Слайд 1Алгоритм подготовки
исследовательской работы
Слайд 2Что такое исследование
Исследование – это деятельность, связанная с решением задачи
с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для
иллюстрации тех или иных законов природы)
Слайд 3Структура исследовательской работы
Любое исследование включает основные этапы, характерные для исследования
в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор
методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Слайд 4Представление результатов исследования
Слайд 5Представление результатов исследования
Представление исследования имеет решающее значение во всей работе.
Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено
достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства.
Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура.
Слайд 6Выбор области исследования.
Да, интересно всё, но нужно как-то конкретизировать
область своих интересов. Это первое ограничение пространства замысла и дальнейшей
деятельности.
Примеры выбора области исследования:
«Фауна Ленинградской области»
Этапы исследования
Слайд 7Определение цели работы.
Например, в качестве цели мы выбираем следующую:
«Изучить
фауну млекопитающих леса»
Но это всё еще довольно общие планы –
будем их конкретизировать
Цель работы
Слайд 8Задачи исследовательской работы
Задачи – это промежуточные этапы работы, выполнение которых
приводит к достижению поставленной цели.
Задачи это не хронологически расставленные
задания, а равноценные составляющие исследуемой проблемы.
Например, для изучения фауны млекопитающих мы ставим перед собой следующие задачи:
Выявить видовой состав млекопитающих в разных биотопах
Сравнить виды-доминанты (то есть виды, численность которых максимальна) в разных биотопах
Слайд 9Выбор объекта исследования
Выбор объекта – это дальнейшая конкретизация области исследования.
Выбрав объект мы можем перейти от планирования некой общей схемы
к созданию плана конкретного исследования.
Например:
И вот уже непонятно какой лес превращается во вполне конкретный (например, заказник «Комаровский берег») – именно его мы и будем изучать, в нем выберем биотопы, в которых станем исследовать млекопитающих.
Слайд 11Гипотеза исследования
При планировании работы может быть выдвинута гипотеза.
Гипотеза формулируется как
утверждение, истинность или ложность которого может быть установлена в ходе
планируемой работы.
Например:
«Максимальное разнообразие видов и численность млекопитающих наблюдается на участках, которые редко посещаются людьми»
!!! Гипотеза не должна содержать общеизвестные факты
Слайд 12Процесс превращения гипотезы в научное открытие очень хорошо иллюстрируется на
примере открытия Америки Колумбом. Колумб был одержим идеей, что Земля
круглая и что можно достичь Восточной Индии, плывя на Запад.
Обратите внимание на следующее:
а) идея никоим образом не была оригинальной, но он получил новую информацию;
б) он встретился с огромными трудностями как в поиске лиц, которые могли бы его субсидировать, так и непосредственно в процессе проведения эксперимента;
в) он не нашел нового пути в Индию, но зато нашел новую часть света;
г) несмотря на все доказательства противного, он все же верил, что открыл дорогу на Восток;
д) при жизни он не дождался ни особого почета, ни существенного вознаграждения;
е) с тех пор были найдены неопровержимые доказательства, что Колумб был не первым европейцем, достигшим Америки.
Из книги «Физики шутят»
Слайд 13Определение методов исследования
Методы исследования должны быть выбраны так, чтобы с
их помощью можно было решить поставленные задачи.
Например:
Фауну мышевидных грызунов будем
изучать, устанавливая ловушки-живоловки в разных биотопах. Фауну копытных и хищных млекопитающих будем определять путем маршрутного учета следов на снегу в зимнее время
Слайд 14Название
В итоге часто получается громоздкое название, в котором, тем не
менее, содержится важная информация о планируемом исследовании.
Естественно, что это
громоздкое название необходимо сократить, оставив в нем только главные звенья, отражающие специфику работы.