Слайд 1Актуальные проблемы подготовки к ЕГЭ по истории
2013 год
Автор презентации:
к.и.н., доцент
АФ ННГУ
Воробьева Ольга Валерьевна
Слайд 2Введение единого государственного экзамена
9 февраля 2007 г. был принят Федеральный
закон № 17 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации
«Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена».
Слайд 3Были определены цели введения ЕГЭ:
1. Повышение доступности профессионального образования, в
первую очередь для способной молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных
от вузовских центров мест проживания.
2. Обеспечение преемственности общего и профессионального образования.
3. Обеспечение государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.
Слайд 4Что проверяется в ходе Единого государственного экзамена по истории для
выпускников средней школы?
Историческое знание:
Усвоение информации о конкретных событиях.
Интерпретация исторических
событий их современниками и представителями последующих поколений, самими школьниками.
Слайд 5Обязательный минимум содержания исторического образования -
«Предметные знания и
умения» по истории».
1. Хронологические знания и умения.
Знание фактов.
3. Работа с
источниками.
4. Описание (реконструкция).
5. Анализ, объяснение.
6. Версии, оценки.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде.
Слайд 6Хронологические знания и умения:
а) называть даты важнейших событий, хронологические рамки,
периоды значительных событий и процессов;
б) составлять хронологические синхронистические таблицы;
в) характеризовать
периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий.
Слайд 72. Знание фактов:
называть место,
обстоятельства,
участников,
результаты
важнейших исторических событий.
Слайд 83. Работа с источниками:
а) читать историческую карту с опорой на легенду;
б)
использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития
стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
в) проводить поиск необходимой информации в одном или
нескольких источниках;
г) высказывать суждение о назначении, ценности источника;
д) характеризовать позиции, взгляды автора (составителя)
источника;
е) сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Слайд 94. Описание (реконструкции):
а) рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их
участниках;
б) на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов
и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников;
в) составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
Слайд 105. Анализ, объяснение:
а) различать факт и его описание;
б) соотносить
единичные исторические факты и общие явления;
в) называть характерные, существенные признаки;
г)
раскрывать смысл исторических понятий;
д) сравнивать исторические события;
е) излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Слайд 116. Версии, оценки:
а) излагать оценки событий и личностей, приводимые в
учебной
литературе;
б) сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки,
выявляя сходство и различия;
в)
высказывать суждение о подходах (критериях), лежащих
в основе отдельных версий и оценок, представленных в
учебной и популярной литературе;
г) определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Слайд 127. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
а) применять
исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий
отечественной истории в мировом контексте;
б) использовать знания об истории и культуре своего и
других народов России в общении с людьми в школе;
в) способствовать сохранению памятников отечественной истории и культуры.
Слайд 13Содержание экзаменационной работы
Часть «А»
Часть «В»
Часть «С»
40 заданий базового, повышенного и
профильного уровней сложности.
Слайд 14Часть А содержит 21 задание с выбором ответа. С их
помощью проверяются базовые знания
дат, фактов, понятий,
характерных признаков исторических
явлений, причин и следствий событий,
умение группировать факты,
производить поиск информации в источнике.
Каждое задание оценивается в 1 балл. (см. демоверсию).
Слайд 15Часть В состоит из 13 заданий с открытым кратким ответом
(слово, аббревиатура, сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить
умения устанавливать
хронологическую последовательность,
давать определения терминам,
определять характерные признаки исторических явлений,
извлекать информацию из источника,
классифицировать и систематизировать факты.
Оцениваются задания в 1 – 2 балла. (см. демоверсию).
Слайд 16Часть С содержит 6 заданий с открытым развернутым ответом.
С1
– С3 – комплекс из трех заданий для анализа исторического
документа (открытые развернутые ответы в виде нескольких предложений, тезисов); каждое задание оценивается 2 баллами.
Задание С4 предполагает анализ какой-либо исторической проблемы, ситуации (3 балла).
Задание С5 - анализ исторических версий и оценок фактов, процессов с привлечением знаний курса (4 балла).
Задание С6 - сочинение на историческую тему, предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности (6 баллов).
Слайд 17Об особенностях подготовки к выполнению заданий С4, С5 и С6
новой версии КИМ ЕГЭ по истории за 2013 г.
Важно обратить
внимание учащихся на наиболее вероятные затруднения, ошибки и недочеты, а значит, помочь избежать их.
Слайд 18Задание С4 (анализ какой-либо исторической проблемы, ситуации) по форме является
аналогичным заданию С6 по версии 2011 г., но система его
оценивания немного изменилась.
Слайд 19Пример задания С4 и системы его оценивания:
Слайд 20Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Ответ на первый вопрос: Петр
I создавал т. н. «регулярное государство», в котором не должно
было быть больше одного центра власти; упразднение патриаршества и синодальная система церковного управления позволяли контролировать духовенство как часть государственного аппарата.
Слайд 21Ответ на второй вопрос: Синод.
Объяснение: Февральская революция создала условия для
независимости церковной власти от государства, что привело к усилению влияния
общин и приходов, в которых было
много сторонников восстановления патриаршества как древнего и наиболее правильного способа управления церковью.
Слайд 22
Алгоритм выполнения задания:
1) анализ условия и уяснение требований задания -
что необходимо сделать: ответить на несколько вопросов,
2) анализ причин
и формулировка определенного числа суждений,
3) высказывание определенного числа предположений.
Слайд 23Задание С5 на анализ исторических версий и оценок фактов, процессов
с привлечений знаний курса.
В данном задании выпускник должен выбрать
одну из двух предложенных точек зрения и обосновать ее. Экзаменуемый должен объяснить, каким образом с помощью приведенного факта можно аргументировать данное теоретическое положение, если, конечно, связь факта и положения не является очевидной.
Слайд 25Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)позиция выпускника: выбор первой или
второй точки зрения (позиция выпускника может быть сформулирована иначе);
2)аргументы.
Слайд 26При выборе первой точки зрения может быть сказано, что
1) организаторы
шествия выбрали форму крестного хода с иконами, чтобы подчеркнуть мирный
характер шествия;
2) организаторы шествия ставили целью продемонстрировать преданность царю и не выражали оппозиционных политических взглядов, поэтому надеялись на спокойное восприятие властью организованного ими шествия;
3) в отличие от лидеров революционного (радикального) рабочего движения организаторы шествия 9-го января 1905 г. рассчитывали на поддержку полиции, предполагавшей за счет
4) верноподданных рабочих ослабить революционное рабочее движение.
Слайд 27При выборе второй точки зрения может быть сказано, что
1) священник
Георгий Гапон, руководивший организацией шествия к Зимнему дворцу, был связан
с социалистами-революционерами, заинтересованными в дестабилизации социально-политической ситуации в стране;
2) существуют свидетельства, что первые выстрелы на Дворцовой площади прозвучали из толпы, а не со стороны войск. Это может означать, что в толпе находились агенты революционеров, использовавшие в своих целях наивный монархизм (веру в царя) народных масс;
3) выстрелы по безоружной толпе с иконами могли стать действенным средством дискредитации царя, подрыва народного доверия к власти, что могло усилить политические позиции революционеров и радикалов.
Слайд 28Примечания:
1. Указание о возможности иной (чем одна из представленных точек
зрения) формулировки позиции и указание о возможности иных аргументов (но
не аргументирование и 1, и 2).
2. Желательно, чтобы при аргументации использовались исторические факты, непосредственно связанные с аргументируемым положением.
3. Не является аргументацией набор исторических фактов, иллюстрирующий приведенную в задании версию.
Слайд 29Задание С6 — сочинение (свободный развернутый ответ) на историческую тему,
предполагающее анализ деятельности какой-либо исторической личности.
Оно является альтернативным: выпускник
имеет возможность выбрать одного из трех предлагаемых деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.
Слайд 30Формулировка этого задания включает своеобразный план, который является основой для
ответа экзаменуемого:
1. Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание
лет жизни не требуется).
2. Дайте краткую характеристику основных направлений и
3. результатов его деятельности (событий, достижений).
Слайд 32Примечания.
1.В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание
лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т. п.)
деятельности. Указаны годы жизни с точностью до части века или десятилетии (например, «первая половина XIX п.», «30—80-е гг. XVI в.»). 1 балл.
2. Правильно указаны два направления деятельности и дана характеристика каждого из них. 3 балла.
3. Без фактических ошибок указаны результаты деятельности по каждым направлениям. 2 балла.
Слайд 33Примечания.
*Рекомендуем обратить внимание учащихся на необходимость выбора одного исторического
деятеля - рассказ о двух или трех исторических деятелях отвлекает
время и не дает никаких дополнительных баллов.
*Не требуется приводить какие-либо подробности биографии исторического деятеля, относящиеся к его детству и юности, семье и т. п. (это не является обязательным знанием).
*Также не требуется давать характеристик психологического плана, относящихся к личностным качествам деятеля. *Задание не требует давать собственную оценку эффективности деятельности исторической личности.
Слайд 34Формулировка основных направлений деятельности:
Речь может идти как о внутренней
и внешней политике государя, так и о реформах государственного управления,
реформах просвещения, крестьянской реформе, дипломатии, войнах и т. п. Важно отметить, что направления деятельности необходимо отличать от конкретных событий (например, «борьба против ордынского ига» - это направление деятельности, в рамках которого произошло событие - «стояние на р. Угре»).
Слайд 35Под характеристикой основных направлений деятельности следует понимать изложение и раскрытие
содержания основных фактов, связанных с каждым из направлений деятельности (этими
фактами могут быть войны, сражения, реформы, государственные документы, произведения искусства, научные открытия и др.), использование необходимых терминов, раскрытие причинно-следственных, пространственных, временных связей.
Слайд 36Под характеристикой результатов деятельности понимаются -
изложение итогов и
(или)
раскрытие исторического значения деятельности личности для определенной эпохи, истории
страны в целом.