Слайд 1Академия
Художеств
и русская историческая живопись
XVIII – начала XIX веков
“Кисть,
которою работает
художник, следует предварительно
пропитать разумом …”
И.И. Винкельман,
1755
Слайд 2Высочайшее покровительство искусствам
Луи Жан Франсуа Лагрене (1725-1805)
Императрица
Елизавета Петровна — покровительница искусств
1761
Стефано Торелли (1712-1780)
Екатерина II в образе
Минервы — покровительницы искусств
1770
Медаль 1765 г., посвящённая учреждению Академии Художеств
Слайд 3Меценаты, теоретики, педагоги
↑ А.П. Лосенко (1737-1773)
Портрет графа И.И. Шувалова, президента
Академии художеств
Ок. 1760
↑ Антон Рафаэль Менгс
(1729-1779)
Портрет И.И. Винкельмана
1758
“Общей
и главное отличительной чертой греческих шедевров является, наконец, благородная
простота и спокойное величие. Подобно тому, как морская глубина вечно спокойна, как бы ни
бушевала поверхность, так и выражение в греческих фигурах обнаруживает,
несмотря на все страсти, великую и уравновешенную душу”
И.И. Винкельман (1717-1768) “Мысли по поводу подражания греческим
произведениям в живописи и скульптуре” (1755)
И.С. Бугаевский-Благодарный ↑
(1773-1859)
Портрет академика А.И Иванова
1824
Слайд 4“Строгий” и “прекрасный” стили (по Винкельману)
↑ Первое излание
книги Винкельмана
“История искусства античности” 1764
↑ Иллюстрация из книги:
Сравнение двух профилей
↑
Монета из Сиракуз с головой Аретузы; ок. 405 г. до н.э.
Голова Антиноя из виллы Альбано ↑
Иллюстрация из Винкельмана; 1767
↑ Тетрадрахма с головой Геркулеса;
ок. 323 г. до н.э.
Гравюра XVII в. с головой Лаокоона ↑
(пример “прекрасного” стиля)
Слайд 5Академические постановки и пособия
Возможно, А.П. Лосенко ? (1737-1773)
Обнаженный натурщик
1760-е
гг.
Шарль-Анж Буали (1735-1813)
“Боргезский боец: пропорции”
Иллюстрация из пособия:“Dessein”
Paris, 1763
Слайд 6Академические постановки и А.П. Лосенко
Николай Абильдгаард (1743-1809)
Oбнаженный
натурщик
Рим, 1772-77
А.П. Лосенко (1737-1773)
Обнаженный натурщик
1768
Слайд 7Так называемая “постановка на экспрессию” (I)
А.П. Лосенко (1737-1773)
Обнаженный натурщик (Каин)
1768
Николай
Абильдгаард (1743-1809)
Обнаженный натурщик
Рим, 1772-77
Слайд 8← А.П. Лосенко
(1737-1773)
Обнаженный
натурщик
(Авель)
1768
↑ Жак-Луи Давид (1748-1825)
Обнаженный натурщик (Гектор). 1778
Франсуа-Ксавье Фабр (1766-1837) ↑
Мертвый Авель. 1790
Так называемая
“постановка на экспрессию” (II)
Слайд 9Пособие для “послойного” построения пространства
“Располагать же фигуры надлежит по планам,
где которой быть
пристойнее, стараясь дать красоту картине через соединение
или
разделение оных приятно и ставя их прилично, и наблюдая
от середины картины по сторонам ея некоторую соответственность …”
И.Ф. Урванов (ок. 1747-1815)
“Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах” (1793)
А.П. Лосенко (1737-1773)
Товий и ангел. Ок. 1760
“Перспективная коробка”, использовавшаяся студентами
Академии художеств
для пространственных
построений (макет)
Слайд 10Эволюция искусства А.П. Лосенко: “ученическое рококо”
А.П. Лосенко (1737-1773)
Смерть Адониса
1764
Бенджамин Уэст
(1738-1820)
Венера, оплакивающая гибель Адониса
1768
Слайд 11А.П. Лосенко в мастерской Ж.-М. Вьена в Париже
↑ А.П. Лосенко
(1737-1773)
Чудесный улов рыбы
1762
↑ Жан-Батист Жувене (1644-1717)
Чудесный улов рыбы. Ок. 1706
“Чудесный
улов рыбы” →
Шпалера по картону школы Рафаэля
Бельгийская мануфактура, ок. 1517;
(экземпляр в коллекции Эрмитажа)
Слайд 12Эволюция искусства А.П. Лосенко: “Париж и рококо”
А.П. Лосенко (1737-1773)
Жертвоприношение Авраама
1765
Франсуа
Буше (1703-1770)
Иоанн Креститель в пустыне
1750
Слайд 13Эволюция искусства А.П. Лосенко: “Рим и классицизм”
А.П. Лосенко (1737-1773)
Зевс и
Фетида. 1769
Жан-Огюст-Доменик
Энгр (1780-1867)
Зевс и Фетида
1811 ↓
↑ Фидий (приписывается)
(ок.
490-430 до н.э.)
Зевс Олимпийский
(гравюра
XVIII века)
Слайд 14Первая историческая картина на русский сюжет
А.П. Лосенко (1737-1773)
Владимир и Рогнеда
1770
“Ниоба,
защищающая младшую дочь
от стрел Артемиды”
Эллинистическая скульптура, IV в. до
н.э.
Слайд 15“Илиада” Гомера
как общий источник
художников-классицистов
А.П. Лосенко (1737-1773)
Прощание Гектора с Андромахой
1772-73
Гэвин Гамильтон
(1723-1798)
Прощание Гектора с Андромахой
Около 1775 ↓
Слайд 16А.П. Лосенко и анатомические пособия
А.П. Лосенко (1737-1773)
Изъяснение краткой пропорции человека;
гравюра Г.И. Скородумова
1772
“Анатомический человек”
из атласа Хуана Вальверде
де Амуско; Рим,
1559
Слайд 17Модели видения
в “классическую эпоху”
↑ Схема человеческого глаза
по Р.
Декарту
(Discourse sur la méthode…, 1637)
↑ “Перспектвная машина”
по Джакомо Бароцци да
Виньола (Le Regole della prospettiva…, 1583)
↑“Камера Обскура в помощь художникам”
Изобретение Георга Бранлера (1713-1783)
(гравюра, 1761)
“Отверстие камеры обскуры
соответствует единой,
математически определяемой точке,
из которой методом логической дедукции можно
получить весь внешний мир — путем прогрессивной
аккумуляции и комбинирования знаков. Это аппарат,
определяющий положение человека между Богом и миром”
Jonathan Crary “Techniques of the Observer” (1990)
Слайд 18“Паноптическая” модель
видения/ мышления
↑ Иеремия Бентам (1748-1832)
Схема Паноптикона. 1787
Неизвестный автор
Анатомический театр
в Лейдене
Гравюра; ок. 1700 ↓
“Паноптикон — привилегированное место для экспериментов
над людьми и для анализа, с полной достоверностью показывающего, какие преобразования могут быть их результатами.
<…> Паноптикон действует как своего рода лаборатория власти. Благодаря обеспечиваемым
им механизмам наблюдения он выигрывает в эффективности и способности воздействовать
на поведение людей…”
Мишель Фуко (1926-1984)
“Надзирать и наказывать” (1975)
Слайд 19Польза изучения греческих статуй
Ян де Бишоп (1628-1671)
“Галл, убивающий себя и
жену”
Иллюстрация из: “Signatorum Verum Icones”, Amsterdam, 1669
Бернардино Генга (1620-1690)
“Боргезский боец”
Иллюстрация
из: “Anatomia per uso et intelligenza del disegno”, Rome, 1691
“Разве … не следует, что легче открыть красоту греческих статуй, чем красоту в природе, и что, следовательно, первая более волнует, не так разрознена, более сосредоточена в одно целое, чем последняя…”
И.И. Винкельман (1717-1768) “Мысли по поводу подражания греческим произведениям …” (1755)
Слайд 20← Жан Антуан Гудон
(1741-1828)
Écorché в позе Иоанна Крестителя
1792
↑ Эрколе Лели
(1702-1776),
Анна Моранди (1716-1774)
Анатомическая фигура
(écorché). 1740-80
↑ Клементе
Сусини →
(1754-1814)
Анатомические фигуры (écorchés)
1776-80
“Формы
обдирались и лишались любого поверхностного орнамента. Человеческие фигуры уподоблялись écorchés посредством беспощадного разоблачения. Раздетые и раскрытые, они вполне соответствовали идеалу нагой, недвусмысленной истины…”
Barbara Stafford
“Body Criticism” (1991)
Академические пособия: Écorché
Слайд 21Écorché в “классических позах”
↑ Жак Гамелен (1738-1803)
“Анатомическое распятие”
Офорт из книги:
“Nouveau
recueil d’ostéologie et de myologie”, 1779
← Жан-Габриэль Сальваж
(1772-1813)
Иллюстрация
“Анатомия
сражающегося гладиатора”
(Paris, 1812)
← Уильям Пинк (2-я пол. XVIII в.)
Уильям Хантер (1718-1783)
Écorché в позе “Умирающего гладиатора”
1775
Слайд 22Пропорции: математическая формула красоты
Жерар Одран (1640-1703)
↑ “Пропорции Венеры Медичи”
и “Пропорции Лаокоона” ↑
Иллюстрации из пособия : “Les Proportions
de corps humain mesurés sur les plus belles figures d’antiquité”, Paris, 1683
↑ Жомбер Кошен (1735-1813)
“Пропорции Геркулеса Фарнезе”
Иллюстрация из пособия:
“Dessein”, Paris, 1763
Слайд 23“Превзойти самое вещество …”
Неизвестный русский художник
рубежа XVIII-XIX веков
Учебная
постановка (натурщик)
1780-90-е гг.
Джулио Кассери (1552-1616),
Адриан ван ден Шпигель (1578-1625)
“De
Humani Corporis Fabrica…”
Офорт; Венеция, 1627
“Художник, желающий сделать произведение свое прекрасным, должен изображением мысленной красоты стараться превзойти и самое вещество…
Разум его долженствует ему показать, какое совершенство может он придать веществу… ”
П.П. Чекалевский (1751-1817)
“Рассуждение о свободных художествах…” (1792)
А.П. Лосенко (1737-1773)
Учебная постановка
(натурщик). 1760-е гг.
Слайд 24“Мускулатура в движении”
А.Я. Олещинский (1794-1878)
Пильщик
Резцовая гравюра, 1826
Уильям Каупер
(1660-1709)
“Экорше в движении”
Иллюстрация из: “Myotomia Reformata”
Издание: Лондон, 1724
Слайд 25“Вписать скелет в любую фигуру”
Бернардино Генга (1620-1690)
Мальчик, излекающий занозу (Spinario)
Иллюстрация
из книги “Anatomia per uso et intelligenza del disegno”, Rome,
1691
Франческо Бертинатти (середина XIX в.)
Скелет в позе “Spinario”
Иллюстрация из учебного пособия
по анатомии, Турин, 1837-39
Слайд 26“Возможности мимики лица”
Франц Ксавер Мессершмидт (1736-1783)
Физиогномические головы
← (автопортреты); 1770-75 →
Готье д’Аготи, Жак-Франсуа Дюверне
Иллюстрация из книги:
«Myologie complete en couleur
et grandeur naturelle»; Paris, 1746
Слайд 27Изображение страстей
и человеческих типов по Шарлю Лебрену
Неизвестный
художник
← Иллюстрация из книги:
“Рисовальное искусство,
или как самому собою
научиться рисовать”
(гравюры
по Ш. Лебрену)
(Москва, 1774)
← Шарль Лебрен (1619-1690)
Иллюстрации из
“Физиогномического пособия”, уподобляющего человека
животным типам;
(издано между 1660-70 гг.)
↑ Шарль Лебрен (1619-1690)
Ужас. Ок. 1677
Иллюстрация для трактата:
“L'Expression des Passions.. ”
Слайд 28Античные прототипы в картинах русских художников (I)
П.И. Соколов (1753-1791)
Венера и
Адонис
1782
Парис, или атлет из
Антикиферы
Бронза; ок. 340 г. до н.э.
Ян де
Бишоп (1628-1674)
Статуя Мелеагра
Иллюстрация из пособия, 1671
Слайд 29Античные прототипы в картинах русских художников (II)
↑ П.И. Соколов (1753-1791)
Меркурий
и Аргус
1777
Пракситель ↑
(римская копия)
Отдыхающий сатир
Ок. 350 г. до н.э.
“
… Вот наши сокровища, — сказал художник Н., указывая наАполлона
и другие антики, — вот источник наших дарований, наших познаний,
истинное богатство нашей Академии; богатство, на котором
основаны все успехи бывших, нынешних и будущих воспитанников”
К.Н. Батюшков (1753-1817) “Прогулка в Академию художеств” (1814)
↑ Гравюра, изображающая
“Отдыхающего сатира”
Италия, кон. XVIII в.
Слайд 30Античные прототипы в картинах русских художников (III)
И.А. Акимов (1755-1814)
Самосожжение Геркулеса
в присутствии друга его Филоктета. 1782
“Фавн Барберини”
Малая Азия, эпоха
эллинизма
II век до н.э.
Слайд 31Пример “автоцитаты” у художника
И.А. Акимов (1755-1814)
Фигура Филоктета из
картины “Самосожжение Геркулеса…”
1782
И.А. Акимов (1755-1814)
Князь Святослав, целующий мать
и детей
своих по возвращении с Дуная в Киев
1773
Слайд 32Ранние страницы русской истории
И.А. Акимов (1755-1814)
Крещение княгини Ольги. 1792
В.К.Сазонов (1789-1870)
Встреча
Игоря с перевозчицей прекрасной (Игорь и Ольга). 1824
“Исправно нарисованные и
расцвеченные фигуры поистине достойны удивления, однако большая часть людей знающих …. не более сии части найдут хорошими, как по мере соединенной с оными особливой приятности, точности и нежности изражений. Сие совокупление в живописи есть самое редкое дарование, и кто имеет столько щастия, чтоб сие делать превосходным образом, тот
может представлять трогательными не только фигуры свои, но и не занятые оными места …”
[Роже де Пиль] “Понятие о совершенном живописце, служащее основанием
судить о творениях живописи…” ; рус. перевод А. Иванова, 1789
Слайд 33Постоянство мотива “Vanitas”
И.А. Акимов (1755-1814)
Хронос, подрезающий крылья
Амуру
1802
Пьер Миньяр (1612-1695)
Хронос, подрезающий крылья Амуру
1694
Слайд 34Древний славянин —
и Бельведерский торс
← Г.И. Угрюмов (1764-1823)
Испытание силы
Яна Усмаря
1795
Иконографический источник для фигуры
Яна Усмаря в картине
Г.И. Угрюмова
−
Бельведерский торс
(I в. до н.э.;
академическая учебная
постановка П.В. Басина, 1819)
Слайд 35Славные деяния российских монархов
Г.И. Угрюмов (1764-1823)
Призвание Михаила
Федоровича Романова на царство
1799-1800
Г.И. Угрюмов (1764-1823)
Взятие Казани Иваном Грозным в
1552 году
1799-1800
Слайд 36Икона заменяется религиозной картиной
Р.М. Волков (1776-1831)
Крещение Господне
1808
Гвидо Рени (1575-1642)
Крещение Христово
1623
Бартоломе
Эстебан Мурильо
(1617-1682)
Крещение Христово
1665
Слайд 37Русский герой в “маньеристической” позе
А.И. Иванов
(1776-1848)
Подвиг юноши-киевлянина
Ок. 1810
Джузеппе Маццуола (1644-1725)
Гибель Адониса
1709
Джованни да Больонья
(1529-1608)
Меркурий
1580
Слайд 38Русский герой в “нео-классической” позе
↑ А.И.
Иванов (1776-1848)
Единоборство Мстислава
с Редедей. 1812
Антонио Канова (1757-1822)
Тесей, убивающий кентавра
(фрагмент;
1805-10)
↑ Анри Бон-Тома (1766-1836)
Ахилл, ступающий
на побережье Трои
1800-е гг.
Слайд 39“Просвещенное собирательство”
↑ Г.К. Михайлов (Ковальков; 1814-1867)
Вторая античная галерея
в
Академии художеств
1836
Иоганн Зоффани →
(1773-1810)
Чарльз Тауни
в своей
библиотеке на
Парк-лэйн
1790
Иоганн Зоффани (1773-1810) →
Зал “Трибуна” в музее Уффици
1772-78
Слайд 40Учебное задание: архитектурная перспектива (I)
И.А. Иванов (1779-1848)
Парадная лестница
Академии художеств
1836
Томас Мальтон (1748-1804)
Перспективное построение лестницы
из книги: “A Compleat Treatise
on Perspective…”
London, 1779
Слайд 41Учебное задание:
архитектурная перспектива (II)
Я.Г. Фарафонтьев (1758-1798)
Внутренность дорического
храма
1781
Пер Хиллерстрём Старший (1732-1816)
Галерея Муз в Королевском дворце в Стокгольме
1796
Слайд 42Учебные классы Академии художеств (I)
← А.В. Нотбек (1802-1866)
Карикатура на молодого
художника. 1830-е гг.
Йозеф Антон Кох →
(1768-1839)
Карикатура на
Штутгартскую
Академию
Художеств.
1790-е гг.
Иоганн Зоффани
(1773-1810) →
Профессора Королевской
Академии художеств. 1771-72
Слайд 43Учебные классы Академии художеств (II)
Эдвард Франсис Берни (1760-1848)
Античный класс в
Сомерсет-хаусе
1779
↖ А.Г. Венецианов (1780-1847) (?)
← или А.А. Иванов (1806-1858)
Натурный
класс в Академии художеств
1820-е гг
Слайд 44Высочайший визит
“в мир искусства”
Б.П. Виллевальде (1818/19-1903)
Николай
I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской автора в 1854
году
1884
Элиас Мартин (1739-1818)
Король Густав III в шведской
Академии художеств
1782
Слайд 45Учебные работы авторов начала XIX века
К.П. Брюллов (1799-1852)
Учебная постановка
(два натурщика)
1817
Ф.А. Бруни (1801-1875)
Учебная постановка (два натурщика)
1813
Слайд 46Écorché в экспрессивных позах
О.А. Кипренский (1782-1836)
Натурщик с красной драпировкой
1802
Пьетро
Франкавилья
(ок. 1548-1615)
Анатомическая модель (écorché)
Конец XVI века
Неизвестный художник
Écorché в позе
лучника
Гермвния, XIX век
Слайд 47Военные подвиги
и историческая
достоверность
← О.А. Кипренский (1782-1836)
Нахождение
князя Дмитрия Донского
на Куликовом поле после сражения
1805
В.К. Сазонов (1789-1870)
Князь Дмитрий
Донской на
Куликовом поле. 1824 ↓
“При поражении Мамая, князья русские
и воины, сошедшись на месте сражения,
и не обретая Вкликого Князя своего, Дмитрия Ивановича, ищут его и находят
раненого в роще при последнем почти издыхании. Кровь струится из ран его,
но радостная весть о совершенной победе
оживляет умирающего Великого Князя”
“Программы, заданные Академией художеств воспитанникам ее в 1805 году”
Слайд 48Современный воин
в “классической позе”
↑ О.А.
Кипренский (1782-1836)
Портрет гусарского
офицера Давыдова
1809
← Лисипп (приписывается)
Геркулес Фарнезе
Мрамор, IV
в. до н.э.
↑ Неизвестный художник
Гравюра с “Геркулеса
Фарнезе” Италия,
XVIII век
Слайд 49Национальные герои
в “классицистской трактовке” (I)
↑ И.П. Мартос
(1754-1835)
Памятник Минину и Пожарскому; 1804-1818
Варианты в Москве (у Торговых рядов;
1818) ↗
и в Нижнем Новгороде (2005) →
Слайд 50Национальные герои в “классицистской трактовке” (II)
М.И. Козловский (1758-1802)
Памятник А.В.
Суворову
в С.-Петербурге. 1800-01
Н. Плахов (1758- 1-я треть XIX века)
Памятник
А.В. Суворову в С.-Петербурге
Офорт, 1801
Слайд 51“Нужно ли сказывать, что сей новый Сцевола был Русской?”
← В.И.
Демут-Малиновский (1779-1846) →
“Русский Сцевола”
Бронза, 1813
↑ И.И. Теребенев (1780-1815)
Русский Сцевола. 1815
Слайд 52Классицистские герои / модели
Б.И. Орловский (1797-1837) ↑
Фавн, играющий
на сиринге
1824-25
↑ М.И. Козловский (1758-1802)
Амур со стрелой
1797
И.П. Витали →
(1794-1855)
Венера,
завязывающая
сандалию
1852
Слайд 53Идеализация по “античному канону”
А.Е. Егоров (1776-1851)
Истязание Спасителя
1814
Антиной
Бельведерский
Римская мраморная
копия; II век
П.В. Басин (1793-1877)
Фавн Марсий, научающий юношу
Олимпия игре на флейте. 1821
“… правильность в обводах, величавость в фигуре, приятность в положении, красота в членах, сила в груди, легкость в ногах, крепость в плечах и руках, откровенность на челе и на бровях, разум в глазах, здравие на щеках, и добродушие, или приязненность, на устах”
П.П. Чекалевский (1751-1817) “Рассуждение о свободных художествах…” (1792)
Слайд 54Постоянство классической позы (I)
↑ А.Г. Венецианов (1780-1847)
Мальчик, надевающий
лапти. 1820-е гг.
← Лисипп
Отдыхающий Гермес
Бронза, IV в. до
н.э.
↑ Луи Готье (рубеж XVIII –XIX вв.)
Сидящий натурщик. 1782
Слайд 55Постоянство классической позы (II)
А.А. Иванов (1806-1858)
Рисунок обнаженной фигуры
(в
позе Антиноя); 1824
Мастерская Франческо Кабианка
Антиной Бельведерский (копия)
Ок. 1722; Летний сад
“Антиной
Бельведерский”
Римская мраморная копия, II век
Слайд 56Изучение классического памятника
↑ А.А. Иванов (1806-1858)
Три рисунка
с
“Венеры Медицейской”
1830-31
Так называемая “Венера Медичи”
Римская копия греческой статуи
↓
примерно 4 в. до н.э.
Слайд 57Популярный мотив:
“Умирающий гладиатор”
← А.А. Иванов (1806-1858)
Иосиф, толкующий сны
виночерпию и
хлебодару
в темнице
1827
Уильям Линнелл
(1792-1882)
Рисунок écorché в позе
“Умирающего гладиатора”
↙ Ок.
1840
Эпигонос (?)
“Умирающий гладиатор”
мрамор; ок. 220 г. до н.э. →
Слайд 58Воплощение совершенства
↑ А.А. Иванов (1806-1858)
Явление Христа Марии Магдалине
после воскресения. 1835
Аполлон
Бельведерский ↗
(копия с работы Леохара,
IV век до н.э.)
как прототип для
фигуры Христа в картине А.А. Иванова
(зеркальный поворот —
гравюра Д. Росси → →
из книги: “Raccolta di Statue Antiche e Moderne”, 1747)
Слайд 59Изображение драпировок
как особое задание
↑ А.А.Иванов
(1806-1858)
Этюд
и рисунок драпировок
для картины
“Явление Мессии” →
1833-57
↑ Анн-Луи Жироде-Триазон
(1767-1824)
Этюд
драпировок для картины
“Всемирный потоп”
около 1806
Слайд 60Постоянство мотива
“Умирающего гладиатора”
↑ П.В. Басин (1793-1877)
Сократ, защищающий
Алкивиада в битве
при Потидее
1828
Неизвестный художник ↗
“Умирающий гладиатор”
Гравюра из
академического
учебного пособия XVIII века
К.П. Брюллов (1799-1852) →
Нарцисс
1817
Слайд 61Классический “страдающий герой”
↑ Ф.А. Бруни (1801-1875)
Медный змий
1836-1841
↑
“Лаокоон с сыновьями” ↑
(фигура в зеркальном отражении)
(скульпторы Агесандр, Полидор и
Афинодор; ок. 25 г. до н.э)
как прототип “страдающей фигуры”
в картине Ф.А. Бруни
← Неизвестный художник
“Лаокоон с сыновьями”
Академический рисунок
Кон. XVIII-нач. XIX вв.
Слайд 62Широта диапазона
“классических поз”
К.Д Флавицкий (1830-1866)
Братья продают Иосифа
в рабство
1855
Пракситель (ок. 370-330 до н.э.) →
Танцующий Фавн
(римская копия, ок. I в.;
академический рисунок
2-ой половины XIX века)
как прототип для фигуры
в картине К.Д. Флавицкого
Слайд 63Классический канон ― и здравый смысл (?)
П.В. Жуковский (1845-1912)
Оплакивание
(Pietá)
1876
Микеланджело Буонарротти(1475-1564)
Оплакивание (Pietá)
1499; Рим, собор св. Петра