Разделы презентаций


Лекция 2 Истоки современной науки (этапы развития естествознания)

Содержание

Понятие концепцииКонцепция – философская, мировоззренческая составляющая научных парадигмПримеры:Концепции пространства и времениКонцепции взаимодействия Концепция детерминизма

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 2 Истоки современной науки (этапы развития естествознания)
Мифология
Зарождение науки
Натурфилософия Аристотеля
Период эллинизма
Период схоластики
Становление

классической науки
Естественно-научные революции

Лекция 2 Истоки современной науки (этапы развития естествознания)МифологияЗарождение наукиНатурфилософия АристотеляПериод эллинизмаПериод схоластикиСтановление классической наукиЕстественно-научные революции

Слайд 2Понятие концепции
Концепция – философская, мировоззренческая составляющая научных парадигм
Примеры:
Концепции пространства и

времени
Концепции взаимодействия
Концепция детерминизма

Понятие концепцииКонцепция – философская, мировоззренческая составляющая научных парадигмПримеры:Концепции пространства и времениКонцепции взаимодействия Концепция детерминизма

Слайд 3Цели курса
целостное рассмотрение понятий и теорий современных наук, формирующих ядро

научной картины мира
дать представление о научном мышлении
и его противоположности –

характерные стереотипы и дискуссионные приемы лженаук, научить проводить демаркационную линию между ними
Цели курсацелостное рассмотрение понятий и теорий современных наук, формирующих ядро научной картины мирадать представление о научном мышлениии

Слайд 4Парадигма – теория, составляющая ядро научных знаний.
задает направления и

способы научной деятельности.
вокруг парадигмы группируются частные теории, для которых

она является фундаментом
Научные революции – смена парадигм
Парадигма – теория, составляющая ядро научных знаний. задает направления и способы научной деятельности. вокруг парадигмы группируются частные

Слайд 5Научная революция – основные черты
крушение и отбрасывание идей,
быстрое расширение

знаний о природе, вступление в новые ее области, ранее недоступные

для познания
появление новых методов исследования
революцию вызывает не само по себе открытие новых фактов, а радикально новые теоретические следствия из них
совершается в сфере теорий, понятий, принципов
Научная революция – основные чертыкрушение и отбрасывание идей, быстрое расширение знаний о природе, вступление в новые ее

Слайд 81. Мифология (IV – I тысячелетия до н.э.)
Мифология — форма общественного

сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое,

так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
1. Мифология (IV – I тысячелетия до н.э.)Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает

Слайд 9Основные черты мифа:

очеловечивание природы;
наличие фантастических богов, их

общение, взаимодействие с человеком;
отсутствие абстрактных размышлений
практическая

направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
однообразие и поверхность мифологических сюжетов
Основные черты мифа: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений практическая

Слайд 10Натурфилософия
Тотальный дедуктивизм - выведение свойств вещей из общих принципов, постулируемых

рассуждениями
Существует как часть философии – философия природы

НатурфилософияТотальный дедуктивизм - выведение свойств вещей из общих принципов, постулируемых рассуждениями Существует как часть философии – философия

Слайд 15Основные вопросы:

происхождение Вселенной, Земли и человека;
объяснение природных

явлений;
жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его

достижения;
вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Основные вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и

Слайд 16Что развивалось:
сельское хозяйство, включая земледелие и скотоводство;
строительство, включая культовое;

металлургия, керамика и прочие ремесла;
военное дело, мореплавание, торговля;
управление государством, обществом,

политика;
религия и магия.
Что развивалось:сельское хозяйство, включая земледелие и скотоводство; строительство, включая культовое;  металлургия, керамика и прочие ремесла;военное дело,

Слайд 17Достижения:
Начальные знания по механике (Египетские пирамиды, башни в Вавилоне и

т.п.);
Предпосылки возникновения алгебры и геометрии;
Наблюдение за движением Луны, Солнца и

звёзд;
Построение календаря (Египет, IV тысячелетие до н.э

Достижения:Начальные знания по механике (Египетские пирамиды, башни в Вавилоне и т.п.);Предпосылки возникновения алгебры и геометрии;Наблюдение за движением

Слайд 182. Зарождение науки (VI - IV в. до н.э., Греция)
В Греции

существовали все формы творчества, продуктивной духовной деятельности. Жизнь протекала в

обстановке состязательности и конкуренции.
Главным признавалась победа, приносившая славу.
Добиться успеха, получить неопровержимые результаты, можно было только применяя строго логическое доказательство, через борьбу мнений равноправных граждан на собраниях, во внимание не принимались ссылки на авторитет и социальное положение .

2. Зарождение науки (VI - IV в. до н.э., Греция)В Греции существовали все формы творчества, продуктивной духовной

Слайд 19Истоки атомистики или натурфилософы. Милетская школа.

Истоки атомистики или натурфилософы. Милетская школа.

Слайд 20Первоосновой всех вещей является вода, из нее образуются все вещи

.
Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в

воду.

Фалес
(640 – 562 гг. до н.э.)

Первоосновой всех вещей является вода, из нее образуются все вещи .Все вещи возникают из воды и, разрушаясь,

Слайд 21Анаксимандр(610-546 до н.э.)
Считал единственным свойством первоначального мирового вещества,

все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной

стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Апейроном (Беспредельным).

«Вещи возникают вследствие постоянного движения апейрона, приводящего к выделению из него противоположностей».

Анаксимандр(610-546 до н.э.) Считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к

Слайд 22Система мира по Анаксимандру
Первая в истории геоцентрическая система:
В центре мира

находится Земля
Земля существует в мире ни на что не опираясь
Землю

окружают три огненных кольца: солнечное, лунное и звездное
Кольца покрыты воздушной оболочкой, только при её разрыве человек видит небесные светила
Система мира по АнаксимандруПервая в истории геоцентрическая система:В центре мира находится ЗемляЗемля существует в мире ни на

Слайд 23Анаксимен(585-525 до н.э.)
Первоначалом, основой всего является воздух.
«Главная причина изменения всего

сущего состоит в движении беспредельного воздуха».

Анаксимен(585-525 до н.э.) Первоначалом, основой всего является воздух.«Главная причина изменения всего сущего состоит в движении беспредельного воздуха».

Слайд 24Пифагор (VI в. до н.э.)
«В основе вещей лежит число, познать

мир — значит познать управляющие им числа»

Вселенная рассматривалась как гармония

чисел и геометрических фигур, им приписывались особые мистические свойства. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности.

Пифагор (VI в. до н.э.)	«В основе вещей лежит число, познать мир — значит познать управляющие им числа»Вселенная

Слайд 25Пифогарийская школа

Пифогарийская школа

Слайд 26
 Из «Золотых стихов» в переводе И. Петер:
Не увлекайся Лжегорою,

дорогой с тысячью следов.
Иди нехоженой тропою, в очаровании лесов...
Кто ищет

мудрости высокой - во глубине ее найдет.
В тиши и близкой и далекой... В уединенье Путь зовет.
 ((()))
 Будь верен Слову в разговоре, не доверяй все языку.
Держи штурвал, когда ты в море, и отдыхай на берегу.
 ((()))
 Поразмышляй над третьей фразой:
Пусть дует ветер - шум цени.
Природный ритм - чудесный Разум.
Взаимодействуй с ним и ты...
 ((()))
 Не говори без размышленья пифагорейских слов и дел.
Без света тщетно обученье. Всему есть срок и свой предел.
 ((()))
 Не возвращайся, дом покинув, иначе фурии влетят,
Пока стоишь ты, рот разинув, забыв, зачем, тебя пленят...
 ((()))
 А петуха корми прилежно, но не для жертвы, а для дел.
Луне и Солнцу песню нежно пусть он поет - таков удел...
 ((()))
 Теперь иной совет послушай. Не торопись тому помочь,
Кто, скинув тяжести, баклуши задумал бить или толочь.
Но помоги поднять тяжелый, полезный груз тому, кто смел...
И не бросает напряженный духовный труд, как Бог велел...
 ((()))
 Еще немного, три совета... Пусть ум воспримет не спеша,
Ведь от избыточного света теряет меру и душа...
Не позволяй селиться в доме залетным ласточкам, мой друг.
 ((()))
 И, если спишь не на соломе, сгладь отпечатки тела, рук.
 ((()))
 А руку правую охотно ты никому не доверяй.
И тех, кто дышит беззаботно - не торопи и проверяй.

 Из «Золотых стихов» в переводе И. Петер: Не увлекайся Лжегорою, дорогой с тысячью следов.Иди нехоженой тропою, в

Слайд 27 Платон (427-347 до н.э.)
Существует мир вечных, самостоятельно существующих духовных сущностей –

идей. Материальный мир – лишь несовершенное отражение мира идей.»

Платон (427-347 до н.э.) Существует мир вечных, самостоятельно существующих духовных сущностей – идей. Материальный мир –

Слайд 28Мировоззрение

Мировоззрение

Слайд 293. Натурфилософия Аристотеля
Аристотель
(384 – 322 до н.э.)
ученик Платона,
учитель Александра Македонского.
Натурфилософия

– «философия природы»; единая наука о природе, состоящая из общефилософских

положений и высказываний об отдельных явлениях природы
Основные черты:
имеет умозрительный характер
не связана с решением практических задач.
3. Натурфилософия АристотеляАристотель(384 – 322 до н.э.)ученик Платона,учитель Александра Македонского.Натурфилософия – «философия природы»; единая наука о природе,

Слайд 31Строение материи по Аристотелю
В основе материального бытия лежит первоматерия
Ей присущи

две пары противоположных качеств: тепло-холод и влажность-сухость
Попарное сочетание качеств приводит

к четырём первоэлементам:
Воздух
Вода
Земля
Огонь
Основные качества можно отнимать и прибавлять: если отнять у воды холод и прибавить тепло, она превратится в воздух

Перво-
материя

Воздух

Огонь

Вода

Земля

Тепло

Холод

Влажность

Сухость

Строение материи по АристотелюВ основе материального бытия лежит первоматерияЕй присущи две пары противоположных качеств: тепло-холод и влажность-сухостьПопарное

Слайд 32Другие положения натурфилософии Аристотеля
Геоцентрическая система:
Неподвижная Земля, имеющая форму шара, находится

в центре Мира.
Вокруг Земли – система соприкасающихся и вращающихся

56 сфер, на которых расположены Луна, планеты, и Солнце.
Последняя сфера – Звезды. Дальше – мир кончается.
Т.о. мир конечен, имеет форму сферы.
Вопросы динамики: изучал причины и формы движения.
Отрицал атомистическую гипотезу. «…Природа не терпит пустоты…»
Другие положения натурфилософии АристотеляГеоцентрическая система:Неподвижная Земля, имеющая форму шара, находится в центре Мира. Вокруг Земли – система

Слайд 33Cтруктура Вселенной по Аристотелю
сферы:
земли (1),
воды (2),
воздуха (3),


огня (4),
эфира (5), Перводвигатель (6).

Cтруктура Вселенной по Аристотелю сферы: 	земли (1), 	воды (2),	воздуха (3), 	огня (4),	эфира (5), Перводвигатель (6).

Слайд 344. Период Эллинизма (III в. До н.э. – IV в.н.э)
Эллинизация –

процесс распространения достижений греческой культуры Центром науки становится город Александрия

в Египте.


Вычислил площадь круга, объём цилиндра, шара и конуса
Ввёл число «пи»
Разработал теорию рычага
В работе «О плавающих телах» заложил основы гидростатики
Сделал множество инженерных изобретений

Архимед (287 до н. э. — 212 до н. э )

4. Период Эллинизма (III в. До н.э. – IV в.н.э)Эллинизация – процесс распространения достижений греческой культуры Центром

Слайд 35
Книга «Начала»
Обобщение всего, что сделано до него в математике.

Основы геометрии;
Основы геометрической оптики (законы прямолинейного распространения и отражения

света)

Евклид ( 3в. до н.э.)

Книга «Начала» Обобщение всего, что сделано до него в математике. Основы геометрии; Основы геометрической оптики (законы прямолинейного

Слайд 36Измерение радиуса Земли Эратосфеном

Измерение радиуса Земли Эратосфеном

Слайд 38Один из самых древних экспериментов - Эратосфена Киренского.
Эратосфен, библиотекарь

Александрийской библиотеки, живший в третьем веке до н.э., определил радиус

земного шара. [Его результат составил примерно 6300 км, что отличается от современного значения меньше, чем на 5%.] В полдень в день летнего солнцестояния в городе Асуан Солнце находилось в зените и предметы не отбрасывали тени.
В тот же день и в то же время в городе Александрия, находившемся в 5000 стадиях от Асуана Солнце отклонялось от зенита примерно на 7o. Это составляет примерно 1/50 полного круга (360o), откуда получается, что окружность Земли равна 250 000 стадий.
Один из самых древних экспериментов - Эратосфена Киренского. 	Эратосфен, библиотекарь Александрийской библиотеки, живший в третьем веке до

Слайд 39Клавдий Птолемей
(100-165 гг. н.э.)
Используя каталог Гиппарха,
физику Аристотеля,
собственные наблюдения
разработал

геоцентрическую систему мира, определявшую космологические представления ученых на протяжение 1500

лет.
Его труд «Математическая система" ("Альмагест") – научная энциклопедия древности и средних веков.
Клавдий Птолемей(100-165 гг. н.э.)Используя каталог Гиппарха, физику Аристотеля, собственные наблюденияразработал геоцентрическую систему мира, определявшую космологические представления ученых

Слайд 40Геоцентрическая система Птолемея

Геоцентрическая система Птолемея

Слайд 41Геоцентрическая система Птолемея
Земля неподвижна и находится в центре мира;

Планеты вращаются

по строго круговым орбитам;

Движение планет равномерно.

Геоцентрическая система ПтолемеяЗемля неподвижна и находится в центре мира;Планеты вращаются по строго круговым орбитам;Движение планет равномерно.

Слайд 445. Период схоластики (IV-XV вв.)
После распада Римской империи в Западной

Европе имеет место резкое усиление влияния церкви на всю духовную

жизнь общества. В результате центр развитой цивилизации переместился в Византию, а затем – в Арабский Халифат (Багдад) и Среднюю Азию (Бухара, Самарканд).
Схоластика (σχολαστικος – учёная беседа, школа) – религиозно-философские учения западноевропейского средневековья и нового времени.
Основные положения схоластики:
Подлинной реальностью, определяющей всё сущее, обладает лишь Бог
Мир не является самостоятельным, т.к. сотворён из ничего всемогущим Богом
Бог сам по себе недоступен для познания и открывает себя человеку лишь священными текстами Библии.
Единственный путь познания – Божественное Откровение
«Вера выше разума»
5. Период схоластики (IV-XV вв.) После распада Римской империи в Западной Европе имеет место резкое усиление влияния

Слайд 45Научные достижения арабского Востока
Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198)
Интерпретировал труды Аристотеля в

духе материализма. Старался утвердить независимость науки от мусульманского богословия. Считал

науку более совершенным способом познания, т.к. она опирается на логику и доказательства

Авиценна (Абу Али Ибн Сина) (980-1037)
Выдающийся врач, философ и музыкант. Автор книги «Канон врачебной науки»

Альхазен (Ибн Аль-Хайсам)
(965 – 1039)
Исследовал преломление света и отражение его зеркалами, разработал теорию зрения и формирования зрительного восприятия

Аль-Хорезми (лат. Algorithmus) (787-850)
Выдающийся математик. От названия его книги происходит слово «алгебра» (аль-джебр).

Научные достижения арабского ВостокаАверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198)Интерпретировал труды Аристотеля в духе материализма. Старался утвердить независимость науки от

Слайд 46Рождение современной науки – Новое время
На чьих плечах стояли Галилей

и Ньютон

Рождение современной науки – Новое времяНа чьих плечах стояли Галилей и Ньютон

Слайд 476. Становление классической науки
Главным научным событием эпохи Возрождения, приведшим к

возникновению классической науки, явилось становление гелиоцентрической системы
Николай Кузанский
(1401-1464)
Выдающийся немецкий философ

и теолог, кардинал и викарий Папы римского.
Считал, что ни одно тело не может быть центром Вселенной, ибо она бесконечна
6. Становление классической наукиГлавным научным событием эпохи Возрождения, приведшим к возникновению классической науки, явилось становление гелиоцентрической системыНиколай

Слайд 48Польский астроном; На основе анализа «Альмагеста» сделал вывод о гелиоцентрическом

строении вселенной:
Планеты вращаются вокруг Солнца;
Орбиты их движения – круговые.
Книга

«О вращении небесных сфер» (1543)

Николай Коперник (1473 – 1543)

Польский астроном; На основе анализа «Альмагеста» сделал вывод о гелиоцентрическом строении вселенной:Планеты вращаются вокруг Солнца;Орбиты их движения

Слайд 49Граница мира у обоих – неподвижная сфера звезд
За ней

Птолемей предполагал еще какие-то сферы

Граница мира у обоих – неподвижная сфера звезд За ней Птолемей предполагал еще какие-то сферы

Слайд 50В день своей смерти, 24 мая 1543 года, разбитый параличом

Николай Коперник увидел только что вышедший из печати главный труд

своей жизни — трактат «О вращениях небесных сфер».
Через полвека великий фантазер Джордано Бруно поставил под вопрос и центральное положение Солнца, до смерти — увы, своей собственной — напугав общество идеями о множественности обитаемых миров.
И вот четыре столетия спустя мы живем на третьей из восьми планет у рядового светила на окраине огромной Галактики. В ней 400 миллиардов звезд, еще больше вокруг нее других галактик, и это лишь крошечная часть Вселенной.
Космологи всерьез заговорили о множественности вселенных. Этот последовательный отход от представления об особом месте человечества во Вселенной в конце XX века стали называть принципом Коперника..
В день своей смерти, 24 мая 1543 года, разбитый параличом Николай Коперник увидел только что вышедший из

Слайд 51Джордано Бруно (1548-1600)
Итальянский учёный, доминиканский монах.
Был сторонником гелиоцентрической системы. Дополнил

её идеями Николая Кузанского.
Выдвинул следующие концепции:
Множественность планетных систем
Бесконечность Вселенной
Тождество Солнца

и звёзд
Джордано Бруно (1548-1600)Итальянский учёный, доминиканский монах. Был сторонником гелиоцентрической системы. Дополнил её идеями Николая Кузанского.Выдвинул следующие концепции:Множественность

Слайд 52Галилей – основы научного метода
Галилео Галилей
1564 – 1642
Эксперимент, гипотеза, постулирование

универсальности физических законов – одинаковы в любое время и в

любой точке пространства
(→ требование воспроизводимости)
Аристотель: наука – то, что стремится постичь суть вещей.
Галилей: главное – метод.
Научно то, что опирается на эксперимент и математику.
Галилей – основы научного методаГалилео Галилей1564 – 1642Эксперимент, гипотеза, постулирование универсальности физических законов – одинаковы в любое

Слайд 53Основоположник экспериментального естествознания
Открыл закон инерции и механический принцип относительности
Астрономические открытия

Галилея, сделанные с помощью телескопа:
Лунный ландшафт
Млечный путь – скопление звёзд
Солнце

вращается вокруг своей оси (по пятнам)
Фазы Венеры
Юпитер имеет 4 спутника
Вывод:
Земля не является уникальным центром Вселенной, а, скорее всего, сама движется вокруг Солнца.
Книга: «Диалог о двух главнейших системах мира: Птолемеевой и Коперниковой»
Основоположник экспериментального естествознанияОткрыл закон инерции и механический принцип относительностиАстрономические открытия Галилея, сделанные с помощью телескопа:Лунный ландшафтМлечный путь

Слайд 54Принцип инерции Галилея
Если на тело не действует сила,


то тело находится
либо в состоянии

покоя,
либо в состоянии прямолинейного равномерного движения
Принцип инерции Галилея  Если на тело не действует сила,  то тело находится  либо в

Слайд 55Инерциальная система отсчета
Это система, в которой выполняется закон инерции: если

на тело не действуют внешние силы, то оно находится в

состоянии покоя или прямолинейного равномерного движения.
Произвольная система отсчета, движущаяся равномерно и прямолинейно относительно инерциальной системы отсчета, также является инерциальной.
Инерциальная система отсчетаЭто система, в которой выполняется закон инерции: если на тело не действуют внешние силы, то

Слайд 56Принцип относительности Галилея
Законы механики во всех инерциальных системах

отсчета одинаковы.
Нет какой-то «выделенной» системы отсчета.

Никакими экспериментами нельзя определить, какая из двух систем стоит на месте, а какая движется.
Принцип относительности Галилея  Законы механики во всех инерциальных системах отсчета одинаковы.  Нет какой-то «выделенной» системы

Слайд 58Иоганн Кеплер (1571-1630)

Законы Кеплера
Каждая планета движется по эллипсу в одном

из фокусов которого находится Солнце
Радиус-вектор, проведённый от Солнца к планете,

описывает равные площади за равные промежутки времени
Квадраты времён обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца

Иоганн Кеплер (1571-1630)Законы КеплераКаждая планета движется по эллипсу в одном из фокусов которого находится СолнцеРадиус-вектор, проведённый от

Слайд 59Иоганн Кеплер (1571-1630)
Компьютерная демонстрация законов Кеплера

Иоганн Кеплер (1571-1630)Компьютерная демонстрация законов Кеплера

Слайд 60Механическая картина мира
Механика Ньютона

Механическая картина мираМеханика Ньютона

Слайд 61Исаак Ньютон (1643-1727)
Совместно с Г.Лейбницем создал дифференциальное и интегральное исчисление
Сформулировал три

основных закона механики (законы Ньютона)
Открыл закон Всемирного Тяготения
Применив эти законы

к движению небесных тел, вывел законы Кеплера.
Главная книга:
«Математические начала натуральной философии» (1687)
Исаак Ньютон (1643-1727)Совместно с Г.Лейбницем создал дифференциальное и интегральное исчислениеСформулировал три основных закона механики (законы Ньютона)Открыл закон

Слайд 62 Вывести из явлений два или три общих принципа

движения и затем изложить, как из этих общих принципов вытекают

свойства и действия всех вещественных предметов.
Ньютон
Вывести из явлений два или три общих принципа движения и затем изложить, как из этих

Слайд 63Этапы развития гелиоцентрической системы
Коперник
идея
Галилей
Экспериментальные факты
Кеплер
Сформулировал законы
Ньютон
Теоретически обосновал

Этапы развития гелиоцентрической системыКоперникидеяГалилейЭкспериментальные фактыКеплерСформулировал законыНьютонТеоретически обосновал

Слайд 647. Естественно-научные революции

7. Естественно-научные революции

Слайд 661. Мифология (IV – I тысячелетия до н.э.)
Мифология (μῦθος — предание,

сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) – система сакрального

знания, основанная на традиционных преданиях, характеризуется метафоричностью и верой в чудесное. Призвана объяснить происхождение и устройство мира, место человека в нём.
Общая черта всех мифов:
Человек не выделяется из мифологической картины, наоборот, окружающий мир одушевляется или очеловечивается
Достижения
Зачатки знаний по механике (Египетские пирамиды, башни в Вавилоне и т.п.);
Начало создания алгебры и геометрии;
Наблюдение за движением Луны, Солнца и звёзд;
Построение календаря (Египет, IV тысячелетие до н.э.);
1. Мифология (IV – I тысячелетия до н.э.)Мифология (μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ,

Слайд 672. Зарождение науки (VI - IV в. до н.э., Греция)
Предпосылки зарождения

науки в Греции
Хозяйственная и политическая жизнь древнегреческого полиса протекала в

обстановке состязательности и конкуренции Проявление активности и инициативы способствовало поискам нового в различных сферах деятельности.
Нормы поведения и деятельности вырабатывались в столкновении интересов различных социальных групп через борьбу мнений равноправных граждан на собраниях.
Преимущество одного мнения над другим выявлялось через доказательство, в ходе которого не принимались во внимание ссылки на авторитет и социальное положение индивида.
Результатом этого явилось формирование идеала обоснованного и доказательного знания.
В восточных деспотиях (Индия, Китай) знания вырабатывались особой кастой и предписывались в качестве непререкаемой нормы, не подлежащей сомнению
2. Зарождение науки (VI - IV в. до н.э., Греция)Предпосылки зарождения науки в ГрецииХозяйственная и политическая жизнь

Слайд 68Геоцентрическая система Птолемея
Клавдий Птолемей
(100-165 гг. н.э.)
На основе каталога Гиппарха, собственных

наблюдений и физики Аристотеля разработал геоцентрическую систему мира, определявшую космологические

представления ученых на протяжение 1500 лет.
Его труд «Математическая система" ("Альмагест") – научная энциклопедия древности и средних веков.

Земля неподвижна и находится в центре мира;
Планеты вращаются по строго круговым орбитам;
Движение планет равномерно.

Геоцентрическая система ПтолемеяКлавдий Птолемей(100-165 гг. н.э.)На основе каталога Гиппарха, собственных наблюдений и физики Аристотеля разработал геоцентрическую систему

Слайд 70Милетская школа
Фалес (624-547 до н.э.)
Первым задался вопросом о первооснове;
«Все вещи

возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду».
Анаксимандр (610-546

до н.э.)
«Вещи возникают вследствие постоянного движения апейрона, приводящего к выделению из него противоположностей».
Апейрон – вечное и бесконечное, находящееся в непрерывном движении единое материальное начало.

Анаксимен (585-525 до н.э.)
«Главная причина изменения всего сущего состоит в движении беспредельного воздуха».

Милетская школаФалес (624-547 до н.э.)Первым задался вопросом о первооснове;«Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются

Слайд 71Школа древнегреческих атомистов
Демокрит
(ок.460-ок.370 до н.э.)
Левкипп
(V в. до н.э.)
Эпикур
(342-271 до н.э.)
«Душа

человека тоже состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных

атомов»

Тит
Лукреций Кар
(ок.99-55 до н.э.)
автор книги
«О природе вещей»

Идея атомизма
(Ατομος – «неделимый»):
Нет ничего кроме атомов и пустоты
Число атомов и их форм бесконечно
Из ничего не происходит ничего
Ничто не совершается случайно, но по необходимости.
Различие между вещами происходит от различия их атомов

Школа древнегреческих атомистовДемокрит(ок.460-ок.370 до н.э.)Левкипп(V в. до н.э.)Эпикур(342-271 до н.э.)«Душа человека тоже состоит из тончайших, легчайших, наиболее

Слайд 72Платон
(427-347 до н.э.)
Существует мир вечных, самостоятельно существующих духовных сущностей –

идей. Материальный мир – лишь несовершенное отражение мира идей.»

Платон(427-347 до н.э.)Существует мир вечных, самостоятельно существующих духовных сущностей – идей. Материальный мир – лишь несовершенное отражение

Слайд 73Иоганн Кеплер (1571-1630)
Законы Кеплера
Каждая планета движется по эллипсу в одном

из фокусов которого находится Солнце
Радиус-вектор, проведённый от Солнца к планете,

описывает равные площади за равные промежутки времени
Квадраты времён обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца

Тихо Браге (1546 – 1601)
Датский астроном. Первым в Европе начал проводить систематические и высокоточные астрономические наблюдения.
В гелиоцентрическую систему мира Браге не верил и называл её математической спекуляцией. Он предложил свою компромиссную систему мира, которая представляла собой комбинацию учений Птолемея и Коперника: Солнце, Луна и звёзды вращаются вокруг неподвижной Земли, а все планеты — вокруг Солнца.

Иоганн Кеплер (1571-1630)Законы КеплераКаждая планета движется по эллипсу в одном из фокусов которого находится СолнцеРадиус-вектор, проведённый от

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика