Разделы презентаций


Анатомо-физиологические механизмы речи

Содержание

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет представить сложный механизм речи. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Анатомо-физиологические механизмы речи

Анатомо-физиологические механизмы речи

Слайд 2Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой

деятельности, позволяет представить сложный механизм речи.
Речевой акт осуществляется сложной системой

органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет представить сложный механизм речи. Речевой

Слайд 3 Строение речевого аппарата.
Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между

собой частей:

центрального (регулирующего) речевого аппарата

периферического (исполняющего) речевого аппарата.

 Строение речевого аппарата.Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата периферического

Слайд 5Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из:

коры головного

мозга (преимущественно левого полушария)

подкорковых узлов

проводящих путей

ядер ствола (прежде всего

продолговатого мозга)

нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.
Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из:коры головного мозга (преимущественно левого полушария)подкорковых узловпроводящих путей ядер

Слайд 6Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?
Речь, как

и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается в основе рефлексов.

Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга.   Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга ( у левшей правого).
— Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).
— Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражители (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи.
— Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга.
— Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение  письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).
— Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.
— Проводящие пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность речевого аппарата – центробежные (двигательные) нервные пути. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.
Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается

Слайд 7От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к

коре головного мозга, идут центростремительные пути. Центростремительный путь начинается в проприорецепторах

и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставныхповерхностях двигающихся органов. Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность.

Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга.
От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути. Центростремительный путь

Слайд 8В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого

аппарата иннервируются (иннервация –  обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными

волокнами, клетками) черепно-мозговыми нервами. Главными из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.
— Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;
— Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движение губ, надувание и втягивание щек;
— Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.
— Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.
Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.
Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру.
В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация –  обеспеченность какого-либо органа

Слайд 92. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
Дыхательного
Голосового

Артикуляционного (звукопроизводящего)

2. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:  Дыхательного  Голосового  Артикуляционного (звукопроизводящего)

Слайд 10В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.
Произнесение речи

тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В

процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голособразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной – газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.
Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.
Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в трахею. На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет её полость от попадания пищи и слюны.

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в

Слайд 11Артикуляционный отдел.
Основными органами артикуляции являются: — язык — губы — челюсти (верхняя

и нижняя) — твердое небо — мягкое небо — альвеолы Из них язык, губы,

мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными
Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются: — язык — губы — челюсти (верхняя и нижняя) — твердое

Слайд 13Главным органом артикуляции является язык.

Язык —  массивный мышечный орган. При сомкнутых

челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка

подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка. В подвижной части языка различают: кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку.

Главным органом артикуляции является язык.Язык —  массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость.

Слайд 14Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам,

зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том,

что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам. Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.
Надставная труба – это всё то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.
Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам. Артикуляция и

Слайд 15П о н я т и е   о б   о

б р а т н о й   с в я

з и.
П о н я т и е   о б   о б р а т н о й  

Слайд 16Эта связь функционирует по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому.
Для

правильного осуществления речевого акта необходим контроль:
с помощью слуха;
через кинестетические

ощущения.

При этом особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен.

Слуховой же контроль действует лишь в момент произнесения звука. Благодаря звуковому контролю человек замечает ошибку. Чтобы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и проконтролировать её.
Эта связь функционирует по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому.Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль:с помощью

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика