15), соотносящихся с проанализированными в заданиях 8 или 15 текстами тематически, образно, эмоционально и т. д., а далее самостоятельно обосновать выявленные параллели.
Слайд 4
Задание 9 и 16: сопоставление двух произведений
Задание состоит из двух
связанных между собой вопросов:
1. Первая часть задания требует обосновать
выбор того или иного произведения в русле предложенного вопроса.
2. Вторая часть проверяет умение сопоставлять литературные явления, находить тематические, образные, персонажные и другие параллели.
Слайд 5
Задание 9 и 16
Что проверяет эксперт?
1. Сколько указал произведений и
их авторов?
2. Насколько убедительно обоснован выбор произведений?
3. Сопоставлены ли произведения
с предложенным текстом?
4. Не исказил ли авторскую позицию?
5. Есть ли в ответе фактические ошибки?
Слайд 6Таблица, предлагаемая в помощь эксперту при оценивании
задания 9 и 16
1. Ответ на вопрос
2. Назвал произведения и
их авторов
3. Обосновал выбор произведений
4. Сопоставил произведения с заданным
5. Авторская позиция
6. Фактические ошибки
Оценка в баллах
Да
Назвал 2 произведения
Обосновал выбор двух произведений
Сопоставил 2 произведения
Не исказил
Нет
4
Слайд 7Задания с развёрнутым ответом
Задания 9 и 16: сопоставление двух произведений
9
задание
В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных
поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими«Отцами и детьми»?
Слайд 8Структура ответа
Автор в своем произведении поднимает проблему … К той
же проблеме обращает(ют)ся в своих произведениях…
Автор … утверждает, что…, а
… говорит то же (или не то же, в зависимости от решения проблемы). ( Здесь НЕ НАДО доказывать ничего, нужно сосредоточиться на самой проблеме-идее)
В заключение хочется сказать, что к проблеме …. обращались многие авторы, но каждый находил свое решение.
Слайд 9Примерный ответ
И.С. Тургенев романе «Отцы и дети» поднимает
проблему взаимоотношений между представителями разных поколений.
К той же
проблеме обращается А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума». Автор комедии показывает «век нынешний» и «век минувший» через образы Чацкого и Фамусова. Для Фамусова важны богатство и чины, его мир — это мир подхалимов, взяточников и карьеристов.Чацкий же отрицает все принципы «века минувшего». Для него важнее ум и богатый внутренний мир.
Сходство героев А.С.Грибоедова с героями И.С. Тургенева состоит в том, что конфликт возникает из-за разности мировоззрений представителей молодого и старого поколений.
В заключение хочется сказать, что проблема «отцов и детей» - это вечная проблема. К ней обращались многие авторы, и каждый находил своё решение.
Слайд 10ЗАДАНИЕ 9. В каких произведениях отечественной классики изображён тип «деятельного»
героя и в чём его можно сопоставить с Андреем Штольцем?
Андрей Штольц принадлежит к типу «деятельного» героя. Он во многом руководствуется разумом, обладает предприимчивостью в материальных делах, не витая в облаках в отличии от Обломова. Во многом с ним похож другой «деятель» - Лопахин из пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Этот молодой человек активен в воплощении своих планов в жизнь, он является антитезой паре мечтателей, Раневской и Гаеву. Так же к данному типу можно отнести студента Разумихина, второстепенного персонажа романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Он жив и находчив на фоне строящего теории Раскольникова, находясь в очень близкой к нему ситуации, Разумихин находит способ зарабатывать деньги и продолжает учёбу.
2
Слайд 11Задание 16
В каких произведениях русских поэтов создан образ России и
в чём его сходство и различие в этих произведениях и
стихотворении А.А. Блока
Слайд 12
Задание 16
Клише для сочинения по сопоставлению стихотворений и предложенного произведения
«Стихотворения
… … перекликаются с данным произведением … (автор приведённого стихотворения),
а именно…»;
«…(аргументы), так же как и …(автор приведённого стихотворения), в своих стихотворениях изобразили…»;
«Стихотворения … объединяет…»,
« Между этими стихотворениями … есть сходство, все они отражают…»,
«Стихотворения … можно соотнести с произведением …(автор приведённого стихотворения), их объединяют…».
Слайд 13
Задание 16. Примеры
Кто из русских поэтов обращался к теме родной
природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета?
К
теме родной природы и до, и после А.А. Фета обращались многие русские поэты, ведь отражённое в стихах настроение и состояние природного мира зачастую позволяет автору выразить свои переживания.
В «Зимнем утре» А.С. Пушкина картины природы вызывают у лирического героя ассоциации с чем-то светлым, чудным, потому что его переполняет чувство любви, окрашивающее восторженным отношением всё вокруг: и блестящий на солнце снег, и “речку подо льдом”, то есть самые обыденные, привычные детали пейзажа. Этот мотив “прекрасного в обыденном” и сближает пушкинское стихотворение с «Вечером» Фета.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» проникнуто чувством умиротворения и гармонии. Лермонтову, как и Фету, свойственно понимать и одушевлять природу. Более того, одушевлённая природа будто вступает в диалог с лермонтовским героем: “студёный ключ лепечет таинственную сагу”, “ландыш серебристый приветливо кивает головой”. Гармония, царящая в мире, помогает смирить тревогу в душе лирического героя. В этот момент и происходит единение с природой, с миром: “И счастье я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу Бога”.
Итак, стихотворения Фета и Пушкина сближает мотив красоты, которую поэты видят в родных зимних пейзажах. Мотивы единения с природой и умиротворяющей красоты окружающего мира — общие у Лермонтова и Фета. Лирические герои Пушкина и Лермонтова, подобно фетовскому, чувствуют неразрывную связь человека и природы.
Слайд 14
Задание 16. Примеры
Кто из русских поэтов обращался к традиции создания
стихотворения -«памятника», в котором подводил итог своего поэтического творчества, и
в чём сходство и различие этих стихотворений?
К традиции создания стихотворения-памятника обращались многие русские поэты. Исследователи насчитывают двенадцать подобных произведений. Среди них наиболее известными являются такие стихотворения, как «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» М. В. Ломоносова и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина. С одой Г.Р. Державина их объединяет общая тематика. Все три произведения посвящены теме бессмертия поэта и высокого назначения поэзии. В своих «памятниках» поэты декларируют огромное значение творений литературы в жизни общества.
Несмотря на общность тем, стихотворения имеют ряд отличий друг от друга. Так, А. С. Пушкин отступает от традиции Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова. В своем произведении поэт размышляет о «жестоком веке», о своей судьбе и неизмеримой силе поэзии. Он пишет, что в памяти людей останется потому, что, в первую очередь, «чувства добрые … лирой пробуждал», славил свободу и «милость к падшим призывал». Стихотворение–«памятник» Пушкина – произведение, наследующее традиции классицистов, но при этом проникнутое личными переживаниями поэта. «Памятники» М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина являются переложениями оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Но, в отличие от Ломоносова, чья «памятниковая» ода максимально близка к оригиналу, Державин высказывает собственное мнение о роли поэтического творчества. По мнению поэта, предназначение его стихотворений – это распространение просвещения. Приверженец абсолютизма, он мог бесстрашно «истину царям с улыбкой говорить».
Эти великие поэты: Державин, Ломоносов и Пушкин - предвидели бессмертие поэзии и своё бессмертие в сердцах читателей. Но, несмотря на созвучность поднимаемых тем и общность проблематики, их «памятники» отличаются смысловыми акцентами.
Слайд 15Задание 16. Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике
и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением А.
А. Блока «Фабрика»?
Часто к социальной теме в своих стихотворениях и поэмах обращался Н. А. Некрасов. Его похожесть с Блоком в том, что он обвиняет не только господ, прячущихся за «жолтыми окнами», но и сам народ. Некрасов обвиняет народ в покорности. Обвинения народа в рабской покорности мы видим в его поэме «Кому на Руси жить хорошо». Похоже в этом случае на «Фабрику» Блока и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». Он так же, как и Блок, делит Россию на «нищих» и господ за «жолтыми окнами» и так же обвиняет и тех и других: «И вы, мундиры голубые, и вы, покорный им народ…».
3