Разделы презентаций


3.3 Проблема поведения в теории поля:

Содержание

Проблема использования наказания и поощрения в воспитании и обученииК. Левин посвятил этой проблеме специальную статью«Психологическая ситуация награды и наказания»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 13.3 Проблема поведения в теории поля:
ПОВЕДЕНИЕ КАК ФУНКЦИЯ СИТУАЦИИ

3.3 Проблема поведения в теории поля:ПОВЕДЕНИЕ КАК ФУНКЦИЯ СИТУАЦИИ

Слайд 2Проблема использования наказания и поощрения в воспитании и обучении

К. Левин посвятил

этой проблеме специальную статью
«Психологическая ситуация награды и наказания»

Проблема использования наказания и поощрения в воспитании и обученииК. Левин посвятил этой проблеме специальную статью«Психологическая ситуация награды и

Слайд 3Вопросы:
1. Требования с угрозой наказания
2. Требования с перспективой вознаграждения
3. Запрет

с угрозой наказания и запрет с перспективой вознаграждения
4. Управление поведением

в теории поля

Вопросы:1. Требования с угрозой наказания2. Требования с перспективой вознаграждения3. Запрет с угрозой наказания и запрет с перспективой

Слайд 4 Вопрос 1: Требования с угрозой наказания
Обещание награды или угроза наказания
возникают

в ситуациях, когда ребенок должен осуществить действие или продемонстрировать поведение,

отличное от того, к которому его непосредственно тянет в данный момент.

Например, ребенок должен решить задачу, выполнить определенную работу или сделать то, что ему неприятно, к чему он равнодушен или интерес к чему достаточно слаб по сравнению с усилиями, которые необходимо затратить
Вопрос 1: Требования с угрозой наказания Обещание награды или угроза наказания возникают в ситуациях, когда ребенок

Слайд 5Награда и наказание
Награда и наказание побуждают ребенка выполнить определенное

предписание или не нарушать запрет

Награда и наказание Награда и наказание побуждают ребенка выполнить определенное предписание или не нарушать запрет

Слайд 6Отрицательная побудительность
Занятие или поведение, требуемое от ребенка в ситуации награды

или наказания, обладает не положительной, а отрицательной побудительностью.

Пример, исписать страницу

букой «Ш»
Отрицательная побудительность Занятие или поведение, требуемое от ребенка в ситуации награды или наказания, обладает не положительной, а

Слайд 8Простые педагогические выводы
1) В соответствии с отрицательной побудительностью задания ребенок

демонстрирует не тенденцию приближаться к заданию как можно ближе, как

это было в ситуации интереса, а наоборот, тенденцию держаться как можно дальше от задания.
2) ребенок старается активно воспрепятствовать всякому приближению, отодвинуть выполнение за
дания во времени
Простые педагогические выводы1) В соответствии с отрицательной побудительностью задания ребенок демонстрирует не тенденцию приближаться к заданию как

Слайд 9Угроза наказания – второй негативный побудитель
Динамически это означает, что каким-то образом

должно быть создано поле сил, противонаправленное вектору (v3) и достаточно

сильное, чтобы его преодолеть

Например, если ты не будешь считать, я тебя поколочу, или ты не поедешь на загородную прогулку, или ты получишь плохую отметку, или ты останешься на второй год.
Угроза наказания – второй негативный побудительДинамически это означает, что каким-то образом должно быть создано поле сил, противонаправленное

Слайд 11Если какая-либо трудность препятствует достижению цели в ситуации наказания, то

ребенок сразу же прекращает стремиться к цели.

Если какая-либо трудность препятствует достижению цели в ситуации наказания, то ребенок сразу же прекращает стремиться к цели.

