Слайд 1 Александр Иванович Куприн
«Гранатовый браслет»
Слайд 2 А.И.Куприн утверждал:
«Меня влечёт к
героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали
духом, а о торжестве человека, силе и власти его».
Слайд 3 История создания повести связана с реальными событиями.
А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра
семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник (П. П. Жолтиков). Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.
Слайд 4Жизненные источники рассказа
Ещё один жизненный источник произведения
связан с музыкой Бетховена. Живя в Вене, композитор давал довольно
много частных уроков музыки девушкам из богатых аристократических семей.
Одной из таких учениц была юная графиня Джульетта Гвиччиарди — ей посвящена знаменитая «Лунная соната» до-диез минор ор. 27 № 2 (1801), ставшая своеобразным музыкальным памятником трагической, безответной любви.
После смерти композитора в потайном ящике его платяного шкафа было найдено письмо, получившее название «Письмо к далёкой возлюбленной».
Л.В.Бетховен
Слайд 5 Работа над произведением началась в сентябре 1910
г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу.
Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев.
Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г.
Слайд 6Жанр «Гранатового браслета» – повесть. Сам писатель считал свое произведение
рассказом. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно
разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана повесть
Слайд 7Главная тема «Гранатового браслета» – безответная любовь. События повести разворачиваются на
даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками., т.к.они не только
помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.
Слайд 8Концепция любви в повести
ЛЮБОВЬ-МЕЧТА
ТАЙНА
ЕДИНАЯ
ТРАГЕДИЯ
БЕСКОРЫСТНАЯ
СКРОМНАЯ САМООТВЕРЖЕННАЯ
ВСЕПРОЩАЮЩАЯ
Слайд 9Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет. Украшение символизирует
истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из
притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Соната Бетховена, которую в контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.
В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль – искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.
Слайд 10Композиция – смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение
эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный
шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.
Слайд 11Тема «маленького человека»
Чиновник со смешной фамилией, тихий и незаметный, вырастает
в трагического героя, силой своей любви встаёт над мелочной суетой,
жизненными неудобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его, стала страданием и единственным смыслом жизни.
Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твоё».
Мёртвый Желтков приобретает «глубокую важность,..будто узнал …какую-то глубокую и сладкую тайну…»
Слайд 12Вывод
Умирает Желтков, но пробуждается к жизни
княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая
любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Внешне царственно-спокойная, деликатно чувствующая, самоотверженная, помогающая мужу «свести концы с концами», нежно любящая младшую сестру и Генерала Аносова(«дедушку»).
Вера, «спавшая» всю свою жизнь, проснулась только тогда, когда
в ее жизнь вошел Желтков, заплатив высокую цену за пробуждение
своей любимой.