Разделы презентаций


Аксиология семьи и детства в поморской народной педагогике

Этнографическая и историческая литература о Русском Севере дана характеристика социокультурной и экономической среды Поморья 18-19 веков: статьи о посещении Русского Севера, опубликованные в «Известиях Архангельского Общества Изучения Русского Севера»; неофициальный раздел

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Аксиология семьи и детства в поморской народной педагогике
Щекина Светлана Станиславовна

кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики ВШППиФК
САФУ имени М.В.Ломоносова

Аксиология семьи и детства в поморской народной педагогике Щекина Светлана Станиславовна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Слайд 2Этнографическая и историческая литература о Русском Севере
дана характеристика социокультурной

и экономической среды Поморья 18-19 веков: статьи о посещении Русского

Севера, опубликованные в «Известиях Архангельского Общества Изучения Русского Севера»; неофициальный раздел газеты «Архангельские губернские ведомости»; отчеты Архангельского статистического комитета; комплексные описания истории, природы, хозяйства и населения края, обобщающие исторические исследования северного крестьянства (Бакланова Е.Н., Власова И.В., Данилова Л.В., Камкин А.В., Колесников П.А., Кох О.В., Шапиро А.Л.)
уточнено содержание таких понятий как «Русский Север», «Поморье», «поморы»
Этнографическая и историческая литература о Русском Севере дана характеристика социокультурной и экономической среды Поморья 18-19 веков: статьи

Слайд 3Литература об особенностях поморской семьи
4.1. работы, в которых представлены разнообразные

сведения по семейному быту и
внутрисемейному укладу:
Большой материал об

этом содержится все в тех же «ИАОРС», журнале «Этнографическое обозрение», «Живая старина», «Север» (в статьях М.С. Богданова, Г.Вертепова, И.И.Дурова, И.Калинина, А.А.Каменева, А.А.Чарушина)
Авторы касаются данных вопросов при разработке различных проблем этнографии: достаточно подробно рассмотрены условия и обстановка родов, поморские игры, игрушки, праздники, положение детей в доме и обществе, их взаимоотношения со взрослыми

Литература об особенностях поморской семьи4.1. работы, в которых представлены разнообразные сведения по семейному быту и внутрисемейному укладу:

Слайд 4Литература об особенностях поморской семьи

4.2. работы, рассматривающие народные юридические нормы, бытовавшие в сфере

семенных отношений:
Наибольший интерес в этом плане представляют взгляды А.Я.Ефименко и П.С.Ефименко по исследованию и изучению обычного права населения Архангельской губернии. В них присутствует в какой-то мере анализ состояния поморской семьи, определяется ее структура, состав и численность
Семенные традиции, этносознание, общественный и домашний быт поморов в современной литературе лишь частично исследованы А.В.Бугановым, М.В.Витовым, И.В.Власовой, К.П.Гемп, М.М.Громыко, С.И.Дмитриевой, А.П.Лошук
Богатый по содержанию материал о поморской семье, содержится в исследованиях Т.А.Бернштам. Однако в этих работах семейная жизнь поморов рассматривается лишь в контексте их хозяйственной специфики и социальной организации

Литература об особенностях поморской семьи       4.2. работы, рассматривающие народные юридические нормы,

Слайд 5С.А.Токарев, «Этнография народов СССР»:
"...на окраинах коренной русской территории и

в местах позднейшей колонизации сложились гораздо более своеобразные и обособленные

культурно-географические типы русского населения. К числу их принадлежат прежде всего поморы на берегах Белого и Баренцева морей. Это потомки новгородских выходцев, появившихся здесь еще в XII веке. Попав в непривычные условия, они выработали у себя совершенно своеобразный культурно-хозяйственный тип, основанный на преобладании промыслового приморского хозяйства (рыболовство и морская охота). Смелые мореходы, предприимчивые промышленники, поморы выделяются и особыми чертами характера, но их материальная культура сохранила чистый северновеликорусский отпечаток"
С.А.Токарев, «Этнография народов СССР»:

Слайд 6Какие же особые черты поморского характера выделяли исследователи Русского Севера?


