Слайд 1Александр Блок
Стихи о Прекрасной Даме
Символы не говорят; они молча кивают.
Ницше
Слайд 2Блоку верьте, это настоящий – волею божией – поэт и
человек бесстрашной искренности. М.
Горький.
Творчество Александра Блока – целая поэтическая эпоха… В. Маяковский.
Мы, русские, переживаем эпоху, имеющую не много равных себе по величию… Русские художники никогда не сомневались в том, что Россия – большой корабль, которому суждено большое плаванье. А. Блок.
Слайд 3ЛИРИКА А. БЛОКА.
Три тома сочинений – «трилогия вочеловечивания»
Слайд 6В лирике Блока запечатлена мечта о возвышенной любви, являющейся в
мир, чтобы утвердить в нем красоту и гармонию. Но противоречия
«страшного мира» были сильнее любви и мечты. Соприкосновение с ними приводит поэта к трагическому осознанию катастрофичности жизни: в ней нет места гармонии, любовь ведет к «унижению», к «отпадению» от идеала.
Слайд 7 Символ знак, воплощение мечты, того, чего нет на самом деле,
мечты красивой, эстетизированной... Пример пленительного стихотворения-символа «В ресторане». Не ищите
на цветочных прилавках черной розы - ее не найти никогда. Она существует лишь в воображении поэта-символиста и читателя-мечтателя...
Слайд 8 Идея вечной и всепобеждающей Женственности была воспринята символистами от Владимира Сергеевича
Соловьева (1853—1900) — философа-идеалиста, поэта, публициста, литературного критика.
Идеал всеединства — мудрое женское
начало, воплощенное в «Софии, мудрости Божией», это Вечная Женственность, «действительно вместившая полноту добра и истины, а через них нетленное сияние красоты».
Идея Вечной Женственности у А. Блока воплотилась в Прекрасной Даме, на рыцарское служение которой подвигнут поэт («Стихи о Прекрасной Даме», 1904).
Культ Прекрасной Дамы проходит через все творчество поэта. Но этот образ не остался неизменным, он обретал все новые воплощения — от носительницы божественного начала, Вечной Женственности, Вечной Жены до его конкретного, очеловеченного облика, опоэтизированного в чертах Любимой.
Слайд 9Система символов
В поэзии А. Блока создана целостная система символов.
«В ее основе лежит
простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим
стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиски жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков толкований.
Образ Вечной Жены, Вечной Женственности как животворящего начала.
Слайд 10Заря, звезда, солнце, белый цвет — все это синонимы Прекрасной Дамы…
Размыкание кругов — порыв к ней.
Ветер — знак ее приближения.
Утро, весна —
время, когда надежда на встречу наиболее крепка.
Зима, ночь — разлука и торжество злого начала.
Болото символизирует обыденную жизнь, не освещенную мистически.
Солнце — символ Женственности, символ счастья, любви.
Слайд 11Цветопись поэзии Блока
Белый — значит посвятивший себя Вечной Женственности.
Синие, лиловые
миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в самую возможность встречи с
Прекрасной дамой.
«Жолтые фонари», «жолтая заря» (Блок писал прилагательное «жолтый» через о и придавал этому большое значение) символизируют пошлость повседневности»…
«чорный» (опять-таки непременно через о). Это символ чего-то грозного, опасного, но в то же время мистически значительного, чреватого мистическими откровениями.
Слайд 12Наследие символов
Символика цвета у В. С. Соловьева, А. Блока и символистов заимствована из мистицизма Средневековья
и Возрождения.
В языке культуры позднего Cредневековья желтый цвет обозначал
враждебные силы, синий — измену. Современники плохо понимали Блока, а вот книжникам XVI века был бы ясен потаенный смысл блоковских строк.
Слайд 13Стихи для обсуждения
«В ночи, когда уснет тревога…», 1898.
«Ветер принес издалека…», 1901.
«Сумерки,
сумерки вешние…», 1901.
«Встану я в утро туманное…», 1901.
«Мы встречались с тобой на закате…»,
1902.
«Вхожу я в тёмные храмы…», 1904.
Слайд 141.“Вхожу я в темные храмы...”
Какова эмоциональная атмосфера стихотворения?
Каким предстает лирический
герой стихотворения?
Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы?
Какими средствами создается ее
образ?
Какие важнейшие мотивы участвуют в его создании?
Слайд 15Я, отрок, зажигаю свечи...”
Каковы предметный ряд и цветовая гамма стихотворения?
Какой цвет господствует?
В каком облике предстает лирический герой?
Как изображена Прекрасная
Дама?
Какие мотивы выполняют функцию, сходную с мотивами сна?
В чем сходство лирического сюжета двух рассмотренных стихотворений?
Слайд 16“Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...”
Что нового появляется в психологическом состоянии
лирического героя данного стихотворения?
Как осложняется лирический сюжет?
Какие художественные образы подчеркивают
драматизм сюжета?
Чем, по-вашему, объясняется страх героя?
Почему местоимение Ты поэт пишет с заглавной буквы?
Слайд 17Какой поэтический прием создает ощущение острого драматизма?
“Мне страшно с Тобой
встречаться...”
Какой мотив, только намечавшийся в рассмотренных ранее стихах, становится здесь
основным?
Какие образы (звуковые и цветовые) создают атмосферу стихотворения и как они соотносятся с образным строем рассмотренных стихотворений?
Как вы понимаете финальные строки?
Какие образы усложняют повторяющийся лирический сюжет?
Слайд 18Ты – молитва лазурная,
Ты – пустынная тишь,
В это небо безбурное
Молчаливо
глядишь.
Здесь – пустыня безгранная,
Я замолк, и приник,
И вздыхаю, желанная,
Твой певучий
родник.
Мне и мнится и верится
В бездыханной тиши:
В этой жизни измерится
Гнев пустынной души.
27 апреля 1902
Слайд 19Мы были вместе, помню я…
Ночь волновалась, скрипка пела…
Ты в эти
дни была - моя,
Ты с каждым часом хорошела…
Сквозь тихое журчанье
струй,
Сквозь тайну женственной улыбки
К устам просился поцелуй,
Просились в сердце звуки скрипки…
9 марта 1899
Слайд 20«Незнакомка»
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками
пьяными
Весенний и тлетворный дух.
*****
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Слайд 21О, как безумно за окном
Ревёт, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют
дождём,
И ветер воет, замирая!
Ужасна ночь! В такую ночь
Мне жаль людей,
лишённых крова,
И сожаленье гонит прочь –
В объятьё холода сырого!..
Бороться с мраком и дождём,
Страдальцев участь разделяя…
О, как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая!
24 августа 1899