Слайд 1Основные направления в психологии
Слайд 2В Древнем мире психопатологическое поведение рассматривалось как результат влияния злых
духов
Слайд 3ЭКЗОРЦИЗМ – изгнание из дела инородных духов
Слайд 4В античности существовало 2 подхода к пониманию психических отклонений:
1)
МОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ - психические заболевания трактовались как психологические и лечились
преимущественно психологическими методами: УБЕЖДЕНИЕМ, РАЗГОВОРАМИ, МОРАЛИЗАТОРСТВОМ, МОЛИТВАМИ.
2) СОМАТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ – психические заболевания, классифицировались и лечились преимущественно методами воздействия на тело.
Слайд 5Погружение в холодную воду как способ лечения от безумия
Слайд 6В Средние века поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, в особенности
психическая дисфункция, рассматривалось как свидетельство влияния Сатаны.
Слайд 7В период раннего Возрождения демонологические взгляды на психопатологию стали терять
популярность.
В этой атмосфере стали совершенствоваться методы заботы о людях
с психическими нарушениями.
Слайд 8Бедлам - королевская тюрьма для психически больных им. Марии Вифлеемской
в Лондоне, называемая "больницей"
Слайд 9Сцена в приюте для душевнобольных
Слайд 10Прикованный к стене душевнобольной пациент в смирительной рубашке
Слайд 11В ХVIII-XIX вв. психические болезни часто понимали как поломку человеческой
машины.
Слайд 13Филипп Пинель освобождает психически больных людей
Слайд 14В XIX в. людей с психическими проблемами все больше стали
рассматривать как потенциально полезных членов общества, чья психика была подорвана
социальными условиями.
Слайд 15Мессмер
Фридрих Антон
(1734-1815)
Слайд 19По мнению Ж. Шарко в основе душевных болезней лежат психические
а не соматические факторы. Его считают основателем нового направления в
лечении психических больных – ПСИХИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ.
Слайд 21Йозеф Брейер обнаружил, что подвергшиеся гипнозу пациенты иногда просыпаются, не
проявляя симптомов истерии, после того как под гипнозом они откровенно
рассказывали о событиях прошлого, заставивших их переживать или страдать
Слайд 23ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
В психике человека можно выделить три
уровня:
1. сознание - состоит из ощущений и переживаний, которые
человек воспроизводит в данный момент времени.
2. бессознательное - представляет собой хранилище инстинктивных побуждений, эмоциональных переживаний и воспоминаний, подавленных и вытесненных из сознания в связи с их опасностью для психики (например, забытые психические травмы детства, скрытые сексуальные желания, враждебные чувства). Бессознательное оказывает опосредованное влияние на наше повседневное поведение. И это влияние мы тоже не осознаем
Слайд 24ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
У человека имеет место 2 вида социально
значимых инстинктов и 2 вида соответствующей энергии:
1. ИНСТИНКТ ЖИЗНИ
(ЭРОС), половой инстинкт – включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Энергия сексуальных инстинктов — либидо – побуждает человека стремиться к действиям и мыслям, доставляющим наслаждение.
2. ИНСТИНКТ СМЕРТИ (ТАНАТОС) - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств. Фрейд полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, то есть стремлению всех живых организмов вернуться в состояние неупорядоченности, из которого они вышли. Другими словами, наряду со стремлением к жизни, у человека существует стремление к смерти. Энергия этого инстинкта - морбидо – разрушительная сила.
Слайд 25 Если энергии накапливается много (возбуждение) необходимо направить ее в
другое русло, чтобы снять напряжение, в противном случае это чревато
сбоями в работе тех или иных органов. Поэтому цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызванного излишним скоплением энергии в организме.
Слайд 26Энергия инстинктов может направляться как на объект, способный удовлетворить потребность,
так и на объекты, их замещающие (СУБЛИМАЦИЯ). В последнем случае
Фрейд говорит о смещенной активности.
При сублимации происходит разрядка энергии в приемлемых для общества формах.
Если по каким-либо причинам этого не происходит, то влечение (энергия) загоняется внутрь, действует на органы, то есть разрядка происходит внутри, как следствие - невроз
Слайд 28СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
Слайд 29СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
Слайд 30СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
в психике человека имеются 3 структуры:
а)
Ид (в переводе с латинского — оно) представляет собой примитивные,
инстинктивные и врожденные механизмы функционирования личности. Ид функционирует полностью в бессознательном и тесно связано с биологическими побуждениями, например, сон, еда и др., которые придают нашему поведению энергию. Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, возбуждаемой биологически обусловленными побуждениями. Этот принцип был назван принципом удовольствия. Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной и иррациональной форме. Невозможность разрядки создает психическое напряжение у личности.
Первичные процессы направляют активность человека на удовлетворение потребностей здесь и сейчас. Однако это не всегда возможно. Поэтому ребенок постепенно учится откладывать удовлетворение первичных потребностей. Формированию этой способности помогает другой структурный компонент личности — Эго.
б) Эго (в переводе с латинского — я) — это компонент личности, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение индивида. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда это будет возможно. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход энергии ид с учетом социальных ограничений и совести индивидуума.
в) Супер-эго (в переводе с латинского — сверх-я) — это компонент личности, представляющий собой совокупность усвоенных человеком норм и стандартов поведения. Первоначально Супер-эго отражает родительские представления о хорошем и плохом. Впоследствии Супер-эго расширяется и вбирает в себя все новые социальные нормы.
Фрейд выделял в Супер-эго две подсистемы: совесть и эго-идеал. Первая содержит моральные запреты и вызываемое ими чувство вины, а вторая — требования, которым нужно соответствовать и к которым нужно стремиться.
Слайд 33ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Вытеснение – удаление в бессознательное побуждений, вызывающих тревогу и
запрещение осознавания их цензурой.
Замещение - вытесненные побуждения обнаруживают себя
в новых и нередко не слишком социально приемлемых проявлениях.
Реактивное образование - вытесняемое желание заменяется его диаметральной противоположностью.
Рационализация - человек интерпретирует некоторые свои мысли и поступки в более социально приемлемом свете.
Проекция - в данном случае запрещенные желания достаточно сильны и отчетливо осознаются. Но человек, защищаясь, начинает приписывать эти желания другим.
Изоляция — опасные воспоминания допускаются в сознание, но их связь с мотивами и эмоциями человека скрывается. Сами воспоминания сохраняются, но изолируются от сопровождающих их чувств.
Слайд 34На основе психоанализа сформировались другие направления, которые в совокупность принято
называть ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ.
В психоанализе и других направлениях глубинной психологии основное
внимание уделяется скрытым (бессознательным) проявлениям личности, при этом используются преимущественно описательные методы изучения.
Слайд 35На основе психоанализа сформировалось несколько новых учений, которые показали значение
других факторов в психической жизни человека, сохранив при этом базовые
положения классического психоанализа:
1) мышление, чувства, побуждения и поведение человека в значительной степени детерминированы бессознательными, внутрипсихическими силами;
2) эти силы, будучи глубоко скрыты в человеческой психике, недоступны для сознания;
3) им, однако, удается проникнуть в сознание, но только в замаскированном, символическом виде;
4) технические приемы, открытые 3. Фрейдом (свободные ассоциации, толкование сновидений, анализ переносов и др.), являются средствами, с помощью которых удается схватить материал бессознательного и расшифровать его, в результате чего становится возможным довести бессознательные силы до сознания;
5) как излечение от невроза, так и изменение характера зависят от возможности превращения бессознательного в сознательное.
Слайд 38В 1912 году А. Адлер создал общество ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 39А. Адлера подчеркивал недопустимость рассмотрения индивидуума, его сознательного и бессознательного
изолированно от влияний социума. Человек не существует вне общности, вне
социального контекста.
Адлер утверждает, что на развитие личности гораздо большее влияние оказывает социальное окружение, а не детские воспоминания и травмы.
Слайд 40Фрейд не игнорировал социальные условия, но считал их лишь сменой
декораций для реализации индивидуально-инстинктивной природы человека и считал, что социальная
деятельность каждого определяется в первую очередь его биологическим психотипом, а уже потом социальными условиями его реализации.
Слайд 41В отличие от Фрейда Адлер считал, что на поведение, образ
мышления и эмоциональные состояния людей влияет не столько прошлое (и
тем более самый ранний период детства), сколько будущее (цели и ожидания)
Слайд 42Адлер первым стал рассматривать агрессию как важнейший инстинкт выживания и
достижения жизненных целей. Он показал, что агрессивность может выражаться в
социально приемлемых и даже; престижных формах («напористость», целеустремленность, инициативность, воля к власти).
Агрессию Адлер считал необходимым компонентом стремления не только к превосходству над другими, но мощным генератором энергии самосовершенствования, стремления побеждать самого себя, свои слабости и недостатки, максимально реализовать свои способности.
Слайд 43Адлер полагал, что в каждом человеке заложена инстинктивная (как у
всех животных!) борьба за выживание, которая выражается в СТРЕМЛЕНИИ К
ПРЕВОСХОДСТВУ, захвату чужого и защите своего жизненного пространства.
У человека к этому добавляется стремление к власти над людьми, интеллектуальному и духовному превосходству, славе, расширению влияния, однако в зависимости от социальных условий (в том числе — воспитания) это стремление может реализоваться в служении людям и во вред им.
Слайд 44Источник человеческой активности – бессознательное стремление человека к совершенству, которое
определяется переживанием чувства собственной неполноценности и необходимостью её компенсировать
Слайд 45Каждый человек переживает чувство неполноценности в детстве.
Чрезмерное ощущение неполноценности
приводит к формированию у человека КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, то есть преувеличенного
чувства собственной слабости и несостоятельности.
Ощущение неполноценности порождает стремление к её компенсации
и стремление к превосходству
Слайд 46Форма реализации стремления к превосходству определяет стиль жизни человека, то
есть индивидуальный способ достижения жизненных целей
Слайд 47В 40-50 е годы появилось новое направление психоаналитической традиции -
неофрейдизм (неопсихоанализ).
Причины неврозов неофрейдисты в первую очередь видели не
в проблеме внутреннего подсознательного конфликта, а в противоречиях внутренних и внешних детерминант поведения
Слайд 49Карен Хорни доказывала, что развитие не предопределено только врождёнными инстинктами,
что человек может изменяться и развиваться в течении жизни.
Эта
возможность опровергает ФАТАЛЬНУЮ ОБРЕЧЁННОСТЬ НА НЕВРОЗ, о которой говорил Фрейд.
Слайд 50Карен Хорни выделила 2 вида тревоги:
Физиологическая тревога связана со
стремлением ребёнка удовлетворить свои насущные потребности – в еде, питье,
комфорте.
Психологическая тревога связана с ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасною мира.
Слайд 51Решающее значение для развития человека имеют отношения между ребенком и
родителем.
Слайд 52Любовь и тепло родителей к ребенку способствуют формированию здоровой личности,
а их недостаток или отсутствие развивает у ребенка базальную (основополагающую)
враждебность и базальную тревогу.
Слайд 53Под базальной тревогой понимается ощущение одиночества и беспомощности перед лицом
потенциально опасною мира.
Выраженная базальная тревога ведет к формированию невроза
у взрослого человека.
Слайд 54Преодоление психологической тревоги связано с развитием адекватного "образа Я".
Слайд 55К. Хорни считала, что существует несколько "образов Я":
Я-реальное;
Я-идеальное;
Я глазами
других людей
Слайд 56В идеале три "образа Я" должны совпадать между собой: только
в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности
и её устойчивости к неврозам. В противном случае – развивается тревога.
Слайд 57Влияние деструктивных стилей воспитания на формирование стратегии социального поведения
Слайд 58ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — философское течение конца XIX — начала XX
веков, которое выдвинуло в качестве исходного понятия «жизнь» как интуитивно
постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Это направление возникло как оппозиция классическому рационализму и механистическому естествознанию.
Слайд 60Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационализма
Разум не в состоянии объяснить
божественное чудо (чудо - единично), разум не способен охватить все
богатство и уникальность единичной человеческой жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности.
Слайд 61ЭКЗИСТЕНЦИЯ (лат. Existentia – существование) – внутреннее бытие человека; то
непознаваемое в человеческом "Я", вследствие которого человек предстает как конкретная
неповторимая личность.
Слайд 62Так как жизнь у человека одна, неповторима и незаменима, то
единичные стили и единичные образы жизни являются самым характерными свойствами
"Я".
Слайд 63Кьеркегор призывает прислушаться к внутреннему голосу
Слайд 64В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно
абстрактно и безлично), экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью
личности, с ее интимными переживаниями:
ТОЛЬКО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МОЖЕТ БЫТЬ ПОДЛИННО КОНКРЕТНЫМ, ИМЕЮЩИМ НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ.
Слайд 65Кьеркегор призывал к тому, чтобы внимательнее «вглядеться и вчувствоваться» в
реальную человеческую жизнь, в личные страдания.
Слайд 66В центр своих размышлений Кьеркегор ставит проблему БЫТИЯ ЕДИНИЧНОГО -
единого и единственного человека.
Слайд 67Герменевтика — способ познания, центром которого является процесс понимания
Слайд 68ШЛЕЙЕРМАХЕР
Фридрих Даниэль Эрнст (1768—1834)
Слайд 69Любой текст зависит как от особенностей языка, так и от
личных особенностей автора.
Слайд 70Процесс понимания носит творческий характер, требует сближения с индивидуальным миром
автора, интуитивного вживания в текст и одновременно его анализа.
Слайд 72Основой герменевтики В. Дильтей считал понимающую психологию: ее особенность состоит
в непосредственном постижении целостности душевно-духовной жизни личности.
ГЕРМЕНЕВТИКА — искусство
понимания проявлений человека
Слайд 73В. Дильтей выдвинул для психологии МЕТОД ПОНИМАНИЯ как ведущий
Этот
метод, близкий по своей природе интуитивному проникновению, "вживанию", "вчувствованию", Дильтей
противопоставил методу объяснения, который связан с конструирующей деятельностью рассудка.
Особенность метода понимания - рассмотрение психических явлений через призму целостного личностного видения и сопереживания.
Слайд 74В. Дильтей выделяет два вида понимания:
1) понимание собственного внутреннего
мира, достигаемое с помощью ИНТРОСПЕКЦИИ;
2) понимание чужого мира —
путем вживания, сопереживания, вчувствования, достигаемое с помощью ЭМПАТИИ.
В обоих своих видах понимание — это «процесс, в котором на основе чувственных данных постигается внутреннее» - прежде всего внутренняя жизнь человека, ее специфика и уникальность.
Слайд 75Важнейшей особенностью понимания является ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ:
для понимания целого необходимо
понять его отдельные части, но
для понимания отдельных частей уже
необходимо иметь представление о смысле целого.
Слайд 77Чистая психология - это наука, "очерчивающая всеобщую и необходимую сущностную
форму психического и, таким образом, касающаяся всего того, без чего
психическое как таковое просто немыслимо"
(Э. Гуссерль. Амстердамские доклады: Феноменологическая психология)
Слайд 78Необходимым условием рассмотрения психического в его самоданности является РЕФЛЕКСИЯ
Слайд 79Задача чистой психологии состоит в повороте взгляда от непосредственно тематического
на сам акт тематизации.
Только благодаря такому повороту можно ввести в
поле зрения саму психическую жизнь
Слайд 80По Гуссерлю само рефлексивное восприятие характеризуется свойством быть направленным на
что-либо — быть осознанием чего-либо — т. е. оно интенционально
Слайд 81Гуссерль, тщательно анализируя структурообразующие моменты любого интенционального акта, различает в
нем смыслопридающие и смыслонаполняющие акты.
В актах смыслопридания имеет место интенция
смысла, появление значения, что позволяет выявить значимость чего бы то ни было для человеческого существования в целом.
Акты смыслонаполнения актуализируют соотнесенность с предметом.
Слайд 82Смысл как бы задает направленность и позволяет состояться переживанию в
целом.
Мы растворяемся в интенции значения и следуем смыслу.
Слайд 83Гуссерль понимает под феноменами ВОЗНИКАЮЩИЕ В СОЗНАНИИ СМЫСЛЫ ПРЕДМЕТОВ
Слайд 84Только при учете двух необходимых условий (рефлексивного восприятия и интенционалъного
акта) можно вести речь о феноменологическом опыте, в котором нам
становится доступным психическое в его собственной сущности.
Феноменологический опыт означает осознание психического в собственном смысле, т. е. в его самоданности
Слайд 85Осуществить акт рефлексивного восприятия можно только путем раскрытия психических переживаний
в своей собственной жизни
Слайд 86Опыт восприятия внешних предметов физического мира в целом имеет ту
же структуру, что и в опыте самопостижения.
Отличие здесь лишь
в том, что направленность нашего рефлексивного восприятия направлено не на акт переживания (сознания), а на предметы внешнего мира
Слайд 87Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и субъект познания
должен строить все свои выводы исходя из этого факта.
Слайд 88Исходные феномены дополняются конструированием многообразия переживаний, осуществляемым благодаря воображению человека.
В синтезированных переживаниях всегда есть нечто идентичное, инвариантное, согласующееся с
исходными феноменами .
Слайд 89Решающий момент познания состоит в постижении идентичного, инвариантного, одним словом,
эйдоса (идеи, понятия).
В результате достигается ЭЙДЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ.
Слайд 90Наиболее полно жизненный мир дан субъекту не в идеализациях (абстракциях)
и, вообще, не в понятиях, а в ЭЙДОСАХ, образующих поток
сознания.
Слайд 91Категориальная интуиция:
ЖЕЛАЕШЬ ОБНАРУЖИТЬ СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ, КОНСТРУИРУЙ МНОГООБРАЗИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ О
НИХ.
Слайд 92ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность,
раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации)
Слайд 93Причины появления гуманистической психологии:
1) 50-60-е гг. – изменение массового
сознания, изменение базовых ценностей
2) Популярность экзистенциальной философии
3) Разочарование
в традиционных психологических направлениях
Слайд 95Принципы гуманистической психологии:
1- Человек – это особая сущность, сознание
выделяет его из окружающего мира и определяет его уникальность. Природа
человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию.
2- Убежденность в целостном характере природы человека. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
3- Изначальная позитивность человеческих качеств. Человек изначально добр, в крайнем случае – нейтрален (негатив появляется в результате воздействия окружения).
4- Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо. Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека. Самосовершенствование является основной темой жизни человека, а изучение самоактуализирующихся здоровых людей позволит создать универсальную психологическую науку.
5- Наиболее отличительной и универсальной характеристикой людей является творчество. Творчество проявляется в разных формах. Врожденная способность человека к творчеству может утратиться в результате «окультуривания» или подчинения человека нормам, господствующим в обществе.
6- Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью. Следует сделать акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида.
7- Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт.
Слайд 97Условия клиентцентрированной терапии:
1. Партнеры - два человека (психотерапевт и
клиент) должны находиться в тесном психологическом, эмоциональном контакте.
2. Должно быть
безоценочное позитивное принятие психотерапевтом любого человека. Психотерапевт должен проявлять позитивное безусловное внимание к клиенту.
3. Клиент, как правило, находится в состоянии несоответствия самому себе, он может быть уязвим и тревожен. Психотерапевт должен ощущать себя гармоничным, интегрированным человеком (прежде всего в момент психотерапии). Терапевт должен быть тем, кем он есть на самом деле, то есть быть естественным.
4. Психотерапевт должен быть способен к эмпатии (сопереживание, сочувствие) и к ее реализации, то есть может эмоционально почувствовать внутренний мир клиента.
5. Клиент должен ощущать, что психотерапевт проявляет эмпатию и безусловное позитивное внимание по отношению к нему.
6. Должно быть конгруэнтное (адекватное, искреннее) самовыражение партнеров в общении, нельзя скрывать свои чувства, т.е. нельзя надевать маску.
7. Должна быть искренняя вера психотерапевта в способность клиента решить свои проблемы.
Слайд 98Особенности клиентцентрированной терапии:
1. Психотерапевт создает только необходимые условия для
личного роста клиента. Далее запускается стремление клиента к самоизменению. Роль
психотерапевта — использовать это стремление и направить клиента по нужному пути.
2. Психотерапия больше акцентируется на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных.
3. Терапия больше опирается на непосредственную конкретную ситуацию (по принципу «здесь и теперь»), а не на прошлый опыт индивида.
4. Терапия ориентирована на инициативу самого клиента с минимумом участия со стороны терапевта.
Слайд 100Эрих Фромм в своей работе «Бегство от свободы» первым из
психоаналитиков обратил внимание на иррациональную конфликтность нашего стремления к свободе
и бессознательного страха перед ней.
Слайд 101Фромм пришёл к выводу, что движимыми силами развития личности, являются
2 врождённые бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма:
потребность в
укоренении (выражается в стремлении стать частью общества);
потребность в индивидуализации (выражается в стремлении свободе).
Слайд 102Главное противоречие человеческого существования — это противоречие между стремлением к
свободе и независимости от окружающего мира и стремлением к безопасности
и принадлежности к социуму
Слайд 103«Как отобрать у народа свободу - ее надо просто доверить
народу»
Игорь Губерман
Слайд 104В условиях общества происходит подавление свободы.
Быть самим собой –
большой РИСК, отсюда имеет место «бегство от свободы», и как
следствие нивелирование человеческой личности, конформизм, авторитаризм».
Слайд 105Единственное чувство, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти
две противоположные потребности, является любовь в самом широком понимании этого
слова.
Слайд 106Фромм пришёл к выводу, что есть два способа реализации своей
внутренней свободы – способ иметь и способ быть.
Люди, которые
живут, чтобы иметь, ориентированы на укоренённость в обществе. Для них главное – продемонстрировать своё значение, придать себе вес в глазах других. При этом неважно, чем они хотят обладать – знанием, властью, любовью или религией. Главное, показать всем, что это их собственность. Отсюда их догматизм, нетерпимость, их агрессивность и неуверенность, т.к. они бессознательно боятся, что кто-то отберёт у них незаслуженную собственность. Всё это приводит к неврозу, делая потребность иметь ненасыщаемой.
Развитие по принципу быть, характеризуется внутренней свободой и уверенностью в себе. Таким людям всё равно, что о них думают другие, т.к. для них важно не демонстрировать обладание, а быть, чувствовать себя любящим, религиозным, знающим человеком. В этом и реализуется индивидуальность, понимание своей самоценности. Им нужна свобода, чтобы быть самим собой. Они уважают и стремление других быть самими собой, поэтому они терпимы и неагрессивны.
Слайд 107Фромм говорит о необходимости выбора: Иметь или Быть, т. е.
посвятить мысли и чувства деньгам и вещам (Иметь) или
духовному
ощущению полноты жизни и своего личностного роста (Быть!).