Н.Козлов в "Материалах для географии и статистики России. Архангельская губерния"

в 1865 году писал: "… жителей Кемского и Онежского берегов, а также помор печорских селений отличает сметливость, способность к торговым делам и, в то же время, строгая нравственность, привязанность к семейной жизни и честность»
А.А.Жилинский добавляет, что "по своей смышлености и отважности, поморы не имеют себе равных среди русских"
Тот же В.Насоновский, сравнивая психологию крестьянина Холмогорского уезда с психологией крестьянина остальной Руси, отмечает: "Это не мужик, а князь. Ни иго татарщины, ни иго крепостничества, ни иго удельного чиновничества не исковеркало его души. Основные черты его характера: независимость, прямодушие, сознание собственного достоинства, спокойная рассудительность, отсутствие болтливости, что с первого взгляда кажется замкнутостью; в нем нет и признаков лукавой хитрецы и подобострастия, свойственных в большей или меньшей степени крестьянину остальной Руси по отношению, например, к чиновному люду: с последними он снисходительно деликатен"
Какие же особые черты поморского характера выделяли исследователи Русского Севера? Н.Козлов в

Слайд 7«Кодекс человеческих совершенств» помора (этикетные качества):
Почитание женщины, ее особое

положение в семье и обществе
Гостеприимство и щедрость
Честность и

коллективизм
Чувство собственного достоинства
Доброжелательность и уважение между членами семьи и другими  людьми
«Кодекс человеческих совершенств» помора (этикетные качества): Почитание женщины, ее особое положение в семье и обществе Гостеприимство и

Слайд 81.Почитание женщины, ее особое положение в семье и обществе
Промысловый характер

занятий местных жителей, участие девушек и женщин в ряде промыслов

наряду с мужчинами, замещение женщинами ряда мужских должностей в сельской администрации (старост, десятских, почтальонов, гребцов и т.д.) во время отхода мужчин на дальние рыбные и звериные промыслы, особая роль старообрядок-наставниц - все это создавало условия для относительного равноправия обоих полов или, во всяком случае, для более уважительного, чем в земледельческих районах, отношения к женщине
1.Почитание женщины, ее особое положение в семье и обществеПромысловый характер занятий местных жителей, участие девушек и женщин

Слайд 9 2. Гостеприимство и щедрость
Гостеприимного человека на Севере называли "приемный",

"приемчивый", а в народе бытовали выражения "у нас поморский народ

приемной", "кого Бог полюбил, тому гостя послал", "дома стоишь, так в людях сидишь" (в отношении гостеприимства), "стол да скатерть" - выражение, обозначавшее чье-либо гостеприимство
"К ему, когда хошь приди, завсегды стол да скатерть"
"Любишь чужую бороду драть, люби и свою подставлять" (т.е. если любишь гостить, ходить в гости, люби и к себе принимать, либо сам угощать)
2. Гостеприимство и щедрость Гостеприимного человека на Севере называли

Слайд 10 Семья - важнейшее и непременное условие жизни каждого крестьянина

Семейного

человека поморы называли "семьяк", а имеющего большую семью -

"семьянистой"; "семьиться" означало делаться семейным человеком, заводиться семьею
Семья - важнейшее и непременное условие жизни каждого крестьянина   Семейного человека поморы называли

Слайд 11По мнению П.С.Ефименко, "отец семейства - не только глава его,

но и господин, повелитель в особенности по отношению к женскому

полу" "отец имеет больше прав над детьми, чем мать. Он управляет имуществом детей самостоятельно, даже безотчетно относительно доходов", "дедовское все во власти отца, имеющего право употребить его, как угодно"
А.Подвысоцкий в "Словаре областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении" приводит следующие данные:
"Большина - старшинство, главенство в доме, власть старшого. Отсюда: «большак» - хозяин в доме, распорядитель хозяйства; а также:
"Большичанье - право, власть, распоряжение, управление. В семьях, складывающихся из нескольких семейств, если все заодно наживают деньги и расходуют их на общие нужды, - за всем этим наблюдает один из семьи, называемый: " набольшой"
По мнению П.С.Ефименко,

Слайд 12Род" в крестьянском быту поморов составляла, как и везде на

Руси, лишь кровная родня в ее нисходящем потомстве
З.П.Васильцова отмечала,

что "северный народ свой род знал хорошо - по фамилии люди определяли, из какой деревни человек, чем славится его семья, чем худа и нехороша"
Иногда, вместо слова "род", употреблялось выражение "корень", и говорили, что "сын остался на отцовском корню", т.е. на родовом хозяйстве
Род

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика