Слайд 1Алматинский технологический университет
Кафедра Бухгалтерский учет и финансы
Экономический анализ
Презентация курса
Автор:
Даулетбаков Б.Д.
dauletbakovb@mail.ru
Алматы
2013
Слайд 2Экономический анализ
ТЕМА 3
ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Классификация видов экономического
анализа
Особенности перспективного и ретроспективного анализа
Слайд 3Классификация видов экономического анализа
Вид экономического анализа представляет собой теоретическое и
практическое обособление аналитической работы, осуществляемой в процессе управления производством.
В
аналитической практике предприятия используют различные виды экономического анализа. Их можно сгруппировать по классификационным признакам (рис.4).
Слайд 4Классификация видов экономического анализа
Рис.4. Типология видов экономического анализа
Слайд 5Классификация видов экономического анализа
В зависимости от характера объектов управления (что
анализируется) выделяют виды анализа, отражающие уровни общественного воспроизводства:
технико-экономический анализ изучает
взаимодействие технических и экономических процессов и их влияние на экономические результаты деятельности предприятия или организации.
в основе финансово-экономического анализа находятся финансовые результаты деятельности предприятия.
Слайд 6Классификация видов экономического анализа
социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических
процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты
хозяйственной деятельности.
экономико-статистический анализ применяется при изучении массовых явлений на разных уровнях управления;
экономико-экологический анализ исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;
Слайд 7Классификация видов экономического анализа
маркетинговый анализ применяется для изучения рынков сырья
и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого
риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
По признаку субъекта управления (кто анализирует) выделяют:
внутренний или управленческий анализ, субъектами управленческого анализа являются администрация, руководство предприятия и его отдельных подразделений, которые анализируют всю возможную внутрихозяйственную и внешнюю информацию с целью управления предприятием и достижения максимально возможного экономического эффекта;
Слайд 8Классификация видов экономического анализа
внешний или финансовый анализ, субъектами финансового анализа,
в основном по данным публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, являются органы
хозяйственного государственного управления (министерства, налоговые и статистические органы), кредитные и финансовые органы, поставщики и покупатели, инвесторы и т.д.
По признаку повторяемости различают:
периодический анализ (годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный);
разовый непериодический анализ.
Слайд 9Классификация видов экономического анализа
По пространственному признаку различают:
внутрихозяйственный анализ, он изучает
деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;
межхозяйственный анализ сравнивает
результаты деятельности двух или более предприятий, что позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
Слайд 10Классификация видов экономического анализа
По отраслевому признаку, который основывается на общественном
разделении труда, анализ делится на:
отраслевой, он учитывает специфику отдельных отраслей
экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.);
межотраслевой, он осуществляется на уровне отраслей национальной экономики.
Слайд 11Особенности внутрихозяйственного
и межхозяйственного анализа
Внутрихозяйственный анализ заключается в объективной оценке
выполнения плановых заданий подразделениями, исследовании экономических особенностей функционирования и развития
того или иного подразделения; выявлении и распространении передового опыта.
Слайд 12Особенности внутрихозяйственного
и межхозяйственного анализа
Особенности внутрихозяйственного анализа заключаются в следующем:
он
охватывает все ступени управленческой иерархии предприятия – от производственных подразделений
первого порядка до рабочего места;
основным показателем эффективности работы являются затраты, а не прибыль, поскольку отдельные бригады не выпускают законченную продукцию;
Слайд 13Особенности внутрихозяйственного
и межхозяйственного анализа
по сравнению с анализом деятельности предприятия
в целом, с его помощью полнее выявляются связи между экономикой,
с одной стороны, и техникой и технологией производства – с другой;
имеет более широкую информационную базу, т.е. в анализе используются данные не только отчетности, но и данные сводных и первичных документов, поскольку именно в разрезе производственных подразделений обычно группируются и обобщаются первичные документы по учету наличия, движения и использования основных фондов, материальных и трудовых ресурсов, выпуску продукции и т.д.
Слайд 14Особенности внутрихозяйственного
и межхозяйственного анализа
Межхозяйственный (сравнительный) анализ предназначен для сопоставления
достигнутых результатов деятельности двух и более предприятий, изучения причин различий
в использовании производственных ресурсов, в выявлении резервов и разработки предложений по повышению эффективности производства на сравниваемых объектах.
Слайд 15Особенности внутрихозяйственного
и межхозяйственного анализа
Особенностью межхозяйственного анализа является выполнение условия
сопоставимости. Для того чтобы анализ был эффективным необходима сопоставимость
условий хозяйствования;
исходных
данных для анализа;
методики расчета показателей сравнения.