Слайд 1Проведение PR-кампаний
Тема 5. Этап реализации PR-программы
Слайд 2Сущность этапа
Эта стадия представляет собой практическое воплощение разработок, сделанных на
первых двух этапах – этапах поисков фактов и стратегического планирования.
После того как выявлена проблема и разработана методика ее решения, наступает этап PR-акций и осуществления коммуникации.
С. Катлип
Слайд 3Требования, предъявляемые к этапу
Четкое следование плану и программе и одновременное
отслеживание (мониторинг) внешних и внутренних условий их реализации, чтобы в
случае необходимости скорректировать те или иные составляющие плана и программы;
Регулярное выполнение организационных функций управления PR-кампанией (координация работ в ее ходе, распределение работ между подчиненными, в случае необходимости делегирование ответственности за выполнение конкретных задач специалистам и т.д.);
Слайд 4Требования, предъявляемые к этапу
Использование всех имеющихся в организации средств PR-воздействия
(«PR – комплексное, системное мероприятия»), а также возможностей смежных подразделений;
Реализация
всех имеющихся в арсенале PR-службы специфических «форматов» работы с каждой из целевых групп, позволяющих усилить воздействие на данную группу общественности.
Слайд 5Классификации групп общественности
По принципу включенности в организацию:
Внешняя;
Внутренняя.
По принципу заинтересованности:
Основная (на
нее направлена PR-акция или PR-кампания);
Промежуточная (она имеет непосредственные контакты с
основной и может транслировать информацию, а также имеет собственное мнение и отношение к этой информации);
Помогающая (разделяет заинтересованность в PR-кампании и может оказывать реальную помощь)
Слайд 6Классификации групп общественности
По принципу осведомленности и понимания:
Латентная (не имеющая понятия
о событии);
Осведомленная (знающая об акции, осознающая ее важность, но не
готовая действовать);
Активная (осознающая важность и готовая действовать).
На основании критерия важности группы для организации:
Главная (та, что может оказать наибольшую пользу или принести наибольший вред);
Второстепенная (та, что имеет определенное значение для организации);
Маргинальная (та, что наименее существенна).
Слайд 7Методика «приоретизации» групп общественности
В=П+У , где
В – важность данной группы
для организации;
П – потенциал влияния организации (рассчитывается по шкале от
1 до 10);
У – степень уязвимости организации от их влияния (рассчитывается по той же шкале).
Д. Ньюсом
Слайд 8Классификации групп общественности
По принципу вовлеченности в отношения с организацией:
Традиционная (клиенты,
работники и т.д.);
Будущая (потенциальные клиенты, инвесторы, работники и т.д.).
По критерию
сформированного отношения к организации:
Сторонники (поддержание доверия);
Оппоненты (аргументированное убеждение, нейтрализация);
Безразличные (аргументированное, эмоциональное убеждение).
Слайд 9Классификации групп общественности
По реакции на проблемы:
Равнодушная общественность;
Общественность вокруг одной проблемы;
Общественность
вокруг обострившейся проблемы;
Общественность, реагирующая на все проблемы.
Слайд 10Коммуникативная составляющая PR-кампании
Основной проблемой, решаемой при организации коммуникаций в рамках
PR-кампании, является вопрос о внутренней логике, порядке и последовательности, системности
отдельных коммуникативных актов.
Д. Шишкин
Слайд 11Этапы осуществления коммуникации (Н. Арнольд)
Первые, часто отрывочные сообщения о предмете
(событии) – ценится любая конкретика и не предъявляется требования к
содержанию, языку и проч.;
Полноценная новость – она формируется на основе первичной систематизации разрозненных и часто противоречивых сообщений;
Первичные комментарии авторитетов – возникает осознание проблемы как факта, от которого не уйти, ценятся эмоции, любой нестандартный шаг увеличивает процент охваченных проблемой;
Слайд 12Этапы осуществления коммуникации (Н. Арнольд)
Развитие новости – новые события с
участием тех же действующих лиц, видимое осознание принципиально новой проблемы,
ее уникальности, необходимости выработки уникального решения;
Высказывание более крупных авторитетов – идет нащупывание различных (всех возможных) точек зрения на решение проблемы;
Возникновение конфликта интересов – формируется как минимум две противостоящие группировки, отстаивающие диаметрально противоположные способы разрешения проблемы;
Слайд 13Этапы осуществления коммуникации (Н. Арнольд)
Разрастание и усугубление конфликта – первичные
эмоции уступают место рациональному подходу, ищутся прецеденты решения подобных проблем,
спор вместо «перепалки»;
Выработка единого решения – на основе неоспоримых аргументов;
Озвучивание единого решения признанными авторитетами – единое решение становится все более очевидным для всех заинтересованных сторон;
Успокоение страстей – единой решение становится общепризнанным, вырабатывается стереотип.
Слайд 14Общая логика моделей воздействия коммуникаций
Неосведомленность;
Осведомленность;
Знание;
Расположенность;
Предпочтение;
Убеждение;
Изменение поведения.
Слайд 15Выводы на основе логики осуществления коммуникаций
Наиболее общей схемой процесса является
«информирование – создание отношения – формирование поведения»;
Возможны PR-кампании (и акции),
решающие частичные задачи этой схемы (например, только информирование или только формирование отношения);
В определенных ситуациях возможно и целесообразно применение иной последовательности трех составляющих процесса коммуникации (осведомленность - думать, убеждение - чувствовать, изменение поведения - делать);
Каждая составляющая требует собственных показателей оценки эффективности (уровень осведомленности, наличие положительных отношений, показатели изменения поведения и пр.)
Слайд 16Выводы на основе логики осуществления коммуникаций
На каждом из последующих этапов
коммуникации увеличивается сложность решаемых задач;
Каждый этап системы коммуникации PR-кампании требует
собственных каналов ее осуществления: если на первых этапах важнейшим средством коммуникации являются СМИ, то на последующих возрастает роль «значимых посредников»;
В том случае, если PR-кампания сопровождается рекламной и маркетинговой поддержкой, то роль рекламы будет особенно велика на первых этапах осуществления коммуникаций, роль маркетинга – на последних.
Слайд 17Факторы неудач коммуникаций в PR-кампаниях
Существование достаточно постоянного ядра людей, которые
«ничего не хотят слышать». Независимо от уровня и характера информации
донести ее до этих людей невозможно.
Те, кто интересуется данным вопросом, уже имеют большую часть информации. Для обучения нужна мотивация.
Люди охотно усваивают информацию, которая согласуется с их мнением по данному вопросу, и стремятся избегать информации, которая этому мнению противоречит.
Каждый человек по-своему интерпретирует полученную информацию. Вслед за получением информации следует выборочное восприятие и интерпретация.
Получение информации не обязательно влечет за собой изменение мнения. Изменения во взглядах и поведении могут происходить по-разному, в зависимости от начальной предрасположенности.
Слайд 18Принципы достижения максимального успеха коммуникативной деятельности
Используйте коммуникативный источник, который
пользуется максимальным доверием аудитории в данном вопросе.
Избегайте подчеркивания различий между
позицией коммуникатора и аудитории.
Находите точки соприкосновения с аудиторией в словаре и событиях, которые упоминаете.
Формулируйте позицию коммуникатора как позицию большинства.
Используйте отсылку на идентификацию группы (социальной, возрастной, религиозной, профессиональной и т.д.), если она может вам помочь.
Модифицируйте сообщение в целях удовлетворения нужд организации.
Слайд 19Требования, предъявляемые к коммуникатору
Он должен иметь адекватную информацию.
Должен вызывать
доверие у получателя.
Должен уметь передавать информацию в системе понятий, которые
аудитория понимает.
Должен использовать канал, который непременно доставит сообщение получателю.
Должен сформулировать сообщение таким образом, чтобы оно воспринималось аудиторией как полезное и вызывало реакцию.
Должен рассматривать получателей не как пассивных субъектов, а как разборчивых потребителей, действующих в собственных интересах.
Слайд 20Основные выводы из анализа эффективности источника коммуникации
Необходимо отметить множественность
источников коммуникации: комплексность и многообразие используемых технологий требует ряда спикеров,
осуществляющих трансляцию сообщений для различных типов аудиторий.
Множественность источников предполагает и их разнообразие: могут выделены внутренние и внешние коммуникаторы, ключевые фигуры, лидеры мнений и значимые посредники, источники-продавцы и т.д.
Представляется важной реализация одного из основных принципов осуществления PR-коммуникации – «одна организация – один голос», означающего необходимость осуществления коммуникативной политики в непротиворечивой форме.
Слайд 21Основные выводы из анализа эффективности источника коммуникации
Основное требование к
реализации коммуникаций в рамках PR-кампании: организаторам процесса стоит продвигать не
себя и даже не свою организацию, а само событие, саму новость, лежащую в основе PR-кампании.
Осуществление взаимодействия с целевыми аудиториями должно быть не распространением информации, а именно коммуникацией, понимаемой как двухсторонний процесс, в котором источник и аудитория выступают как равноправные, взаимозаинтересованные партнеры.
Слайд 22При выборе PR-мероприятий в рамках PR-кампаний необходимо учитывать:
Т.к. PR-мероприятия
персонализированы, то они существенно влияют на имидж организации.
Необходимо использовать подход:
«Соответствуй своему целевому рынку и целевой аудитории, отображай свой имидж».
Каждый вид публичной деятельности организации и ее представителей (руководителей, сотрудников PR-подразделения) есть своего рода «заявление» или «утверждение», которое организация делает для общественности и по сути являет ответы на вопросы: «Кто мы?», «Что мы делали, делаем или собираемся делать?», «Какие мы?», «Какие способы используем для достижения своих целей?».
Слайд 23При выборе PR-мероприятий в рамках PR-кампаний необходимо учитывать:
Ответы на
эти вопросы в совокупности формулируют итоговое заключение об организации, которое,
в конечном счете, может являться и оценкой эффективности усилий PR-руководителя: «Насколько тот имидж организации, ее товаров и услуг, который мы собираемся внедрить в общественное сознание – «желаемый имидж», - соответствует той репутации, которая сложилась или подразумевается по умолчанию, - «существующий имидж»?».
При планировании PR-мероприятий целесообразно использовать подход, включающий в себя следующие постулаты:
Слайд 24При выборе PR-мероприятий в рамках PR-кампаний необходимо учитывать:
Нужны креативные
идеи. Однако при разработке креатива принимается во внимание долгосрочное позиционирование
организации, чтобы креатив и долгосрочное позиционирование не вступали в противоречие друг с другом.
При построении начальных элементов вашего мероприятия имейте в виду ключевые элементы вашего позиционирования.
Планируя PR-мероприятия, находите такие базисные элементы для него, которые могут использоваться и повторяться в течение долгого времени, например, в течение года, в ходе других мероприятий. Тогда все эти мероприятия будут запоминаться на более долгий срок.
Слайд 25Требования, учитываемые при включении PR-мероприятия в PR-кампанию
Определение целей мероприятия.
Основной вопрос – какие цели необходимо достичь? Часто бывает поставлена
не одна, а несколько почти равнозначных целей:
Установить или укрепить отношения с конкретными людьми;
Предоставить потребителю новую информацию или дополнить старую;
Развить диалог, т.е. протестировать идеи или новые товары/услуги;
Повысить осведомленность аудитории о торговой марке;
Создать слухи вокруг торговой марки или товара/услуги;
Поддержать деятельность в сфере продвижения товаров/услуг;
Пробудить интерес у существующих и перспективных клиентов.
Слайд 26Требования, учитываемые при включении PR-мероприятия в PR-кампанию
Знание и предпочтения
целевой аудитории. Зная или предполагая, какая аудитория гостей, участников и
посетителей будет присутствовать на мероприятии, можно представить себе, что их интересует, на какую информацию и каким образом преподнесенную возможна их положительная реакция. Необходимо избегать той частой ошибки, когда планируются и проводятся мероприятия, ориентированные одновременно на различные аудитории. Самые успешные мероприятия – это те, после проведения которых большинство представителей целевой группы понимает, что это мероприятие было организовано именно для них. Тем самым достигается солидарное (среди участников) ощущение сопричастности и комфорта.
Слайд 27Требования, учитываемые при включении PR-мероприятия в PR-кампанию
Факторы времени. Планируемое
PR-мероприятие, в зависимости от политики организации, должно хорошо сочетаться с
другими событиями в календаре региона, страны и международными мероприятиями. Планирование мероприятия должно проводиться заранее, так как в дальнейшем потребуется значительное время для его организации, обеспечения финансирования, подготовки персонала и составления документации. Факторы, влияющие на выбор времени проведения мероприятия:
Число участников мероприятия, а также качественный состав. Чем выше статус участников, тем больший срок им требуется для включения данного мероприятия в свои планы. Статус участников может также повлиять на выбор времени суток мероприятия;
Слайд 28Требования, учитываемые при включении PR-мероприятия в PR-кампанию
Совпадение даты мероприятия
с праздниками, выходными, спортивными мероприятиями, международными событиями, с периодом летних
отпусков;
Необходимость учесть личные, семейные интересы участников. Так, при планировании при планировании проведения PR-мероприятия в свободное от работы время можно предусмотреть прибытие участников вместе с семьями, но для семей участников желательно организовать отдельную программу развлечений;
Действующие скидки на арендуемые помещения в определенные периоды. Запланировав мероприятие именно на такой период, можно снизить его общую стоимость.
Слайд 29Требования, учитываемые при включении PR-мероприятия в PR-кампанию
Бюджет. Необходимо принципиально
решить, израсходовать весь бюджет на одно впечатляющее мероприятие или на
серию мероприятий среднего уровня либо же, вообще, принимать участие в мероприятиях, проводимых другими организациями. При определении финансовых вопросов принимаются во внимание следующие аспекты:
Аренда помещения (участка) или плата за используемую площадь;
Аренда аудиовизуального оборудования и линий связи;
Обеспечение питанием участников мероприятия;
Подготовка и публикация объявлений (рекламы мероприятий), печать приглашений;
Оформление помещений;
Страхование перевозки и сохранности имущества организации в ходе мероприятия;
Слайд 30Требования, учитываемые при включении PR-мероприятия в PR-кампанию
Охрана имущества и
лиц;
Стоимость перевозки имущества организации на мероприятие и с мероприятия;
Оплата приглашенных
выступающих и прочих привлеченных специалистов;
Приобретение сувениров и изготовление сопроводительных рекламных материалов;
Развлекательная программа;
Оплата всей дополнительной рекламы в СМИ о проводимом организацией мероприятии.
Действия конкурентов. Отслеживайте, что ваши конкуренты делали в прошлом и что они делают сейчас; как это воспринимается общественностью. Из их успехов и неудач вы можете сделать выводы. Зная об их планах, вы можете разнести во времени ваше мероприятие с их мероприятием, либо провести его ярче и заметнее.
Слайд 31Требования, учитываемые при включении PR-мероприятия в PR-кампанию
Предварительное исследование и
план действий после проведения мероприятия. Необходимо проанализировать проведение вами PR-мероприятия
в прошлом: какая аудитория планировалась и какая была в действительности, насколько удалось представить публике то, что планировалось, каким был окончательный результат проведенного мероприятия (рост продаж, повышение количества контактов с нужными лицами, углубление таких контактов, привлечение новых аудиторий, рост осведомленности и т.д.). Также еще на этапе предварительной подготовки необходимо спланировать действия после данного мероприятия для закрепления его результатов.
Слайд 32Требования, учитываемые при включении PR-мероприятия в PR-кампанию
Персонал. Рассматривая возможность
проведения мероприятия и включения его в комплексную PR-кампанию, необходимо представлять
себе те людские ресурсы, которые вам потребуются для подготовки мероприятия, его проведения и закрепления результатов с последующим подведением итогов. Необходимо заранее выяснить, сколько и каких именно работников вашей организации для проведения мероприятия понадобится и сколько потребуется сторонних работников.
Работа со СМИ при подготовке, проведении и после мероприятия. В большинстве случаев при подготовке, проведении и закреплении результатов мероприятия на одной или нескольких стадиях требуется привлечение СМИ.
Слайд 33Особенности работы со СМИ (на этапе принятия решения о мероприятии)
Бывают такие типы «закрытых» мероприятий, распространение информации о которых желательно
сузить (ввиду статуса публики, представляемой организации, товара/услуги). Но даже в этих случаях может планироваться создание определенных слухов вокруг предприятия, что в конечном итоге нужно учитывать при планировании.
На стадии концептуального принятия решения нужно представлять себе ту схему, которую вы будете использовать для привлечения участников: или вы только используете direct-mail, или все-таки придется использовать СМИ.
Слайд 34Особенности работы со СМИ (на этапе принятия решения о мероприятии)
Если СМИ будут привлекаться, то в какой форме: статей, рекламных
модулей? В какой очередности? В какой очередности с direct-mail?
При проведении мероприятия в течение нескольких дней возможно усиление эффекта от события за счет его освещения в СМИ. Таким образом можно сообщить какую-то дополнительную информацию через СМИ, либо с их помощью охватить ту часть целевой аудитории, которая не присутствовала на мероприятии.
После мероприятия можно усилить и продлить воздействие от него, вызвав дискуссию по темам, затронутым на мероприятии. Кроме этого можно создать эффект непрерывности, связав общественную дискуссию со следующими темами или следующими мероприятиями.