Слайд 1Новое в преподавании русского языка в школе
Межпредметный элективный курс «Риторика»
Составитель
программы курса
Кирилина Наталья Ивановна,
учитель русского языка
МБОУ «СОШ №
59» г. Барнаула
Слайд 2Инновационный проект
А – нек – дот?! Ну да, анекдот!
Занятие
курса «Риторика» в 9 классе
Целевое направление: формирование коммуникативной и литературоведческой
компетенций в условиях предпрофильной подготовки учащихся
Описываемая технология: имитационное моделирование
Слайд 3План
1. Что такое анекдот?
2. Какие бываю т анекдоты?
3. Что смешного
в анекдоте?
4. Анекдот и анекдотическая ситуация.
5. Анекдот хорош к месту
6.
Мой анекдот
Слайд 4 Создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой
компетенции через освоение понятия «анекдот», структуры анекдота, развитие умения определять
тип и вид анекдота, отличать анекдот от анекдотической ситуации, умения рассказывать анекдот, учитывая речевую ситуацию, что будет способствовать воспитанию эстетического вкуса и чувства такта.
Цель занятия
Слайд 5Методический комментарий
На занятии предполагается использовать:
проектный метод (для
создания проектов анекдотических ситуаций из школьной жизни);
игровой метод (для проигрывания
анекдотических ситуаций);
метод моделирования.
Слайд 6Дидактика занятия
Учебные задачи:
выявить специфику анекдота;
рассмотреть типы и виды анекдота
и
уметь их определять;
раскрыть структуру анекдота и
анекдотической ситуации.
Слайд 7Знать:
1. Что такое анекдот как жанр риторики.
2. Основную классификацию анекдотов.
3.
Этапы создания устной речи.
Уметь:
1. Формулировать понятие анекдота, как риторического жанра.
2.
Отличать анекдот от анекдотической ситуации.
3. Определять место и время для произнесения анекдота.
4. Изобретать авторский анекдот или анекдотическую ситуацию из школьной жизни.
Слайд 8 Тип занятия
Изучение нового материала
Педагогическая технология
Имитационное моделирование
Методы обучения
1. Аналитический
2. Имитационный (игровой)
Формы организации учебной деятельности
1. Коллективная
2. Парная
3. Групповая
Слайд 11Этап занятия III. Применение знаний, формирование умений
Компоненты УД: Контроль
и оценивание. Рефлексия
Вопросы рефлексивной анкеты:
1. Достиг ли ты поставленной цели?
2. В чём, по-твоему, «соль» анекдота?
3. Для чего рассказывают анекдоты?
4. Удалось ли тебе справиться с выбранной
ролью в группе?
5. Считаешь ли ты удачным продукт своей
группы?
6. Комфортно ли ты ощущал себя, работая
в группе?
Слайд 13Анекдотическая ситуация
1-й группы
Идёт урок русского языка
в 7-м классе. Учащиеся работают с тестами.
Учитель проходит между рядами, помогает ребятам, отвечает на вопросы. Вдруг Саша, сидящий за последней партой, поднимает руку и спрашивает у учителя:
– Наталья Ивановна, а что такое фаталист?
– Не «что такое», а кто такой; фаталист – это человек, верящий в судьбу.
– Я же говорил, – обиженно шепчет
Саша соседу по парте, – а ты –
лист для фотографии, лист для
фотографии!!!
Слайд 14 Анекдотическая ситуация
2-й группы
На перемене ребята обсуждают
события, произошедшие после школы.
«Это что, – загадочно проговорил Слава, –
я вам сейчас прикол расскажу!
Вчера вечером попросила мама Костика сходить
в «Марию – Ра» за тестом. Пришёл Костик в магазин
и спрашивает консультанта, есть ли тесто».
«У нас тесто только замороженное», – отвечает продавец.
Костя ни с чем вернулся домой.
«Где же тесто?» – спросила мама.
«Мам, у них тесто только за мороженое,
а где я мороженое возьму?!» – удивлённо воскликнул Костя.
Слайд 15Литература
1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. – М., 1985.
2. Введенская Л.
А. Культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003.
3. Гребнев И. В. Дидактика предмета и методика обучения. //
Педагогика. – 2003. – № 1. – С. 14 - 21.
4. Долженко Ю. А. Современные образовательные технологии:
теория и практика. – Барнаул, 1996.
5. Ильин Е. Н. Рождение урока. – М., 1986.
6. Ладыженская Т. А. Риторика. 9 класс. – М., 2003.
7. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М., 1998.
8. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.
9. Рождественский Ю. В. Техника, культура, язык. – М., 1993.
10. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной
правке. – М., 2003.
11. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
12. Якиманская И. C. Технология личностно – ориентированного
образования. // Директор школы, сентябрь 2000.
Составитель
Кирилина
Наталья Ивановна
---------------------
Оформитель Несвежева Людмила
Даниловна