Слайд 1Методологические основы менеджмента
менеджмент
Слайд 21. Понятие организации, ее предназначение и общие характеристики
Оглянувшись вокруг, мы
увидим, что каждый из нас и наших современников принадлежит к
одной или нескольким организациям. Это может быть семья, школа, Вуз, государство и т.п. Общество состоит из огромного количества различных организаций, и большинство людей почти всю свою сознательную жизнь связаны с организациями, являясь их членами, либо же вступая с ними в контакт.
Слайд 3Менеджмент - вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией
процессов по достижению системы целей, предпринимаемых и реализуемых с использованием
научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора.
Слайд 4Оксфордский словарь- Менеджмент-это
способ, манера обращения с людьми, власть и искусствоуправления,
особого рода умения и административные навыки, оррган управления, административная единица
Слайд 5Менеджмент –
(американский учебник для студентов)
Это процесс оптимизации человеческих,
материальных, финансовых ресурсов для достижения организационных целей.
Процесс – система действий,
предпринимаемых менеджерами.
Слайд 6МЕНЕДЖМЕНТ
(Мэри Паркер Фоллетт)
ЭТО ИСКУССТВО ПОЛУЧЕНИЯ РАБОТЫ,
СДЕЛАННОЙ ПОСРЕДСТВОМ ДРУГИХ
Слайд 7Причины появления и функционирования организаций - преобразование исходных ресурсов в
конечный продукт
Рональд Коуз (Ronald Coase) - известный американский экономист, лауреат
нобелевской премии по экономике за 1991 г., почетный профессор Школы права Чикагского университета, член американской и британской научных Академий
Слайд 8Честер Барнард
определил организацию
некоторая группа людей, деятельность которых сознательно
координируется для достижения общей цели или целей
Слайд 9Таким образом
некоторая группа людей считается организацией, если она удовлетворяет следующим
основным требованиям:
Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя
частью этой группы.
Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую все члены данной группы принимают как общую
Слайд 10Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой
для всех цели.
В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации,
если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. Такими организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования
Слайд 11Способы классификации организаций
деление на формальные и неформальные;
простые и сложные
по
целям деятельности (получение прибыли или решение иных задач)
осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Слайд 12К числу основных общих характеристик организаций относят:
ресурсы
зависимость от внешней среды
горизонтальное
разделение труда и наличие подразделений
вертикальное разделение труда
необходимость управления, которое обеспечивает
снижение неопределенности положения организации в окружении
Слайд 132. Субъекты, объекты
и функции управления
Слайд 14Питер Друкер считает,
Peter F. Drucker
"управление - это особый вид
деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу".
Слайд 15Виханский О.С., Наумов А.И
управлением является "координирующее начало, формирующее и
приводящее в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей"
Слайд 16Три основных признака управления:
это определенное воздействие (деятельность или ее результат),
которое направлено на людей и другие ресурсы
указанное воздействие "целенаправленно", т.к.
связано с целями организации
управляющее воздействие не только приводит в движение ресурсы, но и координирует их использование
Слайд 17Поскольку организация создается для снижения транзакционных издержек по преобразованию ресурсов
в продукт и его передаче во внешнюю среду, управлению принадлежит
ключевая роль в поддержании баланса между возникающими в связи с этим процессами в мобилизации ресурсов организации
Слайд 18Управление организацией (менеджмент)
предстает в виде процесса осуществления определенного типа
взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения
ею своих целей.
Слайд 19Управление организацией реализуется через выполнение определенных функций, т.е. таких действий,
которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с
побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.
Слайд 20В отечественной теории функции управления подразделяются на основные и конкретные
Основные функции управления - это такие виды деятельности, которые
не связаны с особой спецификой объекта управления и являются общими для всех ступеней управления: целеполагание, организация, регулирование, активизация и контроль. Считается, что все основные функции управления должны выполняться в каждом подразделении и на каждом уровне управления любой организации.
Слайд 21Конкретными функциями управления
называют функции, связанные с видами управленческой деятельности,
зависимыми от особенностей объектов управления.
Перечень конкретных функций зависит от
специфики отрасли и предприятия.
Слайд 22Классификация функций управления
(Мескон М. X., Альберт М. и Хедоури Ф.)
4 функции управления:
организационная, посредством которой происходит распределение задач между отдельными
подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними; принятие решений о распределении полномочий, обязанностей и ответственности
мотивационная - побуждение исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;
Слайд 23функция планирования, состоящая в выборе целей и плана действий по
их достижению, РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ;
контрольная, заключающаяся в соотнесении реально достигнутых
результатов с теми, которые были запланированы, включает направляющую, наблюдательную, регулирующую деятельность
Слайд 24планирование, организация, мотивация и контроль
имеют две общие характеристики: требуют
принятия решений,
и для всех необходимы коммуникация, обмен информацией, чтобы
получить информацию для принятия правильного решения и
сделать это решение понятным для других членов организации
Слайд 25Управление в организациях осуществляется как профессиональными управляющими (менеджерами)
так и
остальными членами организации, воздействующими на коллег и своих руководителей
Слайд 26Управляющих подразделяют на :
формальных руководителей
неформальных управляющих
Слайд 27Менеджер - это член организации,
осуществляющий управленческую деятельность и решающий
управленческие задачи, к числу которых относят:
обеспечение выполнения организацией ее основного
предназначения;
проектирование и установление взаимодействия между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
Слайд 28разработка стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
обеспечение служения организации интересам
тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;
установление информационных связей организации
с окружением;
установление формальной ответственности за результаты деятельности организации;
официальное представление организации в церемониальных мероприятиях
Слайд 30Всякая организация представляет собой пирамиду,
Горизонтальный срез которой характеризует систему
требований функционального разделения труда
Вертикальный – отношения власти и субординации
То есть,
ВСЯКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОГО ИЕРАРХИЗИРОВАНА
MAX число служащих – неуправленческие служащие
Слайд 32Менеджеры играют в организации ряд ролей
выделяют три группы ролей
(Генри Минцберг – профессор менеджмента):
роль по принятию решения, выражающаяся в
том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. – роль антрепренеров, регулирующие отклонение, распределители ресурсов, посредники
Слайд 33информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о
внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и
нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации – это роль наблюдателя, распространителя, представителя
межличностная роль -менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации – это роль номинального начальника, лидера и связующего звена
Слайд 34В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач,
характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в
большей или меньшей мере.
Однако каждый менеджер обязательно:
принимает решения,
работает с информацией и
выступает руководителем по отношению к определенной организации
Слайд 35Степени управленческого мастерства