Разделы презентаций


3. Расскажите о деятельности художников объединения Мир искусства в области презентация, доклад

Содержание

«Мир искусства», как справедливо считают современные исследователи, стал выразителем духовных и эстетических потребностей общества на рубеже ХIХ и ХХ веков, дал импульс развитию тех творческих тенденций и стилевых изменений, которые подготовили

Слайды и текст этой презентации

Слайд 13. Расскажите о деятельности художников объединения «Мир искусства» в области книжной

графики.
Выполнила: Новоселова А.А.

3. Расскажите о деятельности художников объединения «Мир искусства» в области книжной графики.Выполнила: Новоселова А.А.

Слайд 2«Мир искусства», как справедливо считают современные исследователи, стал выразителем духовных

и эстетических потребностей общества на рубеже ХIХ и ХХ веков,

дал импульс развитию тех творческих тенденций и стилевых изменений, которые подготовили почву для возникновения новых художественных течений в русском искусстве предреволюционной поры. Принципиально важным оказался результат деятельности «Мира искусства» в сфере книжной графики — для современной им художественной культуры и для молодого советского искусства книги, как богатейшее творческое наследие.
«Мир искусства», как справедливо считают современные исследователи, стал выразителем духовных и эстетических потребностей общества на рубеже ХIХ

Слайд 3Книга, по мнению мирискусников, призвана была сыграть важную роль в

формировании духовно-эмоционального отношения человека к действительности, причем в этом процессе

существенное значение приобретали ее пластические качества. Поиски синтетичности в книге понимались ими как движение от искусства иллюстрации к искусству книги, понятие «книга» и «графика» обретают новый смысл, новую систему взаимоотношений и здесь деятелям  «Мира искусства» принадлежала решающая роль. Им удалось в корне изменить подход к созданию книжных иллюстраций, требования к которым ранее были весьма невзыскательными, и превратить их в предмет искусства.
Книга, по мнению мирискусников, призвана была сыграть важную роль в формировании духовно-эмоционального отношения человека к действительности, причем

Слайд 4В своем развитии книжная графика «Мира искусства» проходит три периода:
 I

(1899-1904гг) - в это время в творчестве старшего поколения были

заложены принципы работы художника в книге, сформулированы основополагающие черты метода, обозначены важнейшие стороны складывающейся системы. 
 II (1905-1917гг) - система плодотворно развивается и широко реализуется в графике обоих поколений «Мира искусства». 
 III (1917-середина 1920-х годов) - связан с новыми социально-историческими событиями в жизни страны, «Мир искусства» постепенно сходит со сцены, его книжная графика завершает круг развития, сложившаяся традиция активно воспринимается молодым советским искусством, особенно ленинградской графической школой.
В своем развитии книжная графика «Мира искусства» проходит три периода: I (1899-1904гг) - в это время в творчестве

Слайд 5Наиболее яркая фигура — А.Н. Бенуа, руководитель, идеолог объединения, человек,

в котором словно бы воплотилось духовно-интеллектуальное начало «Мира искусства». Он

увлекаются книжной графикой лишь как одной из стоящих перед ними задач, не посвящает себя целиком этому искусству. Бенуа как бы указывает пути, на­мечая своим бесконечно широким и гибким дарова­нием все возможности, которые раскроются в даль­нейшем перед графикой.
Наиболее яркая фигура — А.Н. Бенуа, руководитель, идеолог объединения, человек, в котором словно бы воплотилось духовно-интеллектуальное начало

Слайд 6Первые иллюстрированные опыты Бенуа принадлежат юбилейному пушкинскому изданию, где были

опубликованы рисунки к «Пиковой даме» - подробно комментирующие текст, но

уже с присущей художнику любовью к сценическому воссозданию старины. Впервые художник обратился к повести в 1899 году, вернулся к ней в 1905, окончательный вариант, включающий в себя более двадцати рисунков, был опубликован в 1911 году.
Первые иллюстрированные опыты Бенуа принадлежат юбилейному пушкинскому изданию, где были опубликованы рисунки к «Пиковой даме» - подробно

Слайд 7Определенную роль в освоении книжной формы на первом этапе сыграло

участие Бенуа в многотомном издании Н.Кутепова «Царская и императорская охота

на Руси». Большеформатные тяжеловесные тома в кожаных переплетах с серебряными наугольниками, золотым тиснением украшены орнаментальной, подражающей декорации древнерусских рукописей, иллюстрациями-вклейками, самостоятельно живущими в книге, плоскостным витиеватым декором, обрамляющем натуралистически трактованные сцены охоты.
Определенную роль в освоении книжной формы на первом этапе сыграло участие Бенуа в многотомном издании Н.Кутепова «Царская

Слайд 8В акварелях, живописи, графике Бенуа всегда присутствует острое чувство духа

эпохи, ее стилевой выразительности. Архитектура, искусство и придворный быт ХУШ

века воскрешены в декоративном оформлении и иллюстрациях (еще вполне станкового характера) к «Царскому Селу». Как и «Охоты», книга украшена многочисленными заставками повествовательного плана, включенными в пышное обрамление, связанное с рисованным шрифтом заглавия.      Оба эти издания характерных для раннего Бенуа. Внешняя декоративность, подчеркнутая нарядностью держат их в кругу «роскошных» книг конца Х1Х века, о том же свидетельствует перегруженность изобразительным материалом, его разнохарактерность и разномасштабность  (особенно в «Царском Селе», куда были включены рисованные иллюстрации и пейзажные акварели, фотографии и чертежи). Тем не менее, в этих изданиях есть стремление воссоздать стилевую целостность исторической среды, найти пластические связи между декором и изображением. Все это лишь первые шаги на пути к созданию мирискуснической книжной формы.
В акварелях, живописи, графике Бенуа всегда присутствует острое чувство духа эпохи, ее стилевой выразительности. Архитектура, искусство и

Слайд 9Значительно более последовательно решаются эти проблемы в главной книжной работе

Бенуа — его иллюстрациях и оформлении «Медного всадника» А.С.Пушкина.

Значительно более последовательно решаются эти проблемы в главной книжной работе Бенуа — его иллюстрациях и оформлении «Медного

Слайд 10Среди детских книг начала ХХ века «Азбука в картинах» Бенуа

выделяется богатством и изобретательностью оформления, цельностью и гармоничностью художественного облика.

Среди детских книг начала ХХ века «Азбука в картинах» Бенуа выделяется богатством и изобретательностью оформления, цельностью и

Слайд 11В творчестве каждого из мирискусников с той или иной полнотой

выражались различные стороны нового понимания графики, связанной с книгой. В творчестве

Сомова преобладает декоративное начало. В его книжной графике наиболее отчетливо раскрывается одно из важнейших положений мирискуснической системы: книга, как украшенный предмет, книга, как произведение искусства. Современники называли Сомова «виньетистом», «магом и волшебником линии», имея в виду присущие художнику изящество и тонкость рисунка, изобретательность в разыгрывании деталей оформления, изысканность графических мелочей, украшающих страницу. Сомов оставался декоратором и в выборе цвета, и в композиции рисунка, и в разработке плоскости страницы.
В творчестве каждого из мирискусников с той или иной полнотой выражались различные стороны нового понимания графики, связанной

Слайд 12Иллюстрации Сомова к «Графу Нулину» искусно стилизованы в духе русской

книжной гравюры первой трети XIХ века: медальонные портреты героев повествования

в заставке, чуть ироничны и весьма изящны по манере исполнения. Более реалистически трактованы  эскизы иллюстраций к «Портрету» и «Невскому проспекту» Н.В.Гоголя (1901).
Иллюстрации Сомова к «Графу Нулину» искусно стилизованы в духе русской книжной гравюры первой трети XIХ века: медальонные

Слайд 13Если на первых порах Сомову присуща сдержанная графическая манера, то

впоследствии он все чаще обращается к разным сочетаниям черного и

белого, к столкновению контрастно окрашенных цветных поверхностей. Особенно это проявилось в титульном листе к сборнику «Театр» и фронтисписе книги В.Иванова "Cor ardens".
Если на первых порах Сомову присуща сдержанная графическая манера, то впоследствии он все чаще обращается к разным

Слайд 14Сомов воспринимал книгу, как объект искусства, как предмет искусства, где

все стороны, все части должны быть декоративно обогащены — от

переплета до завершающей концовки. Наиболее полно это представление реализовано в законченном ансамбле «Книги маркизы».   Книжное искусство Сомова, отмеченное высокой графической культурой, стало неотъемлемой частью мирискуснического наследия, определило его кардинально важные стороны.
Сомов воспринимал книгу, как объект искусства, как предмет искусства, где все стороны, все части должны быть декоративно

Слайд 15С таким же увлечением, как Сомов, который ткет узоры из

драгоценностей и безделушек, Бакст сплетает свои орнаменты из венков и гирлянд,

ваз и треножников, включает в них фигуры фавнов и сатиресс. В сопоставлении с сомовскими, его рисунки отличаются большей пластической четкостью, изображения людей и предметов воспринимаются не только как часть декора, они значительно иллюстративнее. Ясность выражения композиционной идеи, строгий линейный ритм, владение разнообразными способами рисунка — линией, прерывистым и точечным штрихом, пунктиром, заливкой, свидетельствующее о поиске фактурных качеств, - все это свойственно Баксту, в графике которого проявился щедрый дар художника-декоратора. Художник много публиковался в журналах «Мир искусства», «Золотое Руно», «Аполлон», вместе с Сомовым создавал изысканное декоративное оформление «Ежегодника императорских театров». Не чужды были Баксту, как и остальным мирискусникам, настроения символизма. Фронтиспис к сборнику стихов А.Блока «Снежная маска» наиболее убедителен в этом плане.
С таким же увлечением, как Сомов, который ткет узоры из драгоценностей и безделушек, Бакст сплетает свои орнаменты из

Слайд 16В кругу «Мира искусства», столь богатого талантами, фигура Е.Е.Лансере выделяется

своей самобытностью. В его творчестве нашли выражение основополагающие принципы художественной

идеологии этого объединения, в то же время проявились качества ярко индивидуальные, вступающие в противоречие с мирискусническим ретроспективизмом. 
В кругу «Мира искусства», столь богатого талантами, фигура Е.Е.Лансере выделяется своей самобытностью. В его творчестве нашли выражение

Слайд 17Самая значительная работа Лансере, сыгравшая важную роль в книжной графике

начала века — иллюстрирование и оформление повести Л.Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-1916гг.).

Это произвденение стало не только событием творческой биографии художника, но и важной вехой в истории русской иллюстрированной книги.
Самая значительная работа Лансере, сыгравшая важную роль в книжной графике начала века — иллюстрирование и оформление повести

Слайд 18В отличие от Бенуа, Сомова, Лансере с их многосторонними творческими

устремлениями, И.Я.Билибин в кругу «старших мирискусников» первый сосредоточил свои усилия

главным образом в сфере книжной графики, Правда, впоследствии он приобрел известность и как художник театра, однако книга оставалась главной областью приложения его сил.
В отличие от Бенуа, Сомова, Лансере с их многосторонними творческими устремлениями, И.Я.Билибин в кругу «старших мирискусников» первый

Слайд 19Художник не терпит пустоты, не дает передышки глазу: нарядные буквицы,

затейливые орнаменты, сказочные пейзажи вместе с центральной «картиной», целиком заполняют

обложку. В иллюстрациях, идущих в последовательном  зрительном ряду со страницы на страницу, художник открывает мир русской природы, русской «сказки», стремление передать очарование «седой» старины, воспринимаемой в каждой детали. Уже в этих первых работах проступает характерная черта билибинского стиля — острое чувство линии, пристрастие к строгому контуру.
Художник не терпит пустоты, не дает передышки глазу: нарядные буквицы, затейливые орнаменты, сказочные пейзажи вместе с центральной

Слайд 20Особой известностью в ряду детских книг начала 1900-х годов пользуются

пушкинские сказки: «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о

золотом петушке» (1907). Они показательны для Билибина-профессионала, отлично владеющего мастерством украшения книги, в то же время здесь особенно отчетливо проступают черты, присущие мирискуснической графике — подчеркнутая декоративность формы, цвета, линии, рисунка, творческая стилизация.
Особой известностью в ряду детских книг начала 1900-х годов пользуются пушкинские сказки: «Сказка о царе Салтане» (1905)

Слайд 21Билибин, как никто до него, умел передавать в детской книге

атмосферу сказочности — праздничную, радостно-диковинную. Золотистые цветы всплывают на синем

форзаце, шрифт затейливой вязью вплетается в рисунок обложки, где представлены персонажи «Сказки о царе Салтане».
Билибин, как никто до него, умел передавать в детской книге атмосферу сказочности — праздничную, радостно-диковинную. Золотистые цветы

Слайд 22 В наиболее определившемся, завершенном качестве «билибинский стиль» выразился в «Сказке

о золотом петушке» (1907). В ней присутствуют все особенности сложившейся

манеры художника: господство линейного приема, ковровая узорчатость поверхности листа, парадность расцветки, подробная детализация. Обогащая, «облагораживая» лубок, Билибин «держит плоскость», оттачивает контур, варьирует сочетания звонких локальных цветов. Он заключает стихию сказки в жесткие композиционные схемы, он не только повторяет мотивы, сюжеты и образы народного искусства, но и переносит в современную ему книгу стилистические приемы старопечатной книги, миниатюры и народной графики.
 В наиболее определившемся, завершенном качестве «билибинский стиль» выразился в «Сказке о золотом петушке» (1907). В ней присутствуют

Слайд 23Выдающуюся роль в становлении и развитии книжной графики «Мира искусства»

сыграл М.В.Добужинский: богатство личности, одухотворенность таланта, острота чувства и логики 

выделяли его даже среди одаренных друзей. Он, по-своему, «эталонный» мирискусник, в творчестве которого, быть может, с наибольшей определенностью выразилась двойственность, промежуточность самого этого художественного явления.
Выдающуюся роль в становлении и развитии книжной графики «Мира искусства» сыграл М.В.Добужинский: богатство личности, одухотворенность таланта, острота

Слайд 24В предреволюционные годы Добужинский занят в основном оформительской работой. Первые

его иллюстрационные рисунки к «Станционному смотрителю» А.С.Пушкина (1906) исполнены в

духе уже сложившейся традиции и не добавляют к ней ничего нового. Но уже в «Ночном принце» С.Ауслендера, опубликованном в журнале «Аполлон» в 1909 году, проявляются особенности творческого почерка художника. Добужинский придал повести ярко романтическую окраску, соединив гротеск и фантастику с опоэтизированной реальностью (черта, характерная для его дарования). Остро сопоставлены силуэты — черный на белом и белый на черном. 
В предреволюционные годы Добужинский занят в основном оформительской работой. Первые его иллюстрационные рисунки к «Станционному смотрителю» А.С.Пушкина

Слайд 25Несомненный интерес представляют работы Добужинского 1920-х годов, где декоративная стилизация

выступает как  художественный метод. Обогащенный опытом «Ночного принца», «Казначейши», опытом

работы в оформительской книжной и журнальной графике, художник в этот период словно бы непрерывно экспериментирует, овладевая новыми возможностями графического языка. Он импровизирует свободно, раскованно, во всеоружии мастерства, превращая каждую книгу в маленький шедевр, в украшенный предмет, декоративно «обработанный» графикой.
Несомненный интерес представляют работы Добужинского 1920-х годов, где декоративная стилизация выступает как  художественный метод. Обогащенный опытом «Ночного

Слайд 26Склонность к поэтическому повествованию в сочетании со «стильностью» и элементами

пародии привлекли внимание Добужинского к русской классике: «Бедной Лизе» Н.И.Карамзина,

«Тупейному художнику» Н.С.Лескова, «Барышне-крестьянке» А.С.Пушкина.
Склонность к поэтическому повествованию в сочетании со «стильностью» и элементами пародии привлекли внимание Добужинского к русской классике:

Слайд 27Все, что было сделано Добужинским ранее, явилось лишь предисловием к

одному из самых совершенных его созданий, повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»,

вышедшей с его рисунками в свет в 1923 году. Но эта работа Добужинского, несомненно, является плодом предреволюционной художественной культуры, своеобразным итогом и завершением всей линии мирискуснической графики, несмотря на то, что рядом с нею и впоследствии создавались произведения, отмеченные печатью таланта, вкуса, мастерства, в русле уже сложившихся эстетических канонов.
Все, что было сделано Добужинским ранее, явилось лишь предисловием к одному из самых совершенных его созданий, повести

Слайд 28Широко известен Добужинский, как замечательный мастер детской книги. Наиболее популярны

в его исполнении «Свинопас» Г.-Х.Андерсена (1922) и «Три толстяка» Ю.Олеши

(1928).
Широко известен Добужинский, как замечательный мастер детской книги. Наиболее популярны в его исполнении «Свинопас» Г.-Х.Андерсена (1922) и

Слайд 29В предреволюционное десятилетие широко развернулось творчество второго поколения «Мира искусства»

- Нарбута, Митрохина, Чехонина.  Руководствуясь основными творческими принципами мирискуснической книжной графики,

«младшие» доводят отдельные ее качества до логического завершения. Не претендуя на новаторство, они отделывают, шлифуют, гранят различные стороны сложившейся системы, заботясь, в первую очередь, о разнообразии и богатстве выразительных средств, изощренности приемов.
В предреволюционное десятилетие широко развернулось творчество второго поколения «Мира искусства» - Нарбута, Митрохина, Чехонина.  Руководствуясь основными творческими принципами

Слайд 30Каждый из этих художников ограничил свои инте­ресы определенной областью, как

в смысле сюжетов, так и техники. Нарбут продолжает билибинские пути;

четкость его железных линий безупречна, в его искус­стве чувствуется приближение к ремеслу, т. е. воз­вращение к исходным точкам искусства, ибо только наша современность провела условную границу между этими областями, связанными исконными и вечными узами.
Каждый из этих художников ограничил свои инте­ресы определенной областью, как в смысле сюжетов, так и техники. Нарбут

Слайд 31Талант Чехонина отличался энергией, крепостью формы, оригинальностью стилевой манеры. Владение

материалом, техникой, знание шрифта, любовь к украшенной книге, к печати

свойственны художнику в большей мере, чем остальным мастерам «Мира искусства» второго поколения.
Талант Чехонина отличался энергией, крепостью формы, оригинальностью стилевой манеры. Владение материалом, техникой, знание шрифта, любовь к украшенной

Слайд 32Митрохин—менее ровен, его искусство каприз­нее и разнообразнее, линия живее и

подвижнее.

Митрохин—менее ровен, его искусство каприз­нее и разнообразнее, линия живее и подвижнее.

Слайд 33Особое место в кругу мирискусников занимает Б.М.Кустодиев. Он был обособленным

мастером, его ретроспективизм своеобразно преломлялся в поисках черт старого уклада

и застывшего провинциального быта, но — в современности. По строю своего таланта Кустодиев — рассказчик. Он много работает в книге и в «обложечной» оформительской графике, особенно в 20-е годы.
Особое место в кругу мирискусников занимает Б.М.Кустодиев. Он был обособленным мастером, его ретроспективизм своеобразно преломлялся в поисках

Слайд 34В концепции книжной графики "Мира искусства" можно обозначить несколько главных

проблем:
 книжная графика, как самостоятельное искусство со своими закономерностями развития, со

своим изобразительным языком;
 книга, как украшенный предмет, как произведение искусства, как целостный декоративный ансамбль;
 расширение роли иллюстратора, стремление к единому образно-стилистическому решению иллюстрационного и декоративно-графического ряда.
В концепции книжной графики

Слайд 35Список литературы:
 Книжная графика "Мира искусства" [Электронный ресурс] URL: https://proza.ru/2015/03/20/2023; 
 "Мир искусства" [Электронный

ресурс] URL: https://artchive.ru/encyclopedia/3234~new_publication; 
 Объединение "Мир искусства" и книжная графика начала 20 века [Электронный

ресурс] URL: https://chukokkala.ru/blog/iz-knig-i-gurnalov/mir-iskusstva-i-knizhnaya-grafika/.
Список литературы: Книжная графика

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика