Слайд 2Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный
технический университет им. Н.Э.Баумана»
ФАКУЛЬТЕТ
ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Старший преподаватель кафедры № 1
кандидат
технических наук
подполковник запаса Кузичкин В. Н.
Слайд 3Тема2: Строевая подготовка
Занятие №1:
Общие положения Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Строевые
приемы без оружия.
Слайд 4Учебные и воспитательные цели:
1. Дать представление об основах строевой выучки,
о традициях и ритуалах, существующих в Вооруженных Силах Российской Федерации
2.
Научить правильно выполнять строевые приемы без оружия на месте и в движении;
3. Привить практические навыки в выполнении строевых приемов без оружия на месте и в движении.
4. Воспитывать у студентов любовь к своей военной специальности и стремление к постоянному совершенствованию своей квалификации.
Слайд 5Учебные вопросы:
Строи, управление строями. Обязанности командира и военнослужащего перед построением
и в строю.
2. Строевая стойка. Выполнение основных команд.
3. Движение. Повороты
на месте и в движении.
4. Выполнение воинского приветствия без оружия. Выход из строя и подход к начальнику.
Слайд 6Вступление
Строевая подготовка, являясь составной частью боевой подготовки, оказывает влияние на
все стороны жизни и деятельности войск. Она закаляет волю воинов,
способствует соблюдению воинского порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение воинов владеть своим телом, развивает наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительность.
Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий воинов в современном бою.
Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он вырабатывает у воинов способность быстро, точно и единодушно исполнять волю командира. Строевая подготовка основана на глубоком понимании военнослужащими необходимости четких, быстрых и сноровистых действий при выполнении приемов в составе подразделения.
Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при вооружении и на технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.
Строевая подготовка включает: одиночное строевое обучение без оружия и с оружием; строевое слаживание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и па машинах; строевые смотры. Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, на всех других занятиях и в повседневной жизни.
Вот почему было бы желательно, чтобы командиры настойчиво совершенствовали свое мастерство в обучении подчиненных строевой подготовке.
Слайд 7
1 вопрос:
Строи, управление строями. Обязанности командира и военнослужащего перед построением
и в строю.
Слайд 8Строевая подготовка — предмет обучения сугубо практический. Здесь каждый прием
нужно отрабатывать многократными тренировками, которые не прекращаются и после его
усвоения, иначе в его выполнении будут потеряны приобретенные ранее навыки, четкость и красота исполнения.
Для успешного усвоения основных положений Строевого устава и умелых действий в различных строях необходимо в первую очередь знать все элементы строя, порядок выполнения команд, обязанности солдат перед построением и в строю.
1. Строй - установленное Уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.
2. Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.
Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.
3. Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.
4. Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью).
5. Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.
6. Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.
Слайд 97. Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями
и частями.
8. Ширина строя - расстояние между флангами.
9. Глубина строя
- расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней шеренги (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней линии машин (позади стоящей машины).
10. Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются первой и второй.
При повороте строя названия шеренг не изменяются.
Ряд - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.
При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит во впереди стоящую шеренгу.
11. Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.
В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.
В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.
Слайд 1012. Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок
друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на
дистанциях, установленных Уставом или командиром.
Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более.
Колонны применяются для построения подразделений и частей в развернутый или походный строй.
13. Развернутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.
Развернутый строй применяется для проведения проверок, расчетов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.
14. Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.
Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша, прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.
15. Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют свое движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).
Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.
Одиночная подготовка является наиболее ответственным разделом строевого обучения.
Занятия по изучению строевых приемов на месте необходимо проводить в разомкнутом строю, а в движении—на увеличенных дистанциях, с тем чтобы командиру отчетливо были видны ошибки и неточности в действиях каждого солдата. Занятия по одиночной строевой подготовке должны проводиться на специально оборудованной площадке или на строевом плацу.
Хорошая одиночная строевая подготовка обеспечивает успех обучения солдат действиям в составе подразделения и части.
Слайд 11Команда разделяется на предварительную и исполнительную, но может быть и
только исполнительной.
Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся
в строю поняли, каких действий от них требует командир.
По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю и вне строя на месте, принимают положение «смирно», а в движении ногу ставят тверже.
Исполнительная команда подается после паузы громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.
Чтобы привлечь внимание военнослужащего, в предварительной команде при необходимости называют его звание и фамилию. Громкость голоса при подаче команд зависит от протяженности строя, а рапорт всегда отдается четко, без резкого повышения голоса.
В заключение командир поясняет, что для отмены приема или для прекращения его подается команда «Отставить»; рассказывает, что по этой команде принимается положение, в котором обучаемые находились до выполнения приема.
Занятия по строевой подготовке следует начинать с обучения личного состава обязанностям перед построением.
Слайд 12Статья 26 Строевого устава Вооруженных сил Российской Федерации гласит:
Военнослужащий обязан:
1.
Проверить исправность своего оружия, закрепленных за ним вооружения и военной
техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;
2. Аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;
3. Знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения;
4. В строю без разрешения не разговаривать и не курить; быть Внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро точно их выполнять, не мешая другим;
5. Передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.
Слайд 13Статья 25 Строевого устава Вооруженных сил Российской Федерации гласит:
Командир обязан:
1.
Указать место, время, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а
также какое иметь вооружение и военную технику; при необходимости назначить наблюдателя;
2. Проверить и знать наличие в строю подчиненных своего подразделения (части), а также вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и шанцевого инструмента;
3. Проверить внешний вид подчиненных, а также наличие снаряжения и правильность его подгонки;
4. Поддерживать дисциплину строя, и требовать точного выполнения подразделениями команд и сигналов, а военнослужащими своих обязанностей в строю;
5. При подаче команд в пешем строю на месте принимать строевую стойку;
6. При построении подразделений с вооружением и военной техникой произвести внешний осмотр их, а также проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, правильность крепления перевозимой (буксируемой) материальной части и укладки имущества; напомнить личному составу требования безопасности; в движении соблюдать установленные дистанции, скорость и правила движения.
Данные положения, ст.1-15, 25, 26 СУ ВС РФ необходимо законспектировать и выучить наизусть.
Слайд 14
2 вопрос:
Строевая стойка. Выполнение основных команд.
Слайд 15 Для обучения студентов строевой стойке взвод строится в
одну шеренгу и преподаватель, выйдя перед серединой строя, показывает, как
нужно принимать строевую стойку.
Начиная занятие, преподаватель знакомит студентов с элементами строевой стойки путем образцового ее показа. При этом обучаемые должны видеть преподавателя при показе спереди и сбоку. Затем преподаватель рассказывает, в каких случаях применяется строевая стойка, показывает, обращая особое внимание на правильное принятие строевой стойки при отдаче и получении приказания, при обращении студентов друг к другу. Закончив показ, преподаватель размыкает взвод и дает возможность обучаемым принять положение строевой стойки, а сам проверяет каждого обучаемого, добиваясь устранения допущенных им ошибок. Затем преподаватель приступает к разучиванию строевой стойки по элементам.
Если большинство студентов допускает ошибки, преподаватель приступает к практическому изучению приема с помощью подготовительных упражнений. Для этого студенты в разомкнутом одношереножном строю становятся на линию строевой площадки. Преподаватель показывает первое подготовительное упражнение — развертывание носков по линии фронта на ширину ступни. Дает студентам возможность выполнить в течение двух-трех минут это подготовительное упражнение, а сам следит за положением носков ног. После этого преподаватель приступает к тренировке.
Выполнение этого подготовительного упражнения осуществляется по команде «Носки свести, делай—РАЗ, носки развести, делай—ДВА, носки свести, делай—РАЗ» и т. д.
Слайд 16 Подавая команды, преподаватель следит за шириной разведения носков
и указывает на допускаемые обучаемыми ошибки. Сначала упражнение несколько раз
выполняется под общую команду, затем преподаватель проверяет выполнение упражнения каждым студентом. После этого он приказывает еще раз приступить к самостоятельной тренировке. Выполнять упражнение нужно по нескольку раз и только после этого проверять, не отклонились ли носки от линии. Во время самостоятельной тренировки преподаватель проверяет поочередно каждого обучаемого и добиваются устранения допущенных ими ошибок.
После одиночной тренировки преподаватель может перейти к попарной тренировке, для чего производит расчет на первый и второй и командует: «Первые номера налево, вторые—напра-ВО», затем «Первые номера проверяют, вторые—выполняют, к попарной тренировке—ПРИСТУПИТЬ», а сам следит за тренировкой, исправляет ошибки, допускаемые обучаемыми, и периодически меняет тренирующихся и контролирующих.
Слайд 17 Затем преподаватель показывает второе подготовительное упражнение—приподнимание груди с
подачей корпуса несколько вперед, подбиранием живота, развертыванием плеч и опусканием
рук посредине бедер. Это упражнение отрабатывается в такой же последовательности, как и предыдущее. Преподаватель разъясняет студентам, что, начиная это упражнение, необходимо сделать глубокий вдох и в таком положении задержать грудную клетку, сделать выдох и продолжать дыхание с приподнятой грудью. Приподняв грудь, корпус тела следует немного подать вперед и подобрать живот, а плечи развернуть. Руки при этом опускаются так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы были полусогнуты и касались бедер. Чтобы проверить правильность подачи корпуса несколько вперед, необходимо приподняться на носки, а затем, не изменяя наклона корпуса, опуститься на всю ступню.
Разучивание этого подготовительного упражнения производится по команде «Грудь приподнять, живот подобрать, плечи развернуть, корпус тела подать вперед, делай— РАЗ; принять первоначальное положение, делай—ДВА». Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый обучаемый в отделении не почувствует отличия положения корпуса при правильной строевой стойке от положения в свободном состоянии.
Слайд 18 Для показа отличия этих положении необходимо использовать зеркало
или расположить одну шеренгу напротив другой, а затем подать команду
«Первые номера—стоять вольно, вторые номера—грудь приподнять». Затем первые номера стоят в положении «смирно», а вторые номера в положении «вольно». Проделав несколько раз это упражнение, студенты наглядно убедятся в отличии положения строевой стойки от положения «вольно».
При отработке второго подготовительного упражнения преподаватель показывает, как обучаемые должны держать голову при строевой стойке. Чтобы проверить правильность положения головы, необходимо принять строевую стойку и, не опуская головы, посмотреть вниз перед собой. При правильном положении головы студент должен видеть на плацу самую близкую точку в двух-трех шагах от себя, любое другое положение головы обучаемого будет неправильным. Опыт показывает, что если голова держится высоко и прямо, то корпус выпрямляется, осанка становится красивой. Преподаватель обращает внимание студентов на то, что при правильной строевой стойке грудь всегда находится несколько впереди подбородка.
Отработав подготовительные упражнения, преподаватель приступает к тренировке всех элементов строевой стойки в целом, для чего подает команды «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО» или другие команды, например: «Два шага вперед (назад), шагом—МАРШ», «Рядовой Петров. Шаг вперед, шагом—МАРШ» и т. д.
Слайд 19 Для проверки правильного выполнения строевой стойки необходимо в ходе
тренировки приказать студентам подняться на носки. Если строевая стойка была
принята правильно, то все обучаемые легко, без наклона вперед выполнят команду. Можно проверить правильность строевой стопки поднятием носков. Те, кто принял правильно строевую стойку, носки поднять не смогут.
Научив принимать строевую стойку по разделениям, преподаватель тренирует студентов в выполнении приема в целом, для чего подает команду, например: «Отделение, в одну шеренгу—СТАНОВИСЬ» или «Отделение— СМИРНО». Обучаемые выполняют команды, принимают строевую стойку, а преподаватель следит за их действиями и добивается устранения допущенных ими ошибок.
После того как обучаемые научатся принимать строевую стойку, преподаватель учит их выполнять команды «Вольно» и «Заправиться». Перед командой «Заправиться» надо всегда подавать команду «Вольно». По команде «Вольно» следует стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
По команде «Заправиться» разрешается, не оставляя своего места в строю и стоя свободно, поправить оружие, обмундирование и снаряжение.
При необходимости выйти из строя надо получить разрешение своего непосредственного начальника; курить можно только с разрешения старшего командира.
Закончив показ и объяснение, как выполняются эти команды, преподаватель приступает к обучению. С этой целью производит различные построения, подавая команды, например:
«Отделение—РАЗОЙДИСЬ», «Отделение, в одну шеренгу—СТАНОВИСЬ», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ» и т. д.
Слайд 20 Обучаемые по команде «Становись» занимают свое место в
строю, принимают строевую стойку, а преподаватель проходит перед строем и
проверяет ее выполнение. Убедившись, что обучаемые приняли строевую стойку правильно, подает команду «ВОЛЬНО» и следит, как она выполняется.
Сделав замечания тем, кто неправильно выполнил команду «Вольно», и подав ее несколько раз для тренировки, учит выполнять команду «Заправиться». Так, подавая неоднократно команды «Становись», «Вольно», «Заправиться», преподаватель добивается правильного и четкого их выполнения. В дальнейшем навыки в выполнении строевой стойки и действия по командам «Вольно» и «Заправиться» совершенствуются на всех занятиях.
В конце занятия необходимо дать оценку каждому студенту за выполнение строевой стойки. С этой целью преподаватель проверяет и оценивает правильность строевой стойки у каждого обучаемого.
При обучении необходимо после отработки строевой стойки дать им практику в обучении подчиненных. Ошибки руководителей в методике проведения занятия и неправильной трактовке Строевого устава должны немедленно устраняться с показом им правильных приемов и действий.
Слайд 233 вопрос:
Движение. Повороты на месте и в движении.
Слайд 24Повороты на месте
Преподаватель объясняет, что повороты на месте
выполняются обучаемыми на всех занятиях, при подходе к начальнику и
отходе от него, а также при постановке в строй как на занятиях, так и во время построений и передвижений.
Обучение поворотам на месте начинается после отработки строевой стойки, так как только на ее основе можно правильно освоить эти приемы. При этом сначала необходимо отработать повороты направо, налево (1/4 круга) и кругом (1/2 круга), а затем повороты на пол-оборота направо и на пол-оборота налево (1/8 круга).
Для обучения поворотам на месте преподаватель выстраивает отделение по периметру строевой площадки (в одну шеренгу с интервалом четыре шага) и, выйдя перед серединой строя, показывает поворот в целом в уставном темпе.
Показывая прием по разделениям, поясняет, что поворот кругом и налево производится в сторону левой руки на левом каблуке и правом носке, а поворот направо—в сторону правой руки на правом каблуке и левом носке.
Все повороты по разделениям выполняются на два счета: по первому счету надо повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу, по второму счету кратчайшим путем приставить другую ногу.
Слайд 25 Для четкого и красивого поворота на месте необходимо
перенести тяжесть тела на ту ногу, в сторону которой делается
поворот, с одновременным рывком корпуса в сторону поворота и сильным упором на носок противоположной ноги, сохраняя устойчивое положение туловища. Преподаватель показывает прием в медленном темпе с одновременным разъяснением порядка действий по предварительной и исполнительной командам.
Показав прием по разделениям, преподаватель командует: «Направо, по разделениям, делай—РАЗ, делай—ДВА».
Преподаватель следит за тем, чтобы обучаемые по первому счету, резко повернувшись в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке, сохраняли положение корпуса, как при строевой стойке, и не сгибали ноги в коленях, перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Каблук сзади стоящей ноги и носок впереди стоящей должны быть развернуты так, чтобы после окончания поворота носки оказались развернутыми на ширину ступни. Положение рук должно быть, как при строевой стойке.
При неправильном или нечетком выполнении элемента по счету «раз» подается команда «ОТСТАВИТЬ».
По счету «делай—ДВА» кратчайшим путем приставляют левую ногу, не сгибая ее в колене.
Разучив с отделением поворот направо по разделениям, преподаватель приступает к разучиванию его в целом. Для этого он подает команду «Напра-ВО» и сопровождает ее подсчетом вслух: «РАЗ, ДВА».
Слайд 26 При изучении поворота необходимо обратить внимание на то,
чтобы он выполнялся не только с помощью ног, но и
с помощью резкого движения корпусом в сторону поворота с соблюдением всех правил строевой стойки.
Закончив тренировку в выполнении поворота направо, преподаватель сначала показывает в целом, а затем по разделениям поворот налево.
По команде «Налево, по разделениям, делай — РАЗ» обучаемые должны повернуться на левом каблуке и на правом носке, перенести тяжесть тела на левую ногу, сохраняя правильное положение корпуса, не сгибая ноги в коленях и не размахивая во время поворота руками. По счету «делай— ДВА» правую ногу надо кратчайшим путем приставить к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни.
После разучивания поворота налево по разделениям проводится тренировка в выполнении этого поворота в целом.
Изучив поворот налево, преподаватель переходит к изучению поворота кругом. Он показывает прием в целом, затем по разделениям на два счета. Далее командир поясняет, что поворот кругом выполняется по команде «Кру-ГОМ» так же, как поворот налево, с той лишь разницей, что он делается на 180°.
По команде «Кругом, по разделениям, делай—РАЗ» надо резко повернуться на левом каблуке и на правом носке, не сгибая ног в коленях, затем перенести тяжесть тела на левую ногу, подавая корпус немного вперед.
По счету «делай—ДВА» надо кратчайшим путем приставить правую ногу к левой так, чтобы каблуки были вместе, а носки развернуты на ширину ступни.
Добившись правильного выполнения приема по разделениям, следует перейти к тренировке обучаемых в выполнении поворота кругом в целом.
При выполнении поворотов на месте характерны следующие ошибки: преждевременный поворот корпуса но предварительной команде, сгибание ног в коленях, размахивание руками при повороте, наклон головы вниз, отклонение корпуса назад, поворот не на каблуке, а на всей ступне. Кроме того, неполный разворот, приставление ноги не кратчайшим путем и при этом качание корпуса.
Слайд 27 Движение
Строевой шаг является одним из наиболее сложных
и трудных по усвоению строевых приемов, выполнение которого требует от
обучаемых особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и йог.
Последовательность обучения движению строевым шагом рекомендуется такая:
тренировка в движении руками;
тренировка в обозначении шага на месте;
тренировка в движении строевым шагом на четыре счета;
тренировка в движении строевым шагом на два счета;
тренировка в движении строевым шагом в замедленном темпе (50—60 шагов в минуту);
тренировка в движении строевым шагом в уставном темпе (110—120 шагов в минуту) по разметке строевой площадки;
общая тренировка в движении строевым •шагом по плацу без разметки;
прием зачетов.
Рассказав о применении строевого шага, преподаватель приступает к его разучиванию. Обучение движению строевым шагом, как и каждый новый прием, следует начинать с образцового показа и пояснения.
Разучивать строевой шаг рекомендуется по элементам, применяя для этого подготовительные упражнения.
Слайд 28 Показав движение строевым шагом в целом, преподаватель показывает
по разделениям первое подготовительное упражнение—движение руками, а затем подает команду
«Движение руками, делай — РАЗ, делай—ДВА». По счету «делай—РАЗ» обучаемые должны согнуть правую руку в локте, производя движение ею от плеча около тела так, чтобы кисть руки поднялась выше пряжки пояса на ширину ладони и находилась на расстоянии ладони от тела; одновременно левую руку отвести назад до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук должны быть полусогнуты, а локоть правой руки слегка приподнят. По счету «делай—ДВА» обучаемые должны произвести движение левой рукой вперед, а правой, начиная от плеча, назад до отказа.
После каждого счета преподаватель задерживает положение рук обучаемых и исправляет допущенные ими ошибки.
Для усложнения этого упражнения к нему в последующем добавляется обозначение шага на месте.
После усвоения правильного положения рук преподаватель приступает к изучению следующего подготовительного упражнения—движения строевым шагом по разделениям на четыре и на два счета.
Показав подготовительное упражнение по разделениям на четыре счета, преподаватель размыкает отделение на четыре шага и, повернув его направо, командует: «Строевым шагом, по разделениям на четыре счета, шагом — МАРШ»: «РАЗ, два, три, четыре: РАЗ, два, три, четыре» и т. д. Счет «раз» произносится громко.
Но предварительной команде «Шагом» обучаемые подают корпус несколько вперед, перенося тяжесть тела больше на правую ногу и сохраняя устойчивое положение. По исполнительной команде «Марш» и по счету «раз» они начинают движение с левой ноги, полным шагом, вынося ногу вперед с оттянутым носком (при этом ступня должна быть параллельна земле) на высоту 15- 20 см от земли, и ставят ее твердо па нею ступню, отрывая в тоже время от земли правую ногу с подтягиванием ее па полшага вперед к пятке левой ноги. Одновременно с шагом обучаемые делают движение правой рукой вперед, а левой назад до отказа (как было указано в первом подготовительном упражнении) и стоя на левой ноге с опущенными руками, правая нога прямая, носком почти у самой земли. По счету «два, три, четыре» делают выдержку.
Слайд 29 По следующему счету «раз» повторяется движение, но уже
с правой ноги, а по счету «два, три, четыре» снова
выдержка и т. д.
После отработки подготовительного упражнения на четыре счета командир отделения повторяет что же движение па два счета.
Если солдаты отделения допускают ошибки, следует повторить еще раз упражнение на четыре счета. Затем преподаватель приступает к обучению движению строевым шагом с темпом 50—60 шагов в минуту с последующим наращиванием темпа движения до 110—120 шагов в минуту. Для исправления ошибок рекомендуется от полного темпа движения строевым шагом снова перейти к движению по разделениям на четыре или на два счета. В ходе тренировки отделения в выполнении приема в целом необходимо строго выдерживать темп движения 110—120 шагов в минуту.
Обучение по разделениям и в целом может проводиться по командам и под счет преподавателя, самостоятельно под счет обучаемых.
Для начала движения бегом подается команда «Бегом — МАРШ».
При начале движения бегом с места обучаемый по предварительной команде должен слегка подать корпус вперед, руки полусогнуть, отвести локти несколько назад, а по исполнительной команде начать бег с левой ноги, производя свободные движения руками вперед и назад в такт бега.
Обучение бегу начинается с показа и освоения его техники в медленном темпе.
Для изменения скорости движения подаются команды: «ШИРЕ ШАГ», «КОРОЧЕ ШАГ», «ЧАЩЕ ШАГ», «Ре-ЖЕ». «ПОЛШАГА», ПОЛНЫЙ ШАГ».
Слайд 30 Повороты в движении
Разучивание с отделением поворотов
в движении начинается с их показа. После показа преподавателем поворота
направо в движении в целом поворот разучивается по разделениям на три счета. Преподаватель командует: «Поворот в движении направо, по разделениям, делай—РАЗ, делай—ДВА, делай—ТРИ». По счету «делай—РАЗ» необходимо сделать строевой шаг левой ногой вперед, произведя взмах руками в такт шага, одновременно с опусканием рук подвести носок правой ноги к пятке левой и остановиться в положении с опущенными руками так, чтобы вес тела был на левой ноге, а правая не касалась земли; по счету «делай—ДВА» резко повернуться направо на носке левой ноги, одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед, сделав взмах руками, с постановкой правой ноги опустить руки, по счету «делай — ТРИ» приставить левую ногу.
Перед отработкой поворота налево преподаватель подчеркивает, что он выполняется так же, как поворот в движении направо, с той лишь разницей, что поворот налево производится после четырех шагов. Исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю левой ноги.
Для тренировки преподаватель отводит отделение на шаг назад и располагает его на внешней линии строевой площадки. Выполнение поворота начинается по команде «Поворот в движении налево на четыре счета, шагом — МАРШ».
Под счет «раз, два, три» сделать три шага вперед вдоль линии квадрата, а под громкий счет «ЧЕТЫРЕ» —шаг правой ногой и поворот налево на носке правой ноги с одновременным выносом левой ноги вперед, под следующий счет «раз» правую ногу поставить на землю и продолжить движение.
Слайд 31 Перед изучением поворота кругом в движении командир накануне
изучает с личным составом требования соответствующих статей Строевого устава. Поворот
в движении кругом требует особо тщательного изучения, более длительной тренировки.
Командир обращает внимание обучаемых на то, что поворот в движении кругом в отличие от поворотов направо, налево выполняется на носках обеих ног и движение после поворота начинается с левой ноги в тот момент, когда ноги находятся на носках. Опускаться на пятки после поворота не рекомендуется.
Командир разъясняет, что для поворота кругом в движении исполнительная команда «Марш» подается одновременно с постановкой на землю правой ноги, а затем на три счета выполняется поворот.
Обучение повороту кругом в движении начинается по разделениям на четыре счета по команде «Поворот в движении кругом, по разделениям: делай—РАЗ, делай—ДВА, делай—ТРИ, делай—ЧЕТЫРЕ».
Слайд 32 Для поворота кругом по счету «делай — РАЗ»
студенты делают шаг вперед с левой ноги и останавливаются в
таком положении, перенеся вес тела на левую ногу, по счету «делай—ДВА» выносят правую ногу на полшага вперед и несколько влево резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног, остаются в таком положении.
По счету «делай—ТРИ» делают шаг с левой ноги вперед и ,по счету «делай — ЧЕТЫРЕ» приставляют правую ногу.
Упражнение повторяется в такой же последовательности в обратном направлении сначала под счет командира, а затем самостоятельно.
При выполнении поворота кругом особое внимание обращается на резкость поворота, а также на движение рук в такт шага, т. е. когда по счету «делай—ДВА» вначале выносится правая нога на полшага вперед, следует вместе с ней посылать левую руку вперед, а правую назад. Одновременно с постановкой правой ноги на носок руки должны опуститься. В момент начала поворота на носках обеих ног руки, двигаясь в такт шага, окажутся внизу. По счету «делай—ТРИ» правая рука начинает движение вперед, а левая назад.
Слайд 334 вопрос:
Выполнение воинского приветствия без оружия. Выход из строя и
подход к начальнику.
Слайд 34 Выполнение воинского приветствия
Устав внутренней службы обязывает
всех военнослужащих при встрече и обгоне отдавать друг другу приветствие,
строго соблюдая правила, установленные Строевым уставом.
Отдание воинского приветствия военнослужащими является одной из традиций нашей армии. Оно подчеркивает уважение военнослужащих друг к другу, дисциплинирует их, формирует навыки правильного поведения в повседневной жизни. Перед отработкой воинского приветствия на месте без оружия командир обязан изучить с личным составом в часы самостоятельной подготовки требования Строевого устава. Обучение правилам отдания воинского приветствия на месте надо проводить сначала без головного убора, а потом с надетым головным убором. Командир предварительно повторяет с обучаемыми выполнение приемов «головные уборы—снять», «головные уборы—надеть».
Рассказав обучаемым правила отдания воинского приветствия на месте без головного убора и показав их, командир начинает разучивать их по разделениям на два счета по команде «Отдание воинского приветствия на месте, начальник с фронта (справа, слева, сзади), по разделениям: делай — РАЗ, делай — ДВА».
При подходе начальника за 3-4 шага по счету «делай—РАЗ» студенты должны принять положение строевой стойки, если необходимо, повернуться в его сторону, с одновременным приставлением ноги энергично повернуть голову с приподнятым в сторону начальника подбородком, смотреть в лицо начальнику, поворачивая вслед за ним голову.
Слайд 35 Если необходимо, командир указывает, что начальник проходит слева
направо (справа налево). Все обучаемые поворачивают голову слева направо (справа
налево). По счету «делай—ДВА» голову ставят прямо и принимают положение «вольно». Отработав прием по разделениям, командир организует тренировку попарно с выделением солдат для прохождения вместо начальника перед фронтом, сбоку и сзади.
Обучение приемам отдания воинского приветствия на месте при надетом головном уборе проводится по разделениям в том же порядке, что и без головного убора. При этом следует сначала обучить студентов правильно прикладывать руку к головному убору. Для этого командир показывает и рассказывает, что правая рука прикладывается к головному убору кратчайшим путем после принятия положения «смирно», а при повороте в сторону начальника - одновременно с приставлением сзади стоящей ноги. Командир отделения обращает внимание студентов на то, что ладонь правой руки должна быть прямая, пальцы вместе, средний палец касается не головы у виска, а нижнего края головного убора (у козырька), локоть при этом должен быть на линии и на высоте плеча.
Для обучения отданию воинского приветствия в движении без головного убора отделение размыкается на четыре шага. Головные уборы предварительно снимаются и аккуратно укладываются в стороне от места занятий.
Показав прием в целом и по разделениям, командир поясняет, что для отдания воинского приветствия в движении вне строя без головного убора за 3-4 шага до начальника одновременно с постановкой ноги на землю необходимо прекратить движение руками, повернуть голову в сторону начальника и, продолжая движение, смотреть ему в лицо; пройдя мимо начальника, голову поставить прямо и продолжить движение руками.
Слайд 36 Изучение этого приема командир отделения начинает по разделениям
на четыре (шесть) счета. Если начальник идет навстречу, прием выполняется
на четыре счета; если он находится на месте — на шесть счетов. Прием разучивается по команде «Отдание воинского приветствия в движении, начальник справа (слева), по разделениям: делай—РАЗ, делай—ДВА» и т. д.
По счету «делай — РАЗ» обучаемые делают шаг левой ногой, одновременно с постановкой ее на землю прекращают движение руками и поворачивают голову в сторону начальника. По счету «два, три, четыре (пять, шесть)» движение продолжать с прижатыми руками и повернутой головой.
По счету «делай — РАЗ» одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо я продолжать движение руками. Затем, сделав три свободных шага, упражнение повторить в таком же порядке с темпом движения 60—70 шагов в минуту.
Обучение отданию воинского приветствия в движении при надетом головном уборе проводится на восемь счетов по команде «Отдание воинского приветствия в движении, начальник справа (слева), по разделениям: делай—РАЗ, делай— ДВА» и т. д.
По счету «делай — РАЗ» сделать шаг левой ногой и с постановкой ноги на землю голову повернуть в сторону начальника, одновременно приложить руку к головному убору; левую руку опустить вниз к бедру. По счету «делай—ДВА», «делай—ТРИ» «делай— ЧЕТЫРЕ», «делай—ПЯТЬ», «делай— ШЕСТЬ» продолжать движение; пройдя начальника по счету «делай — СЕМЬ», одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо, правую руку опустить от головного убора и отвести назад до отказа. По счету «делай — ВОСЕМЬ» правую ногу приставить к левой, а правую руку опустить к бедру.
