Слайд 1Активные и интерактивные методы обучения
Еремкина Ольга Васильевна
доктор педагогических наук, профессор
кафедра
педагогики и менеджмента в образовании
РГУ имени С.А. Есенина
Слайд 2Вопросы:
Чем объясняется интерес к интерактивным формам и методам обучения?
В чем
отличие интерактивных от активных методов обучения?
Какие методы можно отнести к
активным и интерактивным методам обучения?
Каков алгоритм проведения интерактивных методов обучения?
Слайд 3Пассивный метод
ученик
ученик
ученик
УЧИТЕЛЬ
Слайд 4Традиционное обучение
пассивность обучающегося во время занятия;
односторонняя коммуникация;
преподаватель использует материал,
который не является оригинальным;
оригинальны лишь способы его конструирования, логика и
манера изложения.
Слайд 5Активный метод
ученик
ученик
ученик
УЧИТЕЛЬ
Слайд 6Закономерность обучения по данным Р. Карникау и Ф. Макэлроу
человек помнит 10% прочитанного;
20% – услышанного;
30% – увиденного;
50% – увиденного и
услышанного;
80% – того, что говорит сам;
90% – того, до чего дошел в деятельности.
Слайд 7Итерактивный метод
ученик
ученик
ученик
УЧИТЕЛЬ
Слайд 8Многосторонняя коммуникация
Обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им позволяют приблизиться
к предмету через их собственный опыт.
Обучающиеся лучше учатся, если учитель
активно поддерживает их способ усвоения знаний.
Обучающиеся лучше воспринимают материал, если он структурирован, ученик включен в обсуждение, может высказать свою точку зрения, даже если она не совпадают точкой зрения учителя.
Слайд 9Активные и интерактивные технологии
Круглый стол (дискуссия, дебаты).
Мозговой штурм.
Деловые и
ролевые игры.
Case-study. Кейс-метод
Метод проектов.
Урок в диалоговом режиме (урок -
диалог).
Групповая работа или работа в малых группах
Слайд 10Кейс-метод
интерактивный имитационный творческий метод обучения, предполагающий использование реальных жизненных ситуаций,
в котором на основе построения ролевой системы осуществляется освоение теоретических
знаний и овладение практическими навыками
Слайд 11Кейс-метод. Этапы
1) вступительное слово учителя (введение в проблему, сообщение правил
поведения, распределение ролей);
2) ознакомление с текстом;
3) групповое обсуждение;
4) дискуссия, коллективный
анализ (формулировка гипотезы, педагогических воздействий);
5) подведение итогов.
Слайд 12Кейс-метод. Основные характеристики:
сочетание методов моделирования, системного анализа, проблемности, мысленного эксперимента,
игровых методов;
коллективное развивающее обучение;
способствует раскрепощению ее участников, демократизации отношений, формированию
прогрессивного стиля мышления и этики группового общения;
обладает временной и сюжетной структурой, имеет четкую последовательность событий во времени, сюжетную линию (драму), столкновение мнений.
Слайд 13Интерактивное обучение
это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне
конкретные и прогнозируемые цели.
Цель:
состоит в создании комфортных условий обучения,
при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения;
в формировании навыков учебной деятельности.
Слайд 14
Особенности взаимодействия в интерактивном обучении:
пребывание субъектов образования в одном
смысловом пространстве;
совместное включение в единое творческое пространство;
согласованность в выборе
средств и методов решения учебной задачи;
совместное эмоциональное состояние, переживание чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Слайд 15Основные правила организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть
вовлечены все участники.
Правило второе. Необходима психологическая подготовка участников. Для
этого используются разминки, поощрение.
Правило третье. Оптимальное количество участников – 15-25 человек.
Правило четвертое. Участники должны иметь возможность легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
Правило пятое. Четкое закрепление процедур и регламента.
Правило шестое. Сначала деление на группы на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Слайд 16
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
доверительные, позитивные отношения между обучающим
и обучающимися;
демократический стиль;
сотрудничество в процессе общения;
опора на
личный опыт обучающихся;
многообразие форм и методов представления информации;
внешняя и внутренняя мотивация деятельности, взаимная мотивация обучающихся.
Слайд 17Алгоритм проведения интерактивного занятия:
I. Подготовка занятия
педагог производит подбор темы, ситуации,
определяет
дефиниции (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты
всеми обучающимися),
подбирает конкретную форму интерактивного занятия,
определяет временные рамки на выполнение задания в группах, на вступительное слово, инструктаж, на рефлексивный анализ?
Слайд 18Педагог должен перед занятием:
уточнить проблемы, которые предстоит решить;
четко структурировать материал
занятия;
обозначить перспективы использования полученных знаний в практической деятельности;
четко представлять, чем
ученики будут заниматься на занятии (в процессе групповой работы).
Слайд 19II. Вступление:
Сообщение темы и цели занятия.
знакомство с предлагаемой ситуацией,
с проблемой;
информирование участников о рамочных условиях, правилах работы в
группе, четкие инструкции;
создание ситуации однозначного семантического понимания терминов, понятий;
уточнение понятийного аппарата, определения изучаемой темы.
Слайд 20
Примерные правила работы в группе для студентов:
активность;
уважение мнения участников;
доброжелательность;
пунктуальность,
ответственность;
открытость для взаимодействия;
заинтересованность;
стремление найти истину;
соблюдение регламента;
креативность;
уважение правил работы в группе.
Слайд 21
III Основная часть:
Для всех форм интерактивного обучения характерны основные ключевые
составляющие :
1. Выяснение позиций участников, предполагающая проявление отношения участников к
обсуждаемой проблеме
Слайд 222. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами
Формирование целевых групп
по общности позиций.
Объединение сходных мнений вокруг некоторой позиции, формирование единых
направлений.
Или создание групп с разными позициями.
Организация коммуникации между сегментами.
Слайд 23
3. Интерактивное позиционирование:
1) выяснение набора позиций аудитории,
2) осмысление общего
для этих позиций содержания,
3) переосмысление этого содержания и наполнение
его новым смыслом,
4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла.
Слайд 24IV Выводы (рефлексия)
1 этап – концентрация участников на эмоциональном
аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия.
2 этап –
оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.).
3 этап – общие выводы, которые делает педагог.
Слайд 25
Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
что произвело на вас
наибольшее впечатление?
что вам помогало в процессе занятия для выполнения
задания, а что мешало?
есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
как вы оцениваете свои действия и действия группы?
если бы вы участвовали в такой работе еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?