Слайд 1Донское казачество в романе «Тихий дон».
Слайд 2Большой роман о народе и революции Шолохов задумал в середине
20-х гг. Желание создать роман о Доне, показать казачество в
период драматических событий, предшествовавших революции 1917 г. возникло у писателя во время работы над донскими рассказами и с тех пор не покидало его. С этим желанием Шолохов вернулся на Дон, чтобы быть среди своих героев.
В октябре 1925 г. он начал работу над романом, который получил название «Донщина». Работа давалась нелегко.
В беседе с корреспондентом газеты «Известия» Шолохов вспоминал о том, как начиналась работа над романом: «Начал я писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции.
Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград... Донские казаки были в этом походе в составе третьего конного корпуса. Написал листов 5–6 печатных. Когда написал, почувствовал: что-то не то... Для читателя остается непонятным – почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казаки? Что за Область Войска Донского? Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о более широком романе».
Слайд 3В 1917 году Верховным главнокомандующим был назначен генерал Корнилов. Это
был очень жесткий человек, который настаивал на восстановлении в армии
смертной казни и вообще на ужесточении дисциплины. И оказалось, что казакам больше нравится программа большевиков, нежели перспективы подчинения Корнилову. После Октябрьской революции казачество поддержало большевиков. Но не единогласно, и в итоге вспыхнула одна из самых пламенных и трагических страниц гражданской войны — борьба красного и белого казачества. В этой борьбе вчерашние соседи, а зачастую и родственники оказывались по разные стороны баррикад. Наметившееся еще столетие назад противоречие между более зажиточным казачеством Нижнего Дона и обитателями верховий в годы гражданской нашло свое наиболее кровавое и страшное воплощение.
Слайд 5Иван Алексеевич совершает в своем полку переворот и назначается сотником. В Петрограде Листницкий
становится свидетелем большевистского переворота. Получив известия о смене власти, казаки возвращаются
по домам.
Иван Алексеевич, Митька Коршунов, Прохор Зыков, а вслед за ними бежавший из обольшевиченного полка Петро Мелехов возвращаются в станицу. Григорий перешел на сторону большевиков, будучи уже в чине взводного офицера. После переворота он получает назначение на должность командира сотни
Слайд 7
Апрель 1918 г. На Дону идет гражданская война. Пантелея Прокофьевича и Мирона Коршунова выбирают
делегатами на Войсковой круг; войсковым атаманом становится генерал Краснов. Петро Мелехов
ведет сотню против красных. В разговоре с Григорием он пытается выяснить настроения брата, узнать, не собирается ли тот вернуться к красным. Вместо отправки на фронт Кошевого назначают атарщиком. Листницкому ампутируют раздробленную руку. Вскоре он женится на вдове погибшего друга и возвращается в Ягодное. Из немецкого плена приходит Степан Астахов; он едет к Аксинье и уговаривает её вернуться домой. За гуманное отношение к пленным Григория отстраняют от командования сотней, он вновь принимает взвод. Пантелей Прокофьевич приезжает к Григорию в полк и занимается там мародерством. Во время отступления Григорий самовольно покидает фронт и возвращается домой. Вслед за ним из обольшевиченного полка бежит Петро. Мелеховы решают переждать наступление красных, не покидая хутора. К ним на постой становятся несколько красноармейцев, один из которых начинает искать ссоры с Григорием. Пантелей Прокофьевич калечит коней Петра и Григория, чтобы их не увели. Красным становится известно, что Григорий офицер; искалечив пытавшегося убить его красногвардейца, Григорий бежит с хутора. Иван Алексеевич избирается председателем исполкома. Кошевой — его заместителем. Казаки сдают оружие.
Слайд 8Всевеликое войско донское.
Казаки идут на службу России. Но они стараются
максимально сохранить свое особое, вольное положение, свою независимость во внутренних
делах. Казаки сами выбирали тех людей, которые будут ими управлять, они не боялись вторжения чужаков в свой устоявшийся быт. Можно смело утверждать, что внутри себя казачество было вполне самодостаточным явлением; ибо земли у него было «хоть заглонись ею». Казачьи вольности не были просто подарком государственного режима. Империя требовала от донских казаков платы за свободы, причем отнюдь не денежной. Казачьей платою была кровь. Казаки принимали участие практически во всех военных конфликтах с участием России. Они ревностно служили Империи и отличались железной стойкостью и доблестью. Михаил Шолохов раскрывает перед нами казачью жизнь с удивительной полнотой и детальностью. Перед читателем предстают не только отчаянные воины,хозяева просто своей земли. Шолохов, не скрывая своей любви и восхищения казаками, не прячет и их недостатки. Одним из них было их высокомерие по отношению к простому мужику. Высокомерие это, являясь, с одной стороны, заслуженным и выстраданным, тем не менее, отнюдь не украшало казаков. Шолохов не скрывает и того, что казаки тоже могут беспробудно пьянствовать. Среди них есть те, кто способен в пьяном виде изнасиловать собственную дочь, кто может наживаться на чужом горбу. Но вместе с тем казаки способны и на беззаветный труд, когда каждая пядь земли обрабатывается с бесконечной любовью, что неудивительно, если вспомнить, какой ценой донские казаки завоевывали свой плодородный чернозем. Как и все нормальные люди, казаки способны на крепкую любовь, на ненависть к своим врагам и на безграничную преданность своей земле. Способность казака не просто любить, но и сражаться за любовь подтверждает рассказанная М. Шолоховым история Прокофия Мелехова, взявшего себе в жены турчанку. Необычная, непонятная для других станичников, женщина была обвинена в колдовстве, ее пытались убить, но Прокофий не просто вступился за нее, но жестоко расправился с покусившимся на женщину, носившую в себе его ребенка.
Слайд 11События в первые дни Вешенского восстания.
Слайд 12Вешенское фосстание.
Самый сложный вопрос – источниковая база третьего и четвертого
томов “Тихого Дона”, посвященных Вешенскому восстанию. Как известно, именно Вешенское
восстание является художественным центром романа, а комдив восставших казачьих войск Григорий Мелехов – главным, центральным его героем, трагическая судьба которого легла в основу коллизии “Тихого Дона”.
Проблема источников, то есть конкретного, фактического познания обстоятельств Верхне-Донского, или иначе – Вешенского, восстания – коренная, я бы сказал, – главная в творческой истории “Тихого Дона”. Обстоятельства этого восстания и его главные действующие лица не выдуманы автором. Напротив, “Тихий Дон” являет собой по сути дела документальную историческую хронику Вешенского восстания и сам по себе является уникальным историческим источником. Правдивость и точность этой исторической хроники событий 1919 года на Верхнем Дону подтверждены такими документами, как очерк “Восстание верхнедонцев в 1919 году”, написанный командующим повстанческими силами Павлом Кудиновым.
Эта публикация появилась в журнале “Вольное казачество” в Праге в 1931–1932 гг. уже после того, как история Вешенского восстания в “Тихом Доне” Шолоховым была написана. Других обобщенных публикаций о Вешенском восстании, за исключением одной-двух кратких статей о нем в эмигрантских изданиях 20-х годов, не обнаружено.