Слайд 12Три типа конфликтных ситуаций
1 тип





Индивид находится между двумя положительными побудителями,

примерно одинаковыми по силе

Три типа конфликтных ситуаций1 типИндивид находится между двумя положительными побудителями, примерно одинаковыми по силе

Слайд 132 тип





Индивид находится между двумя примерно равными по величине отрицательными

побудителя­ми

2 типИндивид находится между двумя примерно равными по величине отрицательными побудителя­ми

Слайд 143 тип




один из противонаправленных векторов поля исходит от положительного, а

другой – от отрицательного побудителя.
однако к конфликту это приводит лишь

в том случае, когда ребенок находится не между этими двумя побудителями, а когда и позитивный, и негативный векторы действуют на него с одной и той же стороны

3 типодин из противонаправленных векторов поля исходит от положительного, а другой – от отрицательного побудителя.однако к конфликту

Слайд 15Угроза наказания создает для ребенка конфликтную ситуацию

ребенок находится между

двумя отрицательными побудителями и соответствующими им силами поля

Угроза наказания создает для ребенка конфликтную ситуацию ребенок находится между двумя отрицательными побудителями и соответствующими им силами

Слайд 17Ребенок будет всегда пытаться выйти из поля, чтобы избежать и

задания, и наказания

Ребенок будет всегда пытаться выйти из поля, чтобы избежать и задания, и наказания

Слайд 18Способы избежать наказания и выполнения задания
Ребенок обманывает взрослых

Способы избежать  наказания и выполнения заданияРебенок обманывает взрослых

Слайд 19Барьеры
Если взрослый хочет, вопреки отрицательной побудительности задания, заставить ребенка его

выполнить, то одной угрозы наказания недостаточно.

Необходимо еще позаботиться о

том, чтобы ребенок не имел возможности выйти из поля. Это значит, что взрослый должен создать какие-либо барьеры, препятствующие побегу ребенка
БарьерыЕсли взрослый хочет, вопреки отрицательной побудительности задания, заставить ребенка его выполнить, то одной угрозы наказания недостаточно. Необходимо

Слайд 20Виды барьеров:
1) телесно-физические:
взрослый запирает ребенка в комнате до тех

пор, пока тот не выполнит задание;


Виды барьеров:1) телесно-физические: взрослый запирает ребенка в комнате до тех пор, пока тот не выполнит задание;

Слайд 21Виды барьеров:
2) социальные:
для того, чтобы окружить ребенка барьером, взрослые используют

средства власти, которыми они обладают в силу своей социальной позиции

во взаимоотношениях с ребенком. И такого рода социальные барьеры являются ничуть не менее реальными, чем физические.

Виды барьеров:2) социальные:для того, чтобы окружить ребенка барьером, взрослые используют средства власти, которыми они обладают в силу

Слайд 22Виды барьеров:
3) особый вид - обращение к «самолюбию» ребенка
«Ведь

ты же не уличный мальчишка!»;
«Ты ведь хорошая девочка!»
или

к групповой морали
«Ведь ты же де­вочка!»;
«Ведь ты мальчик!»
Виды барьеров:3) особый вид - обращение к «самолюбию» ребенка «Ведь ты же не уличный мальчишка!»; «Ты ведь

Слайд 23Чем сильнее отрицательные побудители, тем более прочным должен быть барьер,

ибо тем мощнее результирующая сила, направленная в сторону.
Если противонаправленные векторы

сил, определяющие конфликтную ситуа­цию, очень интенсивны, то резуль­татом состояния напряжения может быть «диффузная» разрядка, то есть аффектив­ный взрыв
Чем сильнее отрицательные побудители, тем более прочным должен быть барьер, ибо тем мощнее результирующая сила, направленная в

Слайд 24Конфликтная ситуация, когда она ве­дет к сильному общему напряжению, особенно

неблагоприятна для решения интел­лектуальных задач

Конфликтная ситуация, когда она ве­дет к сильному общему напряжению, особенно неблагоприятна для решения интел­лектуальных задач

Слайд 25Вопрос 2: Требования с перспективой вознаграждения
С педагогической точки зрения противоположностью наказания

представляет­ся вознаграждение

Вознаграждение должно побудить ребенка к выполне­нию задания, которое само

по себе не привлекает его
Вопрос 2: Требования с перспективой вознаграждения С педагогической точки зрения противоположностью наказания представляет­ся вознаграждениеВознаграждение должно побудить ребенка

Слайд 26Ребенок (Р) снова находится перед заданием (3), обладающим отрицательной побудительностью.

Если в случае угрозы наказания вектор задания пытаются преодо­леть с

помощью второго негативного вектора, то теперь применяется положительный побудитель (хорошая отметка, игрушка, лакомство, перевод в следующий класс, по­хвала и т.д.)

Ребенок (Р) снова находится перед заданием (3), обладающим отрицательной побудительностью. Если в случае угрозы наказания вектор задания

Слайд 27мы снова имеем дело с конфликтной ситуацией (на ребенка действуют

две приблизительно равные по величине и противоположные по направ­лению силы

поля)

награда должна быть тем привлекательнее, чем более неприятно ребенку задание
мы снова имеем дело с конфликтной ситуацией (на ребенка действуют две приблизительно равные по величине и противоположные

Слайд 28Для ребенка, которого притягивает вознаграждение, не­приятное задание означает барьер, лежащий

между ним и его целью (В).

Встречаясь с барьером, расположенным

перед целью, ребенок, как пра­вило, пытается обойти его (обход­ные пути)
Для ребенка, которого притягивает вознаграждение, не­приятное задание означает барьер, лежащий между ним и его целью (В). Встречаясь

Слайд 29В случае обещанного ему вознаграждения ребенок попытается достигнуть манящей его

цели, например той или иной сладости, не выполняя задания (рис.

22).
Например, он может попытаться выманить награду у взрослого с помощью лести, или обмануть взрослого и притво­риться, что задание выполнено
В случае обещанного ему вознаграждения ребенок попытается достигнуть манящей его цели, например той или иной сладости, не

Слайд 30Сравнение ситуации в случаях награды и наказания: сходство
В обоих случаях

мы имеем дело с ситуациями конфликта
повышенный уровень напряжения
тенденция уклоняться

в сто­рону от направления, ведущего к заданию


Сравнение ситуации в случаях награды и наказания: сходствоВ обоих случаях мы имеем дело с ситуациями конфликтаповышенный уровень

Слайд 31Сравнение ситуации в случаях награды и наказания: различие
В случае угрозы

наказания барьер окружает ребенка со всех сторон, в то время

как в ситуации награды ребенок стоит вне кольца, образу­емого барьером и заданием.
При обещании награды свобода дей­ствий ребенка в целом не ограничивается, и лишь конкретный объект жизненного пространства, а именно награда, делается недоступным (до тех пор, пока он не вы­полнит задание).
Обещании вознаграждения за выполнение определенного задания, не имеет того принудитель­ного характера, который присущ ситуации наказания.



Сравнение ситуации в случаях награды и наказания: различиеВ случае угрозы наказания барьер окружает ребенка со всех сторон,

Слайд 32Способы поведения в ситуации награды
А) Если исходящее от награды притяжение

относительно сильно по сравнению с неприятностью и длительностью задания, а

прочие барьеры, окружающие награ­ду, достаточно прочны, то ребенок будет выполнять задание.

Б) Если неприятность задания превосходит привлекатель­ность награды, то ребенок «отказывается от награды» (подобно тому, как он «принимал на себя наказание»).

В) В случае очень неприятного задания и сильного при­тяжения со стороны награды ребенок может попытаться прорваться через барьер, например, поехать на обещанную в качестве награды загородную прогулку, несмотря на невы­полненное задание.

Способы поведения в ситуации наградыА) Если исходящее от награды притяжение относительно сильно по сравнению с неприятностью и

Слайд 33«КНУТ И ПРЯНИК»
Как правило, взрослые используют не чистую педагогику награды

и не чис­тую педагогику наказания, но их комбинацию: кнут и

пряник.
И вместе с обещани­ем награды ребенка обычно более или менее явно предупреждают и об угрозе нака­зания — на случай, если награда не сработает.
«КНУТ И ПРЯНИК»Как правило, взрослые используют не чистую педагогику награды и не чис­тую педагогику наказания, но их

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика