9 класс
Тема урока:
Подготовка к написанию
сжатого изложения
в экзаменационной работе ГИА
Слайд 2Этапы написания
сжатого изложения
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа
55 минут (235 минут).
На написание изложения дается 85 минут.
Сначала организаторы
в аудитории включают воспроизведение записи исходного текста.
Участники экзамена слушают исходный текст с осуществлением записей в черновиках.
На данный этап работы над изложением отводится 3 минуты.
Слайд 3Этапы написания сжатого изложения. Пробное задание
Прослушайте текст с осуществлением записей
ключевых слов и отдельных фраз в черновиках.
При прослушивании постарайтесь проникнуть
в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.
Обратите внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается, как завершается.
При записи текста оставляйте широкие поля, так как при редактировании Вам может понадобиться вставить слово, словосочетание или предложение.
Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст Вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и предложения.
Слайд 4Работа над черновиком
пробного изложения
Каков самый ценный подарок для любого
человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом,
они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души…
Не забывайте и о самых близких – родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достается меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь.
Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.
(135 слов) (По В. Бессоновой)
Слайд 5Образец черновика
пробного изложения
Каков самый ценный подарок для любого человека?
Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом, они
словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души…
Не забывайте и о самых близких – родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достается меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь.
Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.
Слайд 6Этапы написания сжатого изложения.
Работа над текстом изложения
По окончании воспроизведения
текста организаторы в аудитории останавливают устройство воспроизведения и сообщают участникам
экзамена о предоставлении им времени для осмысления прослушанного текста и подготавливают устройство воспроизведения к следующему включению.
Участники экзамена осмысливают прослушанный текст и работают с черновиками.
На данный этап работы над изложением отводится 4 минуты.
Слайд 7Этапы написания сжатого изложения. Работа над текстом изложения
Организаторы в аудитории
повторно включают воспроизведение аудиозаписи исходного текста.
Участники экзамена вторично слушают исходную
запись текста и сверяют ее с записью в своих черновиках.
На данный этап работы над изложением отводится 3 минуты.
Слайд 8Работа над текстом
пробного изложения
Прослушайте текст повторно.
Прослушивая текст второй раз,
уточните, правильно ли Вы запомнили последовательность изложения событий, мыслей.
Обратите внимание
на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия.
Слайд 9Работа над черновиком
пробного изложения
Каков самый ценный подарок для любого
человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом,
они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души…
Не забывайте и о самых близких – родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей любви и доброте, внимании и понимании. Именно им достается меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако родители тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь.
Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.
(135 слов) (По В. Бессоновой)
Слайд 10Работа над текстом
пробного сжатого изложения
Разделите текст на абзацы.
Сократите исходный
текст, но при этом помните, что Вы должны передать главное
содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Чтобы правильно сократить текст
в каждом предложении найдите слова, в которых сформулирована основная мысль (тезис), а те части, которые содержат разъяснение основной мысли, заключите в скобки;
преобразуйте простые предложения в сложные;
устраните повторы слов, согласуйте слова в словосочетаниях.
Слайд 11Работа с черновиком
пробного изложения
Каков самый ценный подарок для [любого]
человека? Конечно, это любовь и доброта. Они [всегда идут рядом,
они] словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, [с самыми лучшими намерениями. Простая] отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему [выполнить сложное задание] или сделайте [неожиданный] подарок[, пусть даже маленький, но от души]…
Не забывайте [и] о [самых близких –] родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей [любви и доброте,] внимании и понимании. Именно им достается меньше всего приятных слов от нас, [потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся.] Однако родители тоже имеют право на нашу [любовь и] благодарность, доверие и помощь.
Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела и [не останавливаться. И вы не заметите, как] они сделают вашу жизнь удивительной.
Слайд 12Работа с черновиком
пробного изложения
Каков самый ценный подарок для любого
человека? Конечно, это любовь и доброта. Они всегда идут рядом,
они словно одно целое. Любовь и доброту можно дарить бескорыстно, с самыми лучшими намерениями. Простая отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему выполнить сложное задание или сделайте неожиданный подарок, пусть даже маленький, но от души…
Не забывайте и о самых близких – родителях! Они не меньше других нуждаются в нашей (нашем) любви и доброте, внимании и понимании. Именно им (родителям) достается меньше всего приятных слов от нас, потому что чаще всего наша любовь существует как факт, как что-то само собой разумеющееся. Однако(а) родители (они) тоже имеют право на нашу любовь и благодарность, доверие и помощь.
Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела (,) и не останавливаться. И вы не заметите, как они сделают вашу жизнь удивительной.
Слайд 13Редактирование текста
пробного сжатого изложения
Медленно перечитайте предложения, в которых проделаны
какие-либо изменения, проверьте:
нет ли у вас грамматических ошибок;
не нарушена ли
связь слов;
не встречается ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей (так Вы не допустите одну из самых распространенных ошибок – неоправданный повтор слов).
Проверьте последовательность изложения содержания:
не нарушена ли логика развертывания темы;
нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста;
правильно ли членится текст на абзацы (должно быть три абзаца).
Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста:
найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь в написании слова – замените его другим);
разберите предложения с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
Слайд 14Образец
пробного сжатого изложения
Каков самый ценный подарок для человека? Конечно,
это любовь и доброта. Они словно одно целое. Любовь и
доброту можно дарить бескорыстно, отзывчивость к людям уже означает добро. Поддержите своего друга, помогите ему или сделайте подарок…
Не забывайте о родителях! Они не меньше других нуждаются в нашем внимании и понимании. Именно родителям достается меньше всего приятных слов от нас, а они тоже имеют право на нашу благодарность, доверие и помощь.
Подарить любовь и доброту легко. Надо просто начать делать добрые дела, и они сделают вашу жизнь удивительной.
(86 слов)
Слайд 15Основные приемы компрессии текста
Исключение
предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты
(подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
повторов;
одного или нескольких
синонимов.
Обобщение
нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. (В этом случае надо сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами (Например: В вазе лежали яблоки, груши, мандарины. = В вазе лежали фрукты.);
образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Упрощение
разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
замена сложноподчинённого предложения простым;
перевод диалога или прямой речи в косвенную;
замена фрагмента текста синонимичным выражением;
формулирование мысли своими словами.
Слайд 16Наибольшее количество баллов за изложение ученик может получить, если:
1) передал
основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия
микротемы;
2) правильно применил не менее двух разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее трех микротем текста или правильно применил один прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста;
3) работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.
При написании изложения перед учащимся стоит ряд задач:
1) не стремиться воспроизвести текст дословно;
2) не повторять одни и те же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.);
3) чередовать разные типы предложений и использовать только хорошо знакомые конструкции;
4) правильно употреблять личные местоимения в качестве средства связи частей текста;
5) внимательно проверить готовое изложение и при этом
а) устранить неоправданные повторы;
б) снять логические противоречия;
в) исправить неточное употребление слов.