Слайд 1ABA - терапия
метод прикладного анализа поведения
Слайд 2АВА - Applied Behavior Analysis – Прикладной Анализ Поведения –
вид терапии, основывающийся на представлениях о поведении человека с точки
зрения бихевиорального направления в психологии. Это метод модификации поведения, эффективно используемый для уменьшения нежелательного поведения, обучения и обобщения адаптивных и речевых навыков у детей с аутизмом и другими задержками развития. АВА является на данный момент единственным методом реабилитации детей с аутизмом, чья эффективность научно доказана.
Слайд 3ABA‑терапия
Applied behavior analysis
ABA‑терапия – это интенсивно обучающая программа, которая
основывается на поведенческих технологиях и методах обучения
ABA как научная
дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека
Слайд 4Ивар Ловаас
( Іvar Lovaas )
Метод ABA для работы с детьми
с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом и его
коллегами из Калифорнийского университета в Лос – Анджелесе в 1963 году
Слайд 5Методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой
некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это
поведение повторять, а если не нравятся, то не будет
Слайд 7При разучивании действий ребенку дают задание, если он не может
справиться один, дают подсказку, а затем вознаграждают правильные ответы и
игнорируют неправильные
Слайд 8Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные,
так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок
сможет выполнять это действие без ошибок в 80 % ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем дано задание
Слайд 9 В рамках обучающей программы по этой методике ребёнок -
всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого
Слайд 10Конечная цель ABA - дать ребенку средства
осваивать окружающий мир
самостоятельно
Слайд 11Методика ABA подходит для …
тяжёлых форм аутизма
синдрома Дауна
тяжёлых
форм интеллектуальной недостаточности
Слайд 12Индивидуальный подход …
Для каждого ребёнка составляется индивидуальный план поэтапного развития
Ребёнок может осваивать одновременно 2-3 не связанных между собой навыка,
однако педагогом выстраивается чётка система усложнения и поэтапного освоения всё новых и новых навыков
Слайд 13В арсенале АВА несколько сотен программ:
Невербальная и вербальная имитация
Общая
и мелкая моторика
Понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация
предметов
«Покажи, как ты... " (делает вид, что причесывается / надевает шапку / крутит руль / тушит пожар / мяукает и ловит мышей)
Местоимения (правильно употребляет "я иду" – "ты идешь")
Ответы на вопросы "Что", "кто", "где", "когда", "как", употребление "да" и "нет»
"Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия)
"Расскажи историю«
"Делай как (имя сверстника)«
"Позови (имя сверстника) играть" и др.
Слайд 14В рамках системы АВА могут активно применять абсолютно все методы
работы – от чтения по складовой системе Зайцева и куклотерапии
до работы со стимульным материалом по Монтессори
Слайд 15В ABA - терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для
раннего детства ( от 1,5 до 3,5 лет), дошкольного и
школьного возраста подростков и взрослых
Слайд 16В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как
такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться
с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом
Слайд 17Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной – от 30 до
40 часов в неделю, чтобы ребенок мог усвоить необходимые навыки
поведения и преодолеть отставание в развитии
Слайд 18Во время обучения по системе ABA с ребенком ежедневно занимается
несколько специалистов разной направленности
Дефектолог по поведенческим навыкам
Музтерапевт
Арттерапевт
Специалист по методике (
супервизер ) осуществляет контроль
Слайд 19ABA может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском
кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких
группах ( 2 - 3 человека ) и больших ( 5 – 10 человек)
Слайд 20Важно, чтобы родители ребенка были неотьемлемой частью команды работающей с
ребенком, воспитывали на основе поведенческих принципов обучения и помогали ребенку
обобщить все навыки, которые он выучил в программе
Слайд 21Для детей дошкольного возраста в независимости от уровня развития навыков
рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть
ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми
Слайд 22Частично обучение может остаться индивидуальным. В особенности для детей с
низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не
обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми
Слайд 23Данная методика не пытается адаптировать мир под ребёнка (то есть,
не создаёт комфортную среду, как методика TEACCH или Son-Rise).
Методика
АВА заставляет ребёнка войти в окружающий мир, в общение, даже помимо его воли на первом этапе коррекции
Слайд 24Методика АВА ТРЕБУЕТ, чтобы ребёнок вступил в коммуникацию и достигает
этого любым путём, который доступен ребёнку
Слайд 25Задача данного метода терапии двойная: выработать у ребенка желание учиться
и помочь понять ему, что обучение возможно
Слайд 26Изначально необходимо провести психотерапевтическую работу с семьёй, и только потом
начинать коррекцию развития ребёнка
Слайд 27Плюсы методики АВА
Методика приносит быстрые и ярковыраженные результаты
Методика позволяет
последовательно развивать ребёнка, вплоть до вывода ребёнка из неадекватного состояния
Методика
позволяет использовать практически все известные приёмы работы и заимствовать методы других методик
Дети с аутизмом полностью или практически полностью избавляются от стереотипий
Только методика АВА позволяет освоить речь детям, которые обратились к коррекции поздно
Методика комплексна, то есть охватывает абсолютно все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления бытовых навыков самообслуживания.
Слайд 28Минусы методики АВА
Эта методика не подходит на начальном этапе
коррекции ребёнка, если у ребёнка имеется страх чужих людей, зато
наблюдается сильная привязанность к матери
Также эту достаточно жёсткую методику лучше использовать ограниченно (например, только для формирования речи), если ребёнок не просто контактен, а социально адаптирован и стремится, легко вступает в общение с детьми
Эта методика требует полной самоотдачи кого-то из родственников ребёнка.
Методика учитывает достаточно строгую систему наказаний и поощрений. Однако коррекция требует полного доверия со стороны родителей к действиям педагога, иначе результата не будет.
Слайд 29Минусы методики АВА
Работа по данной системе не терпит перерыва
в занятиях. Даже в случае болезни с ребёнком проводится занятие
(в облегчённой форме, короткое, на повторение пройденного). Но послабления невозможны.
Методика требует постоянных супервизий, чёткого контроля не только за занятиями, но и за созданием дома системы развития соответствующей плану коррекции.
Методика требует на начальном этапе полного послушания ребёнка, который не всегда легко достигнуть, если ребёнок воспитывался до начала коррекции в системе вседозволенности и полного обслуживания со стороны родственников
Система категорически не подходит для применения к ребёнку, растущему в деструктивной семье
Слайд 31Список литературы и сайтов:
http://ria.ru/spravka/20120910/747164443.html#13528694252252&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration
http://lechenieautizma.org/trainings
centr-razvitia.ucoz.ru/publ/metodiki_metody_i_prijomy_korrekcionnoj_pedagogiki/osnovnye_metodiki_korrekcii_detej_s_narushenijami_v_razvitii/15-1-0-54