Слайд 13. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли».
«Задонщина». Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей
Рублев. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
7. Установление автокефалии русской церкви. Внутри церковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.
Слайд 2проблема монгольского влияния на Русь многомерна, в целом на развитие
культуры можно выделить как:
* Непосредственный эффект монгольского нашествия - разрушение
городов и уничтожение населения. Оборвались традиционные связи с Византией, Западной Европой, мусульманским Востоком, были уничтожены или разорены многие очаги культуры. Все это вело к культурной изоляции.
* Большинство исследователей исследователей древнерусской жизни отмечают приостановку культурного развития страны вследствие монгольского нашествия. Общее понижение культурного уровня, общее огрубение нравов были непосредственными результатами нашествия.
* Прямого воздействия монгольского права на русское не было, но в сфере уголовного права ужесточаются наказания: вводятся смертная казнь, наказания кнутом, пытки.
Слайд 3Заимствования у монголов сказались на военном деле, прежде всего на
устройстве конницы.
* В русском языке сохранилось много монгольских слов,
относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Какой-либо культурной налоговой политики у монголов не было, они всегда хотели взять возможно больше самыми грубыми приемами и средствами.
* Московские цари восприняли у монголов этикет дипломатических переговоров. Их знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогало в отношениях с восточными державами, особенно с теми, которые стали преемниками Золотой Орды, но случались недоразумения в отношениях со странами Запада вследствие несовпадения норм этикета.
Слайд 4Культура России в XIV-XV веках
Литература
Устное народное творчество
-Былины и сказки (Враг-
татары)
Сказание о Щелкане, о Дюдюке.
- Песня об Авдотье Рязаночке
-сказки о
Бабе-Яге
- повесть о раззорении Рязани Батыем
Слайд 5Былинный эпос.
В 14-15 вв. Сказания о купце Садко
( богатый
новгородский купец).
Сказания о богатыре Василии Буслаеве –герой новгородского былинного
эпоса
"Сказание о невидимом граде Китеже", городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся монголам.
Слайд 6В культуре Х1У-ХУ вв. нашли отражение прежде всего борьба с
монгольским нашествием и процесс объединения русских земель вокруг Москвы.
В литературе
с конца XIII в. появляются произведения о разорительном нашествии Батыя («Повесть о разорении Рязани Батыем»), о победах над ордынским полководцем Мамаем на Куликовом поле (Сказание о Мамаевом побоище), сожжении Москвы в 1382 г. (Сказание о нашествии хана Тохтамыша на Москву).
Боярин Сафоний Рязанец — по одной из версий автор поэтической повести «Задонщина» о победе русских войск в битве за Доном (Куликовской битве). Вторая часть повести воспевает согласованные действия русских князей (в частности, действия засадного полка Боб-рок-Волынца) во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем.
Слайд 7Литература
Жития
Житие Александра Невского
Жития князей погибших в Орде
Житие Сергия Радонежского (Епифаний
Премудрый – «плетение словес»)
Слайд 8Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый
составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей
Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского.
Жития
Слайд 9Летописание (летописи 14 века погибли)
Летописание ожило благодаря митрополиту Киприяну (Троицкая
летопись , общерусский свод, 1408)
- множество летописей в правление Ивана
III (как официальных, так и независимых)
Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании перешло к Москве. Появляется летописный свод «Русский хронограф», в котором проводится идея лидерства Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой.
Слайд 10Литература
Рассказы о путешествиях
Хождение Стефана Новгородца в Царьград (14)
Хождение на Флорентийский
Собор (15)
Хождение за три моря тверского купца Афанасия Никитина
(о путешествии в Индию (15 век)
Слайд 11 Хождения
«Хождения за три моря»
Тверской купец Афанасий Никитин (за 30
лет до Васко да Гамма) ходил в Индию
Слайд 12Наиболее вероятный маршрут путешествия Афанасия Никитина из Руси в Индию,
и его возвращения, в 15 веке
Слайд 13На Руси, в Москве возводили каменные храмы.
По приказу Великого князя
Иоанна Даниловича Калиты, в 1333 году на Соборной площади Московского
Кремля была построена каменная церковь Архангела Михаила.
Слайд 14Архитектура
Много строил Иван Калита, но ничего не сохранилось
Слайд 15
В 1340 году близ Москвы монахом Сергием Радонежским был основан
Троице - Сергиев монастырь. Обитель играла важную роль в истории
Русского государства.
Слайд 16Троицкий собор Троице-Сергеевой лавры 1423г
Слайд 17Белокаменный кремль построен при Дмитрии Донском в 1367 году
Слайд 18Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́ — храм XIV века в
Великом Новгороде
Церковь Фёдора Стратила́та на Софийской стороне конец 13 века
Слайд 19При Дмитрии Донском строительство продолжилось
Церковь Спаса Преображения на Ильине в
Новгороде
В 1374 году в Новгороде, на Ильине улице, возвели одноглавую
каменную церковь Спаса Преображения. Храм был соединен с колокольней, что было редкостью для русской культовой архитектуры. В 1378 году церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде украсили фрески прославленного русского мастера Феофана Грека.
Слайд 20
В 1397 году на Сиверском озере был основан архимандритом Симонова
монастыря Кириллом Белозерским Кирилло-Белозерский монастырь.
Слайд 21Кремль из кирпича построена при Иване III? итальянскими мастерами (Антон
Фрязин, Марк Фрязин, Антонио Солари)
Слайд 22Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной
площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 под руководством итальянского зодчего
Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства.
Слайд 23Существующий Архангельский собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством
итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века
и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном
Слайд 24
Грановитая палата в Московском Кремле
В 1487-1491 годах итальянские зодчие Марко
Фрязин (Руффо) и Пьетро Антонио Солари возвели на Соборной площади
Московского Кремля палату, названную Грановитой из-за облицовки ее наружных стен гранеными плитами.
Двухэтажная Грановитая палата – древнейшее из сохранившихся каменных гражданских зданий Москвы. Она служила парадным залом старого Кремлевского дворца. Здесь проходили приемы послов, государственные совещания, торжественные церемонии.
Слайд 25Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из
древнейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487 — 1491 году
по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
Слайд 27Колокольня Ивана Великого- построена Боном Фрязиным в 1508
Слайд 283. Живопись.
Живопись XIV-XV вв. представлена творчеством таких замечательных иконописцев, как
Феофан Грек,
Андрей Рублёв,
Даниил Чёрный.
Слайд 29
Феофан Грек, живописец.
(ок.1340-после 1405)
Феофан Грек родился в Византии в 40-х
годах XIV века. Летописи умалчивают о его деятельности на родине.
Известно, что во 2-й половине XIV века он приехал на Русь, где и прославился. Новгородская летопись сообщает о том, что в 1378 году Феофан Грек расписал церковь Спаса на Ильине в Новгороде.
Первое упоминание о "московском" периоде жизни Феофана Грека можно найти в летописях от 1395 года. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца Феофан Грек расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405 год). Епифаний Премудрый упоминает три работы Феофана Грека в Благовещенском Соборе: росписи Святой Богородицы, Святого Михаила, название последней работы не приводится.
Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические.
Слайд 31Феофа Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский
и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
Спас Вседержитель.
Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. 1378 г.
Донская икона Божией Матери
Слайд 32икона Феофана Грека - Успение Богородицы, 1392 год, оборот Донской
иконы Божией Матери
Слайд 33
Андрей Рублев
(ок.1360/70-1427)
Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом
живописце. Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря.
Вероятно, очень рано он принял постриг. Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле (1405 год).
Позже, в 1408 году, вместе с Даниилом Черным работал над росписью Успенского собора во Владимире. В 20-е годы XIV века Андрей Рублев работал в Спасском соборе Андроникова монастыря в Москве. В 1425-1427 годах Даниил Черный и Андрей Рублев писали фрески и иконы для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.
Самая известная работа Андрея Рублева – "Троица" из иконостаса Троицкого собора. Ее отличает глубокая человечность и одухотворенность образов, идея согласия и гармонии. Андрей Рублев считается создателем московской школы иконописи.
В последние годы жизни Андрей жил и работал в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где и был похоронен.
Слайд 34«Троица»
В начале ХХ века в России произошло чрезвычайное событие. Известный
реставратор Василий Гурьянов приступил к расчистке иконы Пресвятой Троицы XV
века. Только начал, но сделанного оказалось достаточно, чтобы потрясти свидетелей, нескольких специалистов, и стать сенсацией. Заговорили об открытии – и иконы, и самого ее автора…
-?- Какова главная идея иконы?
Слайд 36Живопись14-15 века считается наибольшим расцветом иконописи
Андрей Рублев (1360-1430)
Спас в силах,
1408
Святая Троица, 1410-е.
Фрески Благовещенского собора,
иконостасУспенского собора во Владимире.
Слайд 37Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV
— начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева.
Одигитрия Смоленская.
1482 г.
Сошествие во ад. 1495—1504 гг.
Слайд 38Димитрий Прилуцкий с житием, икона из Спасо-Прилуцкого монастыря.
Ок. 1503
г
Варвара Великомученица
Слайд 39На рубеже 14-15 веков появляется Иконостас перегородка отделяющая Алтарь, имеет
несколько рядов икон – чинов.
Слайд 40Иконостас Благовещенского собора
– работа Андрея Рублева
и Феофана Грека
Слайд 41Эпоха яркого расцвета живописи Древней Руси
(XIV-XV вв.) представлена также
классическими иконами новгородской школы («Чудо Георгия о змие»)
Слайд 42 Флорентийская уния, из-за которой начался процесс отделения Русской церкви
была утверждена 6 июля 1439 года. Согласно ее постулатам был
избран новый Киевский митрополит и его легат. Папский легат Исидор после подписания унии отправился в Москву, но противники этого документа прибыли раньше него. И провозгласили новый акт предательством», которое совершили греки. Тогда Византии было выгодно сотрудничать с Римом. Греки постоянно терпели нападки со стороны Турции, а также активно готовились к войне.
Слайд 43В декабре 1448 года церковный собор утвердил Иону митрополитом. На
соборе, кроме рязанского владыки, присутствовали епископы четырёх епархий: Ефрем Ростовский,
Варлаам Коломенский, Питирим Пермский, Авраамий Суздальский. Архиепископ Новгородский Евфимий II и тверской епископ Илия прислали повольные грамоты.
Слайд 44Сложность ситуации состояла в том, что Иона был избран собором
епископов только Северо-восточной Руси. Епископы Литвы в этом случае оказывались
не у дел, и была вероятна опасность сепаратистских настроений на западе митрополии. Однако этого не произошло. Ещё во время своего бегства из Москвы Исидор попытался закрепиться в Литве и таким образом отделить западные епархии, склонив их к принятию унии. Намерение это не увенчалось успехом уже вследствие позиции короля Казимира IV, разорвавшего отношения с Римом. В 1451 году Казимир особой грамотой признал Иону митрополитом Киевским, подтвердив его права на все церковные имения на территории своего государства
Слайд 45ереси:
стригольники: получили распространение в середине XIV в. в Новгороде и
Пскове; идеолог вероучения — новгородский дьякон Карп; происхождение названия неизвестно
(есть предположение, что еретики носили особую стрижку); обличали корыстолюбие и невежество духовенства, считали Иисуса Христа пророком, но не Богом;
«Ересь жидовствующих» (иначе Новгородско-московская ересь) — идейное течение, охватившее часть русского общества в конце XV века, в основном Новгорода и Москвы.
возникли в Новгороде, в дальнейшем получили распространение в Москве (кружок вольнодумцев во главе с государевым дьяком Федором Курицыным); название связано с тем, что ее последователи отвергали основное положение православного вероучения — учение о Святой Троице; требовали уничтожения внешних атрибутов христианского культа (икон, почитания мощей) и отказа от монастырского землевладения;
Входила невестка Ивана 3 Елена Стефановна, потом ссылка
В декабре 1504 года собор против еретиков.
Слайд 46 Главой течения в Русской православной церкви конца XV — середины
XVI веков являлся Иосиф Волоцкий, канонизированный в 1579 году.
Представители
этого течения считали, что монастыри имеют право владеть землёй и материальным имуществом, украшать церкви богатыми росписями и иконостасами, чтобы показать значимость и авторитет Русской церкви.Иосифляне резко осуждали еретическое движение, поддерживали монархическую власть, как Богом данную и считали православную церковь Русского государства главной преемницей Византии.
Главной задачей монастырей иосифляне считали просветительскую и благотворительную деятельность, помощь населению во время неурожаев и других бедствий.
Слайд 47Именно движение нестяжателей, возникшее в стенах Кирилло-Белозерского монастыря, стало главным
оппонентом иосифлян. Нестяжатели выступали против монастырского землевладения, касались важных этических
вопросов, связанных со взглядами на православие, раскаявшихся еретиков и др. Духовными лидерами нестяжателей стали ученики преподобного Нила Сорского (нестяжателя, основателя скитского жительства на Руси) инок Вассиан (князь Патрикеев) и религиозный писатель и публицист Максим Грек.
Лидеры движения нестяжателей – Нил Сорский, позднее Максим Грек и Вассиан открыто критиковали церковных патриархов и обвиняли их в растущих аппетитах на землю и прочее материальное имущество, ведь это противоречило нормам христианской морали. Доставалось и светским властям, что привело к их опале и обвинению в ереси. Их обоих заточили в Иосифо-Волоцком монастыре, держали в суровых условиях.
Слайд 48 Иван Грозный руководствовался идеями иосифлян, утверждающими абсолютную царскую власть во
главе с царём – помазанником Божим. Идеи иосифлян легли в
основу официальной государственной идеологии Московского царства.
В противостояние между указанными религиозными течениями выступили и монархи.
Иван III поддерживал нестяжателей в вопросе о секуляризации церковных земель. Царю нужны были земли для поощрения подданных. Несмотря на разногласия с Волоцким в земельном вопросе, царь Иван не отправил его в опалу, а прислушался к его теориям о божественном происхождении великокняжеской власти.
Ещё при жизни Ивана III, «помогал» ему в управлении государством сын Василий (будущий царь Василий III), попавший под влияние Иосифа Волоцкого. В результате многие еретики были обречены на смерть. Карательная машина сжигала и гноила в тюрьмах вольнодумцев и тех государственных деятелей, которые имели прогрессивные взгляды и поддерживали ересь, а иосифляне приобрели большое влияние в государстве.
Слайд 49Религиозные споры и идеология
•Иосифляне (Иосиф Волоцкий) и нестяжатели(Нил Сорский) –
о собственности церкви (Иван III)
•ереси
•Теория «Москва – третий Рим»-
впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 года — начала 1524 старца псковского Елеазарова монастыря Филофея
Слайд 50Культура России в 16 веке.
Традиционная патриархальность
Патриотизм
Формирование великорусской народности
-создание централизованного государства,
идея доброго царя
Слайд 51Образование и письменность
Распространение письменности в связи с ростом чиновничьего аппарата
замена
пергамена бумагой
Начало книгопечатанья 1564 год, Иван Федоров и Петр Мстиславец,
первая книга – «Апостол»
Появление учебников (Азбуковники)
Слайд 52Литература
◊ Максим Грек - монах Афонского монастыря приглашенный Василием III,
автор 300 работ.
◊ Степенная книга История России, как преемницы
Византии и Киевской Руси (митрополит Афанасий)
◊ Лицевой летописный свод (16 век)
◊ Сказание о князьях Владимирских (конец 15 века) Князья Владимирские от императора Августа
◊ Иван Пересветов -»Сказание о Магомед-султане»
◊Переписка Ивана Грозного С князем Андреем Курбским
◊Великие Четьи-Минеи – 12 томный сборник для домашнего чтения о святых, сказания и т.д. (Митрополит Макарий) 16 век.
◊ Домострой (Сильвестр)
Слайд 53Архитектура
Федор Конь -Линия обороны Москвы – Белый город, крепость
в Смоленске
появляется шатровый стиль
- Активно строятся монастыри
Слайд 54Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе. Первый шатровый храм.
1510-е гг.
Слайд 55Церковь Вознесения в Коломенском. 1535 год
Слайд 56Собор Покрова на рву.
1555-61 гг.
Покровский собор был построен в
1555—61 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии
Казани и победе над Казанским ханством.
По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела
Слайд 57Живопись
Фрески (Роспись Благовещенского собора)
- Иконы – после Стоглавого собора (1550)приняты
образцы изображения святых, Икона становиться более информативной.
Церковь воинствующая). Ок. 1550-1560
г
написана, вероятно, по заказу царя Иоанна Васильевича IV Грозного после покорения Казани.
Слайд 58Появляются две школы – Годуновская и строгоновская
- Миниатюра -Лицевой свод,
Житие Сергия Радонежского
Парсуна – конец 16- начало 17 века
Никита Воин.
1593 г.,
Прокопий Чирин
Слайд 59Ремесло
Лицевое шитье
-пушки (1586- «Царь пушка», Андрей Чохов)
пищали
Слайд 60Культура России в 17 веке.
Повышенный интерес к истории, образованию
Изменилось отношение
к западу
Начало обмирщения культуры
Слайд 61Образование и посвящение
--Школа в Немецкой слободе, частные школы, домашнее обучение.(Симеон
Полоцкий, Морозов- учителя Алексея Михайловича.
- Славяно-греко- латинская академия в Москве,(Братья
Лихуды, 1687г.
-Создание государственных (Посольского приказа) и частных (Ордина- Нащокина, Голицына) библиотек.
-Рост печатной продукции (Букварь В. Бурцева, Псалтырь и Часослов, Грамматика М. Смотрицкого)
-Накопление научных знаний (перевод европейской научной литературы)
Слайд 62 Литература
-Историческая повесть("Повесть о взятии Азова«, «Сказание об осаде Троице
-Сергиева Монастыря» – Авраам Палицын , Временник Ивана Тимофеева)
- бытовая
повесть("Повести о Горе- Злосчастье")
- возникновение автобиографических произведений ("Житие протопопа
Аваакума")
-Сатирических произведений ("Повесть о Ерше Ершовиче«, Шемякин суд»)
-поэтические произведения Симеона Полоцкого
Слайд 63Архитектура
Успенский храм (1628 г.) - уникальный памятник древнерусского зодчества. За
необычайную красоту эта церковь получила название "Дивная".
Церковь "Троицы в
Никитниках« Построена в 1631—1634 годах на средства купца Григория Никитникова, выходца из Ярославля, на дворе его московской усадьбы
Слайд 64Коломенский дворец (также Дворец царя Алексея Михайловича) — деревянный царский
дворец, построенный в селе подмосковном селе Коломенском во второй половине
XVII века.
Слайд 65Теремной
дворец
московского
кремля.
Нарышкенское
Барокко
Слайд 66Церковь покрова в Филях. Москва.
Слайд 67Церковь Рождества Богородицы. Москва.
Слайд 68Живопись
Иконы Симона Ушакова ("Спас Нерукотворный", "Владимирская
Богоматерь«, Троица)
роспись церкви Троицы в
Никитниках, Ильи-Пророка в Ярославле
(Гурий Никитин),
Возникновение жанра парсуны (портрета)