Слайд 2Бертольд Брехт
10.02.1898 - 14.08.1956
Слайд 4В 1904 - 1908 гг. Брехт учился в Народной школе
Францисканского монашеского ордена.
С 1908 по 1917 гг. учился в
Баварской королевской реальной гимназии гуманитарного профиля. В 1913 г. первые литературные опыты – стихи, эссе, театральные рецензии.
В 1917 поступил в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана, где изучал медицину и естествознание. Но ушёл в армию в качестве санитара в 1918 г. Здесь он столкнулся с реальной жизнью, ужасами боли и смерти, все это было так далеко от слов о «величии Германии».
Слайд 5
Кумиром его юности был Франк Ведекинд, предшественник немецкого экспрессионизма.
Благодаря ему Б. Брехт изучал песни уличных певцов, балаганные куплеты,
шансоны и даже традиционные формы – балладу и народную песню. 5. В ноябре 1918 года Брехт был избран членом солдатского совета в Аугсбурге. Первое «классическое» стихотворение «Легенда о мёртвом солдате».
Слайд 6Появляются первые пьесы Брехта: «Ваал» (1918), «Барабанный бой в ночи»
(1919), «В чаще городов» (1921). Постановка этих пьес часто вызывала
бурную реакцию со стороны публики, спектакли сопровождались метанием тухлых яиц — вероятно, не все принимали социалистические идеи автора.
В 1922 году Брехт был удостоен премии Генриха Клейста.
С 1924 г. живёт в Берлине, занимается театром. А сам он не только пишет пьесы и создает теорию «эпического театра», на рождение которой особенное влияние оказала совместная театральная работа с Э. Пискатором, но и активно изучает классиков марксизма. Сближается с Коммунистической партией Германии, пишет «Песнь единого фронта» и «Песнь солидарности». Дружба с Лионом Фейхтвангером.
Слайд 7В 1928 г. пьеса « Трёхгрошовая опера», в которой использует
новые приёмы «эпического театра».
В 1933 г. к власти приходят
нацисты. Начинаются политические репрессии. Б.Брехт эмигрирует в Данию. В 1935 его лишают гражданства.
Весной 1935 года Брехт больше месяца провёл в СССР.
В 1941 г. вынужден отправиться в США. Поселился в Голливуде.
Слайд 8В США Брехт провёл шесть с половиной лет. Там он
написал стихотворения, обличающие Голливуд, тем не менее заканчивая «Жизнь Галилея»
и «Мамашу Кураж». По окончании войны во время «охоты на ведьм» в США в Конгрессе он заявляет, что не имел дела с коммунистическими партиями, и, чувствуя угрозу преследования, покидает США. Единственное государство, давшее ему визу, — Швейцария.
Брехт в 1947 году переезжает в Швейцарию. Западные зоны Германии (ни французская, ни английская, ни США) не дают ему визу, разрешает возвращение только Восточная часть (будущая ГДР). Он покидает Швейцарию и устраивается в Восточном Берлине, где и продолжает жить и работать.
В 1950 году был избран вице-президентом Академии искусств ГДР. Литератор скончался 14 августа 1956 года в Берлине от сердечного приступа, на очередной репетиции пьесы «Жизнь Галилея».
Слайд 9Бертольд Брехт – не просто драматург, писатель, поэт, но и
основатель театральной теории – «эпического театра». Сам Брехт противопоставлял ее
системе «психологического» театра, основоположником которой является К.Станиславский.
Слайд 10Основным принципом «эпического театра» являлось соединение драмы и эпоса, что
противоречило общепринятому пониманию театрального действия, основанного, по мнению самого Брехта,
только на идеях Аристотеля.
Слайд 11Цель «эпического театра» – заставить зрителя абстрагироваться и начать критически
оценивать и анализировать происходящее на сцене. «Зритель должен наблюдать за
течением жизни, извлечь из наблюдения соответствующие выводы, отклонить их или согласиться, — он должен заинтересоваться, но, боже упаси, только не расчувствоваться ». Лион Фейхтвангер о театре Б. Брехта.
Для «эпического театра» важен был « эффект отчуждения ». Сам Бертольд Брехт говорил, что необходимо «просто лишить событие или характер всего, что само собой разумеется, знакомо, очевидно, и вызвать по поводу этого события удивление и любопытство», что должно сформировать у зрителя способность критически воспринимать действие.
Слайд 12Брехт отказался от принципа, что актер должен максимально вживаться в
роль, более того, от актера требовалось выражение его собственной позиции
по отношению к своему персонажу. Среди других теоретически разработанных методов «эпического театра» включение автора в спектакль, дистанцирование (то есть возможность актёра высказываться о своём персонаже) и разрушение «четвёртой стены», благодаря которому актёр может свободно общаться со зрителем и даже вступать с ним в конфликт или спор.
Слайд 13Оформление сцены должно было работать на идею; Брехт отказался от
достоверного воссоздания антуража, воспринимая сцену как инструмент. От художника теперь
требовался минималистический рационализм, декорации должны были быть условными и представлять зрителю изображаемую реальность лишь в общих чертах. Использовались экраны, по которым шли титры, кинохроника, что также препятствовало «погружению» в спектакль; иногда же декорации меняли прямо на глазах у зала, не опуская занавес, намеренно разрушая сценическую иллюзию.
Слайд 14Для реализации «эффекта отчуждения » Брехт использовал в своих спектаклях
также и музыкальные номера – в «эпическом театре» музыка дополняла
актерскую игру и выполняла ту же функцию – выражение критического отношения к происходящему на сцене. В первую очередь, в этих целях использовались зонги. Эти музыкальные вставки специально как бы выпадали из действия, использовались не к месту, но этот прием подчеркивал несоответствие только форме, а не содержанию. Интермедиальный подход.
Использование рассказчика, использование средств живописи и музыки.
Слайд 15Зонги – песенная поэзия. Зонги из спектакля стали невероятно популярны,
и в 1929 году в Берлине даже вышел сборник, а
позже исполнялись многими мировыми звездами музыкальной индустрии.
Зонг (от нем. der Song — эстрадная песня) — вид баллады, иногда близкой к джазовому ритму, часто пародийного, гротескного характера, содержащей едкую сатиру и критику общества. Изначально — обозначение музыкальных номеров в «эпическом театре» Б. Брехта (со времени первой постановки его « Трёхгрошовой оперы » в 1928 году), где они исполняются обычно в виде интермедии или авторского комментария.
Отчуждение.
Слайд 16Бертольд Брехт стоял у истоков совершенно нового театра, где главная
цель автора и актёров — воздействовать не на эмоции зрителя,
а на его разум : заставить зрителя быть не участником, сопереживающим происходящему, искренне верящему в реальность сценического действа, а спокойным созерцателем, который чётко понимает разницу между реальностью и иллюзией реальности. Зритель драматического театра плачет вместе с плачущим и смеётся вместе со смеющимся, в то время как зритель эпического театра Брехта смеётся над плачущим и плачет над смеющимся. ведь главная задача, которую ставит Брехт перед своей аудиторией — не верить, а думать.
Слайд 17«Жизнь Галилея», анализ пьесы Брехта
История создания
Брехт написал пьесу в «Жизнь
Галилея» в Дании в годы изгнания. В Данию писатель с
семьёй попал в 1933 г. по приглашению писательницы Карин Макаэлис, убегая от гитлеровского режима. Творил Брехт буквально в сарае, поселившись в соседней рыбацкой хижине. Пьеса была написана в 1938 г. в течение трёх недель, но доработана в 1939 г. В 1940 г. пьеса была размножена на стеклографе, а в 1943 состоялась её премьера в театре «Шаушпильхауз» в Цюрихе. Вскоре Брехт убедился в необходимости второй редакции, потому что политический конфликт между героем и властью можно было расценивать как научный спор, борьбу за научную истину. Брехт не мог допустить ложных толкований, о которых говорили ему некоторые физики, считавшие, что Галилей отрёкся от научной истины ради того, чтобы «продолжить научные труды и передать их потомству».
Слайд 18Вторая редакция сопровождала перевод пьесы на английский язык. Брехт работал
над переводом вместе с актёром Чарльзом Лоутоном в 1945-1946 гг.
В новом варианте, как считал Брехт, конфликт Галилея с властями освещён «новым, ярким светом» (намёк на сброшенные в Японии бомбы). Пьеса была поставлена в Лос-Анджелесе в «Коронет театре». На русский язык вторая редакция переведена в 1957 г. Благодаря политическим контекстам, она была созвучна и проблемам оттепели, и началу брежневского застоя: в 1966 г. Юрий Любимов поставил «Жизнь Галилея» в «Театре на Таганке» с Высоцким в главной роли.
Слайд 19Жанр
В «Жизни Галилея» зонги скорее полны подтекстов и скрытых намёков.
Сам
Брехт ни в коем случае не соглашался трактовать «Жизнь Галилея»
как трагедию, но как оптимистическую пьесу: «В пьесе показано начало новой эры и сделана попытка пересмотреть некоторые предрассудки относительно начала всякой новой эры».
На первый взгляд, «Жизнь Галилея» - историческая драма. Её события соответствуют историческим, датировки точны. Но за событиями 300-летней истории нужно увидеть актуальные тенденции и современный подтекст.
Слайд 20Тема, конфликт, сюжет и композиция
Тема пьесы – наступление «нового времени»
и реакция на идеи нового времени: «Нет более неутомимого реакционера,
чем новатор, потерпевший поражение».
Конфликт в эпическом театре совершенно особенный. Это не конфликт героев, а конфликт героев и актёров. Но, к сожаленью, этот конфликт можно только представить при чтении пьес. Именно поэтому читателям герои Брехта часто казались бескровными и схематичными, чего нельзя сказать о зрителях его пьес, потому что игра актёров вдыхала в героев жизнь. В этом смысле пьеса «Жизнь Галилея» выгодно отличается от других произведений Брехта, потому что герои в ней полны жизни, а основной конфликт между героем-учёным и властью.
Слайд 21Галилей ни на миг не сомневается в своей правоте, он
настаивает на том, что правильна система Коперника, в которой Земля
вертится вокруг Солнца. Его конфликт с обществом, несмотря на внешнее смирение, не прекращается никогда, потому что именно в научной честности герой видит прогресс человечества: «Наше невежество бесконечно. Уменьшим его хоть на крошку! К чему еще теперь стараться быть умниками, когда мы наконец можем стать немного менее глупыми?», «Я полагаю, что единственная цель науки - облегчить трудное человеческое существование. И если ученые, запуганные своекорыстными властителями, будут довольствоваться тем, что накопляют знания ради самих знаний, то наука может стать калекой и ваши новые машины принесут только новые тяготы».
Слайд 22Действие пьесы происходит в Италии, в Падуе, Флоренции и Риме,
в 17 в. и развивается на протяжении 28 лет. Вся
пьеса – рождение, жизнь идеи Галилея и отречение от неё. В пьесе поднимаются проблемы, актуальные во все времена, например, бедность учёных, которые, хотя и защищены в Венецианской республике от инквизиции, но не могут жить на научные исследования. Галилей вынужден брать учеников: «А как же мне продвигаться вперед, если только для того, чтобы поддерживать свое существование, я должен втолковывать каждому болвану, который может заплатить, что параллельные линии пересекаются в бесконечности?».
Слайд 23Именно в Падуе, в Венецианской республике, Галилей волен отрицать устоявшуюся
и принятую церковью птолемеевскую систему мирозданья, согласно которой Земля плоская
и неподвижная. Галилей – сторонник системы недавно сожжённого инквизицией Коперника. По преданию, отрекшись под давлением инквизиции от своих убеждений, освобождённый Галилей произнёс афоризм: «А всё-таки она вертится!» Брехт не использовал эту фразу, потому что не был уверен в её документальности.
Слайд 24Герои пьесы
Галилей – человек, опередивший своё время, поэтому окружающий мир
чужой для него, и он позволяет себе смотреть на людей
свысока. В Галилее как противоречивой личности соединяется телесное с духовным, агрессивность с беззащитностью. Галилей одержим своей идеей и не останавливается ни перед какими препятствиями, жертвуя жизнями и счастьем близких, из-за него его дочь Вирджиния как дочь еретика не может выйти за аристократа Людовико.
Слайд 25Для Галилея главное – истина и её прикладное значение. Так
он представляет себе свою миссию как учёного: научить крестьян думать
и использовать науку. Отрекшись, Галилей не находит себе оправдания и не принимает его от других. Андреа считает, что победил Галилей, как бы обманувший инквизицию, написавший книгу и передавший её в вольный Амстердам. Но Галилей знает, что победили власти, сделав его узником церкви. Он приносит во имя науки достаточно жертв, и последняя – его зрение.
Слайд 26У Галилея много учеников. В 13 акте в ожидании приговора,
пока инквизиция «обезглавливает истину», они подобны ученикам Христа, сидящим у
костра после пленения Иисуса. Но отрекается от истины не ученик, а сам носитель истины. А любимый ученик остаётся верен истине. Самый преданный ученик Галилея – Андреа Сарти, сын экономки. Он с детства увлекается идеями Галилея, они неразлучны до самого момента отречения. Здесь пылкий Андреа ссорится с Галилеем до того момента, когда приходит попрощаться перед отъездом в Голландию и понимает, что Галилей смог сохранить истину, тайно продублировав книгу, от которой отрекся. Именно верный ученик, рискуя жизнью, способствует распространению этой истины. Другие же ученики, например, маленький монах, отрекаются от учения Галилея, так что на старости лет он остаётся совсем один, не понятый даже любящей дочерью, для которой Галилей – просто старый и больной отец, а не гений.
Слайд 27Пьесы Брехта по праву считаются интеллектуальными. Они полны политических и
социальных подтекстов, которые актуальны в любом несвободном и недемократическом обществе,
каковых, к сожаленью, подавляющее большинство. Поэтому так современны слова маленького монаха: «Никакое насилие не может сделать невидимым то, что уже было увидено». Это применимо не только к астрономии, но и к любой области науки и общественной жизни.