Разделы презентаций


Морфемика и словообразование

Содержание

Морфемика — раздел науки о русском языке, изучающий части слова (морфемы)Морфема – это минимальная значимая часть слова1) как классифицируются морфемы русского языка,2) как слово делится на морфемыОсновные вопросы морфемики:Корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс (соединительная

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Морфемика и словообразование

Морфемика и словообразование

Слайд 2Морфемика — раздел
науки о русском языке, изучающий
части слова (морфемы)

Морфема –


это минимальная значимая
часть слова

1) как классифицируются
морфемы русского языка,
2) как слово

делится
на морфемы

Основные вопросы морфемики:

Корень, приставка, суффикс, окончание, постфикс,
интерфикс (соединительная гласная)

Морфемы:

Морфемика — раздел науки о русском языке, изучающий части слова (морфемы)Морфема – это минимальная значимая часть слова1) как классифицируются морфемы

Слайд 3Морфемы
изменяемые
неизменяемые
корень
приставка (префикс)
интерфикс (соединительная гласная)
суффикс
постфикс


окончание (флексия)
словообразующие морфемы (аффиксы)
основа

Морфемыизменяемыенеизменяемыекореньприставка (префикс)интерфикс (соединительная гласная)суффикспостфикс         окончание (флексия)словообразующие морфемы (аффиксы)основа

Слайд 4окончание:
основа:
изменяемая морфема,
содержит в себе грамматическое (общее, формальное) значение
неизменяемая часть слова,
содержит

в себе лексическое (индивидуальное) значение
Формы слова
Однокоренные слова
дом
дому
домом
домами
домам
несу
несешь
несёт
несёте
несут
дом
домик
домашний
домовой
домосед
возить
привозить
извозчик
водовоз
привозящий
различаются окончаниями
различаются составом основы

окончание:основа:изменяемая морфема,содержит в себе грамматическое (общее, формальное) значениенеизменяемая часть слова,содержит в себе лексическое (индивидуальное) значениеФормы словаОднокоренные словадомдомудомомдомамидомамнесунесешьнесётнесётенесутдомдомикдомашнийдомовойдомоседвозитьпривозитьизвозчикводовозпривозящийразличаются

Слайд 5Окончание (флексия)
- это значимая изменяемая часть слова (морфема), имеющая грамматическое

значение (показывающая форму слова) и служащая для связи слов в

словосочетании и предложении.

Типы окончаний

нулевое

полное

играла
песни
красивого

играл
песен
красив

– это значимое отсутствие окончания в данной форме (в отличие от неизменяемого слова)

ого

или

Окончание (флексия)- это значимая изменяемая часть слова (морфема), имеющая грамматическое значение (показывающая форму слова) и служащая для

Слайд 6Основа –
это значимая неизменяемая часть слова (или все неизменяемое

слово), в которой заключено лексическое значение
1
2
3
Виды основ
непроизводная
производная
простая
сложная
целая
с разрывом

Основа – это значимая неизменяемая часть слова (или все неизменяемое слово), в которой заключено лексическое значение123Виды основнепроизводнаяпроизводнаяпростаясложнаяцелаяс

Слайд 7Корень –
это главная значимая неизменяемая часть слова, в которой

за-ключено основное лексическое значение всех родственных слов.
Корень выделяется при сопоставлении

родственных слов:

трава
травинка
травушка
разнотравье

трав

лес
лесной
лесник
лесопилка

лес

Омонимичные корни

вода
водичка
водяной
водянистый

водить
водитель
воевода
путепровод

нос
носик
носище
носатый

носить
носитель
выносить
переносчик

вод

вод

нос

нос

Корень – это главная значимая неизменяемая часть слова, в которой за-ключено основное лексическое значение всех родственных слов.Корень

Слайд 8Чередование в корнях
Могут чередоваться
согласные: друГ-друЗья-друЖить;
гласные: собИрать-собЕру, поклОн-клАняться;
звук и его

отсутствие
(беглые гласные): сОн-сна, дЕнь-дня,
один звук и два звука: диВо-удиВЛять,

руБить-руБЛю

Чередование

исторические (нельзя объяснить в совр. языке)

позиционые (можно объяснить в совр. языке)

свет – освещать
могли – может
отец – отчий
князь – княгиня – княжич

промокать – обмакнуть
касаться – коснуться
зори – заря
вырос – вырастут – выращенный

Чередование в корняхМогут чередоватьсясогласные: друГ-друЗья-друЖить; гласные: собИрать-собЕру, поклОн-клАняться;звук и его отсутствие (беглые гласные): сОн-сна, дЕнь-дня,один звук и

Слайд 9Суффикс–
значимая неизменяемая часть слова, которая стоит после корня и

служит для образования (1) новых слов или (2) форм слова.
Суффиксы


(1) словообразующие

(2) формообразующие

всегда соотнесены с частью
речи:
река – речной ( н - прилаг.)
входят в основу
речной

образуют форму слова:
красивый – красивее
(сравн.степень прилагательного)
не входят в основу
красивее

Суффикс– значимая неизменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования (1) новых слов или

Слайд 10Формообразующие суффиксы
часть речи
форма слова
примеры
суффиксы
Прилага-
тельные
Глагол
сравнительная
степень
превосходная степень
н.ф.* (инфинитив)
прош. время, условн. накл.


повелит. накл. глагола
-ейш -айш
-ее -ей -ше
-ть -ти


красный

краснее,
тонкий тоньше

красивый красивейший
великий величайший

учиться, читать, нести

учил, учили, рисовал бы

иди, идите, берись

в некоторых пособиях -ть, -ти рассматривается как окончание

*Примечание:

О глаголах на -чь (печь, стричь) принято говорить, что они оканчиваются на -чь;
В прош. вр. глагола нести (нёс) – нулевой суффикс прош. вр. Сравни: нёс – несла

Особые случаи:

Формообразующие суффиксычасть речиформа словапримерысуффиксыПрилага-тельныеГлаголсравнительная степеньпревосходная степеньн.ф.* (инфинитив)прош. время, условн. накл. повелит. накл. глагола-ейш  -айш-ее -ей

Слайд 11Приставка
– значимая неизменяемая часть слова, которая стоит перед корнем и

служит для образования новых слов.
Приставки
русские:
об-, из-, от-, над-, с-, у-

и др. (объехать, надписать, снять)

иноязычные:
суб-, пан-, дез-, пост- и др. (субтропики, постмодернизм)

Приставки пишутся

слитно:
уехать, подорожник

через дефис:
кое-кто, кое-как

раздельно:
без устали (н.), кое о чем

Приставка– значимая неизменяемая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.Приставкирусские:об-, из-, от-,

Слайд 12 Словообразование как раздел науки о языке. Способы словообразования.

Словообразование как раздел науки о языке. Способы словообразования.

Слайд 13Словообразование – это раздел языкознания, в котором

изучаются способы образования слов.

Словообразование – это раздел языкознания,    в котором изучаются способы образования слов.

Слайд 14Пути пополнения лексики



заимствования образование слов
средствами самого
языка
?
Пути пополнения лексики

Слайд 15









вода
водяной
водица
водопад
подводный
водичка
водник
наводнить
подводник
водянистый
водомёт
водный
водопад
водопровод

водаводянойводица водопад подводный водичкаводникнаводнитьподводникводянистыйводомётводныйводопадводопровод

Слайд 16ЗАПОМНИТЕ!
Основа, от которой образовано новое слово, называется производящей

(то есть исходной).

Основа слова, образованного от другого слова,

называется производной.

ЗАПОМНИТЕ!Основа, от которой образовано новое слово, называется производящей    (то есть исходной). Основа слова, образованного

Слайд 17Чем производное слово отличается от производящего?
дом
ик
дом
дом
дом

ищ е
производящее
производящее
производное
производное

Чем производное слово отличается от производящего? домик дом дом дом ищ  епроизводящеепроизводящеепроизводное производное

Слайд 18Чем производное слово отличается от производящего?
Производное слово всегда сложнее

по составу - включает словообразовательную морфему (суффикс, приставку) или несколько

морфем (и суффикс, и приставку).
Производное слово сложнее по смыслу - морфемы вносят дополнительный оттенок значения:
домик = дом + ик «маленький дом»;
домище = дом + ищ «большой дом».



Чем производное слово отличается от производящего?  Производное слово всегда сложнее по составу - включает словообразовательную морфему

Слайд 19Производящее и производное слова образуют
словообразовательную пару:


дом –

домик писать –

писатель
дом – домище Москва – москвич тигр – тигренок бегать – бегун.


Производящее и производное слова образуют словообразовательную пару:  дом – домик

Слайд 20Основа слова, не образованного ни от какого другого слова, называется

непроизводной.
Чаще всего непроизводная основа слова состоит только из одного

корня (как у существительных брат, береза, окно, у прилагательных глухой, белая, тонкое и глаголов нести, беречь), но может состоять из корня и суффикса (как у глаголов бегать, играть).

Основа слова, не образованного ни от какого другого слова, называется непроизводной. Чаще всего непроизводная основа слова состоит

Слайд 21Способы образования новых слов
суффиксальный
приставочный
приставочно-суффиксальный
бессуффиксный
сложение
слияние слов
переход слов из одной части речи

в другую




Способы образования новых словсуффиксальныйприставочныйприставочно-суффиксальныйбессуффиксныйсложениеслияние словпереход слов из одной части речи в другую

Слайд 221. Поиск производящего слова
2. Выделение словообразовательной морфемы
3. Определение способа словообразования
Схема

словообразовательного разбора

1. Поиск производящего слова2. Выделение словообразовательной морфемы3. Определение способа словообразованияСхема словообразовательного      разбора

Слайд 23
бессуффиксный
поднос
Словообразовательный разбор:
-
поднос
подносить
Морфемный разбор:

бессуффиксныйподносСловообразовательный разбор:-подносподноситьМорфемный разбор:

Слайд 24Приставочный способ образования
глаголы с приставкой
пример: прибежать

бежать

отрицательные и неопределённые местоимения
примеры: никто

кто; некого кого;
несколько сколько

имена существительные, имена прилагательные, наречия с приставкой НЕ-
примеры: нескромность скромность;
нелегко легко; невесёлый весёлый

Приставочный способ образованияглаголы с приставкой  пример: прибежать    бежатьотрицательные и неопределённые местоимения  примеры:

Слайд 25Суффиксальный способ образования слов
отглагольные имена существительные, оканчивающиеся на –НИЕ, -ИЕ

пример: сложение сложить

имена прилагательные с суффиксами


–чив-,-лив-,-ист-, -ов-, -ев-, -еньк-, -оньк- и др.
примеры: голосистый голос;
лесной лес
сливовый слива; новенький новый

имена существительные с суффиксом
–ость-
пример: молодость молодой




Суффиксальный способ образования словотглагольные имена существительные, оканчивающиеся на –НИЕ, -ИЕ  пример: сложение    сложитьимена

Слайд 26Суффиксальный способ образования слов
причастие
примеры: знающий знать;

лаявший лаять;
расколотый расколоть; строимый

строить

деепричастие
примеры: сказав сказать; думая думать

имена существительные с суффиксами –ик-; -ек-; -чик-; -щик-; - ок- и др.
примеры: ключик ключ; лесок лес;
банщик баня; разведчик разведать
Суффиксальный способ образования словпричастие  примеры: знающий  знать; лаявший  лаять;  расколотый   расколоть;

Слайд 27Суффиксальный способ образования
наречия, оканчивающиеся на –О
примеры: долго

долгий;

быстро быстрый

неопределённые местоимения
примеры: кто-то кто; что-нибудь что

неопределённые наречия
примеры: как-то как; куда-либо куда
Суффиксальный способ образованиянаречия, оканчивающиеся на –О  примеры: долго  долгий;

Слайд 28Приставочно-суффиксальный способ образования слов
наречия с приставками, оканчивающиеся не на –О

примеры: вскоре скорый; справа правый;

по-турецки турецкий; сверху верх

имена прилагательные со значением «нехватки чего-либо, отсутствия»
примеры: безжалостный жалость;
бездомный дом; безмерный мера
Приставочно-суффиксальный способ образования словнаречия с приставками, оканчивающиеся не на –О  примеры: вскоре   скорый; справа

Слайд 29Приставочно-суффиксальный способ образования слов
имена прилагательные со значением «находиться где-либо»

примеры: прибрежный берег;
нательный тело; наскальный

скала

имена существительные с приставками под- без-, за-, по-, при- и последними буквами - ье
примеры: побережье берег;
бездорожье дорога;
подземелье земля
(суффикс-невидимку Й мы только произносим)
Приставочно-суффиксальный способ образования словимена прилагательные со значением «находиться где-либо»  примеры: прибрежный  берег;  нательный

Слайд 30Приставочно-суффиксальный способ образования слов
некоторые глаголы с возвратным суффиксом –ся

примеры: разбежаться бежать;
выспаться спать;

раскричаться кричать

некоторые имена существительные
примеры: подбородок борода;
подоконник окно; безрукавка рукав

Приставочно-суффиксальный способ образования словнекоторые глаголы с возвратным суффиксом –ся  примеры: разбежаться   бежать;  выспаться

Слайд 31Бессуффиксный способ образования слов
отглагольные имена существительные
примеры: переход

переходить;
защита защищать; взрыв

взрывать

имена существительные, образованные от имени прилагательного
примеры: тишь тихий; даль далёкий;
зелень зелёный; синь синий.
Бессуффиксный способ образования словотглагольные имена существительные  примеры: переход   переходить;  защита

Слайд 32Сложение
целых слов
примеры: диван-кровать, лётчик-космонавт
части слова и целого слова

примеры: стенгазета, редколлегия, самолёт
частей слов
примеры: юннат, спецкор,

завуч, спецназ
начальных букв и звуков слов (аббревиатура)
примеры: ФБР, ООН, ОРТ, вуз, ТЮЗ


Сложениецелых слов  примеры: диван-кровать, лётчик-космонавтчасти слова и целого слова  примеры: стенгазета, редколлегия, самолётчастей слов

Слайд 33Слияние
слов, входящих в одно словосочетание
пример: нижеподписавшийся

(ср. подписавшийся ниже)

слов, входящих в одно предложение
пример:

малопригодный
(ср. мало пригодный для работы)
Слияниеслов, входящих в одно словосочетаниепример: нижеподписавшийся       (ср. подписавшийся ниже)слов, входящих в

Слайд 34Переход из одной части речи в другую
имена существительные из прилагательных

примеры: рядовой (армии), (чистая) столовая, (новая) учительская
имена существительные из

причастий
примеры: присутствующие (пели),
отдыхающие (смеялись)
прилагательные из причастий
пример: блестящий (ответ)
предлоги из самостоятельных частей речи
примеры: благодаря помощи, вопреки запрету
имена существительные из местоимений
примеры: свои молчали, каждый отвечал

Переход из одной части речи в другуюимена существительные из прилагательных  примеры: рядовой (армии), (чистая) столовая, (новая)

Слайд 35 Словообразовательные словари показывают, как образованы слова.

Из словообразовательных словарей следует назвать «Школьный словообразователь-ный словарь русского языка»


А.Н. Тихонова (1978). Словарная статья не имеет описаний и толкований, слова размещены по гнездам, в каждом из которых объединены однокоренные слова. Корень служит носителем общего значения.
Все производные слова даются в определенной последовательности, отражающей ступенчатый характер словообразования в русском языке, например:
слаб(ый) < слаб-е-ть < о-слабеть < ослабле-ни [j-э]


Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Из словообразовательных словарей следует назвать «Школьный словообразователь-ный

Слайд 36Полезные ссылки
Словообразовательные словари:

http://old.kpfu.ru/infres/slovar1/index.htm

http://slovonline.ru/slovar_sostav/b-11/p-1/

Полезные ссылки    Словообразовательные словари:http://old.kpfu.ru/infres/slovar1/index.htmhttp://slovonline.ru/slovar_sostav/b-11/p-1/

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика