Разделы презентаций


АНАЛИЗ ТЕКСТА В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ

Содержание

Текст как основная единица коммуникацииТекст – явление настолько многогранное и разноплановое, что не существует единого его понимание и определение.Многими лингвистами уже давно признано, что текст – едва ли ни основная единица

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1АНАЛИЗ ТЕКСТА В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ
Подготовила
студентка ИПР 2-КОЛ
Одинцова Н.В.

АНАЛИЗ ТЕКСТА В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕПодготовила студентка ИПР 2-КОЛОдинцова Н.В.

Слайд 2Текст как основная единица коммуникации
Текст – явление настолько многогранное и

разноплановое, что не существует единого его понимание и определение.
Многими лингвистами

уже давно признано, что текст – едва ли ни основная единица коммуникации.
Многие исследователи отмечали, что текст как явление языковой и экстралингвистической действительности, представляет собой сложный феномен, выполняющий самые разнообразные функции, такие как:
- средство коммуникации;
- способ хранения и передачи информации;
- отражение психической жизни индивида;
- продукт определенной исторической эпохи;
- форма существования культуры;
- отражение определенных социокультурных традиций и т.д.
Все это обусловливает многообразие подходов, множественность описаний и многочисленность определений.

Текст как основная единица коммуникацииТекст – явление настолько многогранное и разноплановое, что не существует единого его понимание

Слайд 3С точки зрения лингвистики текста, текст - это «феноменологически заданный

первичный способ существования языка» (Шмидт З.Й).

Связный текст понимается как

некоторая законченная последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рамках общего замысла автора» (Николаева Т.М.).

«Это специальным образом организованная, закрытая цепочка предложений, представляющая собой единое высказывание (Москальская).

Текст есть некоторое глобальное единство, макроструктура. (Прохоров Ю.Е.)

С точки зрения лингвистики текста, текст - это «феноменологически заданный первичный способ существования языка» (Шмидт З.Й). Связный

Слайд 4Также текст определяется как иерархия коммуникативных программ, подчиненная деятельности, в

которую он включен (Гальперин И.Р., Шахнарович А.М., Зимняя И.А., Сорокин

Ю.А.).

В энциклопедии «Русский язык» Т.М. Николаева определяет текст как «объединенную смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и целостность».

О.Д. Вишнякова: «Текст представляет собой системно-структурное образование, обладающее упорядоченной (иерархической) организацией, которая обеспечивается связностью - глубинной и поверхностной, локальной и глобальной…».

По мнению М.М. Бахтина, именно текст, а не слово и не предложение, является основной единицей языка.

Также текст определяется как иерархия коммуникативных программ, подчиненная деятельности, в которую он включен (Гальперин И.Р., Шахнарович А.М.,

Слайд 5Основные характеристики текста
Категории текста

Одной из основных задач психолингвистики и лингвистики

текста является выделение и описание текстовых категорий.
Категории текста носят

универсальный характер и описывают способы внутренней организации текста.
Анализируя и обобщая подходы к проблеме текста у различных авторов, возможно выделение двух групп текстовых категорий:
- структурных;
- содержательно-концептуальных.




Основные характеристики текстаКатегории текстаОдной из основных задач психолингвистики и лингвистики текста является выделение и описание текстовых категорий.

Слайд 6Структурные категории присущи тексту как лингвистическому объекту, они заложены в

самом тексте, его структуре. В эту группу входят такие категории,

как:
- когезия (связность),
- членимость,
- интеграция,
- прогрессия – стагнация.

Содержательно-концептуальные категории осуществляют связь между текстом и объективной реальностью, отраженной и преломленной в нем, и описывают экстралингвистические особенности порождения текста. Сюда относятся образ автора, информативность, прагматическая направленность, подтекст, завершенность, модальность, локально-темпоральная отнесенность.
Текстовые категории, образующие вторую группу, непосредственно связаны с анализом психологического содержания текста.

Структурные категории присущи тексту как лингвистическому объекту, они заложены в самом тексте, его структуре. В эту группу

Слайд 7Для анализа психологического содержания текста наибольшее значение имеют содержательные категории

текста.
Ведущей содержательной категорией выступает образ автора. Эта категория определяет отбор,

селекцию языковых средств, стилистических приемов и их комбинацию. Автор проецирует свое мироощущение, мировоззрение, свои личностные установки, ценностные ориентации, создавая текст и ориентируясь на адресата.
Одной из основных текстовых категорий является информативность, которая проявляется и в устных, и в письменных текстах.
Целостность (цельность, единство) текста предполагает наличие авторского замысла, семантической программы, смыслового единства, на основе чего порождается текст.

Для анализа психологического содержания текста наибольшее значение имеют содержательные категории текста.Ведущей содержательной категорией выступает образ автора. Эта

Слайд 8Еще одной текстовой категорией является прагматическая направленность текста.
Под прагматикой

понимается отношение знаков к их истолкователям. Субъект, создавая определенный текст,

всегда ориентируется на возможного получателя информации. Текст продуцируется автором для достижения запланированной цели, конечного результата. Адресант предполагает, что посредством текста сможет регулировать поведение адресата и ожидает от него ответной реакции, обратной связи.

Еще одной текстовой категорией является прагматическая направленность текста. Под прагматикой понимается отношение знаков к их истолкователям. Субъект,

Слайд 9Текст как продукт речевой деятельности
Текст рассматривается как продукт речевой деятельности,

в котором, как и в речевом акте, отражается вся структура

личности человека, согласно методу психолингвистического анализа речевых действий, предложенный Е.Ю. Чеботаревой, В.Н. Денисенко и А.И. Крупновым.
Авторы считают важным целостное, системное изучение проявлений индивидуальности субъекта в речевой деятельности, выявление индивидуально-типических особенностей речевых действий на всех уровнях организации высказывания.
В соответствии с этими задачами описываемый метод предполагает изучение как лингвистического, так и психологического аспекта речевых действий и текстов.

Текст как продукт речевой деятельностиТекст рассматривается как продукт речевой деятельности, в котором, как и в речевом акте,

Слайд 10В рамках данного метода лингвистический анализ проводится на языковом, речевом

и содержательно-смысловом уровнях организации текста.

Характеристики средств формирования и формулирования мысли

представляют собой языковой уровень текста. В качестве языковых характеристик речевого сообщения (текста) подвергаются анализу:
- объем текста;
- лексическая насыщенность;
- лексическая вариативность;
- правильность отбора лексических единиц;
- правильность грамматического оформления высказывания.
Иными словами, это характеристики знания лексических единиц языка и правил грамматического оформления высказывания.

В рамках данного метода лингвистический анализ проводится на языковом, речевом и содержательно-смысловом уровнях организации текста.Характеристики средств формирования

Слайд 11На речевом уровне анализируются связность и комплексированность высказываний. Одной из

наиболее существенных характеристик текста является его семантико-смысловая цельность, которая проявляется

в смысловом единстве текста. Условием цельности текста является его связность. Различают связи слов в простом предложении, связи частей сложного предложения, межфразовые связи текста, суждения в целом.
Важной характеристикой текста является и комплексированность. Комплексированность высказываний отражает индивидуальные особенности мышления говорящего.
Содержательно-смысловой, или предметно-смысловой (по терминологии И.А. Зимней), уровень высказываний отражается в полноте и точности денотатной схемы, предикативной структуре высказывания, характеризующей динамичность развития ситуации, различных смысловых связях и отношениях, логичности и последовательности повествования, соответствии основной теме.


На речевом уровне анализируются связность и комплексированность высказываний. Одной из наиболее существенных характеристик текста является его семантико-смысловая

Слайд 12
При изучении психологического аспекта речевых действий авторы, опираются на модель

целостного структурно- функционального анализа действий человека, разработанную А.И. Крупновым.
Эта

модель предполагает анализ каждого конкретного действия с различных сторон:
- операционально-динамической,
- мотивационной,
- когнитивной,
- продуктивно-результативной,
- эмоциональной,
- регуляторно-волевой.
Каждый из названных компонентов, в свою очередь, содержит по две переменные, позволяющие охарактеризовать его с двух противоположных полюсов.

При изучении психологического аспекта речевых действий авторы, опираются на модель целостного структурно- функционального анализа действий человека, разработанную

Слайд 13Операционально-динамический компонент деятельности характеризует сам процесс реализации действия и может

быть описан такими признаками, как степень выраженности стремлений к продолжению

начатого действия, разнообразие операций, приемов и вариантов его реализации, сила, скорость, интенсивность выполняемого действия и т.п.

В качестве единиц мотивационного компонента выступают коммуникативно-деятельностные потребности личности. С одной стороны, этот компонент является сильно подверженным индивидуализации, однако с другой стороны, в силу своей многогранности, многосложности он оказывается труднодоступным для исследователя, и поэтому в психологической литературе очень мало данных о текстовой репрезентации личности на этом уровне.

Операционально-динамический компонент деятельности характеризует сам процесс реализации действия и может быть описан такими признаками, как степень выраженности

Слайд 14Когнитивный компонент характеризуется по степени осмысления заданной темы, отмечается общая

направленность высказывания на осмысление, анализ ситуации, или

просто на ее описание. Об осмысленности свидетельствуют сопоставления, обобщения, выражения причинно-следственных отношений, категории оценочности. Для характеристики описательности используются показатели количества описаний действий в представленных высказываниях.

Продуктивно-результативный компонент определяется успешностью выполнения деятельности и чувством удовлетворенности (или неудовлетворенности) ее результатами.

Когнитивный компонент характеризуется по степени осмысления заданной темы, отмечается общая направленность высказывания на осмысление,  анализ

Слайд 15Эмоциональный компонент возможно изучать по показателям эмоциональной насыщенности и эмоциональной

окрашенности речемыслительных процессов. Эмоциональная насыщенность (выразительность) проявляется в характере формирующихся

у человека эмоциональных состояний при выполнении деятельности, и соответственно, эмоциональной насыщенности и окрашенности продуцированного текста. В этом компоненте переменная стеничности указывает на преобладание положительных эмоций, а астеничности — отрицательных.

Регуляторные характеристики (активность или пассивность регуляции) анализируются по таким признакам, как наличие или отсутствие волевых усилий в действиях, строгая логическая последовательность или хаотичность действий, самоконтроль речевой деятельности, выражающийся в усилении, уточнении или подтверждении мыслей.

Эмоциональный компонент возможно изучать по показателям эмоциональной насыщенности и эмоциональной окрашенности речемыслительных процессов. Эмоциональная насыщенность (выразительность) проявляется

Слайд 16Компьютерные программы психолингвистического анализа текста
Со времени появления компьютера исследователи текста

активно стали изучать его возможности для автоматизированного подсчета различных факторов

(лингвистических категорий), которые уже после этого могли быть подвергнуты анализу и содержательной интерпретации.
Кроме того, есть потребность в экспертных программах, которые бы делали анализ независимо от эксперта, обеспечивая большую объективность выводов. Сегодня уже почти все формальные исследования в экспериментальной психолингвистике могут быть проведены при помощи специальных компьютерных программ. Вместе с тем, поскольку круг проблем, решаемых психолингвистикой, чрезвычайно обширен, создать программу, которая бы соответствовала всем требованиям, сложно.

Компьютерные программы психолингвистического анализа текстаСо времени появления компьютера исследователи текста активно стали изучать его возможности для автоматизированного

Слайд 17Зарубежные программы психолингвистического анализа текста
Самой удачной программой признают Prostyle (США):
-

осуществляет немедленный анализ любого вводимого текста,
- выводит в порядке

номеров факторы, позволяющие провести статистический анализ значения в любых расхождениях в двух исследуемых текстах.
Еще одна из наиболее известных программ - IEA (Intelligent Essay Assessor):
- позволяет выявить стилистические ошибки,
- полноту раскрытия темы по заданным семантическим критериям. Первоначально созданная для оценки студенческих работ. Может иметь и более широкое применение, в том числе используется и в судебной психологии.
Довольно известна и программа LSA (латентно-семантический анализ-ЛСА). Это теория и метод для извлечения контекстно-зависимых значений слов при помощи статистической обработки больших наборов текстовых данных. В последние годы этот метод использовался и в области поиска информации, и в задачах фильтрации и классификации.

Зарубежные программы психолингвистического анализа текстаСамой удачной программой признают Prostyle (США):- осуществляет немедленный анализ любого вводимого текста, -

Слайд 18Компьютерный психолингвосемантический анализ текстов
Научно-исследовательский центр ЯМИР разработал технологии автоматического анализа

текстов, позволяющие, в частности, определять эмоциональное состояние автора материала в

момент его написания и выявлять скрытые (подсознательные) послания в тексте.
Программа, разработанная с участием врача- психотерапевта и журналиста, выделяет не только набор тезисов, но и моделирует способ мышления человека. В результате анализа из текста выделяется главная мысль, которую автор текста хотел донести до читателей, но по различным причинам не смог или не захотел этого сделать (подсознательное, скрытое послание).
Также в программу включен модуль фоносемантического анализа.
Кроме того, анализ текста позволяет выполнять многомерную логическую свертку ранее автоматически выявленных и подготовленных тезисов и скрытых посланий.

Компьютерный психолингвосемантический анализ текстовНаучно-исследовательский центр ЯМИР разработал технологии автоматического анализа текстов, позволяющие, в частности, определять эмоциональное состояние

Слайд 19Российские программы психолингвистического анализа текста
В России сейчас широкое распространение получили

компьютерные программы фоносемантического анализа текстов.
Принцип фоносемантического анализа с последовательной психолингвистической

интерпретацией результатов этого анализа лежит в основе компьютерной программы «Фоносемантический анализ фамилии», созданной центром «Компьютерные психотехнологии».
Воспользовавшись услугами, предоставляемыми на сайте http://www.familii.com.ru, можно узнать, как окружающие воспринимают вашу фамилию и имя, какой (фоносемантический) смысл заключает в себе ваша фамилия.
Минский Центр «Компьютерные психотехнологии» предлагает онлайновые исследования фамилий людей. На сайте http://www.psevdonim.ru представлена компьютерная психолингвистическая программа анализа фамилии и имени человека. Там можно сделать заказ на исследование своей собственной фамилии, а также поинтересоваться результатами анализа фамилий известных людей - политиков, бизнесменов, артистов.
Российские программы психолингвистического анализа текстаВ России сейчас широкое распространение получили компьютерные программы фоносемантического анализа текстов.Принцип фоносемантического анализа

Слайд 20ПСИ-офис 2.1 - cистема психолингвистического анализа текстов, включающая 3 компонента:
-

программа поиска вложенных слов в тексте, т.е. слов, «спрятанных» внутри

и на переходах между словами;
- программа поиска повторяющихся фрагментов текста при анализе «автоматического письма» (такие тексты пишутся с целью анализа текущих подсознательных процессов);
- программа синтеза подсознательного компонента текста.

Научной группой «DIAMOND-МИФИ» при кафедре «Компьютерные системы и технологии» под руководством Ю. Карпова, Ю.А. Попова и В.И. Рыжкова разработана психолингвистическая технология, предназначенная для идентификации и исследования эмоционально-интеллектуальной структуры личности и оценки кратковременной словесно-логической памяти, определяющей возможности человека в практической внешней деятельности, в организационной деятельности и в области теории. Технология также позволяет определить приоритет интересов личности, её способностей и методов решения проблем.


ПСИ-офис 2.1 - cистема психолингвистического анализа текстов, включающая 3 компонента:- программа поиска вложенных слов в тексте, т.е.

Слайд 21Компьютерный метод лингва-экспресс В.И. Батова
С помощью этого метода возможно раскрыть

психологическое содержание текста как продукта речевой деятельности, т.е. определить особенности

речевого поведения, глубинных психических свойств или характера человека (автора или авторов текста) и переживаемых им (в момент порождения текста) состояний.

Банк языковых и психологических характеристик программы ЛИНГВА-ЭКСПРЕСС содержит более 70 наименований. Это намного превышает обычный набор характеристик среднестатистического россиянина: исследования показали, что психологический уклад обычного нашего соотечественника описывается 12-20 признаками.

Компьютерный метод лингва-экспресс В.И. БатоваС помощью этого метода возможно раскрыть психологическое содержание текста как продукта речевой деятельности,

Слайд 22Психолингвистическая экспертная система лексического и контент-анализа текстов ВААЛ В.П. Белянина


Позволяет выявлять акцентуацию автора текста. Особый блок этой программы -

ПАТ (психиатрический анализ текста) - предполагает выявление соотнесенности между лексическими элементами текста и возможной акцентуацией его автора. ПАТ позволяет определить выраженность в анализируемом тексте таких акцентуаций, как:
- паранойяльность (в терминах автора – «светлые» тексты),
- возбудимость, или эпилептоидность («темные»тексты),
- гипертимность, или маниакальность («веселые» тексты),
- депрессивность («печальные» тексты),
- истероидность, или демонстративность («красивые» тексты) и т.д.
Позволяет создать словарь текста, привести его в нормализованный вид и разнести имеющиеся в тексте слова по разным классам.
Программа ВААЛ позволяет производить количественный подсчет лексики как в абсолютных, так и в относительных величинах.

Программа активно используется составителями рекламных тестов и в сфере public relatons.
Психолингвистическая экспертная система лексического и контент-анализа текстов ВААЛ В.П. Белянина Позволяет выявлять акцентуацию автора текста. Особый блок

Слайд 23Системы выявления плагиата
В последние годы активно разрабатываются системы выявления плагиата

с использованием Internet, которые могут помочь издателям и учебным заведениям

обнаруживать украденную интеллектуальную собственность.
В частности, Колин Нейл, Ганеш Шанмагантан сообщают о разработке такой системы с использованием поисковой машины Google. Фрагменты текста, которые на основании грамматического разбора идентифицируются как потенциальные «горячие точки», преобразуются в образцы для поиска. Преобразование проводится двумя способами:
- поиск точных соответствий фрагментов предложения (Google ограничивает длину фрагмента десятью словами);
- контекстных совпадений ключевых слов (которые определяются с помощью распознавателя частей речи QTAG).
Детектор просматривает возвращаемый из Google список ссылок, чтобы удалить лишние и повторяющиеся URL и определить наиболее явные совпадения для каждого фрагмента текста и входного файла в целом. При подсчете индекса плагиата документа учитываются число и степень совпадения найденных текстов, стандартное отклонение индексов Флеша и результаты грамматического анализа. Индекс плагиата устанавливается в диапазоне от одного до пяти и в отчетах обозначается отметкой на пятицветной шкале — от зеленой для «полностью невиновных» до красной для «особо провинившихся».

Системы выявления плагиатаВ последние годы активно разрабатываются системы выявления плагиата с использованием Internet, которые могут помочь издателям

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика