Слайд 1АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА
Презентацию выполнил студент 31 группы ПМК Пириев
Т. А.
Слайд 2Периоды детского возраста:
Период внутриутробного развития:
Эмбриональный (от зачатия до 11-12 нед.)
Фетальный
(с 11-12 нед. до родов)
Период новорожденности – от рождения до
28 дней жизни:
Ранний неонатальный – первая неделя жизни
Поздний неонатальный от 7 по 28 сутки жизни
Грудной период – 28 дней- 1 год жизни
Преддошкольный (ясельный) период – от 1 года до 3 лет
Дошкольный период – от 3 до 6 лет
Период младшего школьного возраста или отрочества – от 6 до 12 лет
Период старшего школьного возраста или период полового созревания – от 12 до 18
Подростковый период 10 – 18 (20) лет
Слайд 3Особенности периода
новорожденности:
Основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия
Наблюдаются
пограничные состояния
Болезни имеют свои особенности, при этом чаще встречаются:
внутриутробные инфекции,
врождённые пороки развития,
повреждения нервной системы,
гнойно-септические заболевания,
склонность к генерализации процесса
Слайд 4Высокие темпы физического и психического развития, а именно:
Масса тела к году – утраивается,
рост увеличивается на 25 см
окружность головы увеличивается на 12 см
активно развиваются условные рефлексы и к концу года – речь
В первые 3-4 мес. повышенная устойчивость к инфекциям (иммунитет матери)
Высокая чувствительность к вирусно-бактериальным инфекциям
Склонность к генерализации воспалительного ответа, к общей реакции на любое воздействие.
Особенности грудного
периода:
Слайд 5Особенности преддошкольного периода:
Темпы психического развития опережают физическое развитие
Увеличивается восприимчивость
к детским инфекциям
Часто наблюдается рахит, респираторные заболевания
Слайд 6Особенности дошкольного периода:
Процессы роста замедляются, но совершенствуются функциональные возможности
Возраст подражания
Период
активного развития тонких навыков
Заметно снижается склонность к генерализации процессов
Часты детские
инфекции
Часто проявляются детские болезни
Слайд 7Особенности младшего школьного возраста:
Завершается структурная дифференцировка тканей
Появляются сила, быстрота, выносливость
(нарастает мышечная масса, крепнет скелет)
Происходит стабилизация функций ФВД
Происходит смена зубов
Высокая
частота аллергических и иммунокомплексных заболеваний
Слайд 8Особенности старшего
школьного возраста:
Период полового созревания
Период формирования характера и личности
Характерны функциональные
расстройства нервной, сердечнососудистой систем, дисфункция эндокринной системы
Обостряются ранее перенесённые заболевания
(аллергические, хронические, инфекционные и др.)
Слайд 9Особенности кожи:
Эластичные волокна появляются с 4 мес.
Защитная функция слабее, чем
у взрослых
Кожа богато васкуляризирована
На тепло и холод дети до года
реагируют расширением сосудов
Потоотделение начинается с 1 мес.
Сальные железы функционируют внутриутробно. Наиболее активны на 1 году и в пубертате
Число жировых клеток увеличивается на 1 году жизни, а размеры – с рождения до 6 лет
Жир в раннем возрасте отличается большей плотностью,т.к. больше содержит насыщенных жирных кислот.
Слайд 10Особенности костной
системы:
Кости более мягкие, эластичные, легко изгибаются и деформируются, менее
ломкие
В костях новорожденного много воды и мало солей
Физиологическое состояние на
1 году- плоскостопие и небольшая косолапость
Слайд 11Особенности органов
дыхания
НОС:
Относительно малые размеры
Узкие носовые ходы
Отсутствует нижний носовой ход
Слизистая рыхлая
и легко отекает
Придаточные пазухи формируются к 2 годам
Широкий слёзно-носовой проток
ГЛОТКА:
Слабо
развиты крипты и сосуды миндалин
Частая гиперплазия лимфоидной ткани к концу 1 года
ГОРТАНЬ:
Узкий просвет с сужением в подсвязочном пространстве
Интенсивно растёт на 1 году жизни и в пубертате
Ложные голосовые связки растут от 3 до 7 лет
Слайд 12Бронхолёгочная система
Угол отхождения обоих бронхов в раннем возрасте одинаков
Грудная клетка
относительно мала, основное место занимает средостение
Рёбра расположены горизонтально
Лёгочная ткань и
бронхиальное дерево богато васкуляризированы
Короткое расстояние между надгортанником и бифуркацией бронхов
Слабые механизмы очищения трахеобронхиального дерева
В паренхиме лёгких больше коллагеновых волокон
Диафрагмальный тип дыхания
Слайд 13Особенности дыхательной
системы
Глубина дыхания, абсолютный и относительный объёмы одного дыхания меньше,
чем у взрослого
Частота дыхания тем больше, чем моложе ребёнок
Газообмен
осуществляется более энергично, чем у взрослых
Слайд 14Особенности сердечнососудистой системы:
Сердце:
Баталлов проток закрывается к 6 неделе, аранциев к
2-3 мес., овальное окно к 6-7 мес.
Неравномерное увеличение отделов сердца
Горизонтальное
до 2-3 лет, затем к 3-4 годам – косое расположение сердца
До 2 лет рассыпчатый тип кровооснабжения, до 5-7 лет – сниженный и после 7 лет – магистральный
Сосуды:
Просвет сосудов относительно широк, артерии равны венам
Стенки артерий более эластичны и АД поэтому ниже
Вены растут более интенсивно
Проницаемость капилляров у детей выше
Слайд 15Функциональные особенности сердечнососудистой системы:
Высокий уровень выносливости и трудоспособности детского сердца
Сердце
выполняет относительно большую работу, чем у взрослого
Физиологическая тахикардия
Ограниченные резервные возможности
сердца в раннем возрасте из-за ригидности миокарда, короткой диастолы, тахикардии
Неравномерность роста отдельных частей средца
Слайд 16Частота сердечных сокращений у детей (в мин)
САД до года =
76+2n; САД после года = 90+2n
ДАД = 1/2-2/3 от САД
Слайд 17Особенности системы пищеварения
Особенности ротовой полости:
Малый объём ротовой полости,
Относительно большой
язык,
Хорошо развитые мышцы рта и щёк
Слюнные железы до 3-4 мес.
функционируют недостаточно
Желудок расположен горизонтально, дно и кардиа развиты слабо, а пилорический сфинктер – хорошо.
Секреторный аппарат на 1 году развит слабо, кислотность и ферментативная активность более низки
Рост и дифференцировка поджелудочной железы продолжается до 14 лет
Печень имеет относительно большие размеры, дифференцировка завершается к 8 годам.
Слайд 187. Кишечник относительно длиннее, брыжейка более длинная.
8. Сигмовидная кишка относительно
длиннее
9. Слизистая и подслизистый слои прямой кишки слабо фиксированы
10. Активность
секреторного аппарата кишечника более низкая
11. Всасывательная способность более выше
12. Время прохождения пищевых масс у детей короче
13. Биоценоз кишечника легко нарушается.
Слайд 19Особенности мочевыделительной системы:
Морфологическое созревание коркового вещества почки заканчивается к 3-5
годам, всей почки – к 7 годам.
Для выведения равного количества
шлаков детям требуется больше воды, чем взрослым, поэтому обезвоживание у них наступает быстрее
Мочеточник в раннем возрасте относительно шире, более извилист, гипотоничен, что предрасполагает к застою мочи и инфекции
В раннем возрасте эффективность почки в регуляции КОС ниже, чему взрослых.
Слайд 20Особенности этапности кровообращения в процессе развития плода и ребёнка (желточный
мешок, печень, селезёнка, костный мозг и лимфоузлы, тимус)
Трансформация красного
костного мозга в жёлтый в 4 года
Легко возникающая метаплазия и переход к эмбриональному кровообращению
Метаплазия лимфоидной ткани
В костном мозге больше в 2-4 раза недифференцируемых бластов и миелобластов, чем в норме у взрослых
На протяжении 3-4 мес. циркулирует фетальный гемоглобин
Перекрёст нейтрофилов и лейкоцитов на 5 день жизни и на 4-6 году жизни
Особенности системы крови
Слайд 21Возрастная динамика изменения нейтрофилов и лимфоцитов
Слайд 22Изменения содержания иммуноглобулинов в крови детей в зависимости от возраста
Слайд 23Особенности нервной системы
Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 5 лет.
Кора
новорожденного не зрелая, основная функция- таламо-паллидарной системы
Развития всех рефлексов зависит
от зрелости нервной системы и самих рецепторов.
Новорожденные реагируют на вкусовые раздражители, слышат, отмечается светобоязнь
Слайд 24У новорожденного выражен суммарный пищевой рефлекс, существуют рефлексы Моро, Робинзона,
Бабинского
На 2-3 нед.- рефлекс на положение при кормлении и при
покачивании в люльке
Со 2 мес. – ориентировочные реакции, держит хорошо голову
В 3 мес. натуральный зрительный рефлекс, узнаёт мать, начинает гулить
В 4 мес. отличает цвета и звуки, переворачивается, тянет руки
В 5 мес. узнаёт близких, сидит.
В 6 мес. выражены эмоциональные, голосовые и мимические реакции
В 7 мес. играет погремушкой, лепечет, хорошо сидит
В 8 мес. отыскивает предмета взглядом, сам сидит и стоит
В 9 мес. ищет игрушки, пытается ходить
В 10 мес. ориентируется в названии предметов, повторяет слоги и звуки
В год произносит до 8-10- слов, ходит, приседает