Слайд 1Анатолий Рыбаков
«Дети Арбата»
Презентация по литературе в 9 классе
Подготовила
учитель МОУ «ООШ п. Чапаевский Пугачёвского района Саратовской области»
Т.В.
Носова
Слайд 2Рыбаков(Аронов) Анатолий Наумович
(14.01.1911-23.12.1998)
Слайд 3 Родился 14 января 1911 в Чернигове, сын инженера. С 1918
жил в Москве, где окончил школу и поступил в Московский
институт инженеров транспорта.
5 ноября 1933 года, будучи студентом Транспортного института, был арестован и осужден по статье 58-10 ("контрреволюционная агитация и пропаганда") на три года ссылки. После окончания ссылки скитался по стране, работал шофером, слесарем и т.д.
Слайд 4 С самого начала войны мобилизован в армию. Прошел с боями
от Москвы до Берлина, награжден многими орденами и медалями; начав
войну рядовым, окончил ее в звании майора, в должности начальника автослужбы гвардейского стрелкового корпуса.
Слайд 5 Первая его повесть, «Кортик», вышла в 1948 году и сразу
имела большой успех, как и другие книги писателя — «Водители»,
«Бронзовая птица», трилогия «Приключения Кроша», «Тяжелый песок»... А роман «Дети Арбата», вышедший в 1987 году, стал настоящим событием в литературной жизни России.
Слайд 6Тема - историческая и художественная правда о трагическом периоде в
развитии нашего общества.
Проблема - воссоздать пласты недавней живой истории -
как неотъемлемую часть духовной и социальной экологии;
раскрыть взаимосвязи между политикой и нравственностью - главный конфликт времени.
Идея - через историю семерых самых разных по характеру и социальному положению людей, переживших 34-й год, "обозначить кольца роковых лет, стягивавшие горло нашей общей судьбы" .
Сюжет - в основе его - жизнь героев на фоне строительства социализма в двух планах: на воле и в заточении. Сюжетные линии существуют параллельно, не пересекаясь.
Слайд 7
Группировка образов - помогает раскрыть идею произведения: герои распадаются на
две противостоящие оппозиции, во главе которых Сталин и Панкратов.
Интонация повествования
- очерковая, автору важно было стилизовать изложение под документальную хронику времени. Поэтому в канву повествования входят приметы облика обновляющейся Москвы и стихия характера, в котором честолюбие приобрело чудовищные формы.
Слайд 8
«Дети Арбата«»- это художественное осмысление пережитого народом, это роман о
правде жизни, это история семерых из поколения молодых людей пореволюционной
и предвоенной эпохи.
Начиная работу над романом, А. Рыбаков остановился на семерых действующих лицах (Саша Панкратов, Юра Шарок, Нина и Варя Ивановы, Лена Будягина, Максим Костин, Вадим Марасевич). Все они жили по соседству, дружили, делились сокровенными мыслями. Казалось, герои должны пройти один жизненный путь. Но драматически закончившийся убийством С. М. Кирова 1934-й год высветил главное в характерах персонажей. Каждому из них предстояло сделать выбор...
Слайд 9 Жизнь экзаменовала каждого из семерых повзрослевших героев вариантом выбора.
Каждый
делает выбор. Честный и принципиальный Панкратов выбрал верность долгу, человечность
- и стал средоточием моральной силы. Шарок избирает силу власти, которая определяет его бытие, снимает с него всякую ответственность.
Рыбаков показывает, как проходит через душу каждого героя водораздел между моралью человеческой и общественной.
Слайд 10 Работая над романом, А. Рыбаков понял, что в канву романа
все более властно стал входить Сталин: "Я все отчетливее осознавал,
что без него - главной фигуры - картина эпохи не будет воссоздана во всем объеме".
Во времена, описываемые в «Детях Арбата» (с 1934 года), Сталин был не просто главой государства — он был великим вождем, «мудрым, справедливым и всевластным». Ему удалось полностью подчинить своей воле миллионы людей, с разным социальным положением, взглядами на жизнь, убеждениями.
Слайд 11 Центральной фигурой романа является Саша Панкратов, немаловажное место занимают
и его друзья.
Саша — честный, прямолинейный человек, который не
может противиться собственной совести, борется за справедливость, протестует против ложных обвинений. Но именно эта особенность и становится главной причиной жизненной драмы, произошедшей с Сашей.
Слайд 12
Панкратов близок по судьбе автору; вырос на Арбате, учился в
МОПШКе. Среда сформировала крепкий характер прямого и честного человека, не
способного на предательство ни идей, ни идеалов, ни друзей. Он из тех людей, которые не гнутся, а ломаются. Саша не мог постичь, как в свободной стране могла с ним случиться такая беда, но нашел в себе мужество и в тюрьме, и в ссылке оставаться человеком, не отказываясь от идеалов: "...он хочет выйти отсюда - да, но хочет выйти чистым и перед партией и перед совестью".
Слайд 13 Духовное становление личности Саши протекало в крайне тяжелых условиях. Ему
пришлось пройти через все круги ада, через которые прошли многие
граждане Советского Союза: обыск в доме, арест, слезы родных и близких, жестокие нравы и ужасающая обстановка тюрьмы, допросы с применением запрещенных методов и средств, ссылка в отдаленную местность, долгие и мучительные скитания по сибирским трактам.
Слайд 14 Саша, несмотря ни на что, остается сильным и бескомпромиссным человеком,
выживает в жестоких, тяжёлых условиях, потому что не отрекается от
существующих человеческих ценностей, в его сознании четко прослеживается убеждение: «Человеческое в человеке не убито и никогда не будет убито».
Слайд 15 Автор говорил, что написав роман о сталинском времени выполнил дело
своей жизни. В 1989 году вышло его продолжение — роман
«Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году — роман «Страх», в 1994 году — «Прах и пепел».
Слайд 16 Мужественному, не потерявшему веру писателю удалось показать исторически точно события
30-х годов, раскрыть сущность людей, руководивших государством, развенчать те судебные
процессы, которые происходили над честными людьми. В "Детях Арбата" психологически обосновываются поступки героев и их мысли.
Автор рассказал об эпохе, в которой обесценивалась человеческая жизнь, когда расстреливали без суда, а судили после расстрела, когда личное мнение расценивалось как измена родине.
Слайд 17 Евгений Евтушенко говорил: "После этого романа невозможно будет оставить те
же учебники по истории в библиотеках и школах".
Тысячи, может
быть, десятки тысяч прочтут исторические исследования о Сталине. Миллионы прочли "Дети Арбата" и составили свое мнение. И не только у нас. Роман был издан в 52 странах!
Слайд 18Использованые материалы
Литвинова В.И. Методические рекомендации по проведению урока внеклассного чтения:
Правда жизни в романе А. Рыбакова «Дети Арбата»// http://www.km.ru/referats/1903C84288804B12BDAEF7ABFA3100C7
Кадры
из сериала «Дети Арбата»(2004 год)
Слайд 19Ссылки на фото:
http://900igr.net/datai/literatura/Den-rozhdenija-pisatelja/0004-009-14-janvarja-100-let-so-dnja-rozhdenija-Anatolija-Naumovicha-Rybakova.jpg
http://www.otvm.ru/files/kat/1300959106_1.jpg
http://www.mdk-arbat.ru/main-book-image/655594
http://alefmagazine.com/upload/05_kniga1.jpg
http://bookfinder.su/ViewImage.php?isbn=9785289018779&psfx=b
http://fb2-knigi.ru/images/tyajelii_pesok.jpg
http://www.nlit.ru/r/rybakov.htm
http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=26&tek=12414&issue=153
http://takie.org/_nw/12/s36270865.jpg
http://www.livejournal.ru/
http://s019.radikal.ru/i611/1205/62/12372000a976.jpg
http://www.booksprice.ru/books/1523506.html
http://www.kyda-komy.ru/MSov3.html
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/339/77339726_10.jpg