А.М. Новиков
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
АППАРАТ
ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 2По книгам
(см. на сайтах www.anovikov.ru, www.methodolog.ru)
Слайд 3МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является
выработка и теоретическая систематизация объективных знаний
Слайд 4МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Наука как результат:
Наука как система знаний по всем
известным на сегодняшний день человечеству вопросам о природе, человеке, обществе…
Научные
знания должны быть достоверны в отличии от обыденных, житейских знаний.
Слайд 5МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Критерии Научных знаний
Истинность знаний, т.е. достоверны. Всякая истинная
мысль должна быть обоснована другими мыслями истинность которых доказана (Лейбниц).
Воспроизводимось
знаний, т.е. одинаковость результатов, полученных каждым исследователем при изучении одного и того же объекта в одних и тех же условиях.
Системность знаний.
Слайд 6МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАМЫСЕЛ
(как правило письменно не
оформляется, но постоянно держится «в голове»: в каком направлении хочет
двигаться исследователь, какое новое научное знание он хочет получить)
Слайд 7МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
АКТУАЛЬНОСТЬ
ИССЛЕДОВАНИЯ
(показывается, какие задачи стоят перед практикой, перед
наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях; что
по крупному счету (в самом общем конспективном изложении) сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать).
Слайд 8МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
В НАУКЕ
ПРОТИВОРЕЧИЕ
(несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями)
В ПРАКТИКЕ
Слайд 9МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
(«знание о незнании» - объективно возникающий в
ходе развития познания вопрос, решение которого представляет существенный практический или
теоретический интерес)
Слайд 10МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
(то, что противостоит познающему субъекту (исследователю) в
его познавательной деятельности. Это та часть практики или научного знания,
с которой исследователь непосредственно имеет дело)
ПРЕДМЕТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
(та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект)
Слайд 11МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЦЕЛЬ
(то, что в самом общем виде должен
достичь исследователь в итоге работы)
Слайд 12МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГИПОТЕЗА
ИССЛЕДОВАНИЯ
(Научное предположение. Предположительное научное знание. Познавательная модель.
В случае подтверждения гипотеза становится новым научным знанием (перерастает в
«новизну исследования»). В случае не подтверждения прежняя гипотеза отвергается и строится новая гипотеза)
Слайд 13МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАДАЧИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Наиболее употребительный вариант:
ИЗУЧИТЬ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ .....
ОБОСНОВАТЬ МОДЕЛЬ ....
В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРОВЕРИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕННОЙ
МОДЕЛИ...
РАЗРАБОТАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО...
Слайд 14МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАДАЧИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Слайд 15МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Наиболее употребительный вариант:
ВВЕДЕНИЕ
Гл.1. Проблема ...в теории и
практике
1.1 Состояние проблемы ......
1.2
Обоснование модели ....*
Гл.2. Как тема исследования
2.1 Детальное описание модели
2.2 Опытно-экспериментальная проверка модели...
2.3 Рекомендации по использованию модели...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
* Самое общее определение модели: «модель – образ некоторой системы»
Слайд 16МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
На защиту выносятся
(ответ на вопрос: «что защищается?»)
конструкции: принципы
(совокупность принципов); требования (система требований к чему-либо); обоснование чего-либо; условия
(педагогические, дидактические условия, группы условий) осуществления чего-то; содержание (основное содержание) обучения чему-то; модель; схема; методы (приемы, совокупность приемов) чего-то; средства (комплекс средств) осуществления чего-то; механизм чего-то; процедура осуществления чего-то; критерии (совокупность критериев) эффективности чего-то и т.д.
Новизна исследования
строится в формулировках: разработаны (например, основы чего-то), раскрыты (допустим, состав и структура чего-либо) обоснованы (положения о том-то и о том-то), определены (педагогические условия чего-то); выявлены (совокупность чего-то), установлены (критерии...) и т.д.
Слайд 17МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНСТРУКЦИИ НОВИЗНЫ
алгоритм, аппарат (дидактические, методические аппараты и т.д.);
классификации; критерии; методики; методы; механизмы (классы механизмов); модели (дидактические, прогностические,
графовые, динамические, комплексы моделей и т.д.); направления; обоснования; основания; основы; парадигмы; параметры; периодизации; подходы; понятия (системы понятий и т.д.); приемы; принципы; программы (не учебные программы); процедуры; решения; системы (иерархические системы, генерализованные системы и т.д.); содержание; способы; средства; схемы; структуры; стратегии; фазы; сущности; таксономии; тенденции; технологии; типологии; требования; условия; фазы; факторы (системообразующие факторы и т.д.); формы (совокупности форм и т.д.); функции; характеристики (сущностные характеристики и т.д.); цели; этапы и т.д.
Слайд 18МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретическая значимость исследования
(образно можно сказать так. Если «новизна»
и «на защиту выносятся» отражают – какой научный «кирпичик» был
получен в результате исследования, то раздел «теоретическая значимость» отражает – в какое место здания теории этот «кирпичик» следует положить. Обычно этот раздел строится в формулировках: «Результаты исследования дополняют теорию ..... в структуре ....
Практическая значимость
(показывается, что могут дать для практики результаты исследования и что уже дали)
Слайд 19МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ -
ДИАЛЕКИКА КАК ВСЕОБЩИЙ МЕТОД,
ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ТЕОРИИ (КОНЦЕПЦИИ) В ФУНКЦИИ МЕТОДА*
* Как известно, теории выступают
в двух ипостасях: как высшая форма обобщения научного знания и в функции метода: последующие исследования строятся на базе предшествующих теорий.
Слайд 20Методы научного исследования
(полный спектр)
Слайд 21МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы преобразования объекта: эксперимент – общий эмпирический метод
исследования (метод-действий), суть которого заключается в том, что явления и
процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях.
Основной принцип любого эксперимента – изменение каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных.
Слайд 22МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
У = F (A, B, C, Z)
У –
зависимая переменная (уровень подготовки по иностранному языку)
Z – экспериментальный фактор,
независимая переменная (новая методика обучения)