Слайд 1А 3. Морфологические нормы
(Образование форм слова)
Готовимся к ЕГЭ
Учитель русского языка
и литературы МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл.
Заливина Ирина Борисовна
Слайд 2Образование падежных форм числительных:
Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют
такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах
– окончание –А.
У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.).
При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).
Слайд 3Образование падежных форм числительных:
У порядковых числительных изменяется только последнее слово:
Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; Контракт
продлен до две тысячи десятого года.
При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым.
Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).
Слайд 42 совета:
1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите
их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило,
1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется.
2) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.
Слайд 5Употребление собирательных числительных:
Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое,
четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях:
с
существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев;
с существительными дети, люди: четверо людей;
с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят;
с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.
Слайд 6Употребление собирательных числительных:
Собирательные числительные не употребляются:
с существительными, обозначающими лиц женского
пола: две дочери, три сестры;
с существительными, обозначающими взрослых особей животных:
две кошки, три медведя.
Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.
Слайд 7Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:
Слайд 8Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:
Слайд 9Образование некоторых форм имен существительных:
При образовании форм имен существительных трудности
связаны с выбором вариантов падежных окончаний.
Нулевые окончания закрепились в форме
Р.п. мн.ч. слов, являющихся:
названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген;
названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;
Слайд 10Образование некоторых форм имен существительных:
Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот,
брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог,
чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов;
А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен;
У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель.
Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок.
Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.
Слайд 11Образование некоторых форм имен существительных:
В некоторых случаях окончания существительных в
И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены
– нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска.
Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией.
Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.
Слайд 12Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных:
Правильно образуйте формы сравнительной и
превосходной степени.
Например: простая форма сравнительной степени – более (менее)
смелый; простая форма превосходной степени – смелейший, составная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех.
Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более смелее, самый смелейший, более лучший, более худший.
Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.
Слайд 14Образование степеней сравнения наречий:
При образовании простой и составной форм сравнительной
(быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также
важно не допускать их смешения: более быстрее.
Принцип работы идентичен работе с прилагательными.
Слайд 15Образование некоторых глагольных форм:
В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица
ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; не допускаются формы 1-го лица
глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт).
Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу).
В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные.
Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).
Слайд 16Образование некоторых глагольных форм:
Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать
и т.п. (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует
(не организовывает) встречи выпускников факультета.
Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия.
Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.
Слайд 17Образование некоторых глагольных форм:
Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо
запомнить:
глядеть – гляди, глядите; ехать – поезжай, поезжайте;
лазать –
лазь, лазьте; лезть – полезай, лезь, полезайте;
лечь – ляг, лягте; трогать – трогай, трогайте.
Слайд 18Образование и употребление форм местоимений:
Употребляйте правильные формы местоимений: их (не
ихний), у нее (не у ней).
Местоимение должно быть согласовано по
роду и числу с существительным. Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет.
Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.
Слайд 19Образование и употребление форм местоимений:
Местоимения себя, свой относятся к лицу,
производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в
их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе.
К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного).
После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.
Слайд 20Информационные ресурсы:
Баронова, М.М., Русский язык: полный справочник, 2010, (Полный комплект
пособий для подготовки к единому государственному
экзамену).
Академический Международный Институт
http://ami-map.ru/images/stories/ege/ege-2011-russian-a3.pdf