Слайд 1Александра Николаевна Пахмутова
Слайд 2Пахмутова Александра Николаевна (р. 1929) – легенда советской музыки, композитор,
пианистка. Написала более 400 песен, большая часть из которых стала
символом эпохи СССР, их исполняли звезды эстрады первой величины и крутили на всех радиостанциях страны. В советский период она была самым востребованным композитором, удостоилась дважды Государственной премии СССР, премии имени Ленинского комсомола, звания Героя Социалистического Труда и Народной артистки СССР.
Слайд 3Родилась Александра 9 ноября 1929 года под Сталинградом в маленьком
поселке Бекетовка (сейчас это поселение вошло в городскую черту Волгограда).
Ее
папа, Николай Андрианович, 1902 года рождения, трудился на местном лесозаводе. Мама, Мария Амплеевна, 1897 года рождения, работала на электростанции. В семье кроме Али (так родители ласково называли Александру) было еще две дочери и сын.
С ранних лет папа обучал игре на фортепиано и детей. Однажды родители пошли в кинотеатр на музыкальный фильм и взяли с собой трехлетнюю Сашеньку. Вернувшись домой, они пришли в полное изумление, когда малышка уселась за инструмент и точь-в-точь воспроизвела только что услышанную в кино мелодию.
Слайд 4Александра отучилась четыре года. Потом грянула война, и Пахмутовы уехали
в эвакуацию в Казахстан в город Караганду. Мама и сестра
устроились работать на завод, а двенадцатилетняя Аля оставалась на хозяйстве. В доме, где они обустроились, имелся аккордеон. Управившись со всеми делами, девочка самостоятельно училась играть на инструменте.
Когда немецкие войска были отброшены от Сталинграда, семья вернулась в Бекетовку. Аля стала ездить с выступлениями в город, где оставались еще расположения военных частей и в госпиталях находились раненые бойцы. Для них она играла на аккордеоне.
Слайд 5Осенью 1943 года отца по работе направили в Москву в
командировку. Александра стала упрашивать взять ее с собой. Николай Андрианович
немного колебался, но потом взял дочь с собой.
Александра успешно прошла собеседование в Центральной музыкальной школе при консерватории (тогда она носила название Московской Школы одаренных детей). У семьи Пахмутовых были дальние родственники в столице, и они любезно согласились принять Алю к себе на период учебы
Слайд 6Дебютной музыкальной композицией, которая получила широкую известность в советской стране,
для Александры Пахмутовой стала «Песня о тревожной молодости». Она впервые
прозвучала в киноленте «По ту сторону» и была написана в соавторстве с поэтом Львом Ошаниным.
В дальнейшем Пахмутова сотрудничала со многими известными поэтами-песенниками: Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Сергей Гребенников, Римма Козакова, Роберт Рождественский.
Слайд 7Но самым плодотворным получилось ее творческое сотрудничество с мужем –
поэтом Николаем Добронравовым. Они жили в ногу со временем, неслучайно
именно Пахмутовой и Добронравову руководство страны поручало важные творческие заказы. Большинство песен Пахмутовой знают практически все на постсоветском пространстве. Ведь свои произведения она посвящала знаковым событиям в жизни государства,
Слайд 8С ее мелодиями начинали свое первое вращение турбины Братской ГЭС,
осваивалась целина, из морских глубин возвращались подводные лодки, спортсмены выигрывали
олимпийские медали. По праву можно сказать, что песни Пахмутовой стали музыкальным сопровождением жизни Советского Союза. Ее мелодии звучали повсюду – будь то комсомольская стройка или правительственное собрание, летняя Олимпиада-80 или полет первого человека в космос.
Слайд 9 главными в своем творчестве Александра Николаевна всегда считала песни. Ведь
именно они звучали на каждой танцевальной площадке Советского Союза и
в каждом доме. Для композитора самое важное – суметь достучаться до сердец своих слушателей. И Пахмутовой это удалось, ее мелодии дарят душевную искренность и человеческое тепло, фальшивых нот в них нет:
Слайд 10«Трус не играет в хоккей»;
«Белоруссия»;
«Старый клен»;
«Весна 45-го года»;
«Нежность»;
«Где ты, где
ты, отчий дом?»;
«Надежда»;
«Герои спорта»;
«Любовь, комсомол и весна»;
«Главное, ребята, сердцем не
стареть»;
«Команда молодости нашей»;
«Знаете, каким он парнем был»;
«Как молоды мы были»;
«И вновь продолжается бой»;
«Птица счастья
Слайд 11И, конечно же, невозможно представить без музыкального сопровождения Александры Николаевны
советские и российские киноленты:
«Девчата»;
«Сын за отца»;
«Три тополя на Плющихе»;
«Битва за
Москву»;
«Рожденная революцией»;
«Полынь – трава горькая»;
«Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя».
Слайд 12За свой уникальный многолетний труд Пахмутова удостоена множества наград –
ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «За заслуги перед
Отечеством» I, II, III степеней. Александра Николаевна – почетный гражданин городов Москвы, Усть-Илимска, Волгограда, Магнитогорска, Братска, Луганска.
В 1971 году ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1977 – Народной артистки РСФСР, в 1984 – Народной артистки СССР, в 1990 – Героя Социалистического Труда.
Слайд 13Музыка помогла Александре найти не только творческого партнера, но и
спутника жизни. С молодым поэтом Николаем Добронравовым она познакомилась в
1956 году на Всесоюзном радио. Он декламировал в студии детского вещания свои стихи, а она сочиняла музыку к передачам
Слайд 14С той поры прошло больше шестидесяти лет, супруги по-прежнему вместе, Своих
детей у супругов нет, но всю нерастраченную родительскую любовь они
дарили детским и молодежным творческим коллективам, с которыми работали и писали для них песни. И также Пахмутова с Добронравовым помогали пробиваться в жизни многим талантливым ребятишкам из неблагополучных семей.
Слайд 15Супруги обожают футбол. Вместе смотрят все матчи сборной России, в
национальном чемпионате Александра Николаевна болеет за команду из родного города
– волгоградский «Ротор».
Секрет своего счастья видят в том, что вовремя могли уступать, отходить каждый от своих принципов и не придирались друг к другу.