Разделы презентаций


Аналитическая психология Карла Г устава Юнга

Содержание

Аналитическая психология – направление глубинной психологии  XX в., разработанное швейцарским психиатром и психологом Карлом Густавом Юнгом.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Аналитическая психология Карла Густава Юнга

Аналитическая психология  Карла Густава Юнга

Слайд 2Аналитическая психология – направление глубинной психологии  XX в., разработанное швейцарским психиатром

и психологом Карлом Густавом Юнгом.

Аналитическая психология – направление глубинной психологии  XX в., разработанное швейцарским психиатром и психологом Карлом Густавом Юнгом.

Слайд 3Карл Густав Юнг (1875-1961)
К.Г. Юнг окончил университет в Цюрихе.

Пройдя стажировку у известного психиатра П.Жане, открыл собственную психологическую и

психиатрическую лабораторию. В это же время он познакомился с первыми работами З.Фрейда, а с 1906 г. начал сотрудничать с ним. Но несмотря на близость позиций и стремлений, между ними существовали и значительные разногласия, примирить которые им не удалось.
Карл Густав Юнг (1875-1961) К.Г. Юнг окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у известного психиатра П.Жане, открыл

Слайд 4Его теория, названная аналитической психологией, изложена им в книгах «Психологические

типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939), «Подход к

бессознательному» (1961), получивших широкое распространение и принесших Юнгу заслуженную славу.

Его теория, названная аналитической психологией, изложена им в книгах «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии»

Слайд 5Структура личности

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей:




Если

индивидуальное бессознательное и сознание представляют собой чисто личностные прижизненные приобретения,

то коллективное бессознательное - своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал, что «содержание коллективного бессознательного лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это бессознательное - как воздух, которым дышат все и который не принадлежит никому».

Коллективное бессознательное

Индивидуальное бессознательное

Сознание

Структура личности	Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей:Если индивидуальное бессознательное и сознание представляют собой чисто

Слайд 6Структура личности
Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов

- форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида. Юнг часто

называл архетипы первичными образами, так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организовывают не только индивидуальную, но и коллективную фантазию (например, лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя психологию народа, его самосознание). Через актуализацию определенных архетипов культура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики человека.

Структура личности   Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов - форм, организующих и канализирующих психологический опыт

Слайд 7Структура личности
Основные архетипы индивидуальной психики:






Персона (личность) – самый верхний слой личност­ного

сознательного; Эго – его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала

индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознательного – двойник Я, его тень; следующий слой – душа (Анима и Анимус); самый нижний слой – объективное Я (самость).

Эго

Персона

Тень

Анима (Анимус)

Самость

Структура личностиОсновные архетипы индивидуальной психики:Персона (личность) – самый верхний слой личност­ного сознательного; Эго – его более глубокий слой. Ниже

Слайд 8Структура личности
Персона –  это визитная карточка Я. Это мане­ра

говорить, мыслить, одеваться. Это характер, соци­альная роль, способность самовыражаться в

обществе. Persona –  латинское слово, обозначающее маску, кото­рую одевали греческие актеры для условного обозна­чения той или иной роли (сравнение - русское: «личина», «личность»). Различают позитивные и негативные качества персо­ны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредо­носных влияний среды. Во втором случае, если социаль­ной роли придается слишком большое значение, персона может задушить индивидуальность. Юнг называл персо­ну «архетипом комформности».
Эго –  центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни. Эго создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и дей­ствий. В то же время Эго, находясь на грани с бессозна­тельным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Структура личности   Персона –  это визитная карточка Я. Это мане­ра говорить, мыслить, одеваться. Это характер, соци­альная роль,

Слайд 9Структура личности
Тень –  центр личного бессознательного. Сюда

входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с

существующими со­циальными стандартами, понятиями об идеалах и т. д. В жизни мы обычно отождествляемся с персоной и ста­раемся не замечать все, что считаем низким, порочным в своей личности.
Тень – не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, а поэтому может дать доступ индивиду­уму (и аналитику) к материалу, который обычно недоступен Эго и персоне. «Тень с нами всю жизнь, – пишет Юнг, – и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим».
Структура личности   Тень –  центр личного бессознательного. Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом

Слайд 10Структура личности
Анима и Анимус – это представления о

себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как

нежелательные для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) – маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессоз­нательном – женщина, а каждая женщина – мужчина.
Анима и Анимус – наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознатель­ному, так же как персона — к внешней среде, и оказы­вают большое влияние на поведение индивидуума.
Самость –  архетип целостности личности. «Са­мость, – пишет Юнг, – означает всю личность. Вся личность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано». По Юнгу, «со­знательное и бессознательное не обязательно противосто­ят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».
Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго –  центром сознания.

Структура личности   Анима и Анимус – это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные

Слайд 11Типология личности
Исходя из структуры души, Юнг создал

свою типологию личности, выделив два типа - экстравертов и интровертов.

Интроверты обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение на основе собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на Персону, на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, в отличие от интровертов, и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил поведения. Если для интроверта опасность представляет полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшая опасность таится в потере себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, в то время как интроверты - фанатиками. Истерические личности больше склонны к экстравер­сии, астеники и аутичные — к интроверсии.
Типология личности   Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа -

Слайд 12Становление личности
Одно из центральных понятий в учении

Юнга – индивидуация – процесс развития человека, включающий установление связей

между Эго и самостью. По Юнгу, сознательное и бессознательное находятся в посто­янном взаимодействии, а нарушение баланса между ними «проявляется неврозом». Исходя из этого, аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешива­ние сознательного и бессознательного, на оптимизацию динамического взаимодействия между ними. В процессе индивидуации сознание расширяется и «комплексы» из бессознательного переводятся в созна­тельное.


Становление личности   Одно из центральных понятий в учении Юнга – индивидуация – процесс развития человека,

Слайд 13Становление личности
Первый этап индивидуации – это анализ персоны. Персона выполняет

запретные функции, но в то же время она является маской,

скрывающей самость. Внешнее проявление личности (имя, титул, должность, персональная машина и т. п.) еще не является ее сущно­стью. «Анализируя персону, – указывает Юнг, – мы срываем маску и обнаруживаем, что то, что называли индивидуальным, на самом деле является коллектив­ным».
Второй этап – осознание тени. Если мы признаем ее реальность, то можем освободиться от ее влияния. Кроме того, осознание личного бессознательного – путь к ликвидации неврозов.
Третий этап индивидуации – это встреча с Анимой и Анимусом. Сам Юнг относился к этому архе­типу как к реальному существу, находящемуся в тайни­ках его души. Он советовался со своей Анимой, считался с ее мнением, учился у нее.
Четвертый этап – анализ самости. «Самость – наша жизненная цель, потому что это наиболее полное выражение того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью». Юнг считал, что «чело­век должен быть собой, должен нести собственную индивидуальность, тот центр личности, который одинаково удален и от сознания и от бессознательного; мы должны стремиться к этому идеальному центру, к которому при­рода, кажется, направляет нас».
Становление личностиПервый этап индивидуации – это анализ персоны. Персона выполняет запретные функции, но в то же время

Слайд 14Методы исследования и работы с бессознательным
При исследовании

бессознательного Юнг использовал три метода:


1) ассоциативный тест: в эксперименте используется длинный

список слов, на которые тестируемый реагирует ассоциациями. Услышав слово-стимул, тестируемый должен как можно быстрее назвать первое слово, пришедшее ему в голову. Секундомером фиксируется время каждой реакции. Пройдя, например, сто слов, слова-стимулы повторяются, а тестируемый должен воспроизвести свои прежние ответы.
Ошибки в повторении ассоциации, задержка ответа и др. типы нарушений реакции на слова-стимулы часто свидетельствуют о болезненной обостренности чувств по отношению к этим словам. Например, тот, у кого комплекс на почве денег, будет задет словами «купить», «уплатить», «деньги» и т.п. Это на бессознательном уровне искажает реакцию и не подлежит контролю со стороны воли. Чтобы узнать, что беспокоит человека, нужно просто прочесть слова, вызвавшие беспокойство, и попытаться связать их воедино.

Ассоциативный тест

Анализ сновидений

Активное воображение

Методы исследования и работы с бессознательным   При исследовании бессознательного Юнг использовал три метода:1) ассоциативный тест: в

Слайд 15Методы исследования и работы с бессознательным
2) анализ сновидений:

сопоставление серии снов может показать процесс, протекающий в бессознательном от

ночи к ночи. При этом отдельно взятый сон может быть проинтерпретирован произвольно. Согласно Юнгу, сны являются естественной реакцией саморегулирующейся психической системы на нашу сознательную позицию, когда бессознательное даёт знать о нарушении равновесия, подобно реакции тела на переедание или недоедания. Сны являются свидетельством (симптомом) того, что индивид пребывает в разногласии с бессознательным. Некоторые мотивы снов своим источником имеют индивидуальный опыт. Часто бессознательное говорит о каком-нибудь комплексе, который беспокоит человека, иногда персонифицируя этот комплекс в сновидениях. Другие мотивы находятся целиком за пределами нашего опыта, будучи продуктом коллективного бессознательного.
Методы исследования и работы с бессознательным   2) анализ сновидений: сопоставление серии снов может показать процесс, протекающий

Слайд 16Методы исследования и работы с бессознательным
Для разбора

содержания сна Юнг использовал метод амплификации. Этот метод состоит в поисках параллелей:

как в случае с никогда не встречавшимся словом исследователь ищет текстовые параллели со схожими словами, так психоаналитик ищет схожие с образом пациента мотивы в истории, литературе, искусстве и т. д. Затем нужно найти контекст, психическую основу рассматриваемого мотива из сна. Если сон явно построен на индивидуальном материале, обязательно следует обратиться к индивидуальным ассоциациям пациента (например, какие чувства у него вызывает приснившийся «простой крестьянский дом»); если же у сна главным образом мифологическая структура, он говорит на универсальном языке, и можно отыскать параллели для того, чтобы достроить контекст. Поиск параллелей для образов коллективного бессознательного почти всегда связан с привлечением религиозных, мифологических и фольклорных материалов, которые полны подобного символизма.

Методы исследования и работы с бессознательным   Для разбора содержания сна Юнг использовал метод амплификации. Этот метод

Слайд 17Методы исследования и работы с бессознательным
3) активное воображение:

сосредоточение внимания на выбранном образе с последующим бессознательным развитием картины.

Когда пациент концентрируется на чём-то и отходит от сознательного размышления и даёт волю своему воображению, бессознательное подаёт идеи и представляет материал, который в некоторых случаях может быть полезен для психоаналитика.
Случается, что пациенты приходят к тому, что определенный материал должен быть запечатлен посредством схемы, рисунка, пластического оформления и т.п. Если рисунки явно демонстрируют вне индивидуальное содержание, то также следует применить метод сопоставления с имеющимся в мировом наследии материалом. Таким образом, в качестве типичных, повторяющихся способов выражения человеческой души, пациент способен уяснить значение возникающих у него архетипических образов.

Методы исследования и работы с бессознательным   3) активное воображение: сосредоточение внимания на выбранном образе с последующим

Слайд 18Цель психотерапии
Цель психотерапии состоит в таком усовершенствовании личности

и в формировании её в целостность, при котором происходит гармонизация

и сотрудничество сознания и бессознательного. Эта задача относится к иррациональной стороне жизни и имеет дело с определенными символами, так как именно в них осуществляется объединение сознательных и бессознательных содержаний.

Юнг под­черкивает, что терапия – это соединение усилий анали­тика и анализируемого. Более того, Юнг полагал, что психотерапия – это прежде всего взаимодействие бессоз­нательного аналитика с бессознательным пациента.
Цель психотерапии   Цель психотерапии состоит в таком усовершенствовании личности и в формировании её в целостность, при котором

Слайд 19Цель психотерапии
Весь процесс лечения Юнг условно

разделил на две стадии: аналитическую и синтетическую.
Аналитическая стадия делится на

два этапа:
признание и толкование. Лечение начинается со сбора материала. Пациент рассказывает о своей жизни, пере­живаниях, сновидениях и т. д. Врач осторожно направ­ляет рассказ пациента, стараясь сделать его более полным и откровенным. Уже в процессе признания происходит частичное осознание своего бессознательного. Следующий этап – толкование собранного материала. Особо важное значение Юнг придавал сновидениям и символам. Кроме исповеди пациента в качестве материала для анализа Юнг широко использовал и другие формы выражения бессоз­нательного: рисунки, танцы, скульптуры и т. п.
При анализе снов Юнг в отличие от Фрейда придавал значение не столько свободным ассоциациям, сколько конкретному содержанию сновидения. «Свободные ассо­циации, – писал Юнг, – выведут наружу все мои комплексы, но едва ли значение сна. Чтобы понять зна­чение сна, я должен так близко, как возможно, придер­живаться образов самого сна». В процессе толкования сновидений Юнг придавал одинаково важное значение ассоциациям как аналитика, так и пациента.
Цель психотерапии   Весь процесс лечения Юнг условно разделил на две стадии: аналитическую и синтетическую.Аналитическая стадия

Слайд 20Цель психотерапии
Во второй стадии лечения –

синтетической, так же как и в первой, выделяются два этапа: обучения и трансформации. Юнг

считал, что прозрение и понима­ние – это только первая половина лечения. За ней сле­дует не менее важная и трудная – обучение. Результатом этого этапа лечения должно стать формирование у паци­ента не только нового понимания себя и окружающего мира (предыдущая стадия), но и новых привычек, сте­реотипов поведения и реагирования. На заключительном этапе лечения зависимость пациента от врача должна быть сведена к минимуму. Центр тяжести переносится (трансформируется) на самого пациента, на процесс само­обучения и самосовершенствования .
Цель психотерапии   Во второй стадии лечения – синтетической, так же как и в первой, выделяются

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика