Слайд 1
Адаптированная основная
образовательная программа
дошкольного образования
Слайд 2 Содержание образовательной программы
1. Целевой раздел.
2. Содержательный раздел.
3. Организационный раздел.
Краткая презентация программы.
Слайд 31. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
1.1.1.Цели и задачи реализации Программы.
1.1.2.Принципы и
подходы к формированию Программы.
1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики,
в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Слайд 41.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цели:
2) создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
3) комплексная коррекционно-развивающая работа с учетом
особенностей психофизического развития детей с речевыми нарушениями.
Слайд 5Задачи:
10) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки
связной речи в различных ситуациях общения;
11) автоматизация в свободной самостоятельной
речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий;
12) понимание обращённой речи с опорой и без опоры на наглядность;
13) формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
14) формирование правильного звукопроизношения;
15) формирование фонематического восприятия.
Слайд 61.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы коррекционно-развивающего образовательного процесса:
принцип
индивидуализации;
принцип комплексности;
принцип системности;
комплексно – тематический принцип.
Слайд 7Программа строится на основе следующих подходов:
личностного подхода;
деятельностного
подхода;
культурно-исторического.
Слайд 81.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
характеристики организации;
характеристика детей, имеющих
речевые нарушения (по образов. областям);
характеристика возрастных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста с нормальным развитием.
Слайд 91.2. Планируемые результаты освоения Программы
целевые ориентиры образования в младенческом и
раннем возрасте;
целевые ориентиры на этапе дошкольного образования;
целевые ориентиры на этапе
дошкольного детства для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Слайд 102. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях, с учетом используемых вариативных
примерных основных образовательных программ дошкольного
образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию
данного содержания.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов.
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной
коррекции нарушений развития детей.
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
2.7. Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с
точки зрения авторов Программы.
Слайд 112.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных
основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Слайд 122.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов.
Вариативные формы реализации Программы:
индивидуальные занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами;
подгрупповые занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом и другими специалистами;
фронтальные занятия с учителем-логопедом, воспитателем и другими специалистами;
комплексные занятия с участием нескольких специалистов;
конкурсы, праздники, викторины;
организации взаимодействия в детско-родительских группах.
Слайд 13Методы реализации Программы
наглядный метод;
словесный методы;
практический метод;
репродуктивный метод;
продуктивный метод;
интегрированный метод.
Средства реализации Программы:
средства наглядности (схемы,
рисунки, фото и т. п.);
компьютерные программы;
формы организации учебной деятельности на занятии;
технические средства обучения;
методические пособия;
дидактические материалы;
помещения ДОУ.
Слайд 142.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей
Целью содержания коррекционной работы, является:
построение системы коррекционно развивающей
работы в логопедических группах для детей с ОНР, в возрасте от 3 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников.
Слайд 15описание условий для получения образования детьми с ОВЗ (оснащение кабинетов);
описание
механизмов адаптации программы (основные программы и технологии);
описание специальных образовательных программ;
описание
методов;
описание специальных методических пособий и дидактических материалов.
Слайд 16Образовательная деятельность по профессиональной коррекции разделена на модули:
1.Диагностический модуль.
2. Коррекционно-развивающий
модуль.
3. Модуль «Взаимодействие службы сопровождения».
Слайд 18Коррекционно-развивающий модуль
Цель: Коррекция речевых нарушений, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы
и формирование физически гармонично развитой личности.
Задачи:
1. Формирование грамматического
строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка, формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза, коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия.
2. Развитие познавательной сферы: внимания, памяти, мышления, воображения.
3. Развитие произвольности поведения.
4. Формирование адекватной самооценки.
5. Развитие умения выражать с помощью словестных средств чувства и эмоции.
6. Развитие координации движения, общей и мелкой моторики.
Слайд 19Образовательная деятельность по коррекции тяжелых речевых нарушений у детей дошкольного
возраста
Слайд 20Взаимодействие служб сопровождения
Цель:
обеспечение комплексного подхода и интеграция работы службы
сопровождения.
Задачи:
1. Обеспечить посредством сопровождения эффективность коррекционного процесса.
2. Выбор оптимальных
методов, способов и средств коррекционного процесса.
Слайд 21 Виды взаимодействия
Непосредственное взаимодействие специалистов (комплексные занятия, интегрированные занятия).
Опосредованное взаимодействие
(проведение предварительной работы, работа по лексической теме).
Слайд 222.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
культурная практика
познания;
культурная практика исследования;
культурная практика речевой деятельности.
Виды практик
совместная игра;
ситуации общения и
накопления положительного социально-эмоционального опыта;
центр речевого развития;
творческая мастерская;
сенсорный и интеллектуальный тренинг;
детский досуг;
коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.
Слайд 232.5. Способы и направления поддержки детской инициативы.
младшая группа;
средняя группа;
старшая и
подготовительная группа.
Слайд 242.6.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Цель— создание необходимых условий
для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности
родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Слайд 252.7. Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с
точки зрения
авторов Программы
характеристика национальных, социокультурных условий;
характеристика специальных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
сложившиеся традиции организации, групп;
Слайд 263. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.
3.2. Обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания.
3.3. Распорядок и режим дня.
3.4. Особенности традиционных событий, праздников и мероприятий.
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Слайд 273.1. Материально-техническое обеспечение Программы.
оснащение групповых комнат;
оснащение спальных помещений;
оснащение раздевальных комнат;
оснащение
кабинета учителя-логопеда;
оснащение кабинета педагога-психолога;
оснащение сенсорной комнаты;
оснащение музыкального зала;
оснащение физкультурного зала.
Слайд 283.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Перечень методических
материалов.
Перечень средств обучения и воспитания:
материальные средства обучения;
технические средства обучения.
Слайд 293.3. Распорядок и режим дня.
организация режима пребывания детей в образовательном
учреждении включает: описание гибкого режима дня (холодный, тёплый период года),
время пребывания детей в дошкольном учреждении;
модель организации образовательной деятельности.
Слайд 303.4. Особенности традиционных событий, праздников и мероприятий
Традиции детского сада:
Слайд 313.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
В ДОУ развивающая предметно-пространственная среда
соответствует следующим требованиям: среда должна быть:
содержательно-насыщенной;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной ;
безопасной.
Слайд 324. Краткая презентация программы.
1) возрастные категории детей, на которых ориентирована
Программа, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья;
2)
используемые Примерные программы;
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Слайд 33Программно-методическое обеспечение
дошкольного образования
Обучение и воспитание детей
с тяжелыми (множественными)
нарушениями развития
Составитель: Л.И.Федорова, научн.сотр. ГРЦ ИПИО МГППУ
Слайд 34Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с
нарушением зрения). Программы детского сада. Под ред. Плаксиной Л.И.
Носкова Л.П.,
Головчиц Л.А. и др.
Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста
Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития»
Екжанова Е.А. и Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей ред. Шевченко С.Г.
Программы и технологи для групп
компенсирующей и комбинированной направленности
Слайд 35Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями
речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина,
Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной.
Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в ло-гопедической группе детского сада для детей с общим недоразвити-ем речи (с 4 до 7 лет).
Левченко И.Ю., Приходько О.В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Слайд 36Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми
и множественными нарушениями развития
Худенко Е.Д., Приходько О.Г. Программа воспитание и
социализации детей со сложной структурой дефекта
Казьмин А.М. и др. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «ЛЕКОТЕКА»
Еремина А.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта:
Программа формирования продуктивных видов деятельности у детей в условиях интегративного обучения.
Программа развития движений у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста в интегративной группе
Обучение и воспитание детей с тяжелыми
(множественными нарушениями)
Слайд 37Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки.
Нэнси М. Джонсон-Мартин, Сюзен
М. Аттермиер, Кеннет Г. Дженс, Бонни Дж. Хаккер Программа «Каролина»
для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями
Полински Л. PEKiP: игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни.
Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам
Кэти Хайдт. Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития
Часть 1. Методические основы
Часть 2. Расширение функциональных возможностей зрения, пространственной ориентировки и сенсорной интеграции
Зарубежные программы и технологии
Слайд 38Э.Джин Айрес. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития
Захарова
И.Ю. и др. Адаптация ребенка в группе и развития общения
на игровом занятии «Круг»
Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком
Янушко Е. Помогите малышу заговорить
Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерc. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH
Дополнительная литература
Слайд 39Перечень проектов примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для
детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ (в редакции от
25.01.2017)
http://suvagcentr.ru/news/270?id%20category=1