Убедившись, что обучаемые правильно поняли прием, командир выстраивает отделение в колонну по одному и приступает к тренировкам.
Слайд 37 Подход к начальнику и отход от него
Подход к начальнику рекомендуется разучивать по разделениям на три счета.
По счету «делай—РАЗ» левой ногой делают строевой шаг вперед, произведя движение руками в такт шага, останавливаются перенеся вес тела на левую ногу (правая сзади), руки опущены. По счету «делай—ДВА» приставляют правую ногу и одновременно прикладывают правую руку к головному убору. По счету «делай—ТРИ» руку опускают к бедру. После этого упражнение повторяется. Для обучения этим действиям отделение выстраивается в одну шеренгу или в колонну по одному с интервалом или дистанцией между военнослужащими четыре шага.
Разучивание отхода от начальника по разделениям рекомендуется проводить на пять счетов по команде «Отход от начальника, по разделениям на пять счетов, шагом— МАРШ». По счету «делай—РАЗ» все обучаемые прикладывают правую руку к головному убору и отвечают: «Есть». По счету «делай—ДВА» поворачиваются кругом (направо, налево) и по счету «делай—ТРИ» приставляют правую ногу. По счету «делай—ЧЕТЫРЕ» с первым шагом опускают руку. По счету «делай—ПЯТЬ» приставляют правую ногу к левой. В такой последовательности упражнение повторяется под счет.
Слайд 38 Обучение выходу из строя по команде и возвращению
в строй командир начинает из развернутого одношереножного, а потом из
двухшереножного строя, из колонны по два, по три, по четыре.
Командир последовательно показывает порядок выхода из строя при нахождении военнослужащего в первой шеренге, во второй шеренге и в колонне. После показа он поясняет, что военнослужащий, услышав свою фамилию, должен ответить: «Я», а по команде о выходе из строя ответить: «Есть» - и строевым шагом выйти из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, остановиться и повернуться лицом к строю.
При выходе военнослужащего из второй шеренги он слегка накладывает левую руку на плечо впереди стоящего военнослужащего, который делает шаг вперед и, не приставляя правую ногу, шаг вправо, пропускает выходящего из строя военнослужащего, затем становится на свое место. При выходе военнослужащего из впереди стоящей шеренги его место занимает стоящий за ним военнослужащий.
Из колонны по два и по три (по четыре) военнослужащие выходят в сторону ближайшего фланга, делая предварительно поворот направо (налево). Если рядом стоит другой военнослужащий, то он делает шаг правой (левой) ногой в сторону и, не приставляя левой (правой) ноги, шаг назад, пропускает выходящего из строя и становится на свое место. Выход производится на середину строя кратчайшим путем с поворотом в движении. Количество шагов считается от первой шеренги.
Возвращение военнослужащего в строй производится по команде, например, «Рядовой Иванов. Стать в строй» или только «Стать в строй».
По команде «Рядовой Иванов» военнослужащий, стоящий лицом к строю, поворачивается лицом к начальнику и отвечает: «Я», а по команде «Стать в строй», если он без оружия или с оружием в положении «за спину», прикладывает руку к головному убору, отвечает: «Есть», делает поворот кругом, с первым шагом опускает руку и, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путем становится на свое место в строю.
ЧАСТЬ
1. Построить личный состав взвода (батареи) в развёрнутый двухшереножный
строй.
2.Напомнить название занятия, его цели и довести до обучаемых в какой степени они достигнуты.
3. Отметить лучших студентов взвода по строевой выучке.
4. Дать задание на самоподготовку.
5. Закончить занятие.
6. Проверить сдачу оружия.
Слайд 40КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Обязанности солдата перед построением и в строю.
2. Обязанности
командира перед построением и в строю.
3. Порядок отдания воинского приветствия
без оружия.
Слайд 41ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:
1. Изучить статьи Строевого устава Вооружённых Сил Российской
Федерации 1-15, 25,26;
2. Закрепить знания и навыки, приобретенные на данном
занятии.
Слайд 42ЛИТЕРАТУРА:
1. Строевой устав Вооружённых Сил Российской Федерации, Москва, Военное издательство.
2.
В. В. Апакидзе, Р. Г. Дуков по редакцией В. А.
Меримского «Строевая подготовка», Военное издательство, Москва 1988 г.