Слайд 12 октября 2020 года
80 лет
системе профессионально-технического образования Российской Федерации
1940 - 2020
Слайд 2История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Возникновение в России
первых образовательных учреждений профессионального образования было вызвано изменениями в социально-экономическом
и политическом развитии страны в первой половине 18 века.
Реформы, проводимые Петром I в различных сферах – административной, военной, экономической, требовали для их реализации большое количество обученных различным профессиям работников.
В это время в России стали создаваться первые учебные заведения, осуществляющие одновременно общеобразовательную и профессиональную подготовку.
Преобразования системы образования дошли и до Русского Севера, экономическим
и административным центром которого в этот период был Архангельск.
Для развивающихся судостроения и торгового флота были необходимы грамотные
и квалифицированные кадры.
Слайд 3История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Указ Петра I
от 29 октября 1717 года предусматривал организацию портовых школ для
обучения детей мастеровых порта грамоте и мастерствам: «плотничьих, матросских детей, братьев и свойственников их, которые ниже 16 лет, обучать русской грамоте и цифирю, а выше тех лет определять по мастерствам».
Во исполнение этого указа в 1734 году в Архангельске была организована Адмиралтейская морская школа. С ростом Архангельского порта росла и школа: количество учащихся в ней за период с 1738 по 1772 годы увеличилось с 47 до
500 человек. В 1802 году школа вошла в состав Архангельской гарнизонной школы.
Учитывая неотложные нужды развивающейся торговли и мореплавания, общественность Архангельска и местные власти ходатайствовали об открытии в Архангельске образовательного учреждения, которое готовило бы кадры для мореплавания и коммерческой деятельности. В 1781 году в Холмогорах была открыта мореходная школа – первое образовательное учреждение в России по подготовке судоводителей торгового флота. В 1786 году школу перевели в Архангельск и вскоре соединили с Главным народным училищем, но в 1803 году, из-за недостатка средств, закрыли.
Слайд 4История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Несмотря на все
трудности, в первой половине 19 века профессиональное образование в России
развивалось.
К числу образовательных учреждений профессионального образования в первой половине 19 века относились промышленные, сельскохозяйственные, горные и мореходные учреждения. Создавались они на средства общественности городов и отдельных лиц, заинтересованных в развитии отечественной промышленности, торговли, мореходства.
В 1841 году принимается решение об открытии шкиперских учебных курсов. Они были открыты в Архангельске и Кеми. На курсы принимались лица всех сословий не моложе 13 лет, преимущественно из местного населения, окончившие начальное училище и имеющие стаж мореплавания. Обучение было бесплатным.
Развитие морского образования в Архангельске позволило значительно сократить численность иностранцев в экипажах торговых и рыболовных судов.
Слайд 5История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Уровень подготовки кадров
в Архангельских шкиперских курсах был настолько высок, что на Всероссийской
выставке ученических работ профессионально-технических учебных заведений, состоявшейся в 1895 году, в которой приняли участие 32 мореходных класса из 41, имеющегося в то время в России, экспертной комиссией был сделан вывод:
Архангельские шкиперские учебные курсы по полноте представленных работ по всем отраслям морского дела занимают 1 место среди остальных классов, участвующих
в выставке.
С середины 19 века в России начало быстро развиваться промышленное производство. Изменение характера труда, необходимость специальной подготовки рабочих увеличивали потребность в образовательных учреждениях профессионального образования.
Слайд 6История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В Архангельской губернии
в этот период были созданы мореходные классы:
в 1871 году
– в Сумском посаде,
в 1874 году – в селениях Патракеевской волости и Кушереке Онежского уезда,
в 1876 году – в Онеге.
В 1899 году было открыто Архангельское торгово-мореходное училище.
В начале 20 века были созданы двухклассные мореходные школы: Кемская, Сумская и Патракеевская.
Морские учебные заведения Архангельской губернии успешно выполнили поставленную перед ним задачу – кадровая проблема на торговом и рыболовном флоте была решена.
С трудом, но развивалось на Русском Севере профессионально-техническое образование и для других отраслей экономики.
Слайд 7История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Во второй половине
19 века в силу необходимости стали создаваться профессиональные образовательные учреждения
на пожертвования частных лиц
и средства, выделяемые сельскими и городскими обществами.
Так, губернской палатой земледелия и государственных имуществ на пожертвования лесопромышленников были выстроены здания для учебно-ремесленных училищ:
в Архангельском уезде – Рикасовского, Вознесенского и Уемского,
в Холмогорском уезде – Емецкого.
Эти училища начали работать в 1863 году. Училища постоянно испытывали серьезные финансовые трудности, что неблагоприятно сказывалось на качестве подготовки кадров.
В целях развития ремесленного производства и технического образования
в Архангельске в 1865 году было открыто ремесленное училище
для подготовки квалифицированных кадров.
Слайд 8История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Архангельское ремесленное училище
содержалось за счет прибылей городского общественного банка и продажи изделий
учащихся.
Принимались в училище сироты (не моложе 13 и не старше 16 лет). Срок обучения составлял 4 года. Обучали таким ремеслам: столярному, токарному (по дереву), резному, кузнечному и слесарному.
Обучение велось только производственным навыкам, без всякой системы преподавания ремесел. Ученики в большинстве своем были неграмотными, мастер преподавал те знания, какими он владел, и так, как умел.
В 1895 году это училище было переведено во вновь открытое (в 1893 году) Архангельское низшее механико-техническое училище имени Императора Петра I
и в дальнейшем работало в нормальных условиях.
Для низшего механико-технического училища было приобретено и реконструировано здание бывшего сахарного завода Суркова, были закуплены в Европе новейшие станки, в Санкт-Петербурге заказаны книги, у местных лучших мастеров — мебель.
Слайд 9История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Архангельское низшее механико-техническое
училище готовило низших техников, мастеров, механиков, машинистов, высококвалифицированных рабочих.
Сегодня
это технологический колледж Императора Петра I, структурное подразделение Северного (Арктического) федерального университета имени
М.В. Ломоносова.
В 1876 году в Архангельске при городской больнице были открыты повивально-фельдшерская и ветеринарная школы. С этого времени ведут свою историю Архангельский государственный многопрофильный колледж и Архангельский медицинский колледж.
Курс обучения в школах был определен в 2 года. В фельдшерскую и ветеринарную школы принимались лица мужского пола 15 – 20 лет, умеющие читать и писать
по-русски, знающие главные молитвы и 4 правила арифметики. В повивальную школу принимались женщины 18 – 30 лет, умеющие читать и писать по-русски.
Для неграмотных организовали подготовительный класс. В 1918 году ветеринарное отделение стало отдельной школой, далее эти образовательные учреждения развивались отдельно друг от друга.
Слайд 10История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В 1895 году
в Вельске была открыта низшая лесная школа. С этого времени
ведет свою историю Вельский сельскохозяйственный техникум имени
Григория Ивановича Шибанова.
В дальнейшем, в 1919 году в Вельске были открыты 2-х годичные сельскохозяйственные курсы, а в 1921 году был образован техникум
с наименованием «Вельский техникум» с тремя отделениями: педагогическим, сельскохозяйственным и лесным, объединив вместе педагогические курсы, сельскохозяйственные курсы и лесную школу.
В 1911 году в с. Красноборск была открыта низшая ремесленная школа. Сегодня это Красноборский лесотехнический техникум.
Более чем столетнюю историю имеет и Каргопольский педагогический колледж.
1 декабря 1912 года в Каргополе были открыты двухгодичные педагогические курсы по подготовке учительниц для земских и церковно-приходских школ
при Каргопольской женской прогимназии.
Слайд 11История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
1914 год, первый
выпуск двухгодичных педагогических курсов по подготовке учительниц
для земских и
церковно-приходских школ при Каргопольской женской прогимназии
Шатилов
Михаил Иванович,
первый директор
Вельского техникума
1914 год,
здание низшей ремесленной школы,
с. Красноборск
Слайд 12История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Огромное влияние на
жизнь нашей страны оказали события начала 20 века: первая мировая
война, февральская и октябрьская революции 1917 года, гражданская война.
Народное хозяйство страны оказалось практически полностью разрушенным. Возникла острая необходимость в создании новой системы профессионального образования.
1917 – 1940 годы –
период становления советской системы профессионально-технического образования
Основные этапы этого периода:
1 – октябрь 1917 года – 1920 год: ломка дореволюционной системы обучения, осмысление путей и форм создания принципиально новой профессионально-технической школы;
2 – 1921 – 1929 годы: учреждение и развитие новой системы профессионально-технического образования;
3 – 1930 – 1940 годы: рост сети учреждений профессионально-технического образования по подготовке рабочих кадров.
Слайд 13История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В 1918 году
на базе дореволюционных низших технических и ремесленных училищ были созданы
профтехшколы, краткосрочные профтехучилища, учебно-показательные мастерские, применялось индивидуальное ученичество.
В этот период в стране наметились два направления развития профессионально-технического образования: подготовка рабочих, служащих и, в современной терминологии, специалистов среднего звена).
Длительное время, фактически до середины 1990-х годов, эти направления профессионально-технического образования развивались отдельно.
Так, в 1917 году на базе Архангельского низшего механико-технического училища был организован политехнический техникум, в 1921 году на базе ветеринарной школы был организован сельскохозяйственный техникум с подготовкой специалистов по полеводству и животноводству.
Слайд 14История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В 1920 году
при активном участии комсомола был создан новый тип профессионально-технического образовательного
учреждения – школа фабрично-заводского ученичества, которая в течение последующих 20 лет стала основной формой подготовки квалифицированных рабочих.
Особенность, жизненность школ ФЗУ состояла в том, что обучение в них строилось на основе производительного труда, изучении общеобразовательных, политехнических, специальных предметов, осуществления физического воспитания.
Школы ФЗУ создавались при промышленных предприятиях, снабжались всем необходимым этими предприятиями и готовили для них кадры.
Слайд 15История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В 1920 году
были организованы профессионально-технические школы по подготовке:
металлистов на базе Соломбальского судоремонтного
завода;
рабочих полиграфического производства при губернской типографии;
специалистов по радиотелеграфному делу при Архангельской службе Наркомфлота;
столяров в Мезени.
Начали создаваться первые школы ФЗУ:
в 1922 году:
для подготовки рабочих кадров для треста «Северолес»: в Архангельске
на лесозаводах № 3, 15 и 25, в Онеге на лесозаводе № 34;
для подготовки помощников машинистов паровозов – в Няндоме;
для подготовки судовых машинистов – на базе судоремонтного завода «Красная кузница»;
в 1924 году открывается школа ФЗУ на базе Архангельского коммунального треста «Водосвет»;
в 1929 году открывается школа ФЗУ в поселке Лименда на базе судоремонтно-судостроительного завода для подготовки кадров речного флота.
Слайд 16История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Создание школ ФЗУ
было связано с огромными трудностями. Не было помещений для теоретического
обучения, школьных мастерских, общежитий. Часто они строились с помощью самих учащихся. Не хватало преподавателей, не было программ обучения.
В 1923 году на базе педагогических курсов при Архангельском практическом институте народного образования, расформированного в это же время, создается Архангельский педагогический техникум. В 1930 году этот техникум переводится в город Грязовец Вологодской губернии.
Однако уже в 1931 году в Архангельске создается Маймаксанский индустриально-педагогический техникум с лесным уклоном, на базе которого и развивался современный Архангельский педагогический колледж.
Слайд 17История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
1930 – 1940
годы –
период дальнейшего развития школ ФЗУ, подготовки кадров, необходимых
для работы в условиях индустриализации и коллективизации.
В 1929 – 1930 годах создаются школы «Совхозуч» в Холмогорах, Красноборске, Каргополе. Кроме того, в этот период были созданы 6 специализированных профтехшкол, готовящих торговых, счетно-бухгалтерских работников и работников кулинарного производства, в Архангельске, Вельске, Емецке и Пинеге.
В 1930 году в тресте «Северолес» создаются:
школа ФЗУ в поселке Цигломень;
школы «Леспромхозуч» на базе леспромхозов: Лешуконского, Пинежского, Каргопольского, Сольвычегодского, Красноборского, Верхне-Тоемского.
В 1931 году возникли еще 4 школы «Леспромхозуч»: на базе Шенкурского леспромхоза, автотракторная школа на базе Соломбальских механических мастерских, школа «Электролесоуч» на базе Емцовского электрофицированного лесокомбината, а также школа строительного ученичества в Архангельске.
Слайд 18История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
1930 – 1940
годы –
период дальнейшего развития школ ФЗУ, подготовки кадров, необходимых
для работы в условиях индустриализации и коллективизации.
В 1932 году организована школа ФЗУ в Исакогорском районе для подготовки кадров для Северного речного пароходства.
В 1934 году в Шенкурске создана лесохимтехшкола, готовившая рабочих
для лесозавода «Красный бондарь».
В 1937 году были организованы:
школа ФЗУ в поселке Судострой (на начальном этапе эта школа ФЗУ готовила кадры для строящегося поселка и предприятия, а начиная с 1939 года - для завода № 402);
в Вельске – школа бригадиров механизированных бригад и шоферов.
Слайд 19История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В этот же
период, с 1930 по 1940 годы, продолжается развитие подготовки специалистов
среднего звена.
В 1930 году в Архангельске создается Северный краевой электротехникум
(с 1932 года – Архангельский техникум связи, в настоящее время – Архангельский колледж телекоммуникаций, филиал Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича).
В 1939 году создается Архангельский музыкальный колледж.
в 1939 году в Молотовске для обеспечения кадрами завода № 402 (судостроителей, специалистов холодной обработки металлов и судовых машин и механизмов) создается судостроительный техникум. Сегодня это технический колледж филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
в городе Северодвинске.
Слайд 20История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
С началом индустриализации
промышленности и коллективизации сельского хозяйства потребность в кадрах квалифицированных рабочих
резко возросла.
По этой причине, начиная с 1933 года, сроки обучения в школах ФЗУ были сокращены до 6 – 12 месяцев, при этом практически полностью были исключены
из образовательных программ общеобразовательные предметы.
Школы ФЗУ, в результате этого, стали выпускать слабо подготовленных рабочих, повышение их квалификации проходило непосредственно на предприятиях.
Полностью решить проблему подготовки рабочих кадров силами школ ФЗУ
и существовавших параллельно с ними краткосрочных курсов не удалось.
Экономика страны испытывала хронических дефицит в квалифицированной рабочей силе.
Слайд 21История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Основные причины сложившейся
ситуации:
школы ФЗУ готовили рабочих «сквозных» профессий, тогда как в промышленности,
строительстве, на транспорте были необходимы рабочие узких квалификаций;
каждая школа ФЗУ готовила кадры только для своего базового предприятия. Отсутствовала возможность их планового перераспределения;
быстрый рост промышленности в новых районах страны, нехватка там рабочих рук;
разнобой в методах и сроках обучения, программах;
все возрастающая в этот период централизация государства, требующая оптимизации всех сфер жизни общества.
Была необходима кардинальная реформа системы профессионально-технического образования в Советском Союзе.
Слайд 22История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 02 октября 1940 года
«О государственных трудовых резервах
СССР»
Учреждена единая централизованная система подготовки квалифицированных рабочих в ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского обучения, а также распределения подготовленных кадров.
Устанавливается двухлетнее обучение в ремесленных и железнодорожных училищах и шестимесячное – в школах фабрично-заводского обучения.
Данный Указ устанавливал, что «государственные резервы рабочей силы находятся
в непосредственном ведении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут использоваться Наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства».
Одновременно с этим был введен призыв городской и колхозной молодежи
в ремесленные и железнодорожные училища, школы фабрично-заводского обучения.
Комплектование этих образовательных учреждений предусматривалось осуществлять как путем призыва, так и путем открытого (добровольного) приема на обучение.
Слайд 23История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Слайд 24История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В Архангельской области
в 1940 году по призыву было необходимо набрать
3500 учеников.
С 7 октября 1940 года начальником управления трудовых резервов
по Архангельской области был назначен Яков Иванович Огарков.
Учебный год в 1940 году начался 1 декабря. К этому времени были реорганизованы
в ремесленные училища и школы ФЗО 10 существовавших до этого школ ФЗУ
и школ «Леспромхозуч», 2 школы ФЗО были созданы вновь.
Одновременно функционировали и другие виды профессиональных образовательных учреждений, организованные еще в 1930-е годы.
Условия набора в систему трудовых резервов, командно-административное управление страной, близость войны обязывали учеников и работников училищ
и школ ФЗО поддерживать строжайшую рабочую и учебную дисциплину. Учащимся за нарушение дисциплины и самовольный уход из школы или училища грозило отчисление из образовательного учреждения и заключение по приговору суда в трудовые колонии сроком на 1 год. Освобождение ученика от занятий осуществлялось только с разрешения областного управления трудовых ресурсов.
Слайд 25Огарков
Яков Иванович
начальник
Архангельского областного управления трудовых резервов
в 1940
– 1942 годах
Слайд 26История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В связи с
постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 марта 1941 года
«О подготовке рабочих массовых профессий для железнодорожного строительства в Архангельской области» были организованы 7 школ ФЗО с трехмесячным сроком обучения на базе строительных участков и прорабских пунктов для строительства вторых железнодорожных путей на участке Архангельск – Вологда:
В этих школах были обучены 5000 человек. 22 июля 1941 года школы железнодорожного строительства были расформированы, так как они выполнили свой единичный заказ на подготовку квалифицированных рабочих.
Слайд 27История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Первый массовый выпуск
из школ ФЗО состоялся в мае – июне 1941 года.
Более 2000 молодых рабочих были направлены на лесозаводы и в леспромхозы,
на судостроительные и машиностроительные предприятия, на стройки, в колхозы
и совхозы Архангельской области.
Кроме этого, многие северяне были направлены на предприятия Москвы, Ленинграда, Иванова, Воронежа, Ижевска, Карельской АССР, на стройки Пермской
и Новосибирской областей.
Однако мирный труд выпускников системы ПТО, как и всего советского народа, прервала Великая Отечественная война. С ее началом работа РУ, ЖУ и школ ФЗО была перестроена в соответствии с условиями военного времени. Теоретическое обучение в РУ было прекращено, в ЖУ – сведено к минимуму. Производственное обучение в учебных мастерских и цехах предприятий стало проводиться
в 2 – 3 смены по 8 часов каждая. Была введена военно-физическая подготовка.
В кратчайшие сроки в стране была расширена сеть профессиональных образовательных учреждений, прежде всего – школ ФЗО.
Слайд 28История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
23 июня 1941
года Главное управление трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР
обратилось ко всем учащимся и работникам с призывом
о революционной дисциплине, порядке и организованности в работе учебных заведений в условиях Отечественной войны советского народа против фашистской Германии.
Школы ФЗО и РУ Архангельской области начали учебный год в установленный правительством страны срок – 01 июля 1941 года. Вместо преподавателей и мастеров производственного обучения, призванных на фронт к работе в профессиональных образовательных учреждениях были привлечены квалифицированные рабочие – пенсионеры, и женщины. Были отменены отпуска для работников и каникулы
для учащихся.
В 1941 – 1942 годах управлениям трудовых резервов удалось организовать эвакуацию образовательных учреждений, работников и учащихся с территорий, охваченных боевыми действиями и оккупированных немецкими захватчиками. Училища и школы ФЗО Архангельской области принимали учащихся из захваченных врагом регионов.
Слайд 29История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В годы войны
с особой очевидностью раскрылись преимущества единой централизованной системы подготовки рабочих:
гибкость, динамичность, возможность быстрой переброски больших групп выпускников на различные работы в разные районы страны.
Война же потребовала увеличения и ускорения подготовки рабочих кадров.
Наиболее массовые призывы в ремесленные и железнодорожные училища, школы ФЗО проходили в 1942 – 1943 годы – по два – три призыва ежегодно.
Интенсивно шел процесс создания новых школ ФЗО на базе предприятий Архангельской области.
Только в 1942 году были организованы 12 школ ФЗО с контингентом учащихся около 2500 человек:
Слайд 30История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Слайд 31История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В рабочих кадрах
остро нуждались лесозаводы, судоремонтный
и машиностроительный заводы, различные ремонтно-механические мастерские
и строительные участки. После выполнения задания – разового выпуска рабочих,
школы ФЗО, приведенные на предыдущем слайде, были закрыты.
В 1943 году в Архангельской области были реорганизованы в специализированные школы ФЗО лесной промышленности школы ФЗО № 4, 5, 13, 19 и 21,
их комплектование производилось из молодежи Архангельской и Кировской областей.
В 1945 году в Архангельской области насчитывалось уже 28 профессиональных образовательных учреждений: 18 школ ФЗО, 9 ремесленных училищ и школа мореходного ученичества.
В годы Великой Отечественной войны в трудовых резервах области было подготовлено около 30 тысяч молодых рабочих.
Слайд 32История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
По приказу Государственного
Комитета Обороны СССР от 27 июля 1941 года учебно-производственная деятельность
училищ и школ ФЗО была переключена
на выполнение оборонных заказов.
В осенне-зимний период 1941 – 1942 годов все учащиеся и педагоги школы ФЗО № 6 были направлены на оборонные работы в Заполярье, где трудились более 3 месяцев
в тяжелейших условиях полярной зимы. А в процессе учебы воспитанники этой школы оказали большую помощь городскому хозяйству Архангельска: ремонтировали трамвайные вагоны, строили сооружения противовоздушной обороны, восстанавливали после бомбежки главный корпус лесотехнического института.
Свыше 600 учащихся Соломбальского РУ № 2 работали над выполнением военных заказов на СРЗ «Красная кузница», машиностроительном заводе и в своих учебных мастерских. На «Красной кузнице» они порой обеспечивали круглосуточную работу механического цеха, выпускавшего изделия для фронта. Слесарная группа мастера Г.Ф. Уемлянина за две недели освоила выполнение оборонного заказа – аэросаней для Карельского фронта.
Слайд 33История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Пятнадцатилетним учащимся –
судовым сборщикам и электрогазосварщикам Соломбальского РУ № 2 под руководством
опытных мастеров С.Д. Головина
и А.А. Жданова было доверено самостоятельное строительство морских барж. Более
300 учащихся этого училища – будущие судовые машинисты, плавали на судах Северного морского пароходства, принимали участие в арктических рейсах
и перевозках грузов по программе «Ленд-лиз».
Учащиеся школы ФЗО № 2 под руководством старшего мастера П.И. Ефремова проходили обучение на лесозаводе № 6, где обслуживали все рабочие места –
от водного цеха до рамного потока, отвечая за выполнение производственного задания, которое регулярно перевыполняли.
В атмосфере большой, напряженной работы, высочайшей ответственности перед государством жил коллектив ремесленного училища № 1, за годы войны подготовивший более 2000 квалифицированных рабочих для судостроительного завода № 402. В цехах завода учащиеся протачивали корпуса мин, изготавливали детали минных тралов, арматуру морских судов, понтоны.
Слайд 34История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Учащийся РУ №
1 Александр Кабрин, 1941 год
РУ № 1. Учащийся анатолий соколов
и мастер производственного участка Н.Т. кутузов
в 11 цехе судостроительного завода № 402, 1944 год
Слайд 35История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Учащиеся группы слесарей-инструментальщиков
РУ № 1 в 11 цехе судостроительного завода № 402
Слайд 36История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Выпускники училищ и
школ ФЗО Архангельской области направлялись не только
на предприятия, в
колхозы и совхозы нашей области, но и в районы страны, наиболее пострадавшие от боевых действий.
Наши питомцы участвовали в восстановлении Сталинграда, предприятий Калининской области, Ленинграда, Москвы. В октябре 1943 года в эти города были направлены свыше 1000 выпускников из Пермиловской, Шенкурской школ ФЗО и из школ ФЗО Архангельска.
В военных кружках по программе Всеобуча, подразделениях Осоавиахима учащиеся осваивали воинские специальности – стрелков, снайперов, автоматчиков, минометчиков, истребителей танков, сандружинниц.
Приобретенные в стенах училищ и школ ФЗО дисциплина, умение овладевать сложным инструментом и оборудованием, военно-физическая подготовка пригодилась большей части выпускников предвоенного периода и выпускников военных лет на фронтах Великой Отечественной войны. Кому-то эти качества помогли выжить, а многим – ценой своей жизни внести свой вклад в нашу общую победу в этой войне.
Слайд 37История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Конасов Михаил Михайлович
начальник
Архангельского областного управления трудовых резервов
в 1942 – 1968 годах
Слайд 38История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Послевоенное развитие
системы
профессионально-технического образования Архангельской области
Послевоенные годы также стали тяжелым испытанием для
жителей нашей Родины.
Все силы отдавались восстановлению разрушенного войной народного хозяйства.
В этих условиях особенно острой для экономики страны была потребность
в квалифицированных кадрах.
25 августа 1945 года было принято постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО».
Правительством страны были установлены перечень профессий, сроки обучения
и возрастной состав учащихся, намечено массовое издание учебников.
Слайд 39История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В 1945 –
1947 годах в Архангельской области создаются:
Архангельский коммунально-строительный техникум, в настоящее
время – Архангельский техникум строительства и экономики;
Архангельский техникум советской торговли, в настоящее время – Архангельский торгово-экономический колледж,
а также новые школы ФЗО:
Слайд 40История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В 1946 году
в Нарьян-Маре создается Ненецкая окружная культурно-просветительная школа, которая в 1955
году переводится в Архангельск и получает наименование Архангельская областная культурно-просветительная школа, в настоящее время – Архангельский колледж культуры и искусства.
15 мая 1946 года Главное управление трудовых резервов и Комитет по учету
и распределению рабочей силы Совета Народных Комиссаров СССР были преобразованы в Министерство трудовых резервов СССР.
Все образовательные учреждения стали работать по единым учебным планам,
в которых было увеличено количество часов по общеобразовательным предметам.
В городских образовательных учреждениях системы трудовых резервов устанавливался трехгодичный, а на селе – четырехгодичный срок обучения. Принимались подростки в возрасте 13 – 15 лет с образованием не ниже трех классов начальной школы.
В училища по подготовке механиков машинно-тракторных станций принимались подростки не моложе 15 лет с уровнем образования не ниже 5 классов.
Слайд 41История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Важное место в
системе трудовых резервов занимали училища и школы
по подготовке строительных
рабочих. Так, в Молотовске в 1946 – 1947 годах создаются школы ФЗО № 1 и 10 на базе строительных предприятий. Кроме этого,
в этот период преобразовываются из школ ФЗО и вновь открываются более
10 строительных училищ.
В связи с широким внедрением в сельское хозяйство тракторов, механизацией сельского хозяйства в 1953 – 1954 годах были реорганизованы из школ механизации сельского хозяйства, а также открыты вновь училища механизации сельского хозяйства и переданы в систему государственных трудовых резервов:
Слайд 42История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В 1950-е годы
в системе государственных трудовых резервов появились образовательные учреждения нового типа
– технические училища со сроком обучения 1 – 2 года на базе среднего общего образования для подготовки высококвалифицированных рабочих и младшего технического персонала:
Слайд 43История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В 1956 году
были учреждены почетные звания «Заслуженный учитель профтехобразования РСФСР» и «Заслуженный
мастер профтехобразования РСФСР». Первыми в Архангельской области удостоены этих почетных званий:
Анатолий Васильевич Кузнецов,
директор ГПТУ № 9
Василий Егорович Леонтьев,
мастер производственного обучения ГПТУ № 4
Валентина Дмитриевна Пешкова, заместитель директора
ГПТУ № 28
Слайд 44История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В 1956 году
были учреждены почетные звания «Заслуженный учитель профтехобразования РСФСР» и «Заслуженный
мастер профтехобразования РСФСР». Первыми в Архангельской области удостоены этих почетных званий:
Наталья Львовна Захарова,
преподаватель СПТУ № 4
Фаина Афанасьевна Козицына,
преподаватель ГПТУ № 3
Слайд 45История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Начала складываться система
повышения квалификации работников профессиональных образовательных учреждений путем заочного обучения в
вузах
и техникумах, а также через вновь созданный межобластной учебно-методический кабинет.
Однако в этот период темпы подготовки кадров в системе трудовых резервов начали серьезно отставать от потребностей экономики страны. В 1953 году был отменен призыв молодежи в ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО. Полностью изжили себя школы ФЗО, обучавшие на базе начальной школы.
Система трудовых резервов требовала коренных кадровых преобразований.
Верховным Советом СССР 24 декабря 1958 года был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР», различные типы образовательных учреждений системы трудовых резервов преобразовывались в единый тип: городские профессионально-технические училища со сроками обучения от 1 до 3 лет и сельские профессионально-технические училища со сроками обучения от 1 до 2 лет. При этом трехгодичный срок обучения устанавливался для подготовки рабочих особо сложных профессий широкого профиля.
Слайд 46История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Принципиально новым стал
образовательный уровень поступающих
в профессионально-технические училища – общеобразовательная трудовая политехническая
восьмилетняя школа.
В этот период был пересмотрен перечень профессий, проведена большая работа
по созданию учебно-методической документации – учебных планов и программ, учебных пособий.
В 1959 году постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении руководства профессионально-техническим образованием в СССР» система государственных трудовых резервов была преобразована в государственную систему профессионально-технического образования, был образован Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.
Создание Госкомитета по ПТО свидетельствовало о еще большей централизации
и унификации системы профтехобразования, планомерной и единой системе подготовки рабочих кадров на территории всего Советского Союза.
Слайд 47История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В этот период
система профессионально-технического образования в Архангельской области активно развивалась.
Так, за
период с 1959 по 1969 годы профтехучилища области подготовили
для предприятий, строек, колхозов и совхозов области более 60 тысяч квалифицированных рабочих.
Прием учащихся вырос в 3 раза. В этот период была организована деятельность
9 новых образовательных учреждений системы профессионально-технического образования.
Значительно улучшилась учебно-производственная и жилищно-бытовая база, вновь построено и получено от базовых предприятий более 42 тысяч квадратных метров учебных площадей.
Машинный парк пополнился новейшими по тем временам марками автомобилей, тракторов, станочным и другим специальным оборудованием.
В 1968 году в области функционировали уже 38 училищ, в которых обучались
7,5 тысяч юношей и девушек по 90 профессиям.
Слайд 48История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Яркий след в
истории профессионально-технического образования Архангельской области оставили многие руководители системы ПТО,
внесшие значительный вклад
в его послевоенное развитие. Назовем некоторых из них:
Иван Васильевич Цветинский;
Константин Михайлович Карпунин;
Иван Трофимович Колотый;
Виктор Васильевич Никонов;
Павел Алексеевич Боковиков;
Андрей Яковлевич Патраков.
В этот период в Архангельской области развивалась и система подготовки специалистов среднего звена, создаются новые образовательные учреждения:
в 1965 году – Котласское педагогические училище;
в 1968 году – Вельский учетно-экономический техникум;
в 1969 году – Мирнинский вечерний электро-механический техникум.
Слайд 49История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Новый этап развития
системы профессионально-технического образования начался
с 1969 года, когда ЦК КПСС
и Совет Министров СССР приняли постановление
«О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих
в учебных заведениях системы ПТО».
Это постановление положило начало постепенному преобразованию профессионально-технических училищ в средние ПТУ, сочетающие профессиональное и среднее общее образование.
Первым в Архангельской области началась подготовка кадров со средним общим образованием в ГПТУ № 33. Далее преобразование шло стремительно:
Слайд 50История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Сысоев
Василий Афанасьевич
начальник
Архангельского областного управления трудовых резервов
в 1968 – 1988 годах
Слайд 51История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Василий Афанасьевич Сысоев
был энергичным, инициативным, требовательным, настойчивым руководителем.
Под его руководством успешно
была решена главная на тот момент задача: расширение сети средних ПТУ и технических училищ, укрепление их учебно-материальной базы.
Число образовательных учреждений системы профессионально-технического образования возросло с 38 до 58, были построены современные учебные комплексы профессионально-технических училищ – ПТУ № 1, 4, 5, 9, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 30, 31, 33, 34, 35, 39, 41, 43, 45, 47, 48, причём многие из них были возведены базовыми предприятиями.
Василий Афанасьевич уделял огромное внимание квалифицированному подбору
и расстановке кадров, стремился к тому, чтобы каждый директор ПТУ имел высшее образование. Большое внимание уделялось им и совершенствованию учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Слайд 52История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Под руководством Василия
Афанасьевича успешно шел процесс обновления
и совершенствования учебно-материальной базы профессионально-технических
училищ, укреплялась связь профессионально-технических училищ с предприятиями.
Кроме того, в области получило широкое распространение движение наставничества, особенно на крупных предприятиях, стройках, организациях. Трудовым коллективам было предоставлено право строить и реконструировать училища, безвозмездно передавать им оборудование для учебно-производственных мастерских, кабинетов, лабораторий, полигонов, транспорт, инструмент, запасные части, горюче-смазочные материалы, культурно-бытовой и спортивный инвентарь. Решением органов исполнительной власти за каждым профтехучилищем было закреплено конкретное базовое предприятие. На многих предприятиях были созданы советы наставников,
в которые входили высококвалифицированные рабочие и выпускники училищ.
Благодаря развитию учебно-материальной базы профессионально-технических училищ, расширению их сети контингент обучающихся за этот период вырос
до 25 тысяч человек. Значительно улучшилось качество обучения и воспитания молодежи благодаря внедрению научной организации труда.
Слайд 53История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В 1984 году
все профессионально-технические училища в стране были реорганизованы в единый тип
– средние профессионально-технические училища. Учреждениям было предоставлено право вносить коррективы в учебные планы
и программы.
В этот же период ведомственные профессиональные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих и служащих, начали передавать в единую систему профессионально-технического образования. Так, в Архангельской области
в систему ПТО перешли торгово-кулинарные училища и училища бытового обслуживания населения: № 17, 18, 49, 50, 51.
В связи с интенсивным строительством предприятий, крупным жилищным строительством профессионально-техническими училищами № 12, 23, 25, 26, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35 были значительно увеличены объемы подготовки квалифицированных кадров по строительным профессиям.
Учащиеся, получающие строительные профессии, проходили производственную практику на строительных объектах, порой выполняя весь объем строительных работ на закрепленных объектах «под ключ».
Слайд 54История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Реформа профессионально-технического образования,
начавшаяся в 1984 году, реально претворялась в жизнь.
В этот
период учебные мастерские все более оснащаются современным оборудованием, приборами и инструментом, учебными пособиями, техническими средствами обучения.
Только за 1985 год учебно-материальная база средних ПТУ пополнилась
27 тракторами, 60 комбайнами и сельхозмашинами, 11 автомобилями,
55 металлообрабатывающими и деревообрабатывающими станками,
350 тренажерами, большим количеством другого учебного оборудования.
В 1970 – 1980-е годы большой вклад в развитие профессионально-технических училищ внесли:
Геннадий Фёдорович Киселев (ПТУ № 1), Августин Егорович Фуфаев (ПТУ № 2), Анатолий Васильевич Кузнецов (ПТУ № 9), Анатолий Павлович Хвостов
(ПТУ № 22), Юрий Митрофанович Деарт (ПТУ № 25), Иван Михайлович Соснин (ПТУ № 28), Юрий Евгеньевич Сопочкин (ТУ № 3), Николай Иванович Веревкин (ПТУ № 45) и другие.
Слайд 55История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Политические, социально-экономические изменения
в стране, происходившие
в конце 1980-х – начале 1990, не
могли не отразиться на системе образования.
Ряд профессионально-технических училищ в этот период вошли в эксперимент, связанный с внедрением образовательных программ, направленных на интеграцию программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
На базе профессионально-технических училищ были созданы профессиональные лицеи:
профессионально-технические лицеи № 5 и 6;
морской профессиональный лицей № 9;
индустриально-педагогический лицей № 15;
технический лицей № 25,
профессиональный художественно-педагогический лицей № 35;
лицей технологии и дизайна № 39;
агропромышленные лицеи № 43 и 45.
В дальнейшем также были созданы профессиональные лицеи № 11 и 13.
Слайд 56История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Внедрение интегрированных образовательных
программ позволило не только повысить статус профессиональных лицеев, их востребованность,
но и приобрести опыт, потребовавшийся им в дальнейшем при переходе в статус образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Начиная с 1994 года, профессионально-технические училища и профессиональные лицеи приобрели статус государственных образовательных учреждений начального профессионального образования.
Развитие рыночных отношений в России, деградация экономики государства, происходившие в 1990-е годы, потребовали от образовательных учреждений начального профессионального образования скорейшей адаптации в новых условиях.
В 1993 – 1997 годах, в этот сложнейший период современной истории России, начальником областного управления профессионально-технического образования был Александр Андреевич Горяшин. В дальнейшем, в период с 1997 по 2002 годы,
в связи с включением системы начального профессионального образования Архангельской области в структуру департамента образования администрации Архангельской области, он был заместителем директора департамента.
Слайд 57История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Горяшин
Александр Андреевич
начальник
Архангельского областного управления профессионально-технического образования
в 1993 – 1997 годах,
заместитель
директора департамента образования администрации Архангельской области
в 1997 – 2002 годах
Слайд 58История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Александру Андреевичу Горяшину
выпало то время управления системой начального профессионального образования Архангельской области,
когда главными задачами были сохранение системы НПО, ее кадровых и материальных ресурсов.
В этот труднейший период в условиях тотального дефицита денежных средств, когда месяцами трудовые коллективы образовательных учреждений НПО не получали заработную плату, образовательные учреждения входили в зиму без топлива для котельных, опыт и авторитет Александра Андреевича в системе НПО были крайне важны.
Можно с уверенностью сказать, что эти задачи были выполнены Александром Андреевичем в той мере, в какой это было возможно. Тот мощный каркас системы НПО Архангельской области, который был создан в советский период, был сохранен.
Значительный вклад в обеспечение устойчивого функционирования и развития системы профессионально-технического образования Архангельской области внес Кирьянов Александр Алексеевич, который в течение 2002 – 2008 годов был заместителем директора департамента образования и науки Архангельской области, курировавший систему НПО и СПО.
Слайд 59История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Кирьянов
Александр Алексеевич
заместитель
директора департамента образования
и науки администрации Архангельской области
в 2002
– 2008 годах
Слайд 60История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Под непосредственным руководством
Александра Алексеевича Кирьянова, начиная еще с 1990-х годов, образовательными учреждениями
НПО, а в дальнейшем и СПО внедрялись государственные образовательные стандарты первого и второго поколений, была сформирована система аттестации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений НПО и СПО, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений НПО и СПО, совершенствовалась нормативно-правовая база областного профтеха, в том числе и в связи с передачей
в 2005 году большей части образовательных учреждений НПО и СПО в ведение Архангельской области.
На базе ряда образовательных учреждений НПО были созданы учреждения среднего профессионального образования.
Александром Алексеевичем большое внимание уделялось сохранению и развитию учебно-материальной базы образовательных учреждений НПО и СПО.
В определенном смысле прорывным в этот период было принятие и реализация социально-экономической целевой программы Архангельской области «Развитие начального профессионального образования на 2006 – 2008 годы».
Слайд 61История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В рамках социально-экономической
целевой программы Архангельской области «Развитие начального профессионального образования на 2006
– 2008 годы» были приобретены для образовательных учреждений НПО 75 комплектов учебно-производственного оборудования для большой части образовательных учреждений, 61 единица автотранспортных средств и самоходных машин.
Такого объема поставки в систему начального профессионального и среднего профессионального образования Архангельской области учебно-лабораторного оборудования в постсоветский период не было ни до реализации этой программы,
ни в последующее время.
Надо сказать, что ресурсы, вложенные в учебно-материальную базу образовательных учреждений НПО в рамках программы 2006 – 2008 годов еще не исчерпаны, приобретенное в тот период учебно-лабораторное оборудование и техника используются и сегодня.
В 2008 году значительные средства были направлены на выполнение ремонтных работ на объектах образовательных учреждений НПО и СПО.
Слайд 62История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В 2007 –
2009 годах ряд образовательных учреждений НПО и СПО успешно реализовали
в рамках приоритетного национального проекта «Образование» инновационные образовательные проекты, направленные на подготовку кадров
для высокотехнологичных производств:
Мирнинский промышленно-экономический техникум;
профессиональное училище № 2 (в настоящее время – Красноборский лесотехнический техникум;
Архангельский медицинский колледж;
Архангельский торгово-экономический колледж;
Архангельский лесотехнический колледж Императора Петра I (в настоящее время – технологический колледж Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
В этот период началась работа по реорганизации сети образовательных учреждений, переход образовательных учреждений НПО в статус образовательных учреждений СПО.
Слайд 63История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Большой вклад в
сохранение и развитие системы профессионально-технического развития Архангельской области в 1990
– 2000-е годы внесли:
сотрудники областного управления профессионально-технического образования,
а затем департамента образования и науки Архангельской области Сергей Александрович Столяров, Виктор Александрович Павловский, Римма Иосифовна Залужская, Тамара Александровна Попова, Галина Николаевна Матвеева,
Елена Валентиновна Пашкова;
филиала института развития профессионального образования а затем центра профессионального образования и кафедры профессионального образования Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования Бабкин Василий Тихонович, Губарева Людмила Петровна, Рубцов Юрий Зосимович, Филимонова Нина Павловна;
руководители образовательных учреждений НПО и СПО Никитинский Герман Максимович, Гудков Виктор Павлович, Сычев Николай Павлович, Носарев Николай Семенович, Кочуров Александр Константинович, Волков Александр Николаевич, Цвиль Павел Нестерович, Чаплинский Юрий Алексеевич, Смирнов Александр Дмитриевич, Ширяева Галина Алексеевна, Тиунцев Виктор Михайлович, Гальвас Василий Васильевич и многие другие.
Слайд 64История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Существенный вклад в
модернизацию учебно-материальной базы государственных профессиональных образовательных организаций Архангельской области был
сделан в 2010 – 2020 годах.
В рамках государственной программы Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области» в течение 2013 – 2020 годов
на выполнение ремонтных работ, устранение предписаний надзорных органов, приобретение учебного оборудования было направлено более 360 млн. рублей.
Следующим направлением развития системы НПО и СПО Архангельской области
в этот период стало увеличение доли профессиональных образовательных организаций, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена. Причем этими профессиональными образовательными организациями, как и большей частью других техникумов и колледжей, реализуются как программы подготовки специалистов среднего звена, так программы подготовки квалифицированных рабочих. Это позволяет, во-первых, приблизить подготовку специалистов среднего звена к тем территориям, где они востребованы, и, во-вторых, повысить экономическую эффективность деятельности профессиональных образовательных организаций.
Слайд 65История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Контингент обучающихся по
образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения в государственных
профессиональных образовательных организациях Архангельской области, находящихся в ведении министерства образования и науки Архангельской области,
за этот период существенно вырос.
За период с 2015 года по 2020 год контингент обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета в государственных профессиональных образовательных организациях Архангельской области, находящихся в ведении министерства образования и науки Архангельской области, вырос на 1677 человек и на 1 января 2020 года составил 16 987 человек.
В целом в Архангельской области в государственных профессиональных образовательных организациях Архангельской области, филиалах и структурных подразделениях вузов, частных профессиональных образовательных организациях обучается по образовательным программам среднего профессионального образования и профессионального обучения более 26 000 человек.
Слайд 66История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В период с
2015 года по 2020 год основными трендами развития системы среднего
профессионального образования Архангельской области являются:
развитие чемпионатного движения «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия);
внедрение профессиональными образовательными организациями образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям
и специальностям, входящим в список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50);
внедрение новых механизмов государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации обучающихся в форме демонстрационного экзамена;
внедрение сетевой формы реализации образовательных программ среднего профессионального образования
Слайд 67История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Благодаря развитию чемпионатного
движения «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) в Архангельской области, участию нашего
региона
в федеральном проекте «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» в ведущих техникумах и колледжах создаются и активно используются в образовательном процессе мастерские, оснащенные современным учебно-лабораторным и производственным оборудованием, соответствующим требованиям Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
Победители конкурсных отборов,
проводимых Министерством просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование»:
2019 год:
Архангельский торгово-экономический колледж
созданы мастерские по компетенциям администрирование отеля, интернет-маркетинг, кондитерское дело, парикмахерское искусство, поварское дело
Слайд 68История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Архангельский торгово-экономический колледж
созданы
мастерские по компетенциям администрирование отеля, интернет-маркетинг, кондитерское дело, парикмахерское искусство,
поварское дело
Мастерская
по компетенции «Поварское дело»
Слайд 69История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Победители конкурсных отборов,
проводимых Министерством просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Молодые
профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование»:
2019 год:
Вельский сельскохозяйственный техникум имени Г.И. Шибанова
в 2020 году создаются мастерские по компетенциям ремонт и обслуживание легковых автомобилей, кузовной ремонт, окраска автомобилей, обслуживание грузовой техники, обслуживание тяжелой техники
Архангельский колледж телекоммуникаций (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича»
в 2020 году создаются мастерские по компетенциям веб-дизайн и разработка, информационные кабельные сети, кибер-безопасность, программные решения
для бизнеса, сетевое и системное администрирование
Слайд 70История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Победители конкурсных отборов,
проводимых Министерством просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Молодые
профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование»:
2020 год:
Архангельский политехнический техникум
в 2021 году будут созданы мастерские по компетенциям малярные и декоративные работы, столярное дело, ландшафтный дизайн, электромонтаж
Котласский педагогический колледж имени А.М. Меркушева
в 2021 году будут созданы мастерские по компетенциям дошкольное воспитание, преподавание в младших классах, социальная работа, физическая культура, спорт
и фитнес
Техникум строительства и городского хозяйства
в 2021 году будут созданы мастерские по компетенциям облицовка плиткой, сухое строительство и штукатурные работы, плотницкое дело, малярные и декоративные работы
Слайд 71История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
В 2020 году
создаются новые мастерские,
оснащенные в соответствии с требованиям Союза «Молодые
профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», за счет бюджетных ассигнований областного бюджета
и средств, получаемых профессиональными образовательными организациями
в результате приносящей доход деятельности:
Архангельский педагогический колледж
по компетенциям плотницкое дело, производство мебели, столярное дело
Каргопольский индустриальный техникум
по компетенции ремонт и обслуживание легковых автомобилей
Котласский педагогический колледж имени А.М. Меркушева
по компетенции «Поварское дело»
Мастерские будут использоваться в образовательном процессе, в том числе
при проведении государственной итоговой аттестации и промежуточной аттестации обучающихся с использованием механизма демонстрационного экзамена
Слайд 72История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Каргопольский индустриальный техникум
мастерская по компетенции ремонт и обслуживание легковых автомобилей
Слайд 73История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Вводятся в эксплуатацию
новые объекты профессиональных образовательных организаций
2018 год, профессиональное училище № 27
имени Н.Д. Буторина,
учебно-производственный корпус
2020 год, Архангельский техникум водных магистралей имени С.Н. Орешкова, общежитие на 45 мест
Слайд 74
Уважаемые коллеги, сотрудники профессиональных образовательных организаций Архангельской области, ветераны профессионально-технического
образования, студенты!
Выражаем вам самые искренние поздравления с 80-летием системы профессионально-технического
образования Российской Федерации!
Спасибо вам за совместный труд в развитие системы профессионально-технического образования Архангельской области.
В этот значимый для системы профессионально-технического образования нашей страны день желаем вам крепкого здоровья, благополучия, бодрости духа и оптимизма.
Пусть в вашей жизни будет много светлых и радостных дней. Мира и добра вам и вашим близким!
Студентам желаем отличной учебы, настойчивости в освоении тех профессий
и специальностей, которые вы для себя выбрали, а после окончания своего техникума или колледжа – хорошей работы, уверенности в будущем.
С уважением,
сотрудники отдела профессионального образования
управления развития системы образования
министерства образования и науки Архангельской области
Слайд 75История
системы профессионально-технического образования России и Архангельской области
Спасибо за внимание!