Слайд 12016/17 учебный год
В 425 детских садах города функционировало 2213
групп компенсирующей и 24 группы комбинированной направленности, в том числе
101 группа для детей в возрасте до 3 лет.
Эти группы посещали 33 947 детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, фонетико-фонематические нарушения речи, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержку психического развития.
Слайд 2С 2016 года в Санкт-Петербурге открыта ГБОУ школа № 755 «Региональный
центр аутизма», на базе которой создана экспериментальная площадка по теме
«Разработка региональной модели непрерывного образования детей с расстройствами аутистического спектра».
Слайд 3В 2016/17 учебном году функционировало 56 государственных бюджетных общеобразовательных учреждений
школ/школ-интернатов, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей
с ОВЗ. Количество обучающихся в этих учреждениях составило 13 633 человека (в 2015/16 учебном году — 12 839 человек).
Слайд 4В общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга функционировало 254 класса для обучающихся с
ОВЗ, в которых обучалось 2972 ребенка (в 2015/16 учебном году —
2642): слабовидящие дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью.
Слайд 52017/18
Инклюзивное образование в 2017-2018 учебном году было предоставлено 645
детям с ОВЗ. Развивается инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического
спектра с поддержкой в «ресурсных классах» с постепенным их включением в образовательную среду сверстников.
В 2017/18 учебном году «ресурсные классы» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра функционировали в ГБОУ СОШ № 232 Адмиралтейского района, в ГБОУ школа № 13 Приморского района и ГБОУ школа-интернат № 20 Петроградского района.
Слайд 62019 учебный год
Сегодня Санкт-Петербург является передовым регионом по внедрению инклюзивных
практик, сохранив при этом обширную сеть специализированных школ и отдельных
классов. Развитие системы образования детей с особыми образовательными потребностями идет двумя параллельными курсами для выбора оптимального маршрута детям, их родителям, педагогам.
Слайд 7Государственные бюджетные дошкольные образовательные организации Санкт-Петербурга, реализующие адаптированные образовательные программы
– 375
Образовательные учреждения Санкт-Петербурга (школы), реализующие инклюзивную практику – 133
(13.11 2019 г)
Слайд 8Требования к образовательным организациям Санкт-Петербурга и Ленинградской области, осуществляющих практику
инклюзивного образования
Контингент детей с особыми образовательными потребностями (количество, нозологические группы
нарушений, соотношение между детьми с особыми образовательными потребностями и детьми без них, находящихся в общем образовательном пространстве.
Наличие паспорта доступности объекта в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 08.11.2015 №1309, об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Слайд 9Наличие локальных актов, регламентирующие деятельность по реализации инклюзивной практики.
Наличие материально-технической
базы и оснащенности образовательного процесса для детей с особыми образовательными
потребностями (специальное оборудование, программно-методическое обеспечение, дидактический материал).
Сетевое взаимодействие, социальное партнерство.
Кадровое обеспечение деятельности образовательной организации.
Организация психолого-педагогического сопровождения.
Слайд 10Детские сады Калининского района № 1 и № 31, в
которых есть опыт совместного развития детей с синдромом Дауна и
нормально развивающихся сверстников.
С 2009 года в ряде детских садов Петербурга инклюзивное образование получают дети с нарушением слуха, в том числе после кохлеарной имплантации. Эта программа сейчас развивается достаточно успешно.
Слайд 11В конкурсе в 2017 году принимал участие 61 регион Российской
Федерации. В финал по пяти номинациям вышло 51 образовательное учреждение,
из них два детских сада - из Санкт-Петербурга.
Слайд 12В номинации «Лучший инклюзивный детский сад» победу одержал детский сад
№5 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.
Для воспитанников и посетителей с
ограниченными возможностями здоровья здесь обеспечена доступная среда. Наружная лестница входной зоны продублирована пандусом с поручнями, на первом этаже здания определена зона обслуживания инвалидов, которая доступна для всех категорий.
Слайд 13Для инвалидов с нарушением зрения размещены светоотражающие полосы, таблички с
названиями продублированы табличками со шрифтом Брайля.
Для инвалидов с нарушением
слуха приобретена информационная система для слабослышащих переносной «Исток А1», оборудована беспроводная система вызова помощника «Пульсар».
При необходимости посещения второго этажа здания для инвалидов, передвигающихся на кресло-колясках, предусмотрены откидные пандусы-аппарели.
