Разделы презентаций


А 3. Морфологические нормы (Образование форм слова)

Содержание

Образование падежных форм числительных:Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А.У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1А 3. Морфологические нормы (Образование форм слова)
Готовимся к ЕГЭ
Учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл.
Заливина Ирина Борисовна

А 3. Морфологические нормы (Образование форм слова)Готовимся к ЕГЭУчитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Рассказово

Слайд 2Образование падежных форм числительных:
Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют

такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах

– окончание –А.
У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.).
При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).

Образование падежных форм числительных:Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п.,

Слайд 3Образование падежных форм числительных:
У порядковых числительных изменяется только последнее слово:

Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; Контракт

продлен до две тысячи десятого года.
При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым.
Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).

Образование падежных форм числительных:У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в

Слайд 42 совета:
1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите

их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило,

1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется.
2) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.
2 совета:1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение

Слайд 5Употребление собирательных числительных:
Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое,

четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях:
с

существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев;
с существительными дети, люди: четверо людей;
с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят;
с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.

Употребление собирательных числительных:Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только

Слайд 6Употребление собирательных числительных:
Собирательные числительные не употребляются:
с существительными, обозначающими лиц женского

пола: две дочери, три сестры;
с существительными, обозначающими взрослых особей животных:

две кошки, три медведя.
Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.
Употребление собирательных числительных:Собирательные числительные не употребляются:с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры;с существительными, обозначающими

Слайд 7Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

Слайд 8Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

Слайд 9Образование некоторых форм имен существительных:
При образовании форм имен существительных трудности

связаны с выбором вариантов падежных окончаний.
Нулевые окончания закрепились в форме

Р.п. мн.ч. слов, являющихся:
названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген;
названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

Образование некоторых форм имен существительных:При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний.Нулевые окончания

Слайд 10Образование некоторых форм имен существительных:
Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот,

брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог,

чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов;
А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен;
У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель.
Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок.
Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.
Образование некоторых форм имен существительных:Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет,

Слайд 11Образование некоторых форм имен существительных:
В некоторых случаях окончания существительных в

И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены

– нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска.
Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией.
Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.


Образование некоторых форм имен существительных:В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения

Слайд 12Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных:
Правильно образуйте формы сравнительной и

превосходной степени.
Например: простая форма сравнительной степени – более (менее)

смелый; простая форма превосходной степени – смелейший, составная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех.
Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более смелее, самый смелейший, более лучший, более худший.
Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.

Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных:Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени. Например: простая форма сравнительной степени

Слайд 14Образование степеней сравнения наречий:
При образовании простой и составной форм сравнительной

(быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также

важно не допускать их смешения: более быстрее.
Принцип работы идентичен работе с прилагательными.

Образование степеней сравнения наречий:При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех)

Слайд 15Образование некоторых глагольных форм:
В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица

ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; не допускаются формы 1-го лица

глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт).
Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу).
В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные.
Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).
Образование некоторых глагольных форм:В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; не допускаются

Слайд 16Образование некоторых глагольных форм:
Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать

и т.п. (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует

(не организовывает) встречи выпускников факультета.
Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия.
Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.
Образование некоторых глагольных форм:Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п. (что делать? И что сделать?):

Слайд 17Образование некоторых глагольных форм:
Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо

запомнить:
глядеть – гляди, глядите; ехать – поезжай, поезжайте;
лазать –

лазь, лазьте; лезть – полезай, лезь, полезайте;
лечь – ляг, лягте; трогать – трогай, трогайте.
Образование некоторых глагольных форм:Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить: глядеть – гляди, глядите; ехать –

Слайд 18Образование и употребление форм местоимений:
Употребляйте правильные формы местоимений: их (не

ихний), у нее (не у ней).
Местоимение должно быть согласовано по

роду и числу с существительным. Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет.
Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.
Образование и употребление форм местоимений:Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней).Местоимение должно

Слайд 19Образование и употребление форм местоимений:
Местоимения себя, свой относятся к лицу,

производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в

их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе.
К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного).
После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.
Образование и употребление форм местоимений:Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в

Слайд 20Информационные ресурсы:
Баронова, М.М., Русский язык: полный справочник, 2010, (Полный комплект

пособий для подготовки к единому государственному
экзамену).

Академический Международный Институт
http://ami-map.ru/images/stories/ege/ege-2011-russian-a3.pdf

Информационные ресурсы:Баронова, М.М., Русский язык: полный справочник, 2010, (Полный комплект пособий для подготовки к единому государственномуэкзамену).Академический Международный

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика