Слайд 2 ЗАДАНИЕ
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве
тезиса слова известного лингвиста (писателя)….: «ВЫСКАЗЫВАНИЕ».
Аргументируя
свой ответ, приведите 2 (два) аргумента из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами лингвиста ФИО.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 4Структура сочинения С1
Схема 1
Тезис
Рассуждение о смысле высказывания
Пример №1, его роль
Пример
№2, его роль
Вывод
Схема 2
Небольшое вступление, раскрывающее смысл высказывания
Пример
№1, его роль
Пример №2, его роль
Тезис (вывод)
Слайд 5Варианты вступлений
1. Безусловно ( без всякого сомнения, конечно, действительно), прав
был ФИО, утверждавший, что «…ВЫСКАЗЫВАНИЕ полностью или частично», потому что………
Обратимся к тексту.
2. Трудно не согласиться с известным русским (писателем, лингвистом и т.п.) ФИО в том, что «.. ВЫСКАЗЫВАНИЕ полностью или частично». Автор прав, ведь действительно….. Докажу это примерами из предложенного мне текста.
3. ФИО утверждал: «ВЫСКАЗЫВАНИЕ полностью или частично»? Известный лингвист (писатель), бесспорно, прав, так как ……. Попробую подтвердить это примерами из предложенного мне текста.
Слайд 6Если в сочинении сразу после тезиса в начнёте приводить аргументы
из текста, то получите ноль баллов вместо двух за критерий
С1К1.
Обратите внимание!
Слайд 7Разделы языка
ФОНЕТИКА
СИНТАКСИС
МОРФОЛОГИЯ
ГРАММАТИКА
ОРФОЭПИЯ
МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ОРФОГРАФИЯ
ПУНКТУАЦИЯ
Слайд 10Роль лексических явлений в тексте
Слайд 11Роль грамматических явлений в тексте
Слайд 12Задания-помощники в КИМах ГИА
Лексические явления
А2. Лексика и фразеология
2.1 Лексическое
значение слова
2.2 Синонимы. Антонимы. Омонимы
2.3 Фразеологические обороты
В1. 2.4 Группы слов
по происхождению и употреблению
2.5 Лексический анализ
Грамматические явления
В2 Грамматика. Синтаксис
5.1 Словосочетание
В3. 5.2 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
В4, В5 5.7 Осложненное простое предложение
В7,В8 5.13 Синтаксический анализ сложного предложения
В9 5.10 Сложные предложения с разными видами связи между частями
Слайд 13 ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ
Слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают
люди, а грамматика – как они думают» показывают, как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и явления в мире, и грамматика, отражающая их взаимосвязь в человеческой речи.
Рассмотрим лексические и грамматические явления в тексте В. Крапивина. Контекстные синонимы «берёза» - «лошадь» – «Зелёная Грива» помогают представить сказочный мир Альки, который ему очень дорог. Но над этой сказкой уже занесен топор, и мальчик готов любой ценой спасти её.
Неопределённо-личное же предложение в составе сложного («берёзу срубят», предл. 51), свидетельствует о том, что Альке не важно, кто срубит берёзу. Ему гораздо важнее не допустить это.
Таким образом, грамматические и лексические явления помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел и точнее определить отношение В. Крапивина к изображаемому.
Слайд 14 Действительно, словарный запас человека помогает увидеть
его духовный мир, характер, отношение к окружающим, однако не менее
важным является и то, какие грамматические формы он использует, чтобы выразить свои мысли.
Так, разговорные слова «ползёшь», «пацан» (пр.27,30,33), употреблённые Каcюковым, помогают понять, что он грубый, чёрствый человек.
Этот же вывод помогает сделать такое грамматическое явление, как глаголы в повелительном наклонении в побудительных предложениях 27,30 («хватай», «тащи», «двигай») которые использует этот парень в речи.
Таким образом, лексические и грамматические явления в данном тексте помогают глубже понять авторский замысел, его отношение к героям.
Слайд 15Ещё один образец
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника
русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто
пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так: устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.
В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил все одним духом». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «очень быстро, моментально». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.
В предложении 24 автор использует фразеологизм «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует бесцеремонное поведение девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка.
Таким образом, могу сделать вывод, что прав был автор учебника, утверждавший, что «…фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».