Слайд 14Лауреатом конкурса в номинации "Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования"
стало ещё одно учреждение из Санкт-Петербурга - детский сад №83
Слайд 15Конкурс «Лучшая инклюзивная школа» (март 2018)
В целях развития системы инклюзивного
образования в Санкт-Петербурге и привлечение внимания педагогического сообщества к включению
детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования СПб.
Слайд 16Итоги конкурса «Лучшая инклюзивная школа»
Лучший инклюзивный детский сад №41 –комбинированного
вида Центрального района СПб
Лучшая инклюзивная школа №593 с углубленным изучением
английского языка.
Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования д\с№83
Слайд 17Детский сад №74 примечателен тем, что имеет в своем составе
центр сопровождения ребенка дошкольного возраста, службу ранней помощи, 4 логопункта
и 22 группы общеразвивающей и коррекционной направленности. В режиме полного дня учреждение посещают 574 ребенка, а в режиме кратковременного пребывания – 10 детей.
Слайд 18Из опыта инклюзивного образования школы № 619. Мониторинг на отслеживание
актуальной ситуации в школе
Система мониторинга нацелена на основные критерии развития
инклюзивной практики и культуры
1 параметр: «Условия организации инклюзивного образования»
-готовность педагогов к включению ребенка с особыми образовательными потребностями в массовый класс;
-состояние образовательной среды;
Слайд 19-отношение учителей и родителей к инклюзивному образованию.
2 параметр: «Успешность детей
в условиях инклюзии»
-результативность учебной деятельности;
-психические процессы и интеллектуальное развитие обучающегося;
-социализация
ребенка.
Слайд 20 Из опыта работы д/с №83 (победитель всероссийского конкурса в номинации
«Лучший детский сад инклюзивной практики»
Сенсорная комната «Дом совы». Уникальное оборудование
восполняющее чувственный опыт.
«Интерактивная песочница»: специальный проектор, оживляющий песок. Взаимодействие с природным материалом снимает психоэмоциональное напряжение.
Слайд 21 Из опыта работы школы №312 с углубленным изучением французского языка.
«Ресурсный
класс» (экспериментальный)для детей с расстройством аутистического спектра.
Отдельный блок. Пространство блока
может трансформироваться под разные задачи.
В классе 3 ученика, к каждому прикреплен тьютор.
Слайд 22Из опыта школы №593 Санкт-Петербурга (10 лет опыта)
Было: масса высоких
порогов, узкие дверные проемы, крошечные туалеты.
Стало: 21 обучающийся c ДЦП
, все колясочники способны передвигаться по школе с тьютором.
Слайд 23Начальная школа — детский сад № 687, которая на нескольких
площадках реализует этапы и дошкольного, и начального образования. Это Центр
реабилитации ребенка, в котором открыты на базе общеразвивающих групп дошкольного отделения группы для детей со сложным дефектом развития, аутизмом и задержкой психического развития.
Слайд 24Опыт начальной школы — детского сада № 687 можно считать
успешным в плане инклюзивного обучения. Дети включаются в образовательный процесс
обычной общеразвивающей направленности. Конечно, в этом Центре реабилитации ребенка работают специалисты психолого-педагогического и медико-социального профиля, которые оказывают индивидуальную помощь ребятам и методическую — педагогам.
Особо стоит отметить такой сложный дефект развития у детей, как
Слайд 25Опыт детского сада № 41 Центрального района, в котором с
1997 года практикуется другой тип инклюзивного образования – в группах.
Этот детский сад является «Центром интегративного воспитания», и ежегодно 10-12 детей со сложной структурой дефекта, например, синдромом Дауна, совместно развиваются и воспитываются в обычных массовых общеобразовательных группах.
Слайд 26Опыт Ленобласти в организации инклюзивного образования отмечен правительством РФ
28.08.2017
Власти Ленобласти
сообщают о создании в 127 школах, 83 детских садах, 32
учреждениях дополнительного образования и 8 учреждениях профобразования условия для обучения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 27ОБЛАСТНой конкурс "Лучшая инклюзивная школа"
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Волосовская начальная общеобразовательная
школа» Волосовский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Иссадская основная общеобразовательная
школа» Волховский район
Слайд 28Региональный конкурс «Лучшая инклюзивная школа Ленинградской области» (номинация «Лучший инклюзивный
детский сад»)
1.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение» Детский сад №26» Ломоносовский
район
2.Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 комбинированного вида» Волосовский район